Красный и белый террор в Прикамье в 1919 г.
voencomuezd.livejournal.com Граждан Петра Шарапова, Александра Остапова и Василия Кириллова за участие в порках, конфискациях, дележке имущества у коммунистов и пр. как членов белогвардейской следственной комиссии применить к ним высшую меру наказания, т.е. расстрел, но принимая во внимание ихний низкий культурный уровень, расстрел заменить общественными принудительными работами в концентрационном лагере Шарапова на 5 лет, Остапова и Кириллова по три года.
г. Пермь
15 августа 1919 г.
Именем Российской Социалистической Советской Федеративной Республики 1919 года августа 25 дня Пермский губернский революционный трибунал в публичном судебном заседании в составе:
Председателя: Комольцева
Членов трибунала: Дудина
Сафронова.
Разобрав дело по обвинению граждан завода Пожва Ильи Негодяева, Александра Остапова, Василия Кириллова, Сергея Беляева, Петра Шилонцева, Александра Корякина, Ивана Корякина, Петра Шарапова и Степана Бородина в состоянии членами следственной комиссии в белогвардейском правительстве в з. Пожва, порке, расстреле, конфискациях и пр. у коммунистов, принимая во внимание, что все привлеченные к ответственности обвиняемые признали себя виновными в предъявленных к ним обвинениях, исключая расстрел коммунистов. Ссылка же их на то, что они действовали под давлением и указкой белогвардейского офицерства, ничем не доказана.
Постановил:
1) Граждан Петра Шарапова, Александра Остапова и Василия Кириллова за участие в порках, конфискациях, дележке имущества у коммунистов и пр. как членов белогвардейской следственной комиссии применить к ним высшую меру наказания, т.е. расстрел, но принимая во внимание ихний низкий культурный уровень, расстрел заменить общественными принудительными работами в концентрационном лагере Шарапова на 5 лет, Остапова и Кириллова по три года.
2) Ивана Корякина как коммуниста, который должен был эвакуироваться и стать в ряды для защиты власти Советов, защиты партии, но он остался р Пожве и поступил на белогвардейскую службу секретарем земской управы — лишить права поступления на должность в советских учреждениях и лишить права выбора в Советы в течение одного года, уведомить РКП(б), дабы она исключила Корякина из своих рядов как дезертира и изменника.
3) Корякина Александра, Шилонцева Петра, Негодяева Илью отправить на общественные принудительные работы в концентрационном лагере по одному году.
4) Беляева Сергея как участника в порках и пр. признать виновным, но, принимая во внимание его малосознательность и малодушие, от наказания освободить.
5) Степана Бородина как торгаша-кулака, участника в конфискациях отправить на общественные принудительные работы в концентрационный лагерь на шесть месяцев.
Председатель Комольцев
Члены Дудин, Сафронов
Гражданская война в Прикамье. Пермь, 2008. С.400-401
А где же поголовные расстрелы?!!!)))
Что до белого террора, то имеющиеся в сборнике документы представляют в основном донесения милиции и военного начальства об арестах тех-то и тех-то большевиков и "большевиков", которые произносили нехорошие речи в городе. Террор собственно военных частей в губернии отражен слабовато. Ни слова, например, об закалывании штыками штурмовиками Пепеляева половины плененного красного полка (что удостоверено и красными, и белыми газетами). Впрочем, цифры конкретно убитых небольшие. Делегат от Покровской волости, например, рассказывал, что в его волости при населении в 4000 человек убито 35, многие выпороты (с.349). Причем это он считал за "страшный террор". В Альняшинской волости расстреляно 5 человек, из них один красноармеец-коммунист, выданный "сродниками". Впрочем, волость была всегда контрреволюционной - еще 10 сентября 1918 г. здесь был организован офицером Балабановым белоповстанческий отряд, в который вступило, по словам совдокладчика, 576 человек (дальше он, правда, называет другую цифру - 554), а в красный отряд коммунистов и сочувствующих - только 47. Отряд, по подсчетам совдоклада, убил до 10 декабря около 350 коммунистов и сочувствующих самыми жестокими способами (с.367-368). В книге, кстати, есть и неплохие документы о знаменитом Сепычевском восстании, включая одну белогвардейскую корреспонденцию, которые подтверждают, что хваленое "народное восстание" было организовано контрреволюционными элементами (включая урядников и офицеров), которые подбили к выступлению лиц, противившихся мобилизации в Красную армию и борьбе на фронте за "власть большевиков, попирающих свободу". О продразверстке даже речи нет.
Вместе с тем вызывает интерес строки из обзора деятельность всех ЧК за вторую половину 1919 г. В документе написано: "Хотя точный подсчет и не сделан по всей губернии, но по статистическим данным, которые имеются в губчека, можно сказать, что расстреляно белыми 2558 человек, отпорото 1677, арестовано 5471, пострадали имущественно 5471". (с.428-429).
Цифры, конечно, интересные, но не будем забывать афоризм Марка Твена про статистику. И опять же совпадение числа пострадавших имущественно и арестованных вызывает вопросы. А что, кого не арестовывали, от реквизиций не пострадал?
А, страшный красный террор... Конечно, и он был. Из той же сводки:
Зарегистрировано дел: по контрреволюции - 204 дел и 435 обвиняемых; шпионаж - 71 дело и 113 обвиняемых; выдача коммунистов и советских деятелей... 658 дел и 1128 человек.
избиение и расстрел коммунистов 71 - 122
служба у белых - 532
агитация - 223
спекуляция - 109
саботаж - 68
преступление по должности - 214
пьянство и картежная игра - 75
дезертирство - 62
уголовные преступления - 182
хранение оружия - 41
измена революции - 17
выяснение личности - 89
[...]
Секретно-операционный отдел
В секретно-операционном отделе за истекшее полугодие:
произведено арестов — 1010 человек, отдел арестовано 505
произведено расследование и создано дел 1834 [...].
Особый отдел
Заведено дел 226. Все они окончены на заседании Коллегии губчека.
Подвергнуто расстрелу 10 [чел.], в концентрационный лагерь 27 [чел.].
По Осинскому уезду с 12 октября по 1 января 1920 г. арестовано 250 чел., закончено 151 дело.
И да, корпорательлжи может обратить внимание на доклады Карательного (тюремного) отдела от начала 1920 г. на страницах 430-434. В тюрьмах губернии на 12 января наличествовало около 1.5 тыс. заключенных, что превышало количество мест в местах заключения в среднем на 25-30%. Проходимость заключенных составила: июль - 411, август - 816, сентябрь - 1046, октябрь - 1057, ноябрь - 991, декабрь - 973.
И стоит учесть, что после отхода Колчака дезертиров по лесам, бывших колчаковских служащих, так или иначе работавших на белых, а также законспирированных агентов, которые не отказывались от попыток поднять восстания - в губернии оставалось просто до черта. Настроение практически всех слоев более чем среднее, упорные слухи о возвращении белых ходили даже поздней осенью.
Такие дела. А книжка полезная, каждому рекомендую.