Аккуратнее надо относится к такому. Расстрел бастующих рабочих - это преступление Хрущева, после такого это совершенно нормально устроить судилище и представить все по другому. (как американские фашисты, расхерачив очередную страну, сразу же устраивают в ней выборы)
Забастовка и погромы - это как бы разные вещи. Поаккуратней надо со сравнениями.
Забастовка, ёпте
На предупредительную стрельбу военнослужащих и работников милиции вверх погромщики не реагировали и продолжали бесчинствовать. Под их натиском оборонявшиеся поднялись на второй этаж [горотдела милиции]. Используя узкие лестницы и крепкие стены, делали все, чтобы не допустить нападавших к оружию, документам и не позволить им освободить задержанных зачинщиков массовых беспорядков. И все же отдельным из нападавших удавалось проникнуть в служебные кабинеты. Они набрасывались на солдат и офицеров, пытаясь овладеть их оружием. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат. Он попытался открыть огонь, но поскольку заряженный автомат находился на предохранителе, а завладевший им не умел пользоваться оружием, то у него произошла заминка. В тот же момент рядовой Азизов, заметивший, что оружием завладел экстремист, открыл по нему огонь и сразил его. При этом было убито еще четверо и ранено несколько нападавших. Это позволило справиться с остальными погромщиками, проникшими в здание. Около 30 из них были задержаны и водворены в камеры
Дорогой товарищ, это началось как забастовка, ну посколько внятной реакции не было, может и начались погромы. У Хрущева же не нашлось ничего лучшего, чем расстрелять людей, а следы этого скрыть.
Я не пытаюсь представить рабочих белыми и пушистыми, может и громили околоток, может и отбирали оружие, может и были среди них всякие провокаторы, но обращаю внимание, что никого не убили. Также не стоит думать, что действия власти были безупречны. Этот расстрел на совести Хрущева, это вне всякого сомнения преступление, и совершенно непонятны попытки это оправдать. Например, совершенно невозможно представить, чтоб Сталин расстреливал бастующих рабочих, а потом заметал следы.
Стихийный митинг возник утром 1 июня 1962 г. во время пересменки рабочих сталеплавильных цехов. Прибывшего в тот же день на НЭВЗ первого секретаря Ростовского обкома КПСС Басова, вышедшего на балкон заводоуправления с целью успокоения митингующих, забросали бутылками, камнями, палками и другими предметами. Отдельные лица пытались выключить радиотрансляцию. Толпа выказывала непримиримость, а организаторы и подстрекатели происходивших беспорядков требовали увеличения продажи продуктов питания, повышения заработной платы, снижения норм выработки и т.д., увлекая за собой многочисленную разъяренную массу людей, эти лица блокировали здание заводоуправления, громили оборудование завода, нападали на партийных и комсомольских активистов. Все попытки работников милиции, дружинников и рабочих, не принимавших участия в митинге, восстановить порядок на заводе и освободить вход в заводоуправление успеха не имели. В то же время некоторая часть организаторов и участников беспорядков вышла в район главной железнодорожной артерии юга страны (станция Локомотивстрой, вблизи территории НЭВЗ), где произвела завалы путей, остановила движение всех поездов. Настроенные наиболее злобно хулиганствующие элементы громили вагоны.
В связи со сложившейся в районе электровозостроительного завода и поселка Буденновский тревожной обстановкой и возможными непредсказуемыми последствиями, а также для прекращения чинимых беспорядков, "разблокировки" и освобождения самого Басова и других партийных и административных работников по указанию (предположительно) Басова, являвшегося одновременно и членом военного совета Северо-Кавказского военного округа (СКВО), из города Новочеркасска (расположен от поселка Буденновский в 10 -12 км) прибыл генерал-майор Олешко с личным составом в количестве примерно 500 человек.
Одновременно для оказания помощи местным органам власти в ликвидации начавшихся массовых беспорядков на основании распоряжения министра внутренних дел РСФСР было поднято по тревоге подразделение внутренних войск, дислоцировавшееся в то время в Ростове-на-Дону. Военнослужащие численностью 150 человек во главе с офицером Пожидаевым в 16 часов прибыли в район НЭВЗ, подошли к толпе и потребовали разойтись.
Первоначально военнослужащим и работникам милиции, прибывшим в поселок Буденновский, митингующие какого-либо сопротивления не оказывали. Но в дальнейшем, подогреваемые призывами организаторов и явных провокаторов, стали расчленять подразделения на мелкие группы. Военнослужащие, таким образом, были растворены в массе скопившихся людей. Отдельные офицеры и солдаты получали от хулиганов толчки, удары. Несколько человек впоследствии были госпитализированы. При этом погромщики опрокидывали служебные машины, приводили их в негодность. В то же время толпа продолжала препятствовать нормальному функционированию железной дороги и фактически заблокировала ее.
В 10:00 около 200 рабочих сталелитейного цеха прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. В 11 часов они направились к заводоуправлению, по пути к ним присоединились рабочие других цехов, в результате около заводоуправления собралось до 1000 человек.
Люди требовали от начальства ответа на вопрос «На что нам жить дальше?». Вскоре появился директор завода Б. Н. Курочкин. Заметив невдалеке торговку пирожками, он оборвал одного из выступающих и заявил: «Не хватает денег на мясо — жрите ливер»
В 16:30 на балкон были вынесены громкоговорители. К народу вышли первый секретарь обкома КПСС Басов, председатель Ростовского облисполкома Заметин, первый секретарь Новочеркасского горкома КПСС Логинов и директор завода Курочкин. Толпа вначале немного успокоилась, но после того как Басов вместо общения с народом и объяснения ситуации, начал просто пересказывать официальное Обращение ЦК КПСС, его начали освистывать и перебивать оскорбительными криками. А пытавшегося взять после него слово директора Курочкина забросали камнями, металлическими деталями и бутылками. После чего продолжили штурмовать заводоуправление. Ни милиция, ни КГБ не вмешивались в события, ограничиваясь наблюдением и скрытой съёмкой активных участников. Басов закрылся в одном из кабинетов и стал созваниваться с военными, требуя ввода частей.
1. Хорошо, Курочкин - мудак. Поэтому надо разгромить горотдел милиции, перекрыть движение поездов и попытаться вывести из строя газогенераторную станцию.
2. 1000 человек не могут дословно воспроизвести фразу Курочкина. Вариант фразы № 2: "Жрали пирожки с мясом - теперь будете с повидлом", № 3 "Ничего, на пирожках с ливером перебьетесь"
> 1. Хорошо, Курочкин - мудак. Поэтому надо разгромить горотдел милиции, перекрыть движение поездов и попытаться вывести из строя газогенераторную станцию.
Согласен, громить не надо было. Перекрывать движение поездов - это правильно и нормально, выводить из строя газогенераторную станцию - это выглядит как саботаж, но вывод из строя - слишком широкое определение, может там обычная остановка работы. Совершая все эти неуклюжие деяния, рабочие хотели взять власть в данном конректном городе.
> 2. 1000 человек не могут воспроизвести фразу Курочкина. Вариант фразы № 2: "Жрали пирожки с мясом - теперь будете с повидлом"
Из этого ничего не следует. Требования рабочих были справедливы и законны, реакция властей на них - преступная, тем более с точки зрения якобы советского государства.
организаторы и подстрекатели происходивших беспорядков требовали увеличения продажи продуктов питания - вот в чем суть всего. вообще в событиях в Новочеке виноваты исключительно власти
Пусть рабочие в Новочеркасске и погорячились, но исходно во всем виноват Хрущев, его идиотская деятельность. (И в событиях в Грузии, и в событиях в Грозном, и в упомянутых здесь событиях в Новочеркасске. Его, мягко говоря, неумная политика и привела к выступлениям. Пусть они были и по разным поводам.)
А в 93- году новая демократическая система гуманненько так растреляла около тысячи человек уже после обстрела дома Советов.
И в Новочеркаске толпа была далеко не мирная, раз уж захватывали военкомат, горком и громили всё, что под руку попадётся. Несомненно , там были провокаторы, кураторы, которые подталкивали рабочих к мятежу.
Лично для меня очень странным выглядит реакция рабочих на довольно незначительное повышение цен на масло, мясо Это повышение прошло по всей стране, год был тяжёлый, белый хлеб исчез с прилавков магазинов и выдавался только в больницах и детских учреждениях. Но голода-то не было. И вся страна, поругивала Хрущева за его эксперименты с кукурузой, но массовых забастовок и погромов не устраивала.
Почему именно в Новочеркаске рабочие решили поднять бунт? Очевидно, что толпой в Новочеркаске руководили провокаторы, которые периодически подстёгивали толпу. Хотя мирым путём, через профком и партком можно было добиться большего.
Если виноваты конкретные лица, надо добиваться их наказания, а не устравать погромы, да ещё стрелять в вооружённую охрану при военкомате.
Могу вспомнить случай (конец 70-х), когда зарвавшийся дирктор завода алюминевых изделий, заставлял рабочих работать по субботам без оплаты. Ребята собрались и с помощью профсоюза отправили коллективное письмо в горком партии. Приехали, разобрались, директора уволили, а рабочим выплатили все долги по переработкам. И не надо было горком с военкоматом громить.
Так что в Новочеркасске, по моей субъективной оценке, произошла апробация народного бунта против Советской власти. Не вышло. Хотя расстрел был, конечно, суровым наказанием.
а почему суровым? власть отреогировала предельно быстро и ажекватно. так что сигнал был подан предельно откровенный: за беспорядки с посигательством на нормальную жизнь и власть - будут бить.
По депутатам есть более или менее точная цифра в ВИКИ. По остальным очень мало инфы, так как трупы родным не выдавали и мест захоронений нет. В справке, подписанной Грачёвым и Ериным, указана цифра - 948 убитых. По другим источникам в этой же справке названа цифра - 1052. (Грешневиков А.Н. Указ. соч. с. 271.)
"...везде расценки снижены а вот конкрентно в Новочеркасске горком бы и разрешил не снижать? "
Конечно, никто им цены не снизил бы. Но можно было мирно решить проблему, снизить цены в заводской столовой, например, за счёт завода. Вся страна затянула пояса, но приняла решение правительства. И только новочеркасские орлы обиделись.
А сейчас ежегодно цены скачут как бешенные, а народу хоть бы хны. Почему -то молчат, видимо, довольны всем.))
> По депутатам есть более или менее точная цифра в ВИКИ.
есть, из депутатов "расстрелянного парламента" не пострадал никто
> В справке, подписанной Грачёвым и Ериным, указана цифра - 948 убитых. По другим источникам в этой же справке названа цифра - 1052. (Грешневиков А.Н. Указ. соч. с. 271.)
1) Илюмжинов видел днем 4 октября лишь на нижних этажах Дома Советов не менее 500 трупов, о таком же числе жертв в 16.00 сообщило CNN;
2) Д. Волкогонов, член ельцинского штаба, заявил по телевидению в 18.00 часов о 800 убитых (Иванов И. Указ. соч., с. 442).
3) Очевидцы, находившиеся в здании до конца, свидетельствовали, что там погибло от 1000 до 1500 человек.
4) Офицер внутренних войск в 'Независимой газете' (30.10.93) также утверждает, что 'всего в Белом доме было обнаружено 1500 (одна тысяча пятьсот) трупов'.
5) 'Новая ежедневная газета' сообщила о существовании специальной секретной справки для высших должностных лиц о жертвах 3-5 октября. Подписана справка Грачевым и Ериным... В справке указана цифра - 948 убитых. Другие источники утверждают, что в этой же справке названа другая цифра - 1052' (Грешневиков А. Указ. соч., с. 271).
6)Демократическая организация 'Мемориал' (доклад Е.В. Юрченко) собрала данные о гибели 829 человек (Иванов И. Указ. соч., с. 452).
уж и не знаю кому верить - все так неполживо и рукопожатно!
> Вся страна затянула пояса, но приняла решение правительства. И только новочеркасские орлы обиделись.
наверно не по всей стране руководители предприятий посылали рабочих в известном направлении, где-то действительно приняли реальные меры по смягчению последствий повышения цен...заодно было бы неплохо указать что "затягивать пояса" пришлось во многом из-за непродуманных и ошибочных решений в области с/х - целина, рязанское чудо и т.п.
Весь этот разнобой с цифрами, потому что ельцинское правительство так и не обнародовало реальные факты и цифры, и судов практически по погибшим не было.
Сам не раз бывал на поминальных митингах 3 октября. Очевидцы показывали список пропавших на 810 человек. С указанием имён и фамилий, места жительства. Было много людей не из Москвы . И Омска, Новосибирска, каких-то подмосковных городов.
ПРи мне один мужик, при просмотре документальных кадров, вдруг заплакал, приговаривая:"Вот, она, вот, она, дочка моя", указывая на девчушку лет 17-ти, которую боец спезназа волочил за косу по земле.
И там же непосредственные участники событий рассказывали, что трупы увезли и закопали в истринской пойме, предварительно засыпав негашённой известью. Видно, власть очень страшилась разоблачения.
Когда-нибудь, когда у нас опять будет народная власть, мы узнаем всю правду. А пока одни вопросы.
дурко »