Гольбах на линии: Про народ, правительство и образование.

vott.ru — Дядька, как говорится, жжот напалмом. )))
Новости, Общество | КонтрАдмирал 09:10 26.04.2013
18 комментариев | 45 за, 0 против |
#1 | 09:10 26.04.2013 | Кому: Всем
Написано, между прочим, в середине 18го века.

Тираны! Вам нужны невежественные, легковерные и порочные подданные; вам нужны суеверные рабы, которые верили бы, будто небеса посылают им бедствия, вызванные в действительности вашей нерадивостью, вашими безумствами, притеснениями и жестокими поступками. Однако вы напрасно льстите себя надеждой обрести безопасность в их слепоте. Дикари всегда кровожадны; глупцы всегда легковерны, опрометчивы, неосторожны. Опасайтесь поэтому, как бы в них не вызвали возмущения против тех, кто заставляет их носить цепи. Опасайтесь, как бы в один прекрасный день они не стали орудием честолюбия и фанатизма, которые обратят ваших рабов против вас самих.

Для того чтобы любить свое правительство, надо знать, в чем его достоинства или его преимущества; поэтому необходимо просвещать народ, чтобы он был благоразумен и мог понять, какие неприятности ожидают его, если его соблазнят лицемеры, если он послушает советов честолюбцев или высокопарных фанатиков.

Знания всегда придают народу сдержанность и умеряют его порывы; если народ погружен в невежество, он становится игрушкой страстей всех недостойных и опасных граждан.

Только всеобщее образование может сделать народ благоразумным, помочь ему распознать собственные интересы, внушить ему чувство привязанности, которое он обязан испытывать к своему правительству и своим общественным учреждениям, пробудить в нем чувство долга, заставить его понять преимущества спокойствия и осознать те опасности, которые угрожают ему, если он поддастся внушениям предателей и льстецов, пытающихся сбить его с пути.

Просвещение народа дает государству возможность избегать раздоров между партиями, потрясений и волнений, вызываемых честолюбцами и клеветниками.

Одни лишь тираны заинтересованы в том, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни воли; несправедливое правительство стремится довести народ до состояния отупевших животных, так как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются неоспоримым свидетельством порочности системы управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше.
© Поль Анри ГОЛЬБАХ.
Избранные произведения. Том 2./ Академия наук СССР. Институт философии. Издательство социально экономической литературы. Москва — 1963 г.
#2 | 09:16 26.04.2013 | Кому: КонтрАдмирал
> Поль Анри ГОЛЬБАХ.

От же какой нетолерантный гражданин! Как разжигает! Как раскачивает лодку!!!
von_herrman
надзор »
#3 | 09:28 26.04.2013 | Кому: Art Zin
> От же какой нетолерантный гражданин! Как разжигает! Как раскачивает лодку!!!

Стреляет в Россию, гад!!!
#4 | 09:36 26.04.2013 | Кому: von_herrman
> > От же какой нетолерантный гражданин! Как разжигает! Как раскачивает лодку!!!
>
> Стреляет в Россию, гад!!!

Да он по всем без исключения приложил! ))
#5 | 09:39 26.04.2013 | Кому: Всем
"Только всеобщее образование может сделать народ благоразумным, помочь ему распознать собственные интересы, внушить ему чувство привязанности, которое он обязан испытывать к своему правительству и своим общественным учреждениям, пробудить в нем чувство долга, заставить его понять преимущества спокойствия и осознать те опасности, которые угрожают ему, если он поддастся внушениям предателей и льстецов, пытающихся сбить его с пути."

- вспомнился высокообразованный советский народ образца 89-90 гг.
#6 | 09:47 26.04.2013 | Кому: Orient
> вспомнился высокообразованный советский народ образца 89-90 гг.

Образованность это не абсолютный показатель, а относительный. И вот как раз то в 89-90 народу образованности и не хватило, что бы разобраться в ситуации.
von_herrman
надзор »
#7 | 09:48 26.04.2013 | Кому: Orient
> - вспомнился высокообразованный советский народ образца 89-90 гг.

То есть, не надо нам вот этого излишнего образования, да?
#8 | 09:50 26.04.2013 | Кому: von_herrman
> То есть, не надо нам вот этого излишнего образования, да?

Нет, нам не надо идей просветителей 18-19 вв, которые считали просвещение народа - панацея от всех бед. Как показала практика, самые высокообразованные люди (напр. акад. Сахаров) легко попадают под влияние примитивной пропаганды.
#9 | 09:56 26.04.2013 | Кому: Orient
> Нет, нам не надо идей просветителей 18-19 вв, которые считали просвещение народа - панацея от всех бед.

Не от всех, но от многих.

> Как показала практика, самые высокообразованные люди (напр. акад. Сахаров) легко попадают под влияние примитивной пропаганды.


Еще раз повторюсь образованность понятие относительное. В области физики Сахаров был образованным человеком, в области социальных наук и пропагады полным профаном.
#10 | 09:58 26.04.2013 | Кому: Всем
В середине 18-го века считалось, что умный, мудрый = образованный. Время показало ошибочность этого равенства.
#11 | 10:12 26.04.2013 | Кому: soulsurfer
> В середине 18-го века считалось, что умный, мудрый = образованный. Время показало ошибочность этого равенства.

Отнюдь. Просто тогда, под образованием понималось немного не то, что сегодня.

"Для того чтобы любить свое правительство, надо знать, в чем его достоинства или его преимущества; поэтому необходимо [просвещать] народ, чтобы он был благоразумен и мог [понять], какие неприятности ожидают его, если его соблазнят лицемеры, если он послушает советов честолюбцев или высокопарных фанатиков."

Время всего лишь подтвердило, что просто знать мало, нужно еще и понимать. Знание без понимания мертво. Что толку с тех знаний, если человек не способен взглянуть на мир с их высоты. У каждого в школе мелькала мысль: "нахрена мы учим эту физику/историю/язык/литературу. Они мне в жизни нафиг не нужны будут" Вот и лежит у большинства это знание мертвым грузом. Лучшее применение, которое ему находят это разгадка кроссвордов.
#12 | 10:13 26.04.2013 | Кому: Всем
Жириновский и Мин.Обр шлют Гольбаху лучи ненависти. -)
#13 | 11:04 26.04.2013 | Кому: Orient
> - вспомнился высокообразованный советский народ образца 89-90 гг.

он был образован, да не так как надо
von_herrman
надзор »
#14 | 11:59 26.04.2013 | Кому: Orient
> Нет, нам не надо идей просветителей 18-19 вв, которые считали просвещение народа - панацея от всех бед.

Всестороннее просвещение - если и не панацея, то все равно дело очень полезное для предохранения от бед.
#15 | 12:31 26.04.2013 | Кому: Orient
> - вспомнился высокообразованный советский народ образца 89-90 гг.

Образованный не значит эрудированный. Надо не только факты давать, надо учить этими фактами пользоватся, но кое кто об этом забыл.
#16 | 12:49 26.04.2013 | Кому: КонтрАдмирал
> Знание без понимания мертво.

Вот вот, учили-учили, а на выходе получали эрудированных граждан, но никак не образованных.
#17 | 22:40 26.04.2013 | Кому: Art Zin
Учили, и это правильно, тому, что все люди - братья.
Учили, что было рабовладение, потом - феодализм, далее - капитализм с империализмом. - Это - в общих чертах, больше для сравнения с нашим социализмом, стремящимуся к коммунизму.
Недостаточно, ИМХО, было описательного сравнения. Но для подробного и обшедоступного, общедоходящего сравнения было-бы необходимо дать возможность основной массе людей увидеть, "пощупать" самим то, что происходит на "западе". Как это можно было организовать - не знаю.
Но знаю массу людей, которые тогда съездили поработать за границу. Более убеждённых в идеях коммунизма, по совместительству - не менее убеждённых противников как горбачева, так и ельцина, но сторонников ГКЧП - не встречал.
Где-бы ни работали. И в наглии, и во франции, и на неметчине, и даже в "развивающихся" (в последних - естественно больше).
Не путать с туристами.
#18 | 13:40 27.04.2013 | Кому: Leha_old
> Учили, и это правильно,

Я не о моральной стороне, я за образование имею в виду.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.