Чернобыль: память о подвиге и подлости

kpu.net.ua — Не менее удивительным оказалось мастерство наших врачей и всесилие здравоохранительной системы Советского Союза. Диагноз «острая лучевая болезнь» был поставлен 134 ликвидаторам, но только 28 из них умерло – остальных вылечили. Дополнение в первом комменте.
Новости, Общество | Maxim1984 06:48 26.04.2013
42 комментария | 82 за, 0 против |
#1 | 06:56 26.04.2013 | Кому: Всем
Средства массовой дезинформации преувеличивали и до сих пор преувеличивают последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Лучевая болезнь, как правило, возникает при дозе более 100 рентген (приблизительно 100 рад, для гамма-излучения 100 бэр, или 0,1 зиверт).

Низкое число погибших от лучевой болезни объясняется тем, что ликвидатора отправляли домой после того, как "набирал" 25 рентген.

Подробнее о мифах о Чернобыле -[censored]
#2 | 06:57 26.04.2013 | Кому: Всем
Успел!!!
БТП.
Cyberaptor
надзор »
#3 | 07:53 26.04.2013 | Кому: Всем
Как мне рассказывал отец, много ликвидаторов пострадало чисто по-дурости. (Имеются в виду не те, которые бросились в пекло сразу после аварии, а те которые приехали после, ликвидировать последствия и строить саркофаг). Вот пара примеров.
Отряд моего отца отправили работать в ближайший посёлок. Целью было - разбирать кровли домов (говорит, что этот материал использовался в строительстве саркофага). Перед отправкой на работу, начальник даже не в приказном порядке, а как-то по-братски предупредил - "Ребята, когда будете там, в домах НИЧЕГО не трогайте, ни к чему не прикасайтесь". Ну и вот, идут они по улице. Все домики стоят нетронутые. Как люди ушли, так всё в них и побросали. И продукты, и вещи, и ценности. Зашли в одну хату. Спускаются в погреб, а та-ам! Батареи отменного хохляцкого самогона! И всё так культурно, на расписных скатёрках - как в ресторане. У мужиков слюни потекли. Чернобыльцев кормили на убой, но вот поили плохо. Поэтому у любителей этого дела просто снесло крышу. Один не выдержал, взял бутыль, откупорил - ПОНЮХАЛ! Говорит - "А чё? Нормальная самогонка!" Ну правильно, радиацией не пахнет, значит пить можно. И решил попробовать. Взял стакашок и накатил. А вечером его увезли с резко ухудшившимся состоянием здоровья. Через пару дней умер...
Второй эпизод. В очередной хате молодой мужчина нашёл обручальное кольцо. Золотое, естественно. Красивое. Решил невесте подарить. Взял, и повесил его на цепочку на шее. Натан Дрейк, блин. Потом отец задумчиво замолчал. Я не выдержал - "И что? Потом умер?" - "Да уж лучше бы умер..." В общем, невеста ему с той поры уже ни к чему...
Что же касается бати, то он вернулся из Чернобыля с наименьшими потерями. Конечно словил осложнение на почки, порушил нервную систему, стал инвалидом. Но, слава богу, до сих пор жив, и в принципе, чувствует себя вполне хорошо. Объясняет это следующим: Всегда слушался указаний чернобыльского начальства и врачей, ничего там не трогал без разрешения, пил только привозную воду.
#4 | 08:03 26.04.2013 | Кому: Всем
Про радиацию в погребе,в закрытой банке с самогоном,это самое страшное место рассказа.
#5 | 08:08 26.04.2013 | Кому: bobyr
Ага, я вот тоже этого испугался больше всего.
Такая сильная проникающая радиация была, что проникала через слой земли и прямо в погреб в бутылку.
А в хате нормально было - даже люди могли ходить.
И даже могли кровли разбирать, на которые по идее должны была опускаться всякая радиоактивная хрень:
>Отряд моего отца отправили работать в ближайший посёлок. Целью было - разбирать кровли домов (говорит, что этот материал использовался в строительстве саркофага).

А вот подземная радиация - та была бесжалостна.

И ведь не поспоришь же с человеком. Он сам же там был! Он сам свидетель и очевидец!

бля, ну как так можно-то....
#6 | 08:09 26.04.2013 | Кому: bobyr
> Про радиацию в погребе,в закрытой банке с самогоном,это самое страшное место рассказа.


самое страшное - это про кольцо, потому что такой случай на самом деле был. Только не кольцо, а медальон.
#7 | 08:19 26.04.2013 | Кому: Всем
Ну,а если серьёзно,то многие ради выпендрёжа надевали "лепестки" только на подходе в объекту.Ну а сами понимаете,лето,пыль.Ну и по приезду домой начинало ухудшаться здоровье.
#8 | 08:28 26.04.2013 | Кому: Cyberaptor
Извини, но трудно поверить в рассказы твоего отца.

1. Во-первых, жители поселка никуда бы не ушли - их эвакуировали и у них было время,чтобы забрать ценные вещи. Причем многие не хотели переезжать.

2. Внешние части дома наверняка больше загрязнены, чем внутренние (маловероятно, чтобы окна оставили открытыми). Почему тогда нельзя было трогать вещи ВНУТРИ дома, но можно было разбирать КРОВЛЮ?

3. Как делают самогонку? Берут фрукты (или, если есть, виноград), сбраживают, перегоняют...
26 апреля, весна, фруктов нет. Следовательно, самогонка была прошлого года из фруктов 1985 года, за 8-9 месяцев до аварии. Если кто-то и умер, то значит, самогон был уж очень плохого качества, во что трудно поверить.

4. Насчет кольца - чистая фантастика. Во-первых, если и лежало кольцо, то уж обязательно в коробочке. Просто забыли как-то... Повторяю, их эвакуировали, причем многие не хотели уезжать. Причем сейчас признано, что в некоторых случаях зря выселяли...

4.1. За счет радиоактивной пыли кольцо не могло нести на себе количество радионуклидов, дающих смертельные дозы радиации. Почему?

Во-первых, из-за того, что его площадь мала, оно полированное и наверняка лежало в укромной (закрытом) месте, раз его забыли. Даже если бы специально собирали и наклеивали на это кольцо радиоактивную пыль, все равно кольцо не стало смертельным источником радиации.

В моменты после аварии (часы?, дни?) члены комиссии даже походили по остаткам графита и топлива, выкинутого из графита, и притом остались в живых. Они не могли поверить, что реактор полностью разрушен, и поэтому не сразу поняли, что это куски графита и твелов.


4.2. За счет наведенной радиации. Но радионуклиды, выкинутые из реактора, излучают гамма-кванты, альфа-частицы и бета-частицы. Эти частицы (за исключением высокоэнергетических гамма-квантов - и то выход этих реакций очень мал) не создают наведенную радиоактивность.

Если золотое кольцо поместить в реактор - то да, за счет набора реакций типа: ядро золота-197 поглощает нейтрон, испускает квант (n,гамма) -реакция, с высокоэнергетическими нейтронами могут идти реакции (n,p) и (n,2p) реакции, да и то, поскольку большинство образующихся изотопов золота - короткоживущие, то даже в реактор трудно накачать золотое кольцо "смертельным".
#9 | 08:40 26.04.2013 | Кому: Всем
В предыдущем моем комменте оказалысь ошибка.

Правильно: В моменты после аварии (часы?, дни?) члены комиссии даже походили по остаткам графита и топлива, выкинутого из графита реактора и притом остались в живых. Они не могли поверить, что реактор полностью разрушен, и поэтому не сразу поняли, что это куски графита и твелов.
#10 | 08:45 26.04.2013 | Кому: Alex100
Фантастика! Как на площади 2-3 квадратных сантиметров могло собраться столько р/а пыли, что оно стало смертельным источником радиации?

Необходимо напомнить, что в одном квадратном метре сто тысяч сантиметров.

Пыль постоянно перемешивалась. Чем дальше от реактора тем больше р/а пыль перемешивалась с нерадиоактивной пылью и ее удельная активность уменьшалась, ну, и конечно, уменьшалась с течением времени - согласно закону радиоактивности.
#11 | 08:48 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> Насчет кольца - чистая фантастика

Да нет, это чистая правда!

Человек работал в зараженной зоне, нахватался радиации. Потом, может быть, устал или перенервничал. Или какое-то другое соматическое расстройство эректильной функции произошло.

Но все знают и детям свои рассказывают, что это только из-за кольца!

Это как у мужика, который после трех бутылок водки болел, потому что конфетка была несвежая или спрайт плохой был, которым он водку запивал.
#12 | 08:50 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
рассказу можно поверить, потому что:

а) эвакуация проходила по-советски, где-то успевали собрать вещи, где-то - нет, тем более людям говорили, что эвакуация - временно, зачем брать с собой самогон, когда все равно вернешься?

б) зачем снимали кровлю - не знаю и не спрашивал, нас учили не совать нос не в свои дела - делали это не ликвидаторы, с кровли пыль уже была смыта дождями, в подвалах она лежала, в домах тоже.

в) самогон бывает плохого качества. Может сто лет в бутылке простоять, не испортится - а можно и травануться годовалым. Тем более, его отец не говорит, что умерли из-за зараженного самогона - пыль на бутылке была.

г) насчет кольца - это правда. Был такой случай.

и вапще, приехал ликвидатор, все спрашивают, расскажи да покажи - а что рассказывать? Вот и рассказал человек то, что ему на инструктаже говорили. Чуть приукрасил? Так и на инструктаже приукрасили.
#13 | 08:56 26.04.2013 | Кому: Alex100
> Вот и рассказал человек то, что ему на инструктаже говорили. Чуть приукрасил? Так и на инструктаже приукрасили.

А вот этому поверю. Скорее всего, так и было. Потому как нашего мужика если не припугнуть хорошенько, хрен он невидимой опасности будет опасаться. Пока гром не грянет.
#14 | 08:57 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
>
> Необходимо напомнить, что в одном квадратном метре сто тысяч сантиметров.


нам привезли на разборку движок с восьмерки, с зоны. Вертолет был в порядке, но правый движок щелкал. Поставили другой, вертушку отогнали в родную часть, двигатель в ПАРМ - на двигателе щелкала всего одна лопатка, задняя, размером пять на десять. Больше ничего не щелкало. Почему?

А с медальоном - как он набрался радиации, он ли виноват - на инструктаже не сказали.
#15 | 08:58 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> Необходимо напомнить, что в одном квадратном метре сто тысяч сантиметров.

Не надо напоминать. Лучше просто умножить: 100 х 100 = 100 000.
Так получается, да?
#16 | 08:59 26.04.2013 | Кому: Alex100
Нет, относительно кольца - неправда.

Среди радиоактивной (в целом) пыли были высокорадиоактивные частицы, средней и слабой радиоактивности и не радиоактивные - обычная пыль.

Чтобы кольцо стало источником смертельной радиации, на него должны были сесть только частицы с наибольшей радиоактивностью, а для этого они должны сначала отделиться от остальных и затем "сесть" исключительно на это кольцо, а не на другие предметы.
#17 | 09:11 26.04.2013 | Кому: Tedbul
Это я для тех, кто поверил в кольцо или медальон.

Чтобы они поняли, что площадь золотого кольца или медальона - несколько кв. см, а площадь одного кв. метра (как Вы очень проницательно заметили, можно не запоминать, а вычислить) 100 000 кв. см.

Площадь квадратного километра 100000х100000 = 10 млрд кв. см, и если на этой площади такая крутая радиоактивная пыль, что осев на кольцо (медальон) - полированные предметы площадью в несколько кв. см превращает оные предметы в смертельные источники радиации, то возникает вопрос: как выжили ликвидаторы?

Надеюсь, это понятно?
#18 | 09:12 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> 2. Внешние части дома наверняка больше загрязнены, чем внутренние (маловероятно, чтобы окна оставили открытыми). Почему тогда нельзя было трогать вещи ВНУТРИ дома, но можно было разбирать КРОВЛЮ?

Надо думать разбирали не голышом.

> 3. Как делают самогонку? Берут фрукты (или, если есть, виноград), сбраживают, перегоняют...

> 26 апреля, весна, фруктов нет. Следовательно, самогонка была прошлого года из фруктов 1985 года, за 8-9 месяцев до аварии. Если кто-то и умер, то значит, самогон был уж очень плохого качества, во что трудно поверить.

То есть то что из сахара гонят ты не в курсе?

Так что с самогонкой вполне могло быть.
#19 | 09:15 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> Надеюсь, это понятно?

Ты на один порядок ошибаешься, вроде бы.
(заметь! я не утверждаю однозначно! я все еще сомневаюсь)

Разве в одном квадратном метре не десять тысяч квадратных сантиметров?

Ты же умножаешь сотню на сотню.
И что у тебя получается когда ты умножаешь тысячу на сотню: сто тысяч или сразу мильён?
#20 | 09:18 26.04.2013 | Кому: Art Zin
> Так что с самогонкой вполне могло быть.

Что могло быть с самогонкой? Радиоактивное заражение самогонки?

Или что-то другое - специально положенный яд в бутыль(стрихнин от крыс) или метанол?
#21 | 09:19 26.04.2013 | Кому: Art Zin
Вообще-то, напоминаю, дело было на Украине: фрукты некуда девать. Конечно, можно и сахар.

То есть сначала надо было собрать на сахар самую радиоактивную пыль (выбрать самые радиоактивные частицы с помощью лупы или микроскопа, а также прибора, регистрирующего активность (работа нехилая), потом из этого сахара сделать самогон. Очень, ну уж очень умно!
#22 | 09:22 26.04.2013 | Кому: Tedbul
Как будто нет: 10 в пятой степени см в одном километре, 10 в десятой степени кв. см в одном квадратном километре.
#23 | 09:23 26.04.2013 | Кому: Всем
Ты почему-то ошибаешься в своих расчетах.
Перепроверь еще раз.

Вот из-за таких как ты, у нас спутники и не летают!
#24 | 09:26 26.04.2013 | Кому: Alex100
> > Необходимо напомнить, что в одном квадратном метре сто тысяч сантиметров.

Согласен: ошибся: десять тысяч, а не сто тысяч!
#25 | 09:26 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> как выжили ликвидаторы?


Благодаря комплексу проводимых мероприятий и четкому соблюдению правил работы в зараженной местности - употребляли жидкости, выводящие радионуклидные частицы, носили респираторы, подсчитывали количество заработанных рентген и докладывали ежедневно начальству.

Насчет медальона - попробуй сам обьяснить, как так может получиться. Нас на инструктажах не обманывали - значит, было подобное. Но почему? И с движком - он не один такой был, тебе любой технарь его в пример приведет.
#26 | 09:28 26.04.2013 | Кому: Tedbul
> Что могло быть с самогонкой? Радиоактивное заражение самогонки?
>


Пыль на бутылке была! И он ею закусил - а чтоб вывести два грамма радиоактивной пыли, надо принять минимум литр! и не самогонки - она не выводит!
#27 | 09:28 26.04.2013 | Кому: Tedbul
Окончательный расчет относительно площади кв.км, выраженной в кв. см. - правильный.

Согласен: "Поэтому не все спутники не летают". Но окончательный расчет правильный и поэтому часть спутников все же функционирует.
#28 | 09:36 26.04.2013 | Кому: Alex100
> Пыль на бутылке была! И он ею закусил - а чтоб вывести два грамма радиоактивной пыли

Ну, если так. Да еще и вот это:

> Взял стакашок и накатил.


Если предположить, что окна-двери и крышка погреба были не закрыты, а дождей в ту пору очень долго не было (чему все были очень рады) и радиоактивная пыль свободно летала по местности и смогла осесть и на бутылке, и на стакане.
Понятно, что после работы люди меняли одежду и проходили мойку-дезактивацию, а то, что было в желудке - так там и оставалось.

Тогда возникает вопрос об активности этой пыли и способности ее убить человека так быстро - за пару дней.

Ну, и трагичности добавляет тот факт, что человек таки ж пил самую здоровую и полезную жидкость - самогон.
Это же не после молока, рассола или напитка "Буратино" умереть - после самогонки!
#29 | 09:45 26.04.2013 | Кому: Alex100
Можно предположить, что обманывали, но исходя из лучших побуждений: это называется профилактикой преступности. Присвоение золотого кольца в брошенном по причине стихийных бедствий или техногенных аварий - тогда это было преступлением (УК РСФСР).

Википедия:

Мародёрство (от фр. maraudeur — «грабитель») — незаконное присвоение чужого имущества в атмосфере безнаказанности, обычно в бедственных ситуациях — например, во время природных катастроф или боевых действий.

В Уголовном кодексе СССР была статья за мародёрство. Однако в уголовный кодекс Российской Федерации мародёрство не вошло.
text
#30 | 09:57 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> Можно предположить, что обманывали


нет, обманывали - это про крыс-мутантов, потому что когда солдат подстрелил с перепугу кошку с облезлым хвостом, наш доктор подошел и сказал, что это крыса-мутант, характерный крысиный хвост и впавший от недостатка кальция нос. А медальон - это крупица стронция, и на всю жизнь (стоит но не плодоносит, как сказал тот же доктор)
Zoran
шутник »
#31 | 09:59 26.04.2013 | Кому: Всем
Добавлю свои пять копеек.
По студенчеству подрабатывал в одной конторе, которая занималась разработкой и внедрением радио-изотопных расходомеров многофазных потоков. Разработчик, он же учредитель был выходцем из ЦНИИ РТК. Рассказывал, что оттуда много специалистов подтягивали в принудительном порядке. Поскольку знали, куда тянут, было много людей, кто ехать не хотел. При этом те, кто боялся больше всех, умерли в течении нескольких лет по возвращении. По его мнению, сами себя убили страхом.
И для сравнения привел другой эпизод: группа операторов управляла роботом, работающим в самом пекле. Робот где-то застрял или опрокинулся. Один из пожилых техников пошел и поставил робота "на колеса". По возвращению все спорили, когда же он умрет. Проблемы со здоровьем были, но не фатальные. А похоронили его через 10 лет: на даче ремонтировал крышу и упал, сломал шею.
Что касается страха перед радиацией у пролетариата: не знаю как было до Чернобыля. Но когда ставили приборы с источником на кустах скважин, операторы старались не приближаться и вообще, увидев известный знак очень возмущались: "на хер вы нам это сюда поставили?!"
Дабы умерить наш, молодых студентов, страх учредитель читал нам лекции по ядерной физике на более-менее понятном для профанов языке. Вроде все логично, но неприятный холодок в процессе работы рядом с открытым источником лично у меня все равно никуда не девался. Поэтому, после окончания института не стал испытывать судьбу, перешел на другую работу.
#32 | 11:03 26.04.2013 | Кому: Cyberaptor
> Взял, и повесил его на цепочку на шее.

Фродо???
#33 | 12:16 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> Лучевая болезнь, как правило, возникает при дозе более 100 рентген (приблизительно 100 рад, для гамма-излучения 100 бэр, или 0,1 зиверт).

100 бэр или [1] зиверт - так правильно.
#34 | 12:33 26.04.2013 | Кому: Maxim1984
> потом из этого сахара сделать самогон. Очень, ну уж очень умно!

То есть, в саму самогонку радио частицы залететь не могли?
#35 | 14:41 26.04.2013 | Кому: Всем
> хоть вываляйся в стронции - не будет ничего. не надо себя пугать!



А те, кто много знает, пойдет грузить чугуний!!! Ты еще напиши, что от самогона еще никто не умирал.
#36 | 15:42 26.04.2013 | Кому: Всем
Ну хорошо,раскрою страшную тайну.Слухи такие обязательно ходили.Нормальная практика особистов и офиц. по раб. с лич. составом.Называется- ни пей,не воруй!
#37 | 16:37 26.04.2013 | Кому: Всем
> стронций - бета-излучатель, опасен при попадании внутрь организма. Снаружи у его излучённых электронов не хватает мощности "пробить" кожу.

И лечусь "Столичною" лично я,
Чтобы мне с ума не стронуться.
Истопник сказал - "Столичная"
Очень хороша от стронция!
#38 | 17:23 26.04.2013 | Кому: Всем
> а стронций(кальций) - это кость, его "столичная" не берёт. если уж попал в скелет - то до распада

Уж не хочешь ли ты сказать, что великий Галич пел по лжи?
#39 | 18:52 26.04.2013 | Кому: Всем
Иногда верю в бога.Попал в осназовскую учебку просился в Афган.Половина учебки уехало туда,а я попал в Мурманск в ГРУ ))).Дембельнулся-Чернобыль,опять не взяли. Женился,родил дочь.Послали в Чечню,весь период с конца 1999 по2001 покушал. )))
#40 | 05:15 27.04.2013 | Кому: Сибирский Кошак
Согласен. Поспешишь - людей насмешишь.
#41 | 05:30 27.04.2013 | Кому: Всем
Википедия:

Единицей измерения эквивалентной дозы в СИ является зиверт (Зв). Величина 1 Зв равна эквивалентной дозе любого вида излучения, поглощенной в 1 кг биологической ткани и создающей такой же биологический эффект, как и поглощенная доза в 1 Гр фотонного излучения. Внесистемной единицей измерения эквивалентной дозы является бэр (до 1963 года - биологический эквивалент рентгена, после 1963 года - биологический эквивалент рада - Энциклопедический словарь). 1 Зв = 100 бэр.

............
Ответ mar(у)

Лучевая болезнь, как правило, возникает при дозе более 100 рентген (приблизительно 100 рад, для гамма-излучения 100 бэр, или 0,1 зиверт).

Согласно определению, и это очевидно, поглощенная доза и эквивалентная доза - это разные понятия. Но я говорил о лучевой болезни и подчеркнул, что речь идет о гамма-излучении (фотонном излучении), для которого "коэффициент качества" равен 1:

Вид излучения Коэффициент , Зв/Гр
Рентгеновское и γ-излучение 1

Поэтому я написал правильно: Лучевая болезнь, как правило, возникает при дозе более 100 рентген (приблизительно 100 рад, для гамма-излучения 100 бэр....)

Ссылка на авторитет, Кэбин - доцент физического факультета МГУ:

[censored]

Немного о дозах.

Дозы бывают разного типа – экспозиционная, поглощенная, эквивалентная. Единицы измерения доз тоже разные – рентген и кулон/кг, рад и грей, зиверт и бэр. Бытовые дозиметры показывают мощность дозы в микрорентгенах в час (мкР/час), а, например, в сообщениях об аварии в микрозивертах в час (мкЗв/час) или миллизивертах в час (мЗв/час). Хотя экспозиционная доза не тоже самое, что эквивалентная доза, в большинстве случаев, представляющем интерес для непрофессионалов, можно пользоваться соотношением:
100 мкР ≈ 1 мкЗв,
100 бэр = 1 Зв.


Maxim1984 :Насчет единицы измерения экспозиционной дозы: "В условиях электронного равновесия (сумма энергий образующихся электронов, покидающих данный объем, равна сумме энергий электронов, поступающих в объем) экспозиционной дозе 1 Р соответствует поглощённая доза в воздухе, равная 0,88 рад" (Википедия).
#42 | 06:05 27.04.2013 | Кому: Alex100
Alex(у)

Относительно стронция ты прав:

Стронций-90 претерпевает β−-распад, переходя в радиоактивный иттрий-90 (вероятность 100 %), энергия распада 545,9 кэВ.

Нуклид иттрий-90 также радиоактивен, имеет период полураспада 64 часа и в процессе β− -распада с энергией 2,28 МэВ (2280 кэВ) превращается в стабильный цирконий-90.

Источник радиации, содержащий только стронций-90, приготовить практически невозможно, он является комплексом Sr-90 — Y-90, поскольку иттрий непрерывно образуется при распаде стронция.

Зависимость длины пробега бета-частиц от энергии ([censored] ):

Энергия Длина пробега в мягких тканях (мм)

550 кэВ 2 мм

2280 кэВ 11 мм

Неясно, правда, о какой энергии бета-частиц здесь говорится, скорей всего, о максимальной, а не средней. Также не указано, о каком пробеге идет речь - максимальном, или средним (проективным), скорее всего - максимальном.

Но это не так уж важно.

Важно то, что если бы Mar хотя бы в течение 1 минуты (?) или секунды (?) повалялся бы в чистом (без носителя, то есть не содержащего стабильные изотопы элемента стронция) стронции-90, то одним бы источником опасной дезинформации стало бы меньше.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.