Так не победимЪ!

news.tut.by — Акцию "безработных", состоявшуюся сегодня, 29 января, рядом со столичным Комаровским рынком пресекли не милиционеры, а... пенсионеры. Возмущенные бабушки на глазах у корреспондента TUT.BY сорвали плакаты с чучел, которые, по задумке организаторов, должны были изображать белорусских безработных.
Новости, Политика | вован сидорович 05:59 30.01.2013
158 комментариев | 120 за, 0 против |
#101 | 09:44 30.01.2013 | Кому: OctopusVulgaris
>Может, их уже задрали провокаторы, эксплуатирующие социальные проблемы?
Ну ты скажи еще, что проблем с работой нет. Они есть, что в Белоруссии, что в России.
#102 | 09:45 30.01.2013 | Кому: Tedbul
это заметно. )
#103 | 09:49 30.01.2013 | Кому: вован сидорович
> Минск, трешка, 4 проживающих, 72 квадрата - 1100 руб РФ. С водой, отоплением, но без лектрикчества.

Н-ск, трешка, 4 проживающих, 72 квадрата - 4600. С г.водой, отоплением, но без лектрикчества.
#104 | 09:52 30.01.2013 | Кому: twinkle
>Ну ты скажи еще, что проблем с работой нет. Они есть, что в Белоруссии, что в России.

... что в Италии, что в Испании и т.д.

Это в СССР с работой проблем не было.
#105 | 09:54 30.01.2013 | Кому: jf-3k
"Производство наша цель, производство наша цель!" (с) НОМ

Вы берега путаете в разоблачительном угаре.
На кого идти учиться и как вкушать плоды решения - вопрос частный.
А линчевание по классовому признаку - таки общий!!!
#106 | 09:54 30.01.2013 | Кому: twinkle
> ... работы без отпусков и гарантий...

А где не так?
#107 | 09:58 30.01.2013 | Кому: Pilonium
> да ничего он не хочет. ) все его устраивает. Все что ему было надо лукашенко ему уже дал, в россии он работать может без проблем. ) Что вы все злые такие. )
Кажется, кто-то чего-то недопонял. Я родилась в Москве, живу в Москве, работаю в Москве. Родня в Белоруссии, друзья там тоже есть. Общаясь с ними и наезжая в гости, вижу такую проблему, как нехватка работы с зарплатой, сопоставимой с нормальным проживанием. Нормальным - это не шуба-машина-икра ложками, а когда ты помимо квартплаты, еды и сменных трусов "милавица" можешь позволить себе какие-то накопления, например, на случай, если заболеет родственник, если потребуется ремонт, ну и на всякое для детей. Также вижу в Москве белорусов, приехавших на заработки по той же причине - хватает только на одно рыло.
Также по волонтерским делам часто общаюсь с пенсионерами. Если пенсионеры неработающие и киснут в своем болоте - они, как правило, млао представляют себе, что происходит на рынке труда, думаю, это и для РФ, и для Белоруссии сходно. В связи с чем у меня вполне логичное удивление - люди, сидящие на своей пенсии, которая порой больше зарплаты работающей молодежи, так реагируют на плакатеги о безработице? А они вообще в теме, или так и сидят в своем болоте?
#108 | 10:00 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
>"Производство наша цель, производство наша цель!" (с) НОМ
>Вы берега путаете в разоблачительном угаре.
>На кого идти учиться и как вкушать плоды решения - вопрос частный.
>А линчевание по классовому признаку - таки общий!!!


"Нина, голова болит" (с) НОМ В смысле, я нихуя не понял.
#109 | 10:04 30.01.2013 | Кому: Котовод
Там, куда ты можешь трудовую книжку положить и грозить инспекцией в случае чего, там, где есть фиксированная з/п хоть какая-то. Ну и больничные ж. Я например не могу просто поваляться с температурой 38 и подлечиться, типа кто не работает - тот не ест. Отпускных нет. Опять же вотщас на сессию уходила - работала. Потому что неофициальным работодателям срать на законодательство, обязывающее предоставить отпуск с сохранением з/п. У меня такая пляска потому, что имею возможность сменить работу, но совесть пока не позволяет. А у кого-то в принципе нет возможности работать по-другому, и мне их жалко.
#110 | 10:04 30.01.2013 | Кому: jf-3k
Цурупяне! Будем жыыыыыыть!!!

Нет, если серьёзно, то человек выбрал профессию. Он (она, точнее, Twinkle же девушка) пожинает плоды своего выбора. Хорошие, плохие - это не касается других людей, в принципе (ну она же не киллер, в конце-концов). Она совсем не агрессивно сообщила, что получала бы неплохие деньги в Москве, а в Белоруссии её заработок не очень. И понеслось!!!
#111 | 10:06 30.01.2013 | Кому: twinkle
> А ты головой подумай прежде, чем сферические определения в вакууме принимать за истину в последней инстанции.

А ты задним местом не виляй, когда тебе прямой вопрос задают.

Итого, протестующие ВРУТ, ты их поддерживаешь. На самом деле речь идет не о безработице, а о низких зарплатах.

Называть фрилансеров и людей, получающих низкую зарплату, безработными - это так по-либеральному, по-демократически!
#112 | 10:12 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
> На кого идти учиться и как вкушать плоды решения - вопрос частный.

Правильно, как выбирать на кого учиться так сами, а как "вкушать плоды решения" так Лукашенко виноват.
И кстати представьте еще один момент. Лукашенко предположим спихнули, у власти несогласные. Нефти и газа как у нас нет. Продолжать выстраивать цепочки производства нельзя, "патамушта все должна решать невидимая рука рынка". Жить вы будете не как в РФ, с ее нефтью, а Румыния, Прибалтика и им подобные.
Не нравиться Лукашенко - идите в политику и покажите пример как надо, а то пока что одни клоуны с "главное Батьку/Путина свергнуть, а там заживем!!!"
#113 | 10:12 30.01.2013 | Кому: Pilonium
> Не всем это никому

А вован сидорович пишет, что его знакомая квартиру получила. Кто из вас говорит правду?

> давали тем у кого доход не больше определенной суммы на семью ну и плюс дети и молодая семья и все дела


Так какой процент семей может получить льготную ипотеку? 5%, 50%, 95%? Я понимаю, что точно никто не ответит, но хотя бы на уровне ощущений?
#114 | 10:13 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Там, куда ты можешь трудовую книжку положить и грозить инспекцией в случае чего, там, где есть фиксированная з/п хоть какая-то.

В Валиноре?
#115 | 10:14 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
>получала бы неплохие деньги в Москве, а в Белоруссии её заработок не очень. И понеслось!!!

У большинства населения России (вне Москвы) заработные платы схожие или ненамного больше белорусских.
#116 | 10:16 30.01.2013 | Кому: twinkle
А ну тогда да. ) Но безработицы нет. А вот "специалистов" которые считают что им должны платить как в европе за то что они 5 лет в институах пили хватает это да. ) Пиздить таких надо явно, как бабки и сделали. ) Но это уже вопрос к родителям, не тянет дитя нефиг сунуть его в платный заборостроительный институт на завод в ПТУ в армию как показывает практика дите потом само мозг включает. ) А детей переростков 25 летних у нас как и везде много. ) Повторяю У нас высшее образование получает каждый второй причем реальное образование получают 3-5 человек с группы остальные так корочку. ) Но сидят такие корочкисты и требуют себе должности и зарплаты нихера не зная и не умея. ) А когда им говорят идите мол руками поработайте говрят не не я же специалист я чай хочу в офисе с булкой. )
#117 | 10:17 30.01.2013 | Кому: Ерш
Да я смотрю, тут у некоторых клин какой-то на том, чтобы тему свести в срач об отсутствии демократии) Не парься, ко мне эти ярлыки лепить бесполезно. Знаешь, почему? Потому, что я не кидаюсь на каждую новость с воплем "вот и поделом поганой оппозиции", также, как и не ору о том, чтобы огородица прогнала Лукашенко. Я пытаюсь быть объективной, я не делю все только на черное и белое. Факт тот, что не все так хорошо в Белоруссии, как некоторым кажется. Но там хотя бы есть над чем работать. В том числе, как мы уже выше обсудили, о более пристальном внимании к сфере высшего образования. Проблема есть, и глупо отрицать. Не такая глобальная, как ее малюет местная оппозиция, но она существует.
#118 | 10:21 30.01.2013 | Кому: Котовод
>В Валиноре?
Представь себе, так почти везде. Не знаю, из какого ты леса на лосе выехал. Может, опросничек присобачить и у местных камрадов спросить, сколько из них имеет оклад, блльничные и отпускные? Если интересно, сваргань опросничек и присобачь.
#119 | 10:30 30.01.2013 | Кому: Pilonium
>А когда им говорят идите мол руками поработайте говрят не не я же специалист я чай хочу в офисе с булкой. )
Ты издеваешься, таких руками пускать нельзя работать, запорят все к чертовой бабушке. Я каждое лето в приюте для животных волонтерствую, ну типа прибраться, пока основной сотрудник в отпуске, жрать раздать и т.п., так скажу тебе, даже полы мыть надо с умом))
#120 | 10:38 30.01.2013 | Кому: twinkle
От неправильно вымытых полов еще никто не умирал. ) Ну а что с ними делать еще. )
#121 | 10:47 30.01.2013 | Кому: twinkle
>Кажется, кто-то чего-то недопонял. Я родилась в Москве, живу в Москве, работаю в Москве. Родня в Белоруссии, друзья там тоже есть. Общаясь с ними и наезжая в гости, вижу такую проблему, как нехватка работы с зарплатой, сопоставимой с нормальным проживанием.

А ты поезди по России, посмотри как там люди живут.
Никто не говорит, что рай в Белоруссии.
Просто тезис "в Москве звукач получает 2000 баксов, а в Минске 200" - он ошибочен изначально.
#122 | 10:56 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Если интересно, сваргань опросничек и присобачь.

Хорошо спрашиваю

> Там, куда ты можешь трудовую книжку положить и грозить инспекцией в случае чего, там, где есть фиксированная з/п хоть какая-то.


1) У кого на работе бывали случаи нарушения трудового законодательства?
2) Кто в таких случаях грозил начальству?
3) Кто работает сверх нормы, чтобы получать нормальные деньги?
#123 | 11:09 30.01.2013 | Кому: Котовод
Найди в тексте Twinkle гонения на Лукашенко.
Девушка объяснила позицию с зарплатами в государстве. Никого гонять не призывала.
#124 | 11:11 30.01.2013 | Кому: jf-3k
Не знаю, как оно по всей России. У нас средняя заработная 22000 по городу, официально.
#125 | 11:20 30.01.2013 | Кому: Всем
>Не знаю, как оно по всей России. У нас средняя заработная 22000 по городу, официально.

Пишут по средней зарплате в Минске.

[censored]

С учетом того, что кое-что у них дешевле в разы (та же коммуналка) - вполне сравнимо.
Опять же, надобно бы учесть, что их "средняя температура по больнице" объективнее нашей.
#126 | 11:22 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
> Не знаю, как оно по всей России. У нас средняя заработная 22000 по городу, официально.

Вместе с ЧП и депутатами.
#127 | 11:31 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
>Не знаю, как оно по всей России. У нас средняя заработная 22000 по городу, официально.

У нас 20, в реальности большинство зарплат от меньше 10 до 20 тыс (смотрел по вакансиям, с окладом в 20 была одна вакансия).
#128 | 11:33 30.01.2013 | Кому: twinkle
>Только вот не знаю про распределение, я как-то больше к варианту целевиков склоняюсь, когда конкретный человек учится заради конкретного места с определенным окладом, а не так, что выперли в усть-пиздюйск сельским учителем, а ни зарплаты, ни условий этого распределенного потом не проследишь.

Всегда можно выплатить стоимость обучения и не ехать. в чем проблема то? Бюджетная форма обучения для того и создана что бы специалистами укомплектовать необходимые области.
#129 | 11:35 30.01.2013 | Кому: Kzylorda
> У нас средняя заработная 22000 по городу, официально.

В больнице средняя температура в районе 36'6, официально. А ну каж.
#130 | 11:45 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Муж ее, таможенник, тоже нормально зарабатывает.

Кто бы сомневался :)
#131 | 11:46 30.01.2013 | Кому: Всем
"Они ДнепроГЭС построили, а уж нас построить им раз плюнуть" (с).
#132 | 11:59 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Только вот не знаю про распределение, я как-то больше к варианту целевиков склоняюсь, когда конкретный человек учится заради конкретного места с определенным окладом, а не так, что выперли в усть-пиздюйск сельским учителем

Мне вотт родители рассказывали, как у них было (середина 80-х, истфак). Я считаю, это оптимальный вариант: сочетание распределения и целевого распределения. Просто распределение - по успеваемости (т.е., сначала из предложенного списка выбирают отличники, потом - те, у кого 1 четверка, потом - у кого 2 четверки и т.д.). Таким образом, сельским учителем в усть-пиздюйск пойдет тот, кто в течение пяти лет обучения находил для себя более интересные занятие чем, собственно, учеба. Неплохая мотивация.
А чтобы в усть-пиздюйски не попадали одни бездари, там всячески создавали комфортные условия для молодых специалистов. Например, давали сразу квартиры, подъемные и т.д. Поэтому среди распределявшихся было две группы: для одних было приоритетно остаться в обл.центре (где, впрочем, они сами решали свои жилищные и прочие бытовые проблемы), другие ехали на периферию (как правило, на малую родину, домой), где их, как молодых специалистов ждали разные ништяки.
Плюс для некоторых студентов было целевое распределение Пришел, скажем, студент на практику, понравился там и его хотят взять туда на работу, о чем и сообщают вузу в моменту выпуска и распределения.
#133 | 12:40 30.01.2013 | Кому: Валькирия
Так оно и счас есть. )) Но нынче мода засунуть свое любимое недооцененное чадо в вуз, пофиг что чадо тупое кривое и ничего не хочет нехай вучыцоо. ) По итогу получаем тонну тупых чад, рожденных дял поля но имеющих ВО . )
#134 | 13:09 30.01.2013 | Кому: Валькирия
Плюс нужна толковая система переобучения.
#135 | 14:07 30.01.2013 | Кому: Котовод
ээммм... Читать умеешь? Вопрос стоял так: у кого из официально трудоустроенных ВООБЩЕ не оплачивается больничный, нет фиксированного оклада, отпуска и отпускных?
Именно по этим пунктам фрилансер отличается от официально трудоустроенного, ему некогда болеть и отдыхать, ибо никогда не знаешь, будут ли потом заказы, и надо работать, пока дают. И отдых только за свои.
#136 | 15:53 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Читать умеешь? Вопрос стоял так

Я зацитировал вопрос

> Там, куда ты можешь трудовую книжку положить и грозить инспекцией в случае чего, там, где есть фиксированная з/п хоть какая-то.


так что не надо на ходу переобуваться.
#137 | 17:06 30.01.2013 | Кому: twinkle
> Народ, а вам не кажется, что пенсионеры и молодежь - это несколько разные категории, чтобы одни могли судить о заработке других? Я вот точно знаю, что мои коллеги-звукари в Беларуси по 200 баксов получают

Можно кассиром пойти работать - в среднем $500

[censored]

> Тут они имели бы этих баксов две штуки.


В Голивуде можно и 10 штук делать легко. И что ?

У меня брат з/п со своим Петрозаводском сравнивал - примерно одинаковые получались.

Это при том что квартиры и квартплата, например, в Петрозаводске больше в разы.

Чтоб делать 25-30т руб в России (не мск и спб) люди в лесу в вагончиках неделями живут.
#138 | 21:09 30.01.2013 | Кому: Котовод
>так что не надо на ходу переобуваться.
А теперь смотрим полную цитату, нефиг из контекста дергать то, что тебе удобно.
>Там, куда ты можешь трудовую книжку положить и грозить инспекцией в случае чего, там, где есть фиксированная з/п хоть какая-то. Ну и больничные ж. Я например не могу просто поваляться с температурой 38 и подлечиться, типа кто не работает - тот не ест. Отпускных нет. Опять же вотщас на сессию уходила - работала. Потому что неофициальным работодателям срать на законодательство, обязывающее предоставить отпуск с сохранением з/п. У меня такая пляска потому, что имею возможность сменить работу, но совесть пока не позволяет. А у кого-то в принципе нет возможности работать по-другому, и мне их жалко.

Из вышеизложенного очевидно, что я имею в виду три простых вещи, которые есть у всех официально работающих, и которых нет у фрилансеров: оплачиваемый больничный, оплачиваемый отпуск, фиксированная зарплата. Чего непонятного?
#139 | 21:34 30.01.2013 | Кому: VLR
>Можно кассиром пойти работать - в среднем $500

Я смотрю, мало камрадов вообще сечет, в чем тема. Да, есть официальное определение безработицы, оно сферическое и в вакууме, и не учитывает количество работающих не по специальности. А де факто безработица - это когда человек выпускается из ВУЗа и не может устроиться по специальности работать. Вообще-то кагбэ в СССР было так: ты выучился на определенную профессию, которая тебе нравится, и идешь по ней работать. Не было так, что небумажные, технические специалисты торговали колготками. А у меня такое ощущение создается, что на протяжение трех страниц мне все талдычат: "датычо, работа ж есть - колготками торговать, значит, безработицы нет, клоготками торговать - круто, всем надо переучиваться на торгашей колготками". Самим-то не смешно?

> В Голивуде можно и 10 штук делать легко. И что ?

есть прожиточный минимум и есть зарплата, с которой хотя бы семью и детей кормить можно. Такая зарплата выше прожиточного минимума однозначно, а куда за ней ехать - в мск или в Голливуд - личное дело каждого. Большинству достаточно Москвы. Но вот как ты думаешь, если бы зарплата в том же Минске была хотя бы в половину московской - кто-нить вообще бы поехал в эту нашу Москву, кому-нить она бы сдалась?) Так же и с Голливудом - если и тут неплохо кормят и на жизнь хватает - на кой черт заморачиваться?
#140 | 21:37 30.01.2013 | Кому: Pilonium
>От неправильно вымытых полов еще никто не умирал. )
еще как умирали. не смоешь дезсредство - животные налижутся и сдохнут. Плохо промоешь - создашь среду для распространения вирусни всякой, от которой дохнут тока так (особенно от кишечной). Так что даже мытье полов - не для перекладчиков бумажек)
#141 | 21:53 30.01.2013 | Кому: OctopusVulgaris
>А ты поезди по России, посмотри как там люди живут. Никто не говорит, что рай в Белоруссии. Просто тезис "в Москве звукач получает 2000 баксов, а в Минске 200" - он ошибочен изначально.

Чем? констатирую факт всего лишь. Перечислила профессии, получающие копейки и имеющие возможность в мск получать в разы больше, местный камрад подтвердил, мол, да, не только на моих примерах из конкретных сфер, но и в принципе беда такая есть в указанных сферах. Да, можно сравнить с другими городами России, будет похоже, я не спорю. Я могу с тем же успехом сказать, что выпускник какого-нить себряковского музучилища дома не устроится на работу и тоже поедет в мск. Но вот только если у нас после этого заговорят про безработицу и трындец в сфере культуры - все будут поддакивать и говорить, мол, да с работой плохо, или сиди без денег, или колготками торгуй, ай-яй-яй, надо образование реформировать, надо все реформироватью надо СССР обратно и т.п. А если в том же самом утверждении исправить город на Минск - все почему-то становится с ног на голову, такое ощущение, что многим не верится, что при таком хорошем Лукашенко такое происходит. А оно происходит. И хорошесть Лукашенко в том, что он быстрее допрет, что с этой бедой делать, чем наши долбоклюи у руля.
#142 | 05:00 31.01.2013 | Кому: twinkle
> Не парься, ко мне эти ярлыки лепить бесполезно.

Ты сама к себе эти ярлыки клеишь.

Обсуждаются протестующие "безработные" и их враньё - приходишь ты и заявляешь: "Но в главном-то он прав!" (с)
#143 | 05:09 31.01.2013 | Кому: twinkle
> Я смотрю, мало камрадов вообще сечет, в чем тема.

Всем все прекрасно понятно - налицо типичная попытка подмены понятий. Одно понятие (безработица) подменяется другим (низкие зарплаты).

Подменяется с конкретной политической целью - скомпроментировать государственную систему в целом: как же так, бацька на словах за социализм, а сам безработицу развёл!!! Ах он врун и лицемер!!!

Если бы они вышли с лозунгами "В Беларуси звукорежиссеры получают всего 200 баксов! Требуем поднять зарплату!!!", эффект был бы совершенно другим, отсюда и враньё.

> Да, есть официальное определение безработицы, оно сферическое и в вакууме, и не учитывает количество работающих не по специальности. А де факто безработица - это когда человек выпускается из ВУЗа и не может устроиться по специальности работать.


Это только в твоих фантазиях.

Понятия подменять - не надо. Врать - не надо.
#144 | 06:09 31.01.2013 | Кому: twinkle
Ладно, повторюсь и дополню.
В Республике Беларусь действуют принципы рыночной экономики, со всем набором удовольствий (в большей или меньшей степени - другой разговор), в число которых входит и рынок труда на котором одни предлагают свой ресурс (работники) и те кто его покупает (наниматели). По итогу получилась акция тех, кто всеми фибрами души стремиться в Европу, где этого добра еще больше, но для участия в акции не смогли найти ни одного живого человека, видимо все заняты, скорее всего на работе.
А по поводу низкооплачиваемой работы - мне что, на прокорм семью звукорежиссеров взять?
Мой батя по завершении спортивной карьеры, член сборной СССР и участник Олимпиады-80 промежду прочим, и окончании ИФК пошел работать инструктором в спортивное общество, а там денюшков не так много выходило, так он по шабашкам ездил и корона с него не упала, т.к. ему содержать надо было, а не стонать как мало он зарабатывает.
#145 | 06:28 31.01.2013 | Кому: twinkle
> А теперь смотрим полную цитату, нефиг из контекста дергать то, что тебе удобно.

Что то не очень совпадает с вот этим.

> А на вопрос ответ простой, тунеядцев мало, но много тех, кто не устроен официально и фрилансит, потому что так больше платят. Думаю, мне не надо объяснять про все прелести подобной работы без отпусков и гарантий, и почему такая работа не устраивает людей.


> А де факто безработица - это когда человек выпускается из ВУЗа и не может устроиться по специальности работать. Вообще-то кагбэ в СССР было так: ты выучился на определенную профессию, которая тебе нравится, и идешь по ней работать. Не было так, что небумажные, технические специалисты торговали колготками. А у меня такое ощущение создается, что на протяжение трех страниц мне все талдычат: "датычо, работа ж есть - колготками торговать, значит, безработицы нет, клоготками торговать - круто, всем надо переучиваться на торгашей колготками".


В России в данном вопросе дела обстоят в разы хуже.
#146 | 07:22 31.01.2013 | Кому: Всем
Так кто-нить скажет наконец-то, где получать много и работать мало?

А то флуд какой-то )))
#147 | 07:44 31.01.2013 | Кому: twinkle
> Да, есть официальное определение безработицы, оно сферическое и в вакууме, и не учитывает количество работающих не по специальности. А де факто безработица - это когда человек выпускается из ВУЗа и не может устроиться по специальности работать.

Можно еще велосипед назвать мотоциклом и сделать из этого множество срывающих покровы выводов.


Вообще СССР давно закончился, и при поступлении в ВУЗ желательно представлять перспективы дальнейшей деятельности. Если учишься в институте культуры на массовика-затейника, хорошо бы понимать что в родной деревне з/п будет меньше, чем в московском клубе Rай.

В том же айти минские з/п не сильно меньше московских, это при том что недвижка, например, дешевле раз в 5-8.
#148 | 07:48 31.01.2013 | Кому: ALKOZ
> Так кто-нить скажет наконец-то, где получать много и работать мало?
>
> А то флуд какой-то )))

Это из категории - "шоб такого съесть, чтобы похудеть"
Это пока ещё неразрешенные загадки, наука не в курсе дела)))
#149 | 07:52 31.01.2013 | Кому: ALKOZ
Ну в свете множества новостей вида "безработный житель Москвы задержан за попытку дачи взятки в размере 100 тысяч рублей сотруднику ГИБДД, задержавшего его за управление в нетрезвом виде автомобилем порш кайен 2012гв" - надо быть безработным в Москве ))
#150 | 08:14 31.01.2013 | Кому: OctopusVulgaris
>Опять же, надобно бы учесть, что их "средняя температура по больнице" объективнее нашей.

Это на основании чего такие выводы?..
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.