Испытания истребителя 5-го поколения

lenta.ru — Российский перспективный истребитель пятого поколения - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - совершил первые пробежки на аэродроме Комсомольского-на-Амуре. Будь проклят Табуреткин!!!
Новости, Наука | Orient 14:53 24.12.2009
71 комментарий | 67 за, 1 против |
#1 | 14:55 24.12.2009 | Кому: Всем
Сталина на них нет! При нём этот самолёт уже вовсю бы массово штамповался!
#2 | 15:05 24.12.2009 | Кому: Всем
Это очень хорошо! Побольше таких аппаратов!
#3 | 15:17 24.12.2009 | Кому: Всем
Люди! Вы что не видите, что это фотошоп?!! Путиноиды вообще страх потеряли - вчера макет подлодки на ножках выдавали за настоящую, сегодня - в тексте написано, что самолёт по ВПП проехал, а на картинке - самолёт летит!!! Как слышно меня, роджер!!!
#4 | 15:54 24.12.2009 | Кому: Всем
При всем уважении, самолет - это не трехколесный велосипед. И раз уж объявляли "полет" до конца года, то уж пусть "полетает", а не "покатается".
#5 | 15:59 24.12.2009 | Кому: Всем
эх, хотелось бы поглядеть на зверюгу :)
#6 | 16:01 24.12.2009 | Кому: Всем
Очень интересно было бы увидеть сам планер, а то рисунков в инете много а реальных фоток нема. (Похоже наследница КГБ бдит)
#7 | 16:03 24.12.2009 | Кому: Ulmerer
> Люди! Вы что не видите, что это фотошоп?!! Путиноиды вообще страх потеряли - вчера макет подлодки на ножках выдавали за настоящую, сегодня - в тексте написано, что самолёт по ВПП проехал, а на картинке - самолёт летит!!! Как слышно меня, роджер!!!

Это еще что, вот говорят они нано технологии специально делают очень маленькими, чтобы никто не разглядел убогость путинского кровавого режима.
#8 | 16:08 24.12.2009 | Кому: Всем
>И раз уж объявляли "полет" до конца года, то уж пусть "полетает", а не "покатается".

Шоб летать, крылья надо и двигатель. А они только отдельные части слепили, колеса поставили и таскают его по ВПП, подвеску тестируют :)
#9 | 16:12 24.12.2009 | Кому: Всем
Куда смотрят наши американские друзья??? Точнее, их спутники. Почему до сих пор нет в инете шпионского видео пробежек??? Они что, не знали, что будет выкатка?
#10 | 16:15 24.12.2009 | Кому: Всем
Причем что интересно - скорее всего под "взлеткой" находятся сотни "рабов режима" во главе с "Ходором", тянут стальные троса (привязанные кое-как к макету) а между их рядов прохаживается Путин с плеткой.
#11 | 16:39 24.12.2009 | Кому: Всем
Самолёты есть. А как с пилотами?
#12 | 16:40 24.12.2009 | Кому: r_s
> При всем уважении, самолет - это не трехколесный велосипед. И раз уж объявляли "полет" до конца года, то уж пусть "полетает", а не "покатается".

Вот как-то согласен. Суперджет тоже долго катался перед всеми. Пробежки - это пробежки. Причём ясно зачем - конец года надо срочно и показательно подтвердить бюджет. Вот полетит - посмотрим. Заодно посмотрим, сколько испытательных полётов запланировано по программе, а сколько реализовано. И в каком виде он летать будет на испытаниях. А то нас можно ещё года два завтраками кормить, а затем программу закрыть... Примеры у нас перед глазами типа "Барка", "Булавы" и т.п.
#13 | 16:40 24.12.2009 | Кому: Михаил_20
> Самолёты есть. А как с пилотами?

Пилотов наберут из тех кто выживет после "прокатывания" макета по "взлетке".
#14 | 17:52 24.12.2009 | Кому: Всем
Он что, на конной тяге? 5 поколение работает на овсе.
#15 | 19:22 24.12.2009 | Кому: mendelev
> Он что, на конной тяге? 5 поколение работает на овсе.

Да-да, биотопливо - модный тренд.
#16 | 20:18 24.12.2009 | Кому: Всем
«…Как сообщил наш специальный корреспондент, давление газа в оболочке было достаточным для отрыва перспективного авиационного комплекса от земли, но балласт пока решили не сбрасывать».
#17 | 20:30 24.12.2009 | Кому: Ник Нейм
> «…Как сообщил наш специальный корреспондент, давление газа в оболочке было достаточным для отрыва перспективного авиационного комплекса от земли, но балласт пока решили не сбрасывать».

Интересно, спецкор сам замерял, или ему Погосян об этом поведал как обычно :)
#18 | 20:40 24.12.2009 | Кому: Михаил_20
> Самолёты есть. А как с пилотами?

Выпишут из-за границы, это модно - заграничное.
#19 | 20:45 24.12.2009 | Кому: mendelev
>> Самолёты есть. А как с пилотами?
>
> Выпишут из-за границы, это модно - заграничное.

Я малось охренел, когда ВВП с дзюдоистами общался - уже своих, мля, и здесь нет, итальяшек тащим к себе.
#20 | 20:46 24.12.2009 | Кому: Всем
"Под сокращение пойдут 40% экипажей ВВС России"[censored]

... "Количество частей ВВС будет сокращено с 340 до 180, а количество экипажей – на 40%, с 12 до 7 тысяч. Работы лишатся 27 из 65 тысяч офицеров. Около половины самолетов будут списаны или проданы, из оставшегося количества 70% составят новые и модернизированные машины… "
#21 | 21:32 24.12.2009 | Кому: Всем
История повторяется - как с самальотом 5-го поколения МиГ-39 - там тоже муляж по ВПП катали. А для пак-фак еще даже двигателя нет, для справки.
#22 | 21:58 24.12.2009 | Кому: Алексей Аксенов
> "Под сокращение пойдут 40% экипажей ВВС России"[censored]
>
> ... "Количество частей ВВС будет сокращено с 340 до 180, а количество экипажей – на 40%, с 12 до 7 тысяч. Работы лишатся 27 из 65 тысяч офицеров. Около половины самолетов будут списаны или проданы, из оставшегося количества 70% составят новые и модернизированные машины… "

Интересно, хотя ресурс и не кажется серьёзным... Хорошая идея сократить старших офицеров ВВС... Как раз они то налёт имеют, а летёхи - капитаны - нет.
#23 | 10:52 25.12.2009 | Кому: Лом
> История повторяется - как с самальотом 5-го поколения МиГ-39 - там тоже муляж по ВПП катали. А для пак-фак еще даже двигателя нет, для справки.

Гражданин Лом, а в самолет только один тип двигателя можно ставить? Существующие никак не подходят, для отработки планера?
#24 | 11:07 25.12.2009 | Кому: ata
> Гражданин Лом, а в самолет только один тип двигателя можно ставить? Существующие никак не подходят, для отработки планера?

Камрад ты вообще представляешь себе, что такое испытания самолёта? Если без лекции на десять постов, то на этапе лётных испытаний планер отработан больше, чем все остальные части самолёта, в аэродинамической трубе и на статике. И на этапе лётных испытаний, вероятность того, что что-то случится с планером именно по вине планера - вестма низка. Тот же Суперджет, для справки, сломали на статике при 60% нагрузке... не знаю, правда, пересчитали потом прочнисты чего, или эту хрень прям так выкатили к народу.

А про то, что ты существующий двигатель впихивать в другой планер собрался... ну-ну. Скажем так, без подробностей, это увеличит срок доработки и испытаний года на 3...
#25 | 11:08 25.12.2009 | Кому: ata
>> История повторяется - как с самальотом 5-го поколения МиГ-39 - там тоже муляж по ВПП катали. А для пак-фак еще даже двигателя нет, для справки.
>
> Гражданин Лом, а в самолет только один тип двигателя можно ставить? Существующие никак не подходят, для отработки планера?

Не обращай внимания. По Лому самолёт нужно разрабатывать так: сначала разрабатываются все комплектующие (причём абсолютно все и с нуля - иначе это просто модернизация устаревшей техники), разрабатываются строго последовательно, ведь самолёт без РЛС нельзя подвергать статическим испытаниям. Планер нужно разрабатывать в последнюю очередь. Пробежки недопустимы - это признак слабости. Изделие нужно полностью заправить, подвесить ракеты и поднять в воздух. В идеале - сразу передать самолёт в войска в количестве 10000 штук. После этого КБ начинает работать над новым самолётом - опять с нуля.
#26 | 13:53 25.12.2009 | Кому: Ulmerer
> Не обращай внимания. По Лому самолёт нужно разрабатывать так:

:))) не ну никто не мешает стремиться к идеалу...

Кстати об идеале. С точки зрения производства любого устройства или ПО, в любой отрасли, сначала должно быть написаныТехТребования, затем ТехЗадание, затем ТехПроект, затем разработана Констукторская документация, затем собран прибор, затем написана методика испытаний, затем испытания, затем написана эксплуатационная документация, а затем серийное производство и дорога к пользователю.

Сколько на производствах не бывал, сам не работал, прибор уже испытания заканчивает, а мы только техзадание пишем :)). Причём такое ТЗ, которое соответствует не тому, что заказывали, а тому, что получилось... :)) Бардак? Ну ... мы стремимся к идеалу...
#27 | 14:07 25.12.2009 | Кому: Master of Flight
>> Не обращай внимания. По Лому самолёт нужно разрабатывать так:
>
> :))) не ну никто не мешает стремиться к идеалу...

Мне вот просто интересно, хоть для одного самолёта двигатель сделали раньше планера? У Сухого, насколько я помню, это была постоянная проблема - самолёты "ждали" двигатели. Даже при Сталине.

> Сколько на производствах не бывал, сам не работал, прибор уже испытания заканчивает, а мы только техзадание пишем :)). Причём такое ТЗ, которое соответствует не тому, что заказывали, а тому, что получилось... :)) Бардак? Ну ... мы стремимся к идеалу...


Это естественный процесс, да.
#28 | 14:10 25.12.2009 | Кому: Master of Flight
> Камрад ты вообще представляешь себе, что такое испытания самолёта? Если без лекции на десять постов, то на этапе лётных испытаний планер отработан больше, чем все остальные части самолёта, в аэродинамической трубе и на статике. И на этапе лётных испытаний, вероятность того, что что-то случится с планером именно по вине планера - вестма низка. Тот же Суперджет, для справки, сломали на статике при 60% нагрузке... не знаю, правда, пересчитали потом прочнисты чего, или эту хрень прям так выкатили к народу.

Интересуюсь: какое отношение имеешь к разработке самолетов?
Академический интерес.

Я процесс представляю исключительно по интернетам.
То, что планер "отработан больше, чем другие системы самолета" - возможно, от этого он не становится отработанным. Ну и есть еще системы самолета, требующие отработки в полете - навигация и управление, как минимум.

> А про то, что ты существующий двигатель впихивать в другой планер собрался... ну-ну. Скажем так, без подробностей, это увеличит срок доработки и испытаний года на 3...


На Су-34, емнип, АЛ-31фм2 уже испытали, к примеру.
А в интернетах пишут, что на первом этапе на ПАК ФА будет использоваться Изд.117. Так что, при грамотном подходе к проектированию, проблем не вижу.

Да, последний твой комментарий вроде все точки над ё расставляет.
#29 | 14:27 25.12.2009 | Кому: Master of Flight
> Сколько на производствах не бывал, сам не работал, прибор уже испытания заканчивает, а мы только техзадание пишем :)). Причём такое ТЗ, которое соответствует не тому, что заказывали, а тому, что получилось... :)) Бардак? Ну ... мы стремимся к идеалу...

Вот такое за чужие деньги хрен сейчас кто допустит. ТЗ - всему голова и никаких гвоздей! Если что-то не выполняется, либо ТЗ корректируется до испытаний, либо изделие принимается и решением совместной комиссии Заказчика и Исполнителя в ТУ и Сертификат переносятся те параметры, которые получились. Но это только для незначительных отступлений от ТЗ. А если все хреново - суд и штрафы.
Так что категорически не согласен с приведенным абзацем.
#30 | 14:44 25.12.2009 | Кому: r_s
> Вот такое за чужие деньги хрен сейчас кто допустит.
Так за чужие тоже бывает, но я больше про государственные, т.е. наши. А при разработке ПО, вообще, порой, без проектной документации обходятся, а через пару месяцев лбы морщат - чё это такое и с чём его едят, ибо забыли уже... или ведущий програмёр уволился :)

> Так что категорически не согласен с приведенным абзацем.

Я не говорю что так должно быть, я говорю, что так, в большинстве случаев есть. Кстати, не только у нас в стране.
#31 | 15:03 25.12.2009 | Кому: ata
> Интересуюсь: какое отношение имеешь к разработке самолетов?
> Академический интерес.

Я учавствовал в разработке Суперджета. Пока не понял, что работа более 14 часов в сутки без выходных и грозящие командировки в Комсомольск-на-Амуре 2 недели через 2 недели (из Москвы) - это чересчур :). Да и дерьмо этот Суперджет. А над дерьмом работать неприятно.

> То, что планер "отработан больше, чем другие системы самолета" - возможно, от этого он не становится отработанным. Ну и есть еще системы самолета, требующие отработки в полете - навигация и управление, как минимум.


Верно. Просто лётные испытания - это конечный этап. Хотя и довольно долгий. И, хотя, полёты производятся специализированно, на отработку определённых систем, остальные системы при этом должны взаимодействовать в совокупности.

Как в качалке - тягаешь ты штангу - типа работа рук, но в это время сердце, лёгкие и пр. работают в повышенном режиме. Поэтому катать планер на одном двигателе, а, затем ему двигатель заменять - это 70% работы повторить. Повторная отработка всего двигателя, системы индикации, системы управления, авионики, всех систем взаимодействия - самолёт-пилот. В общем - дохрена. Не знаю, что там камрад Лом про настоящий двигатель ПАК-ФА говорит (давно пива с бывшими коллегами не пил :)) ), но проще двигателя дождаться, чем планер на другом гонять.

> На Су-34, емнип, АЛ-31фм2 уже испытали, к примеру.

> А в интернетах пишут, что на первом этапе на ПАК ФА будет использоваться Изд.117. Так что, при грамотном подходе к проектированию, проблем не вижу.

Если говорить о вопросе "можно или нельзя впихнуть", то в мире можно всё :). Представь себе конструкторскую задачу. Засунуть двигатель от ВАЗ-2106 в Запорожец. Чисто конструкторскую - т.е. надо его туда запихать, и подсоединить. Он отличается по креплениям, габаритам, точкам подвода ГСМ и т.п. А теперь представь, что надо так запихать, чтобы сверху ничего не торчало - т.е. чтобы он под капот Запорожцу помещался. А теперь надо, чтобы всё это поехало.

Т.е. движок 2107 в 2105 засунуть можно. Ну чуть чуть доработать и всё, а в запорожец - никак. Твой пример, из таких, т.е. использовались сходные модели планера. А планер ПАК-ФА у нас под секретом, и никто не знает, кому он "брат", а кому "сын" :)
#32 | 15:29 25.12.2009 | Кому: Master of Flight
> Я учавствовал в разработке Суперджета. Пока не понял, что работа более 14 часов в сутки без выходных и грозящие командировки в Комсомольск-на-Амуре 2 недели через 2 недели (из Москвы) - это чересчур :). Да и дерьмо этот Суперджет. А над дерьмом работать неприятно.

С целью повышения личной информированности, интересуюсь: почему и в чем дерьмо?

> Т.е. движок 2107 в 2105 засунуть можно. Ну чуть чуть доработать и всё, а в запорожец - никак. Твой пример, из таких, т.е. использовались сходные модели планера. А планер ПАК-ФА у нас под секретом, и никто не знает, кому он "брат", а кому "сын" :)


Так, вроде, все очевидно: раз поручили фирме Сухого разрабатывать ПАК ФА, то и наследником он явно у Су-27/30/35. И с совместимостью двигла все должно быть как минимум неплохо.
#33 | 17:08 25.12.2009 | Кому: ata
>> История повторяется - как с самальотом 5-го поколения МиГ-39 - там тоже муляж по ВПП катали. А для пак-фак еще даже двигателя нет, для справки.
>
> Гражданин Лом, а в самолет только один тип двигателя можно ставить? Существующие никак не подходят, для отработки планера?

Ты из прокуратуры штоле, "гражданин"?

Лично мне - похуй. Лично ты можешь хоть от кукурузника двигатели ставить - на все типы самолетов.

Только вот какая хуйня - ПАК-ФАК - ето самолет отличный от Су-шки - по аэродинамике, габаритно-массовым показателям и ТТХ. И любой, "существующий тип двигателя" - там нахуй не нужен, по дефолту. Более того, дорогой друг, - ето самолет НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ! Ни о чем не говорит?
#34 | 18:15 25.12.2009 | Кому: Лом
> Ты из прокуратуры штоле, "гражданин"?

А ты не гражданин, что-ли?

> Лично мне - похуй. Лично ты можешь хоть от кукурузника двигатели ставить - на все типы самолетов.


Ага.
Кукурузник с АЛ-31ФМ.

> Только вот какая хуйня - ПАК-ФАК - ето самолет отличный от Су-шки - по аэродинамике, габаритно-массовым показателям и ТТХ. И любой, "существующий тип двигателя" - там нахуй не нужен, по дефолту. Более того, дорогой друг, - ето самолет НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ! Ни о чем не говорит?


А вот самолет нового поколения, уделывающий все ВВС в мире, вместе взятые, и еще марсиан в придачу, F-22. Как у него дела с движком? А вот так:

> Двигатель F119-PW-100, которым оснащен истребитель F-22 "Pэптор", создан на базе ТРДДФ F100

[censored]

Вот тебе и новое поколение!

На деле, ничего с нуля сейчас не делается. Есть очень удачный самолет Су-27 - на его базе ваяют перспективный авиакомплекс. Есть удачный движок Ал-31ф - на его базе ваяют перспективный движок для ПАК ФА. Если думаешь, что "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" означает "полное проектирование всего с нуля" - то это к терапевту.
#35 | 20:15 25.12.2009 | Кому: Всем
Ну пиздец. Ты сам то с Марса штоле? Все ныне существующие изделия имеют прототипы - ето по дефолту. Никто и не говорит что будет какой-то ПРИНЦИПИАЛЬНО новый двигатель - типа пропульсивного гипперпространственного пи-мезонного генератора. Но всё же согласись - нельзя поставить тупо на принципиально новый и другой по аэродинамике, весу, габаритам и пр. и др. планер чо-попало и получить требуемые ТТХ согласно ТЗ. Хуйпойми о чем ты споришь. Двигатель будет (нужен) пусть и не принципиально новый - но ДРУГОЙ. Или нет? Кстати, если ты не в курсе, для ПАК-ФАК спроектирован и разработан именно ДРУГОЙ двигатель, отличный от существующих. О чем я собственно и сказал - движка НЕТ. И один только хуй знает когда он будет. Ето не я придумал - ето инфа от разработчиков. А ты хуйпайми с чем стрял. С движком от кукурузника еп. ;)
#36 | 22:40 25.12.2009 | Кому: Лом
> Но всё же согласись - нельзя поставить тупо на принципиально новый и другой по аэродинамике, весу, габаритам и пр. и др. планер чо-попало и получить требуемые ТТХ согласно ТЗ.

Ставится не "что попало", а конкретный двигатель. Не от кукурузника, а от Су-35. Отсутствие готового двигла, конечно, несет в себе риск не вписаться в рамки ТТТ, но ожидание разработки двигла приведет к тому, что самолет будет готов году к 20-му.

Подобные ситуации - сплошь и рядом. Вот амеры со своим 35-м находятся в той же ситуации: опытные образцы уже летают, а разработка двигателя заказана только в этом году.

> Хуйпойми о чем ты споришь. Двигатель будет (нужен) пусть и не принципиально новый - но ДРУГОЙ. Или нет? Кстати, если ты не в курсе, для ПАК-ФАК спроектирован и разработан именно ДРУГОЙ двигатель, отличный от существующих. О чем я собственно и сказал - движка НЕТ. И один только хуй знает когда он будет. Ето не я придумал - ето инфа от разработчиков. А ты хуйпайми с чем стрял. С движком от кукурузника еп. ;)


То, что целевого двигла нет, это я знаю. А "разработчики", которые сравнивают Су-35 с кукурузником, зарплату в госдепе получают.

Если ты забыл, то спорю я о том, что разработка Т-50 идет своим чередом. И надежды твоих маленьких американских друзей на то, что наш самолет никогда не полетит - тщетные.
#37 | 00:26 26.12.2009 | Кому: Всем
> несет в себе риск не вписаться в рамки ТТТ

Ето Т-1000? I`ll be back? Что такое ТТТ?

> И надежды твоих маленьких американских друзей на то, что наш самолет никогда не полетит - тщетные.


Я, зарплату, в юанях получаю. Сколько говорить то можно - для каждого нового посетителя ВОТТ?
#38 | 00:52 26.12.2009 | Кому: Всем
[перекладывает "Стрела 3М" на другое плечо] "Пилоты ! Мне тут долго еще стоять ? Взлетать то будем ?!"
#39 | 01:39 26.12.2009 | Кому: Всем
Не от кукурузника, а от Су-35.

> "Пилоты ! Мне тут долго еще стоять ? Взлетать то будем ?!"

Вольно. Хуй даждетесь - с такими "аппанентами", особенно. пизздец бля, школота тупая.

[извините что отвлек от боевого дежурства!]

идиоты вотаке - нам Постоянная Боевая, гражанским языком выражаясь! А так то - тебе - ПВ-1, а мне - СПвНСн. В течениичаса - а им шутки бля. Я б пашутил - а то скучно бля!
#40 | 08:45 26.12.2009 | Кому: vit555
> [перекладывает "Стрела 3М" на другое плечо] "Пилоты ! Мне тут долго еще стоять ? Взлетать то будем ?!"

Взлет - в феврале 2010.
Заодно Лом посмотрит, как летают новые самолеты на "неродных" дижках.
#41 | 11:01 26.12.2009 | Кому: Всем
> Взлет - в феврале 2010.

Гарантируешь? Не пиздишь?

А ты вааще кто - чтоб пиздеть то? Нам Гарант пиздит и зам его - а ТЫ КТО?
#42 | 13:06 26.12.2009 | Кому: ata
> Взлет - в феврале 2010.

На этот счёт можешь расслабиться. Я, возможно, слишком скептик, но Суперджет у нас тоже в 2005 году взлетал, а взлетел когда?
[censored]
И проблема тут не в КБ "Сухого", а в эффективном менеджменте в целом по стране.

Я эту ссылку часто привожу, когда оптимистов вижу :). Без обид камрад, но если ты посмотришь на все свершения нынешней власти в области ДЕЛА - строительство, технологии, производство и т.п. то увидишь закрытые программы, сорванные сроки, бесконечноую пургу и т.п. Иногда правда возникают победы (типа Тополь-М, например), но впечатление такое, что они - вопреки власти, а не благодаря ей.

А на твой вопрос:
>почему и в чем дерьмо?

я отвечу в течении дня - работы полно блин ((. А вопрос объёмный - несколько постов.
#43 | 15:18 26.12.2009 | Кому: ata
Я попробую структурировать ответ. Давай начнём с проекта в целом, на государственном уровне. Задай себе вопрос, а на хрена нам нужен Суперджет? Это среднемагистральный самолёт, но он у нас давно есть. Сравни эти изделия:

[censored]

[censored]

Обрати внимание на характеристики. На сайте Сухого данные не такие полные, но получается, что Ту-204 более вместительный, в разных комплектациях 204 и 160 пассажиров, а дальность полёта - на 2000 км больше. Кстати, он сертифицирован и летает с 1996 года.
[censored]

Так зачем нам нужен Суперджет?
Помимо этого - следующий вопрос. Почему у Туполёвцев так хреново с Госзаказом? Ведь летают старые Ту-154 и Боинги с Эйрбасами. А последних модификаций Туполева в России почти нет. Зато всяких контрактов "Аэрофлота" "Сибири" и т.п. на Суперджет дохрена.

Парадокс блин - есть самолёт, есть компании которым нужен самолёт, а заказов нет. И, наоборот, нет самолёта (и будет не скоро), а заказов под 200 штук. Причём проектная мощность единственного завода, который его будет собирать (КнАПО) - 70 самолётов в год. Т.е. при лучшем раскладе кому-то придётся ждать до 2012 - 2014 года, чтобы получить самолёт.
Неужели у Туполёвцев так хреново с рекламмоЙ? На МАКС они бывают, сайты есть, КБ работает. Так в чём дело?
#44 | 15:32 26.12.2009 | Кому: Всем
Следующий вопрос. А почему разработку нового регионального самолёта отдали "Гражданским Самолётам Сухого"? Задумайся, ведь Сухой никогда не разрабатывал крупных самолётов. Штурмовики, истребители, но нет ни одного крупного бомбера, транспортника, грузовика или пассажирского самолёта. Т.е. это специфика Илюшина, Туполева, но никак не Суховцев. Вот, кстати, и про Илюшина:
[censored]

По характеристикам он по слабее, я имею в виду пассажиров и дальность, но он - маленький. Т.е. Суперджет нам вообще не нужен ну ни как.

Так вот про разработку. Я хочу сказать, что Сухой всё брал с нуля. У них нет опыта создания таких самолётов, нет наработок, нет фюзеляжа, нет специалистов с нужными навыками и опытом. И, напротив, всё это есть у Илюшина и Туполева. Т.е. разработка по определению дороже и дольше.

В общем про идею создания Суперджета, нового российского регионального самолёта, да ещё и на КБ "Сухого" следует сказать одно - эта идея очень похожа на лоббирование чьих-то интересов и попил бабла. Если у тебя иное мнение - поделись. Если что-то знаешь - прошу. Но я тебе описал как выглядит - делай выводы.

Итак с Проектом на государственном уровне закончили - переходим дальше.
#45 | 16:25 26.12.2009 | Кому: Всем
Тепрь поговорим о структуре "Гражданских Самолётов Сухого". Когда я там работал - в структуре было более 100 департаментов (теперь их больше), во главе с начдепами. Департаменты объединялись в Дирекции, во главе с директорами. Типа дирекции БРЭО. Далее структура терялась, т.к. над группами дирекций стояли вицепрезиденты, а над ними всеми - старший вицепрезидент и президент.

Думаешь обычная структура? Не совсем. Это чистая копия завода АвтоВАЗ. Что касается департаментов, то было дохрена ненужных. Т.е. профильные подразделения - именно создатели самолёта - около 50%. Затем сопровождающие подразделения - типа АХО, бухгалтерии, кадров и пр - ещё 25%. Но что ты скажешь о департаменте послепродажного обслуживания? Или департаменте обучения заказчика? Или департаменте по развитию персонала? Первые два должны создаваться позднее, ближе к концу испытаний. Кстати сколько было различных подразделений маркетинга - не берусь посчитать. Много.

А департамент развития персонала и с департамент кадров входили в Дирекцию по кадрам и имели аж Вицепрезидента во главе. Кстати когда его создали, развивающий департамент, сразу отдали им приказ - резко повысить производительность - мотивировать персонал. Они провели серию интервью с начальством департаментов, от которого узнали, что всё замечательно. Неудивительно, т.к. всё начальство молодое - 30 - 40 лет и оно не стало жаловаться.

В общем решили, что народ просто устал и нужен корпоратив. На корпоратив попали все директора и вицепрезы, а также все иностранцы и самые красивые девушки компании. Потом все фотки положили на сервер. Как итог молодые сотрудники, глядя на девушек, сказали - а почему нас не позвали. А старые - вот как тратят наши деньги. И на целую неделю весь ГСС встал. Погода была хорошая, лето - народ курил на улице, травил байки и втихаря ходил за пивом.

Так вот к оргструктуре. ГСС сильно бюрократизирован, на утверждение договоров порой уходит до года. И сильно перегружен лишними людьми и лишним начальством. Это одна из причин, почему проект тормозит как незнамо что. ГСС - это чистый Автоваз и эффективный менеджмент. Вот в таких условиях оно создаётся.
#46 | 17:06 26.12.2009 | Кому: Всем
и правда - Мастер! еп
#47 | 17:50 26.12.2009 | Кому: ata
Так, у нас остались условия работы, квалификация персонала и собственно проблемы Суперджета. Начнём с простого - с условий работы. Сразу скажу, что в моём понимании есть нормальные условия, и не нормальные. Если кто-то работает в худших - сочувствую. Но мы работали в неочень нормальных.
- График работы. Весьма интересный график. Например я лично работал с 10.00 до 24.00 достаточно часто. А суббота - прекрасное время - ещё 6 часов. Правда я тогда права не качал, но тоже самое было со многими молодыми. Первые пол года суботы не оплачивались, а потом поплатили несколько месяцев - и опять отменили.

Я ушёл оттуда, проработав 1 год. Отпуск я получил деньгами, т.к. меня не отпускали. Переутомление привело к температуре тела 35 градусов :). Самое интересное - что это фигня. Хуже пришлось тем, кого начали регулярно гонять в КнАПО. 7 часов разницы. 2 недели там, 2 здесь. Работа по 16 часов в сутки и по выходным. Город незнакомый, скучно - в общем классс.

Кстати в подразделениях дохрена мёртвых душ. У нас на 30 человек, реально существовало 20. Остальные были по политическим мотивам - сотрудники смежников, нужные люди и пр.

- Обеспечение. С этим туго. Ты, когда-нибудь возил разъёмы с золотыми контактами на 200 штук в метро? Машины нет вот и везёшь, а на электричке прибор на 2 млн. не возил? А канцтовары и бумага - отдельная песня. Я понимаю, что это обычные проблемы, но это стоит ребром. Ты тратишь время на очередь к принтеру, т.к. принтер 1 на 300 человек. А бумага - тебе натурально дают в департменте пачку - один засовывает в принтер, другой на печать пускает, остатки бумаги забираешь.

- Условия на производстве. В стендовом зале, когда дождь идёт, вода на стенды с милиарддолларным оборудованием течёт рекой. Мы свой стенд клеёночкой обтягивали. Он был не самый дорогой, но стоил около 20 млн баксов. А сколько было реальных замыканий? Правда, к счастью, не на стендах, а в комнатах вдоль зала. Там компьютеры. Кстати в этом зале раньше мыли ртутью стёкла для бортов, так что работать там не очень полезно.

Я тебе это расписываю, чтобы ты себе представлял, каков Сухой на самом деле. Понимаешь, от дворняги породистых щенков не бывает, а в дерьме не живёт щука.
#48 | 18:31 26.12.2009 | Кому: Master of Flight
Да кстати, про условия в догонку. Как дерьмо по стенам течёт видел когда-нибудь? Одна дура в сортир тампекс кинула. И со второго этажа всё стекло в кабинет директора дирекции :)).

Кстати ещё дохрена приезжих-командировочных. Поэтому в сортирах постоянно воруют салфетки, бумагу и мыло :))
#49 | 23:52 26.12.2009 | Кому: ata
Так далее квалификация. Имей в виду, что сотрудники ГСС делятся на 2 основные возрастные группы - молодые (20 - 30 лет) и старики (около 50). Причём молодые, как правило, получают немного больше благодаря различным надбавкам. Кстати и должности они в среднем занимают выше. Отсюда нелюбовь стариков к молодым и нежелание стариков делится опытом. Старики они конечно условно, т.к. 50 - не возраст. Но старики - те, кто создавал Су-24, Су-27 и т.п., а молодёж - она и есть молодёж - гонор и отсутствие знаний. Хотя у меня и сходный возраст - я старался работать в основном со стариками, от чего много выиграл. Никогда не забуду 25 летнего сопляка, раскладывающего пальцы и пытающегося общаться на ты с Ивашечкиным (ген.конструктор Суперджета, ему за 70 лет).

Также Сухой совершенно не работает с профильными ВУЗами. Хотя и много говорит об этом. Кроме объявления о приёме на работу у меня в институте ничего нет :). Например привёл я как-то студентов на практику, а мне в этом департаменте развития персонала так и говорят - "Пофигу, что вы с ними делать будете - пусть хоть ящики грузят, нам всё равно". Так что хотя приток кадров и есть, но кадры заранее не подготовлены и неквалифицированы.

Ещё одна странная тенденция - давать молодым сразу высокие должности. Я, например, сразу стал ведущим специалистом. Минуя советские должности "молодого специалиста" и "специалиста", т.е. 5 лет карьеры - за одну минуту... Такие же как я - 23 - 30 летник - начальники отделов, главные специалисты департаментов и т.п.
#50 | 00:02 27.12.2009 | Кому: ata
В продолжение квалификации - пара примеров:
- начальник моего департамента был очень хороший специалист. Как человек - он мне не нравился, но специалист крутой. Но вот высшего образования у него небыло. Если кто-то додумается сертифицировать Суперджет по квалификации специалистов - то птичка не пройдёт. Сейчас, правда, вышка у него есть, но сертификационщиков интересует вся история создания самолёта, а не ситуация на момент проверки.
- помню, принёс я техзадание (ТЗ) подписывать энергетикам. Был у них начальник департамента – мужик, где-то 35 лет по возрасту, а его сняли. Идите, говорят к новому. Захожу. Пацан, годов 25. У меня ТЗ простенькое. Мне надо 4 монитора в испытуемый самолёт поставить, в кабину. Только в испытуемый, не в штатный. У меня в ТЗ, в разделе “Энергопотребление” написано “Требований не предъявляется”. А пацан заглянул так, “ага” – говорит “не предъявляется” и подписал. И теперь, на основании этого ТЗ могу свои мониторы сделать с потреблением тока в 200 КА (килоампер), а могу в 200 МгА (мегаампер), а он мне их (амперы) должен будет на борту родить. Он ведь расписался… Кстати я бы, уже тогда, несмотря на свою невысокую квалификацию, такое ТЗ отправил бы на доработку, чтобы в разделе чётко прописали показатели энергопитания.
- также помню Департамент ведущих конструкторов. Задумайся какое название... Т.е. типа люди должны быть буквально богами в профессии. А начдепом ихним был бывший толи дежурный по полётам, толи выпускающий техник - в общем - никакой не конструктор. Так вот они меня долго пыталисть убедить, что мой прибор должен соответствовать требованиям, прописанным в ГОСТе к ПРЕЕМНИКУ электричества. И сколько я не объяснял им, что это опечатка, и что это не ПРЕЕМНИК, а ПРИЁМНИК, они так и не осознали. Т.е. существует у электричества преемник, ну когда электричество на покой уйдёт, он его заменит...

Таких примеров у меня полно.... вот это - квалификация специалистов ГСС.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.