"почему Наполеон не освободил крепостных в России"?

gilliland.livejournal.com — Устал читать несусветные глупости от сторонних людей, касающиеся вопроса "почему Наполеон не освободил крепостных в России во время своего несчастного похода 1812 года"?
Новости, Общество | Clone 11:36 25.09.2012
23 комментария | 65 за, 1 против |
#1 | 11:37 25.09.2012 | Кому: Всем
интересные подробности со французской стороны:


"Невыразимо было жалко, – говорит Labaume, – француженок, ушедших от мщения русских из Москвы, рассчитывавших на полную безопасность среди нас. Большая часть пешком, в летних башмаках, одетые в легкие шелковые и люстриновые платья, в обрывки шуб или солдатских шинелей, снятых с трупов. Положение их должно было бы вызвать слезы у самого загрубелого человека, если бы обстоятельства не задушили всех чувств.
Из всех жертв войны ни одна не была так интересна, как молодая, милая Fanni: хорошенькая, скромная, приветливая, остроумная, говорившая на нескольких языках, обладавшая всеми качествами, способными вскружить голову самому нечувствительному, она была принуждена нищенски выпрашивать всякую самую незначительную услугу, и кусок добытого хлеба заставлял ее расплачиваться самым позорным образом: подавая ей милостыню, мы злоупотребляли этим, заставляя бедняжку принадлежать ночью тому, кто кормил ее днем. Я видел ее даже за Смоленском, но уже не бывшую в состоянии идти – она держалась за хвост лошади и, когда силы изменили, упала на снег, где, вероятно, и осталась, не вызвав ни жалости, ни взгляда сочувствия.
#2 | 11:51 25.09.2012 | Кому: Всем
>"почему Наполеон не освободил крепостных в России"?

Он еще прадедушку Сталина не убил, кстати!1
#3 | 12:13 25.09.2012 | Кому: Всем
> Странно, что всё происходящее было ещё до большевистской коллективизации и поругания жидами церквей.

[морщится]

> страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта.


Радзинский-стайл.

Хотя местами статья интересная.
#4 | 13:20 25.09.2012 | Кому: Olsegor
>> Странно, что всё происходящее было ещё до большевистской коллективизации и поругания жидами церквей.
>
> [морщится]
>
>> страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта.
>
> Радзинский-стайл.
>
> Хотя местами статья интересная.

Критикуя предлагай, напиши свою мы почитаем. История многим интересна.
#5 | 13:35 25.09.2012 | Кому: Olsegor
>> Странно, что всё происходящее было ещё до большевистской коллективизации и поругания жидами церквей.
>
> [морщится]
>
>> страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта.
>
> Радзинский-стайл.
>
> Хотя местами статья интересная.

А по твоему у русского бунта характер мягкий, застенчивый и полный сострадания?
#6 | 13:45 25.09.2012 | Кому: Maks_77
>>> страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта.
>>
>> Радзинский-стайл.
>>
>> Хотя местами статья интересная.
>
> А по твоему у русского бунта характер мягкий, застенчивый и полный сострадания?

Речь о том, что отечественная интеллигенция боится своего народа, будучи от него страшно далека.
Что порождает в её среде мнение о какой-то особой "зверскости" проявления народного гнева у русских, по сравнению с "цивилизованной", "просвященной" Европой.

А так, повторюсь, за исключением этого пассажа статья местами очень даже интересная.
#7 | 13:52 25.09.2012 | Кому: madnesadm
> Критикуя предлагай, напиши свою мы почитаем. История многим интересна.

Т.е., я так понимаю, перл о "поругании жидами церквей" не вызвал у тебя никаких возражений?
#8 | 14:01 25.09.2012 | Кому: Olsegor
>> Странно, что всё происходящее было ещё до большевистской коллективизации и поругания жидами церквей.
>
> [морщится]

Это он глумится так.

>> страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта.

>
> Радзинский-стайл.

Русский бунт именно такой. Именно в силу чудовищной отдалённости так называемых элит от народных масс. Как выглядели с точки зрения простонародья прекрасные европеизированные господа - читай в обсуждаемой заметке.
#9 | 14:04 25.09.2012 | Кому: Rick
А на мой взгляд, это выражение по своему смыслу сродни задорновскому "только в России...".
Впрочем, не буду навязывать свою точку зрения.
#10 | 14:20 25.09.2012 | Кому: Olsegor
> А на мой взгляд, это выражение по своему смыслу сродни задорновскому "только в России...".

Откровения из серии "только в этой стране..." - продукт деятельности мозга дремучего космополитичного подростка. Который ни хрена не знает о происходящем за пределами родного двора, но мнение имеет!!!

Русский бунт действительно такой, как о нём сказал в своё время классик. Особенно в исторический период, предшествующий тотальной урбанизации. Просто потому, что крестьяне более жестоки по своему образу жизни. Ну а неистовость, она нам тоже присуща, да. Что в резне помещиков и попов, что в индустриализации, что в войне с фашистами, что во всенародном проёбывании нажитого непосильным трудом предков.
#11 | 14:27 25.09.2012 | Кому: Rick
> Откровения из серии "только в этой стране..." - продукт деятельности мозга дремучего космополитичного подростка. Который ни хрена не знает о происходящем за пределами родного двора, но мнение имеет!!!

Совершенно согласен.

> Русский бунт действительно такой, как о нём сказал в своё время классик.


Вопрос в том, является ли он более жестоким, чем бунты в Европе или Азии?
никанор
надзор »
#12 | 15:00 25.09.2012 | Кому: Всем
У Сергея Кара-Мурзы где то упоминалось, как организованно и планомерно разоряли помещичьи имения русские крестьянские общины в начале 20 века. Многие на Западе были удивлены такой высокой организацией нашего населения т.к. ожидали увидеть нечто, гораздо более жестокое, чем их жаккерии.
#13 | 15:23 25.09.2012 | Кому: Olsegor
>> Русский бунт действительно такой, как о нём сказал в своё время классик.
>
> Вопрос в том, является ли он более жестоким, чем бунты в Европе или Азии?

Очень хороший вопрос, камрад, ждал его.

Начнём с того, что традиционно мерилом всего и вся у нас выступает Европа. Подозреваю, и Пушкин, если он вкладывал в свою знаменитую фразу некий сравнительный смысл, подразумевал сравнение именно с Европой, а не с Китаем, например. Так вот, по сравнению с Европой, возможно (именно что возможно, я не эксперт) наш бунт действительно более свирепый и жестокий, чем их. И вот почему.

Во-первых, потому что европейское общество более цивилизованно, в том смысле, что они живут в суровой казарме столетиями, а у нас таковая была ровно один раз и недолго - при товарище Сталине. Хочешь, не хочешь, такое неизбежно влияет на менталитет народов.

Во-вторых, всё те же особенности темпов-сроков урбанизации и разложения традиционного общества. У нас к 1917 году 85% населения были крестьяне, причём большинство - общинники. У них всё было несколько иначе.

Если я не прав, получается, что наш бунт ничуть не более свиреп и жесток, чем европейский. Но в любом случае получается "больше либо равно". Или ты можешь привести контраргументы в пользу того, что у нас бунтовали мягче и милосерднее, чем в Европе?

Ещё раз, про Азию речи нет, традиционный эталон - Европа. Не потому что мне так удобнее в данном случае, оно так исторически сложилось.
#14 | 15:31 25.09.2012 | Кому: никанор
> У Сергея Кара-Мурзы где то упоминалось, как организованно и планомерно разоряли помещичьи имения русские крестьянские общины в начале 20 века. Многие на Западе были удивлены такой высокой организацией нашего населения т.к. ожидали увидеть нечто, гораздо более жестокое, чем их жаккерии.

Есть такое дело. Но помимо организованного и гуманного грабежа помещичьих усадеб был куда более кровавый процесс резни между самими крестьянами, от которого полегло не меньше, чем от действий организованных сил РККА и белых армий вместе взятых (включая сюда и белый/красный террор на подконтрольных территориях). А ведь это тоже неотъемлемый элемент так называемого русского бунта.

Более того, если не ошибаюсь, тот же Кара-Мурза отмечает, что поддержка русскими крестьянами большевиков вызвана в первую очередь позицией большевиков по аграрному вопросу. Люди сами понимали, что без национализации они тупо перебьют друг друга, деля бесхозную землю.
#15 | 15:36 25.09.2012 | Кому: Rick
Спасибо за дельные мысли, Rick. Хорошо излагаешь.
Поспорить не с чем.
#16 | 15:41 25.09.2012 | Кому: Olsegor
> Спасибо за дельные мысли, Rick. Хорошо излагаешь.
> Поспорить не с чем.

Тебе спасибо за дельные вопросы, камрад.

Вдумчиво поясняя свою точку зрения другому, сам лучше её понимаешь. Как в том анекдоте про школьного учителя: "Не дети, а дебилы какие-то! Раз им объяснил теорему! Два, три раза! Сам уже понял, а они - никак!!!"
никанор
надзор »
#17 | 15:48 25.09.2012 | Кому: никанор
> У Сергея Кара-Мурзы где то упоминалось, как организованно и планомерно разоряли помещичьи имения русские крестьянские общины в начале 20 века. Многие на Западе были удивлены такой высокой организацией нашего населения т.к. ожидали увидеть нечто, гораздо более жестокое, чем их жакерии.

" Второй причиной был огромный опыт революции 1905-1907 г., когда крестьянство проявило поразительную организованность и культуру: в ходе уничтожения около 3 тыс. поместий (15% их общего числа в России) практически не было случаев хищения личных вещей и насилия в отношении владельцев и их слуг.

Вот, пишет английский историк русского крестьянства Т.Шанин о насилии 1907 г.: "Поджоги часто следовали теперь особому сценарию. Решение о них принималось на общинном сходе и затем, при помощи жребия, выбирались исполнители из числа участников схода, в то время как остальные присутствующие давали клятву не выдавать поджигателей... Крестьянские действия были в заметной степени упорядочены, что совсем не похоже на безумный разгул ненависти и вандализма, который ожидали увидеть враги крестьян, как и те, кто превозносил крестьянскую жакерию... Крестьянские выступления России оказались непохожими на образ европейской жакерии, оставленный нам ее палачами и хроникерами".
[censored]
#18 | 15:50 25.09.2012 | Кому: никанор
>> У Сергея Кара-Мурзы где то упоминалось, как организованно и планомерно разоряли помещичьи имения русские крестьянские общины в начале 20 века. Многие на Западе были удивлены такой высокой организацией нашего населения т.к. ожидали увидеть нечто, гораздо более жестокое, чем их жакерии.
>
> " Второй причиной был огромный опыт революции 1905-1907 г., когда крестьянство проявило поразительную организованность и культуру: в ходе уничтожения около 3 тыс. поместий (15% их общего числа в России) практически не было случаев хищения личных вещей и насилия в отношении владельцев и их слуг.
>
> Вот, пишет английский историк русского крестьянства Т.Шанин о насилии 1907 г.: "Поджоги часто следовали теперь особому сценарию. Решение о них принималось на общинном сходе и затем, при помощи жребия, выбирались исполнители из числа участников схода, в то время как остальные присутствующие давали клятву не выдавать поджигателей... Крестьянские действия были в заметной степени упорядочены, что совсем не похоже на безумный разгул ненависти и вандализма, который ожидали увидеть враги крестьян, как и те, кто превозносил крестьянскую жакерию... Крестьянские выступления России оказались непохожими на образ европейской жакерии, оставленный нам ее палачами и хроникерами".
>[censored]

Спасибо, обязательно почитаю, очень интересно.
#19 | 15:54 25.09.2012 | Кому: никанор
>> У Сергея Кара-Мурзы где то упоминалось, как организованно и планомерно разоряли помещичьи имения русские крестьянские общины в начале 20 века. Многие на Западе были удивлены такой высокой организацией нашего населения т.к. ожидали увидеть нечто, гораздо более жестокое, чем их жакерии.
>
> " Второй причиной был огромный опыт революции 1905-1907 г., когда крестьянство проявило поразительную организованность и культуру: в ходе уничтожения около 3 тыс. поместий (15% их общего числа в России) практически не было случаев хищения личных вещей и насилия в отношении владельцев и их слуг.
>
> Вот, пишет английский историк русского крестьянства Т.Шанин о насилии 1907 г.: "Поджоги часто следовали теперь особому сценарию. Решение о них принималось на общинном сходе и затем, при помощи жребия, выбирались исполнители из числа участников схода, в то время как остальные присутствующие давали клятву не выдавать поджигателей... Крестьянские действия были в заметной степени упорядочены, что совсем не похоже на безумный разгул ненависти и вандализма, который ожидали увидеть враги крестьян, как и те, кто превозносил крестьянскую жакерию... Крестьянские выступления России оказались непохожими на образ европейской жакерии, оставленный нам ее палачами и хроникерами".
>[censored]

Так точно, и вместе с тем:

"Гражданская война — катастрофа более страшная, чем война с внешним врагом. Она раскалывает народ, семьи и даже саму личность человека, она носит тотальный характер и наносит тяжелые душевные травмы, которые надолго предопределяют жизнь общества. Поскольку в гражданской войне нет тыла, она разрушает всю ткань хозяйства, все жизнеустройство в целом. В ходе гражданской войны в России погибло несколько миллионов человек (количественные оценки резко различаются). Подавляющее большинство погибших потеряли жизнь не от «организованного насилия» — на поле боя или от репрессий, — а от голода, болезней и особенно эпидемий (тифа), а также от «молекулярных», местных конфликтов, не связанных с целями воюющих сторон."

[censored]
#20 | 16:00 25.09.2012 | Кому: Olsegor
> Спасибо, обязательно почитаю, очень интересно.

За одну "Советскую цивилизацию" Сергею Георгиевичу надо при жизни памятник в полный рост поставить.

Ещё есть отличная книга Андрея Паршева "Почему Россия не Америка". Там немного о другом, но если ещё не имел удовольствия ознакомиться, настоятельно рекомендую.
никанор
надзор »
#21 | 16:28 25.09.2012 | Кому: Rick
> За одну "Советскую цивилизацию" Сергею Георгиевичу надо при жизни памятник в полный рост поставить.

Сергей Георгиевич многих к жизни вернул из либерастического дурмана. И меня в том числе, побесновался я в перестройку, что уж говорить, хорошо хоть в мелком провинциальном масштабе.Спасибо Сергей Георгиевичу, выручил.
#22 | 17:26 27.09.2012 | Кому: Olsegor
> Спасибо за дельные мысли, Rick. Хорошо излагаешь.
> Поспорить не с чем.

А вот контраргумент моим доводам от упоминавшегося А.Паршева ("Почему Россия не Америка?"):

Может быть, вы подумали в ходе чтения книги, что, чем благодатнее земля, тем счастливее ее обитатели? Нет, и тут тоже есть, видимо, определенная причина.
На Кавказе, во многих языках, есть пословица:
«на меже всегда валяются черепа».
А ведь как раз на Кавказе самые лучшие земли и климатические условия в России. Что же мешает райской жизни там?
Самые благодатные условия на африканском континенте, «африканская Швейцария», знаете где? В Руанде. Не видели фоторепортажей об очередном конфликте там? Ваше счастье. Я видел, и хотел бы забыть, но не получается.
А Европа? «Цивилизованная», «колыбель культуры»… Это сейчас. А что было 50 лет назад? А 85? А почему вы думаете, что мы не увидим очередной, один из многих, кровавый пароксизм «старой доброй Европы»? Вся Европа – сплошное кладбище, скелет на скелете под каждым метром этой лучшей земли мира.
Вот поэтому не надо им завидовать.
В плодородных странах человеку достаточно затратить незначительную долю своих сил и времени, чтобы его участок земли прокормил и его, и его семью. Значит ли это, что остальное время он ничего не делает?
Нет. Все остальные силы уходят у него на то, чтобы отстоять эту самую благодатную землю от других желающих. Ожесточенность этой борьбы всех против всех нам просто незаметна, но в истории Европы изгнание или уничтожение побежденных – обычное дело.
В Европе, зарезав соседа, удачливый победитель получает рог изобилия и скатерть-самобранку, есть ради чего зверствовать. А у нас? У нас победитель получает – пожизненно – принудительные тяжелые работы. Это не значит, что у нас, в отличие от Запада, много земли – земли мало и у нас, и русский крестьянин, в случае нарушения межи соседями, берется за вилы так же естественно, как среднеазиатский за кетмень. Но ситуация у нас другая, у нас на междоусобия остается гораздо меньше сил и времени. Это и отразилось на «менталитете» наших людей – они беззлобны и неагрессивны. Если кому-то приходилось сталкиваться с обратным, то скажу, что вы еще не видели агрессивности.
#23 | 15:08 16.10.2012 | Кому: Всем
> Журнал удален.

Копия из гугля:


Устал читать несусветные глупости от сторонних людей, касающиеся вопроса "почему Наполеон не освободил крепостных в России во время своего несчастного похода 1812 года"?

Суммируя, вернее, сгребая мыслетворный хлам, мнения можно разделить по группам:

1. Русские крестьяне сами не хотели никакого освобождения от рук неприятеля.

2. Русские крепостные вообще ничего не хотели, особенно какой-то "свободы", такова уж природа русского человека.

Я столкнулся с наивным руссоцентризмом, утверждающим за русским крепостным мужиком какое-то особое чувство традиционного охранения и соборности вокруг престола. Решительно напоминает эпизод из "Судьбы человека" с "после второй не закусываю". Великий литературный эпизод, великое кинематографическое исполнение (при общей дородности Бондарчука). Не ударил пленный шофёр табуретом ближайшего охранника, не ткнул вилкой в глаз собеседника, а вёл себя все ж очень достойно. Однако дерижёром этой сцены был никак не шолоховский герой, а шобла бухающих нацистов. Которые чувствовали себя и победителями, и правыми. Подвиг шофёра - не в умении пить, а в достоинстве. Не в стремлении к свободе, а в адекватной реакции на происходящее. "На всех поделите!" - вот главное. Интересно, что эта фраза про "поделите" не вошла в обиходный застольный лексикон моих интеллигентных современников. Все, как и немцы, очарованы "не закусываю". Тем более, там немец один смешно глаза выращил при третьем стакане. Это говорит, что режиссёр сам как-то не вполне уверен был в понимании зрителей, пришлось заставлять актёра комиковать для доходчивости.

Вернёмся к Бонапарту.

Сформулирую свою точку зрения. И тоже по пунктам.

1. Для многих высказавшихся Россия - это пятно, покрашенное для смеха одним цветом на географической карте. И, странное дело, для многих Россия есть монолит. А так ли это? При вступлении неприятеля в пределы Российской империи, Наполеон оказался в Литве и Белоруссии. В которой значительная часть помещиков и финансистов воспринимали императора французов как освободителя и реставратора вольностей Польско-литовского государства. В таких восторженных условиях, вербуя сторонников в числе литовско-польской элиты, поднимать вопрос об освобождении рабов было для Наполеона губительно.

2. В коренной России Наполеон, пожалуй, впервые старался вести войну по канонам 18 века и вёл войну исключительно политесными методами. Бонапарт был уже императором и мало кто понимает, что для него сближение со старыми правящими домами Европы было задачей первостепенной важности. Сын папы Карло ( папу Наполеона звали менно Карло) стремился быть принятым кругом людей, которых долгое время искренне ненавидел, а потом и презирал.

Время Бонапарта- метеора, крушащего порядки, ставящего на колени королей и пользующего королев, закончилось. Наполеону было вредно вспоминать о своём как бы революционном прошлом. Он к 12 году окончательно порвал с тем, что позже люди с бородами и в свитерах назовут "прогрессорством". Наполеон шёл убивать русских, убивать их много, чувствовал в этом умение и силу, какую-то особую мясницкую хватку. Так он шёл договариваться, делить мир. При бандитских войнах, свидетелем бессчетного количества которых я был, никому из участников не приходило в голову снимать поборы с обложенных коммерсантов, как бы ни лютовала в городе резня братков. Братки так именно договаривались.

3.К исходу лета и, особенно в сентябре Наполеону был нужен мир с Александром. Подчёркиваю - мир с императором Александром, а не с освободившимся, вырвавшемся мужичьём, которое предоставленное само себе, начало бы (да что там "бы" уже начало) куролесить и курочить всё в округе, несколько подзабыв про патриотизм и "почти родственные отношения с барами".

На то было огромное количество уважительных причин. И если мужик рубит топором клавесин в барском доме, предварительно туда насрав, то это был не акт какого-то лютого вандализма, а проявление войны миров. Сто лет русским мужиком управляли какие-то псевдо-люди (в мужичьем понимании) - иноязычные, чудовищно выряженные, с мерзкими привычками и странными причудами. Если уж Чацкий (т.е. Грибоедов) обрушивался на фраки, то можно себе вообразить взгляд кузнеца Пети, который наблюдает через ограду странные ночные пляски подменённых прежних людей. Просто представьте себе, что в вашем городе высадились люди в зелёной пупырчатой коже, чирикающие на своём языке, со стёклами в глазах, ужимчатые, неестественные. И начали вами управлять без суда и обычая. Заставляют вас строить какую-то несусветицу, принуждают петь свои дикие песни, берут ваших женщин к себе, отсылают куда-то на Альфу-Центавру крепких парней "на войну", не ставят в грош православную веру. И всё это под угрозой насилия и ничего взамен! Тут, хочешь-не хочешь, а пора настанет, кряхтя, полезешь на клавесин, распуская веревку на драных портках.

В восторженной Литве и в гораздо более сдержанной Курляндии Бонапарт осторожно говорил о том, что насущные проблемы общественного устройства должны быть решены только после победоносной войны. Французская администрация однозначно поддерживала крепостничество в западном крае, поддерживая его силой оружия. Впрочем, предки членов ЕЭС - европейцы из Литвы и Прибалтики- особо не бунтовали, исправно снабжая Великую армию необходимым продовольствием и особенно лошадьми. Западная окраина Российской империи сказала Бонапарту "да!", свобод не требовала, отряды сопротивления не формировала. Даже прибалтийские крестьяне ( по мнению немецких помещиков, не совсем даже и люди) радовались чему-то.

С Литвой и частью Прибалтики понятно. Однако была ещё одна буфеная зона - Белоруссия. Специалисты по восточному вопросу из окружения Бонапарта: П. Сапога, Л.Радзивилл, непременный Сераковский представили императору анализ белорусской ситуации: "Белая Русь даже в польские времена считалась провинцией за характерную испорченность русским соседством..." Аналитики предлагали Бонапарту облегчить положение крестьян, которых недавно ещё продавали на невольничьих рынках, но крепостную зависимость сохранить. Сапега составил даже список людей, которые могут возглавить этот процесс, "лиц, на которых более или менее, можно рассчитывать". На немой вопрос императора французов было спешно приписано "один бог знает тайны человеческих душ". Я не знаю, что подумал Бонапарт, читая плод мозгового штурма своих экспертов. Ответа-то не было: освобождать, не освобождать, на кого положиться?! Ловя взглядом отступление русских, Бонапарт, махнув рукой, решил, что Белоруссия, чёрт с ней, пусть будет на некоторое время в головах польских экзальтантов частью великой Речи Посполитой. Завоевание Белоруссии спешно официально переименовали в "освобождение", Белоруссию было велено считать землей союзной, Витебская провинция стала считаться составной частью номинального польского королевства.

И тут вот Белоруссия вздыбилась. Не было ещё Смоленска и Бородина, не было летучих отрядов, не было ещё никаких православных воззваний, а Белоруссия восстала в тылу наступающей Великой Армии, что было особенно опасно для частей, двигающихся по плану в сторону Петербурга. Пасынок Наполеона Богарне первым забил тревогу в окружении отчима. Мещан стали записывать в крестьяне, поляки-помещики усилили поборы, белорусские крестьяне хотят видеть, что дала им новая власть. Они хотят получит хотя бы толику прав, которую гарантировала польским крестьянам конституция герцогства Варшавского. Бонапарт, сын Просвещения, разослал по бунтующим прокламации (на французском), в которых гарантировал свободу и процветание. Одновременно с отпечатанными в Витебске прокламациями по "зверским деревням, населённым существами жалкими и несчастными" пошли отряды усмирения, сформированные из немцев и поляков. Генерал-губернатор А. Шерпантье усилил карателей маршевыми колоннами, предотвращая начинающуюся гражданскую войну. С одной стороны, офицер французской армии Игнатовский объявил самостоятельно вольность некоторым магнатским хозяйствам и освободил всех "жалких и несчастных", с другой стороны, офицеры наполеоновской армии из поляков настойчиво требовали сохранения существующего крепостного строя в Белоруссии, которая теперь "часть будущего великого королевства". Магнатство Витебска направила официальную жалобу протеста императору. Фезензак указывает, "что новый вид беспорядков обращает на себя внимание Наполеона. Окрестные крестьяне, внимая разговорам о свободе и независимости, возомнили, что им позволено взбунтоваться против своих господ, и предались необузданной вольности..."

Итак, несколько брошенных фраз, море ожидания и прокламации на французском языке не просто раскололи ранее монолитную польскую часть Великой армии по идеологическим соображениям, не просто поставили край на порог начала взаимоистребления, но принудили к мерам карательного характера, заставили использовать боевые части. Что-то там часто говорится про отступление французов по "голодной дороге". Так, на исконно русские земли приходится короткий отрезок Моска-Смоленск этого голодного шествия. Остальной маршрут по благодетельной части будущего великого польского королевства, осыпанного обещаниями свободы и справедливости. Дохли солдатики бонапартовы под кустами уже европейскими, почти польскими. В чьих ещё (кроме традиционно русских) руках была эта самая дубина народной войны? В руках обманувшихся в надеждах и вкусивших волю белорусов и литовцев, обеспечивших силой обстоятельств наиболее жестокий ответ освобождению, добивая невоенное сопровождение армии Наполеона. У меня часто стоит перед глазами образ, описанный Лабом: "Невыносимо было жалко француженок, ушедших от мщения русских из Москвы, рассчитывая на полную безопасность среди нас. Большая часть пешком, в летних башмаках, одетые в лёгкие шелковые и люстриновые платья, в обрывки шуб или солдатских шинелей, снятых с трупов. Положение их должно было бы вызвать слёзы у самого загрубелого человека, если бы обстоятельства не задушили всех чувств"... Я помню, что Голландию ещё более раздетая и голодная армия Франции завоевала при минус 17 градусах мороза, тогда чувства, вероятно, не были ещё задушены. Но Лабом про задушенность чувств пишет не просто так, а с большим значением, предвосхищая последующую реакцию , Фарнции. Что он излагает дальше, этот милый Лабом? Как определить этот стиль меланхоличного, даже сентиментального текста: "Из всех жертв войны ни одна не была так интересна, как молодая Фанни: хорошенькая, скромная, приветливая, остроумная, говорившая на нескольких языках, обладавшая всеми качествами, способными вскружить голову самому нечувствительному..." Чуть выше Лабом пишет, что все-все чувства были уже задушены, а тут выясняется, что нет, какие-то чувства сохранились. Дальше перед нами проходит судьба девушки Фанни, практически современной москвички, возможно сценариста или поэта, описанная полными слёз и любви глазами Лабома: "...она была принуждена нищенски выпрашивать всякую самую незначительную услугу и кусок добытого хлеба заставлял расплачиваться её самым позорным образом: подавая милостыню, мы злоупотребляли этим, заставляя бедняжку принадлежать ночью тому, кто кормил её днём. Я видел её...за Смоленском, но уже не бывшую в состоянии идти - она держалась за хвост лошади, и, когда силы изменили, упала на снег, где, вероятно, и осталась..." Что тут сказать? И Лабом молодец, и рыцарский дух прекрасен. Наложить на музыку очень хочется, про помершие чувства.


4.Обескураженный польско-литовским экспериментом, Бонапарт с российским крестьянством решил не заигрывать вообще никак. Конечно, ряд офицеров и генералов Великой армии вели антикрепостническую пропаганду. "Проходившие французы...посеяли, особенно в крестьянах, понятие независимости". Печально известный нам по Ватерлоо Груши в Дорогобужском уезде уговаривал крестьян не убегать от французов: "Наполеон хочет дать вам свободу". Повторю - это говорит генерал, а позднее маршал Груши, природный маркиз из Нормандии, бывший телохранитель короля Людовика ХVI, человек получивший 18 ранений при поражении от Суворова при Нови, герой Прейсиш-Эйлау и Фридланда, граф Империи, получивший пулю в грудь при Бородино, штурмовавший батарею Раевского, при бегстве Бонапарта из России возглавивший "священный эскадрон" личной охраны императора, после окончательного возвращения Бурбонов и позора Ватерлоо бежавший в США. Ну, т.е. уважаемый человек говорит крестьянам следующее: "Наполеон даст вам волю!" В Юхновском уезде крестьяне взбунтовались при приближении французов и перебили своих помещиков, а к тем помещикам, которые укрылись стали приводить французов. В Московской губернии крестьяне заявили, что "они вольные, другие, что они подданные Наполеона" (это в десяти верстах от Бородино происходило).Под Волоколамском крепостные "обольщённые вредными внушениями...вышли из повиновения своим помещикам приказчикам и старостам... Бунтуя, они говорили, что отныне они принадлежат французам, поэтому повиноваться будут им, а не русским властям". Странно, что всё происходящее было ещё до большевистской коллективизации и поругания жидами церквей. В 1812 году количество крестьянских выступлений увеличилось в три раза. В три раза! И самое смешное, что лично Бонапарт этого совсем не хотел. Он просто наступал, помещики от его наступления бежали, мимо брошенных благодетелями и просветителелями деревень шли французские солдаты, крестьянский мозг начинал удивительно шустро работать. Примерно 80 процентов всех крестьянских восстаний против крепостного права, а точнее, за волю, пришлось на губернии, затронутые нашествием. Что это были за выступления? Они были не против французов. Крестьянское движение вылилось в поджоги и грабежи имений, убийство дворян и управляющих, выдачу помещиков-патриотов неприятелю, сотрудничество с французским фуражирами. Настоящий героизм сопротивления оккупантам начался позже.

5. В последний раз о крепостном праве в России Наполеон задумался в горящей Москве. Среди взрывов и огня Наполеон читал несколько посланий, адресованные ему. Москва реально превратилась в погребальный костёр и у этого костра Наполеон, прикрывая рукой глаза, читает "послание жителей Русы": "Они принуждают нас служить своим манерам, а правил никаких, нежели капризы их. Выбор нами жительства не позволен, палками дерут, и если жизнь не отнимают, то только от того, что она им не нужна. Мы желаем под новое государство идти...Да и как могли бы вы не уверены от верности нашей, когда мы нашим тиранам верны были" И 17 подписей. Понял ли Бонапарт, что перед пим фальшивка? Написанный по французском, а затем специально коряво переведённый кем-то из мещан или дворовых на русский. Думаю, что понял, когда встретил среди корявых строчек "крестьянской мольбы" : "крестьяне являются первым богатством страны". Императору стало ясно, что край достигнут, ему начинают врать ближайшие сподвижники, неверящие в мир с молчащим Александром. Думаю, что идея оставления Москвы и прорыв на новые оперативные базы была составлена Наполеоном после прочтения этого послания. "Крысы из меня не сделаете", - бросил он через плечо Лелораню, - "в этой яме мне делать уже нечего! А ваши уговоры - это уже измена!"

6. Наполеон не отменил крепостное право в России потому только, что был уже не генералом Бонапартом, наносящим удары по землям противника, а императором - созидателем своей целостной империи. Запалить целую страну, нависавшую над Европой, как запалили Москву, действием более декларативным, нежели практическим, он уже не мог. Что означала отмена крепостного права в России на деле? Если отвлечься от неизбежных насильственных кошмаров, это дело было практически неподъёмное. И с точки зрения организации, компенсации, переустройства экономики целого мира. И с точки зрения Европы затея казалась жуткой по последствиям.

Вообще поправение режима Империи началось ещё до похода в Россию. Причина - Испания. Наполеон хотел организовать испанскую Вандею, чтобы легитимизировать свою оккупацию Пиренейского полуострова. Что из этого получилось? Известно что. Повторять "испанский вариант" В России Наполеон уже и не хотел, и не мог. Генерал Бонапарт проиграл императору Наполеону.

20 декабря 1812 года ускользнувший Наполеон в своей речи Сенату объяснил свою позицию в России:

"Я мог бы поднять против неё большую часть её собственного населения, провозгласив освобождение рабов... Но когда я узнал грубость нравов этого многочисленного класса русского народа, я отказался от этой меры, которая обрекла бы множество семейств на смерть, разграбление и самые страшные муки". Одновременно с Бонапартом императором в 1804 году провозгласил себя на Гаити некто Жан-Жак Дессалин под именем императора Жака I. Рабство на подконтрольной императору Жаку было ликвидировано, десятки тысяч белых поселенцев было убито и запытано, власть перешла к мулатам, которые вскоре развязали войну с подлинными чернокожими на взаимное истребление. Знал ли об этом Бонапарт? Да. Он сам привёл на трон Жака I, уморив в тюрьме Фор-де-Жу предшественника Жака республиканца Туссен-Лувертюра ( Уверюру, по нашему говоря).

Что не хватило Бонапарту в России - лихости, бесшабашности, звериного взгляда, считает меня Антихристом - нате! получайте свою свободу и захлебнитесь. А на Русь пришёл уже какой-то гениальный военный бухгалтер, с желанием стать старшим бухгалтером и основать собственную компанию. Такое рейдерство обречено даже на спичечной фабрике в Чухломе. Бухгалтер Наполеон хотел только быстрейшего заключения мира, окончательной привязки России к континентальной блокаде Англии, хотел получить доступ к человеческим мобресурсам русских. И всё.
Народные массы спасли Россию на начальном этапе войны (русские при отступлении теряли больше солдат, чем французы с союзниками). И спасли Россию русские люди по-русски. Они предотвратили попытку Бонапарта отменить крепостное право. Но не потому, что с первых дней воны бросились бороться с интервентами, а потому что продемонстрировали страшный, необузданный, жестокий характер русского бунта. Цивилизовать в европейском стиле русских крестьян Наполеон в одночасье не мог, не мог этого сделать и сам Кутузов, в чем признавался Лористону.

Вывод. Идёшь воевать с Россией, постарайся перестать быть рациональным, не загоняй себя в ловушки политических рассчётов, а главное, будь молодым стервятником, а не рассчетливой умной вороной.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.