Про Тяньаньмэнь-1989 и Белый дом-1991

alexandrov-g.livejournal.com — Нам достаточно увидеть лица этих двух солдат, двух защитников Родины. Русского и китайца. Вокруг них - толпа, вокруг них - разливанное море демократии, внутри них - государство. Между прочим, то государство, которому они давали присягу. Посмотришь на них и сразу ясно, что случится вскорости с одним государством, и что случится с другим. Китай прошёл свой Долгий марш. Приостановился, потоптался и пошёл, кряхтя, дальше. В гору. Россия приостановилась, потопталась и пошла в обратную сторону.
Новости, Общество | AndroidSav1 09:43 06.09.2012
38 комментариев | 52 за, 7 против |
#1 | 09:43 06.09.2012 | Кому: Всем
По поводу всех и всяческих маршей. Как они начинаются, как они проходят и чем они заканчиваются. Вот вам две столицы, два марша, два мира. И кто же у нас там марширует? Демократия, вестимо. "Демократия на марше" в Москве и в Пекине. Время примерно одно и то же. 1989-1991. Годы, проклятые годы. Центр Москвы и площадь Тяньаньмэнь. Что случилось вследствие этой шагистики и горлопанства? А то вы сами не знаете. Случилось то, что случилось. В России случилось одно, а в Китае случилось другое. Можно исписать горы бумаги, можно провести тысячи конференций, можно защитить невообразимое множество диссертаций на тему почему вышло так, а не иначе. Можно устраивать турниры и ломать на них копья, настоящие или виртуальные, без разницы, можно выстроить неотразимо логичную систему, которая непротиворечиво объяснит нам всё на свете и уж конечно отстроит задним числом цепочку событий, приведших к победе демократии в России и к поражению демократии в Китае. Но я считаю, что всё это полнейшая чепуха, не нужны нам многословье и сложные теории, не нужно нам и к бабке ходить, обойдёмся без гадания. Чтобы понять почему вышло так, и что по-иному и выйти не могло, нам достаточно бросить беглый взгляд на эти фотографии:

[censored]

Нам достаточно увидеть лица этих двух солдат, двух защитников Родины. Русского и китайца. Вокруг них - толпа, вокруг них - разливанное море демократии, внутри них - государство. Между прочим, то государство, которому они давали присягу. Посмотришь на них и сразу ясно, что случится вскорости с одним государством, и что случится с другим.

Китай прошёл свой Долгий марш. Приостановился, потоптался и пошёл, кряхтя, дальше. В гору. Россия приостановилась, потопталась и пошла в обратную сторону. Под горочку. Так легче, наверное.
#2 | 09:47 06.09.2012 | Кому: Всем
По китайским лицам, от рождения непроницаемым, вообще х что поймешь. Может он с жалостью на толпу глядит, а может примеривается куда лимонку кидать.
А наш выпимши, по-моему...
#3 | 09:51 06.09.2012 | Кому: Всем
Афганцы люто нэгодуют что их на руках власть не носит. Когда им напоминаешь про Комарова, начинают сопеть и подбирать слова.
#4 | 10:16 06.09.2012 | Кому: Ухум Бухеев
> Афганцы люто нэгодуют что их на руках власть не носит. Когда им напоминаешь про Комарова, начинают сопеть и подбирать слова.

Можно подробней?
#5 | 10:20 06.09.2012 | Кому: T72bnt
>> Афганцы люто нэгодуют что их на руках власть не носит. Когда им напоминаешь про Комарова, начинают сопеть и подбирать слова.
>
> Можно подробней?

Можно. Только фамилию я немного переврал, прошу прощения.

[censored]

Афганец. Поддержал снос СССР ценой жизни под яростные аплодисменты и песню Цоя "Мы ждём перемен". Теперь бедолаги-афганцы никому не нужны, ищут правды, на Украине им режут деньги. Бывает, хуйли.
#6 | 10:53 06.09.2012 | Кому: Ухум Бухеев
Благадорю.Почитаем на досуге.
#7 | 11:18 06.09.2012 | Кому: T72bnt
> Благадорю

Благодарю - это кажется так пишется, камрад :)
#8 | 12:38 06.09.2012 | Кому: Ухум Бухеев
>> Благадорю
>
> Благодарю - это кажется так пишется, камрад :)

Ага=((((((((((((((((((
#9 | 12:38 06.09.2012 | Кому: Всем
>Нам достаточно увидеть лица этих двух солдат, двух защитников Родины.

Лица увидел: солдат слева потирает руки, явно готовясь взять пулемёт и гасить всех вокруг - на довольной роже написано "ну теперь-то вам всем 3,14здец".

Солдат справа сидит с онемевшим от ужаса лицом, безвольно опустив лапки и явно обосрамившись.

И что хотел сказать автор?..

----
PS
А, я понял: Тяньаньмэнь - это слева (ну, наёмник какой-то), а БД91 - это справа, там видимо солдат из Бурятии. ))
a.v.v
дурачок »
#10 | 12:58 06.09.2012 | Кому: Всем
очень рукопожато
#11 | 13:12 06.09.2012 | Кому: Всем
По моему высосано из пальца.
#12 | 13:44 06.09.2012 | Кому: Stellar
> Лица увидел: солдат слева потирает руки, явно готовясь взять пулемёт и гасить всех вокруг - на довольной роже написано "ну теперь-то вам всем 3,14здец".

Наверное, поэтому, в дуле пулемета цветок.

> Солдат справа сидит с онемевшим от ужаса лицом, безвольно опустив лапки и явно обосрамившись.


Ага, как в 1989 обосрался, так уже 23 года обосравшийся и ходит.

> И что хотел сказать автор?..


Автор хотел показать, почему у китайцев не получилось оранжевой революции 1989 года, а у русских оранжевая революция 1991 года получилась.
#13 | 13:44 06.09.2012 | Кому: Всем
Гораздо информативнее оказались комментарии к статье. Много интересного узнал:

Насчет ТяньАньМыни
А вот интересно - товарищ Александров ковырялся ли в том, что на самом деле происходило тогда в КНР?

Там ведь было очень интересно. И вовсе не к разгону каких-то там студентиков с площади там произошедшее свелось. Если уж совсем начистоту - когда стреляли танки, на площади никаких студентов уже две недели как не было. Да и не с площади эти танки начали стрелять. Все это - миф, дурилка картонная, тщательно выстроенная западом (и по ряду причин КНР выгодно эту дурилку поддерживать).

Я кину зацепку: с чего начались те "тяньаньмыньские события". С "китайского Горбачева" - который должен был на съезде КПК прийти к власти, стать генсеком, и все уже было готово - но китайское КГБ не дремало, и американский агент влияния был уничтожен накануне съезда. Физически ликвидирован. И началась чистка партии и органов от проамериканских агентов. И съезд прошел, и избрал совсем не того, на кого ставили в США.

Ну и началось. Сначала - со студентов, это для США было проще всего устроить. Потом подтянули боевиков (а ведь в КНР до середины 70-х шла гражданская война, вполне себе полномасштабная, с использованием авиации и гаубичной артиллерии, бронетехники - куда там нашей Чечне. К 1974-75 году всех повстанцев более-менее задавили - но структуры боевиков в провинциях остались, остались и контакты с ними через тайваньские спецслужбы и напрямую у самих американцев).

К моменту принятия руководством КНР военного решения "восставшие" (а их в один только Пекин из провинции подъехало, по некоторым оценкам, до миллиона человек) уже захватили Шанхай, почти весь Пекин и еще ряд городов поменьше, на улицах валялись трупы зверски замученных полицейских, военных и чиновников, в общем - опять же велкам то Грозный, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Ну и чтобы были ясны масштабы: для зачистки Пекина были брошены, по разным данным, от 14 до 17 дивизий НОАК. Все, что смогли быстро перебросить к городу. По городу работали тяжелая артиллерия, авиация. Бои продолжались больше недели. Зато после очистки Пекина Шанхай и более мелкие города сдались практически без сопротивления.

Кстати, контакты США и Тайваня с восставшими, передача им денег и вооружений достаточно неплохо задокументированы китайской стороной (не все, конечно - но масштабы были такие, что скрыть все оказалось невозможно). США даже не отрицали передачу денег, и в настоящее время настаивают лишь на том, что передача оружия была, мол, тайваньской инициативой, а они мол ничего не знали.

Это так - просто канва событий для затравки. Чтобы было понятно, какого уровня события скрываются за "разгоном демонстрации студентов" 4 июня 1989 года. Мне кажется, что уважаемому Е.А. было бы интересно докопаться до сути этого эпохального события, когда у США не получилось то, что спустя два года получилось с СССР.
#14 | 13:45 06.09.2012 | Кому: Всем
И ещё один про казнь наркоторговцев:

[censored]
Забавный момент - два патрона, которые положены на казнь, оплачивает семья казнимого. Стоит это семь юаней (около 84 центов США - по 42 цента за патрон).

Реально, как правило, расходуют один патрон 7.62x39. Автомат Type-85 с такой дистанции сносит казнимому половину черепа - от ушей и выше все разлетается в мелкие брызги, контрольный выстрел не требуется. Формально второй патрон нужен на случай осечки.

Такой неэстэтичный способ казни применяется по традиции. Дело в том, что (в отличие от западной цивилизации) в Китае казнь, при которой человек остается внешне целым (например, повешение или удушение в газовой камере) считается почетной, а позорная казнь - это когда тело после казни испорчено. Самая позорная казнь - "расчленение на тысячу частей". Разумеется, ввиду трудоемкости "тысяча частей" давно не используется. Обычный лозунг в современном китае - "размозжим собачьи головы проклятым врагам страны" - отражает как раз народное желание "позорной казни", при которой если уж нельзя разрезать тело на части - так хотя бы уничтожить голову, лицо казнимого преступника. Так вот именно это и делается при помощи автомата Type-85.

У меня есть больше фоток этой экзекуции - как до, так и после расстрела. Но я полагаю, что вы вряд ли испытаете эстетическое удовольствие от их рассматривания.

Наркоторговцев в КНР расстреливают в международный день борьбы с наркотиками. В прошлом году в этот день расстреляли 93 человек - причем казни идут во всех провинциях, принародно - чтобы народ видел, что бывает за продажу дурной травки и порошков. Ну и в промежутке между этим "днем" торговцев дурью тоже расстреливают понемножку.
#15 | 13:53 06.09.2012 | Кому: паратун
> По китайским лицам, от рождения непроницаемым, вообще х что поймешь. Может он с жалостью на толпу глядит, а может примеривается куда лимонку кидать.
> А наш выпимши, по-моему...

Захмелевший от свалившейся на голову либерастической свободы...
#16 | 13:55 06.09.2012 | Кому: SovietMan
> Гораздо информативнее оказались комментарии к статье. Много интересного узнал:

Да, у автора зачастую комментарии к заметкам не менее интересны, чем сами заметки.

> Насчет ТяньАньМыни

> А вот интересно - товарищ Александров ковырялся ли в том, что на самом деле происходило тогда в КНР?

После нескольких лет чтения его ЖЖ, уверен, что автор не только ковырялся, но и доковырялся.

> Я кину зацепку: с чего начались те "тяньаньмыньские события". С "китайского Горбачева" - который должен был на съезде КПК прийти к власти, стать генсеком, и все уже было готово - но китайское КГБ не дремало, и американский агент влияния был уничтожен накануне съезда. Физически ликвидирован. И началась чистка партии и органов от проамериканских агентов. И съезд прошел, и избрал совсем не того, на кого ставили в США..


Ну, все правильно. У китайского КГБ осталось внутри Государство, а у русского КГБ Государство внутри оказалось вытеснено "демократией".

> Это так - просто канва событий для затравки. Чтобы было понятно, какого уровня события скрываются за "разгоном демонстрации студентов" 4 июня 1989 года. Мне кажется, что уважаемому Е.А. было бы интересно докопаться до сути этого эпохального события, когда у США не получилось то, что спустя два года получилось с СССР.


Кто такой Е.А.? Автор - Геннадий Александров.
#17 | 14:02 06.09.2012 | Кому: SovietMan
> И ещё один про казнь наркоторговцев:
>
> [censored]

А я вот тому китайцу с автоматом больше всего сочувствую. Как ему после этого. Он же дело не видел, с родственниками наркозависимых не общался. Дали приказ - и всё. Все-таки неправиьно это.
#18 | 14:03 06.09.2012 | Кому: SovietMan
> К моменту принятия руководством КНР военного решения "восставшие" (а их в один только Пекин из провинции подъехало, по некоторым оценкам, до миллиона человек) уже захватили Шанхай, почти весь Пекин и еще ряд городов поменьше, на улицах валялись трупы зверски замученных полицейских, военных и чиновников, в общем - опять же велкам то Грозный, чтобы было понятно, о чем идет речь.
>Ну и чтобы были ясны масштабы: для зачистки Пекина были брошены, по разным данным, от 14 до 17 дивизий НОАК

Рекомендую в следующий раз не учить историю по камментам в ЖЖ.

Численность всей китайской армии 1,6 млн человек, дивизий в НОАК всего 25.
Т.е. по Вашим словам "только в Пекин" перебросили около 70% действующего состава китайской армии.

Остальной текст я даже комментировать не берусь, ибо его содержание является результатом употребления неизвестных мне, но видимо высокоэффективных химических веществ.
#19 | 14:05 06.09.2012 | Кому: CKC
> А я вот тому китайцу с автоматом больше всего сочувствую. Как ему после этого. Он же дело не видел, с родственниками наркозависимых не общался. Дали приказ - и всё. Все-таки неправиьно это.

Зачем ему сочувствовать? Он присягу давал. Поэтому, после получения приказа он его надлежащим образом исполнил. Что неправильного?
#20 | 14:06 06.09.2012 | Кому: Всем
Советую почитать по ссылке, там юзер fasterbaster в комментах интеерсные вещи пишет.
#21 | 14:08 06.09.2012 | Кому: CKC
> А я вот тому китайцу с автоматом больше всего сочувствую. Как ему после этого. Он же дело не видел, с родственниками наркозависимых не общался. Дали приказ - и всё. Все-таки неправиьно это.

Китайцы достаточно хорошо помнят последствия повсеместного употребления опиума в стране, а кто забывает - регулярно напоминают. Поэтому отношение к наркоторговцам - примерно как в Великую Отечественную к власовцам.
Ну и к примеру, насколько я знаю, в СССР сотрудника, приводящего приговор в исполнение достаточно подробно знакомили с уголовным делом - чтобы знал кого за кромку отправляет.
#22 | 14:11 06.09.2012 | Кому: AndroidSav1
>> А я вот тому китайцу с автоматом больше всего сочувствую. Как ему после этого. Он же дело не видел, с родственниками наркозависимых не общался. Дали приказ - и всё. Все-таки неправиьно это.
>
> Зачем ему сочувствовать? Он присягу давал. Поэтому, после получения приказа он его надлежащим образом исполнил. Что неправильного?

Он присягу давал Родину защищать, а не осужденных расстреливать.
#23 | 14:14 06.09.2012 | Кому: CKC
> Советую почитать по ссылке, там юзер fasterbaster в комментах интеерсные вещи пишет.

Отлично пишет. Позволю себе привести его комментарий полностью - очень уж он информативный.

"Поэтому я и подкинул эту тему уважаемому товарищу Александрову - он товарищ въедливый, возможно, нароет что-то в открытых источниках и увидит, как и какими методами реальные события искажаются в СМИ до полной своей противоположности. Это же гораздо интереснее, чем исследовать "стычки местного значения" - тут пахнет ГОРАЗДО БОЛЬШИМ МАСШТАБОМ.

Для любопытных подкину схему: после 1946 года США, победившие в WW2, должны были решить проблему с двумя своими основными врагами в Евразии - СССР и КНР. И они стали эту пробему решать с наиболее слабого, как им казалось, угла - с КНР. Это то самое, что носит название "корейской войны" (чисто по географическому положению). Суть войны для США была в том, чтобы захватить корейский полуостров, выйти к границе с Китаем (таким образом получив плацдарм для дальнейшего продвижения в китай) и запереть Китай от выхода в Тихий океан. Кстати, это заодно решало проблему Тайваня - который в тот момент висел буквально на волоске.

Не стройте иллюзий - СССР был в той войне хотя и важным, но весьма второстепенным участником. Война шла именно между США и КНР (ну и их proxy-state - корейцами "южными" и "северными"). И вышел у США облом - НОАК отбросила их от самой границы с КНР к 38-й параллели, и зафиксированная "ничья" была для США равносильна провалу - потому что ни одной задачи США не решили, к границе с КНР не вышли (между ними получилось буферное государство КНДР размером в пол-кореи - что давало КНР известные преимущества, для нападения на КНР США пришлось бы сначала найти предлог напасть на КНДР, перемолоть их войска - а тем временем НОАК отмобилизуется и еще раз повторит ситуацию 1950-1953 года), выход в океан толком не заперли. Пришлось США все силы кинуть на укрепление Тайваня - ну и вплотную заняться СССР.

КНР до поры отложили в сторону. США понимали, что при наличии сильного СССР разбираться с китайцами будет проблематично.

И вот настала середина 80-х. США договариваются с эмиратами и роняют цену на нефть, у СССР пробита серьезная брешь в бюджете, СССР завяз в Афганистане (о том, как США это спровоцировали, надо говорить отдельно), короче - начинается перестройка и развал страны. США смелеют - и, главное, они видят, что КНР окреп, успешно закончил гражданскую войну, индустриализацию и чистки партии - короче, начал представлять гораздо более серьезную угрозу.

И снова США пробуют начать с более слабого (как им кажется) угла - с КНР. И происходит 4 июня 1989 года, и снова - облом. И снова США временно оставляют КНР и бросают ресурсы на второго противника - СССР. СССР успешно рушится. США радуются, радуются, радуются - и, как выясняется, рано радуются.

Потому что на этих обломках неожиданно появляется еще один теневой игрок - ГЕРМАНИЯ. Ага - именно она выиграла больше всех от крушения СССР. Еще недавно расчлененная пополам и оккупированная войсками двух противников - и опа, она уже объединенная, войска СССР выведены, войска США ставятся перед необходимостью вывода тоже (и начинают выводиться, все сильнее сокращая свою численность), Германия начинает подминать под себя всю Европу, включая свеже-"освобожденные" страны восточного блока, Германия разваливает и разрывает на части Югославию - короче, у США появляется страшный головняк в Европе, и они бросаются туда, пытаясь загнать выпущенного тевтонского джинна обратно в бутылку. А фигушки.

Собсно, именно это спасает страну РФ от дальнейшего расчленения. И это же дает КНР лаг времени, чтобы подготовиться к дальнейшему - ибо после 4 июня иллюзий уже никаких нет, США - враг заклятый, и КНР должна сокрушить его мощь, чтобы выжить."
#24 | 14:17 06.09.2012 | Кому: Всем
Херня на постном масле. Такие вещи решают не солдаты. Был бы приказ - всех бы разогнали. А СССР сдало его же руководство. И этот солдат тут совершенно не при чем.
#25 | 14:22 06.09.2012 | Кому: CKC
А я вот родителям отъехавших от дури детей больше всего сочувствую.
А у солдата приказ, и грязная, но необходимая работа.
#26 | 14:22 06.09.2012 | Кому: Ake110
>> К моменту принятия руководством КНР военного решения "восставшие" (а их в один только Пекин из провинции подъехало, по некоторым оценкам, до миллиона человек) уже захватили Шанхай, почти весь Пекин и еще ряд городов поменьше, на улицах валялись трупы зверски замученных полицейских, военных и чиновников, в общем - опять же велкам то Грозный, чтобы было понятно, о чем идет речь.
>>Ну и чтобы были ясны масштабы: для зачистки Пекина были брошены, по разным данным, от 14 до 17 дивизий НОАК
>
> Рекомендую в следующий раз не учить историю по камментам в ЖЖ.
>
> Численность всей китайской армии 1,6 млн человек, дивизий в НОАК всего 25.
> Т.е. по Вашим словам "только в Пекин" перебросили около 70% действующего состава китайской армии.
>
> Остальной текст я даже комментировать не берусь, ибо его содержание является результатом употребления неизвестных мне, но видимо высокоэффективных химических веществ.

Если что, это совсем не мои слова :)
Это как раз комментарий товарища fasterbaster. Но звучит довольно правдоподобно.
Тем более, что Вы пишите про нынешний день (действительно, около 1,6 млн. чел.). А в 1993 г, например, было 3 млн. чел. ([censored] )
Речь же в комментарии идёт о годе 1989-м.
#27 | 14:22 06.09.2012 | Кому: Chingiz
> Херня на постном масле. Такие вещи решают не солдаты. Был бы приказ - всех бы разогнали.

Наверное, поэтому часть военных перешла на сторону защитников белого дома (часть Таманской дивизии).

> А СССР сдало его же руководство.


Без этого тоже не обошлось.
Во второй половине 80-х русские в своей массе не захотели своего Государства. Они захотели "демократии".
#28 | 14:26 06.09.2012 | Кому: AndroidSav1
> Наверное, поэтому, в дуле пулемета цветок.

И поэтому же солдат справа ручкается с демонстрантами.

> Автор хотел показать, почему у китайцев не получилось оранжевой революции 1989 года, а у русских оранжевая революция 1991 года получилась.


Автору это не удалось - физиономии солдат к тем событиям притянуты за уши, пардон за каламбур. Всего через два года точно такие же солдаты смело стреляли и по Верховному Совету из танков, и по согражданам из автоматов - выражение их лиц никакого отношения к подоплёке событий не имело.
#29 | 14:29 06.09.2012 | Кому: Stellar
>> Наверное, поэтому, в дуле пулемета цветок.
>
> И поэтому же солдат справа ручкается с демонстрантами.

Он как раз не ручкается. Демонстрант его уговаривает, а он безучастен. У него Приказ.
#30 | 14:46 06.09.2012 | Кому: SovietMan
> Но звучит довольно правдоподобно.


Ну кому как :)

17 пехотных дивизий - это около 250 тыс. человек. Это более 6 тыс. железнодорожных вагонов только людей (без снаряжения, вооружения, припасов и т.д.).
Для сравнения - аналогичные людские ресурсы имела Германская ударная группировка группы армий «Центр» на момент начала Курской битвы. Замечу, что если указанный миллион повстанцев невооружен - то 250 тыс это много, если они вооружены - мало.
Про то как миллион повстанцев "незаметно" пробрался в город я вообще молчу.
Вспоминается анекдот про китайский противотанковый взвод из 3-х тыс. человек, который за 10 сек разбирает танк на запчасти и уносит с поля боя. :)

> А в 1993 г, например, было 3 млн. чел

Это армии вообще - сухопутных сил чуть более 2 млн., так что разница на мой взгляд несущественна. Проценты я считал исходя не из общей численности, а из количества пехотных дивизий в составе НОАК.
#31 | 15:24 06.09.2012 | Кому: Всем
Еще из комментариев к заметке - очень информативно про Китай 1989

"Вначале бросим взгляд на ситуацию в КНР в те уже достаточно далекие дни. Это был десятый год осуществлявшейся в Китае широкой модернизации. К моменту ее активного начала – 1978-1979 годы, это была страна, где 80% населения недоедало. Где лишь треть взрослых умела писать и читать, промышленность отставала от Запада на десятки лет, а основным транспортным средством был велосипед. Страна, получившая международное признание и вошедшая в число постоянных членов Совета Безопасности ООН всего за пять лет до того, в 1973 году – прежде это место занимали представители Тайваня. Страна, чьи союзники исчерпывались Албанией и Пакистаном. А главное, напрочь, казалось, подорванная утопическим «Великим скачком» и бессмысленной, разрушительной культурной революцией.

[насчет "культурной революции" я с Лещенко не согласен. как раз она и привела к тому, что КНР и НОАК выиграли в 1989 году]

всего за пять лет до того, со смертью Мао Цзедуна, в Китае завершилась настоящая гражданская война, до сих пор стыдливо именуемая «Культурной революцией». Железные дороги блокировались бандами в десятки тысяч хунвейбинов (например, стратегическая магистраль Пекин-Шанхай была перекрыта больше года.). Города становились аренами сражений с применением танков и даже авиации – как это произошло в 1968 году в Чунцине (там погибли десятки, если не сотни тысяч человек). Достаточно сказать, что в высшем руководстве КПК не было ни одного (!) человека, который не был бы репрессирован в те годы. Более того - многие члены ЦК попали на свои посты прямо из «лагерей перевоспитания», или даже из-за тюремной решетки. (Сам лидер КНР Дэн Сяопин попадал в тюрьму трижды, а его сын после хунвейбинских истязаний стал полным инвалидом).

В отличие от СССР, Китай не имел ни колоссальных запасов сырья, позволявших нашей стране развивать промышленность за счет собственных ресурсов и дававших ей неиссякаемый источник валюты, ни того количества плодородных земель, ни сопоставимого лесного богатства. Зато в Китае было другое – миллиард человек, которых надо было хотя бы накормить досыта. Как раз в 1979 в двух крупнейших провинциях КНР – Сычуани и Аньхой, разразился жестокий голод. Крестьяне просили подаяния на дорогах, целыми селениями снимались с места и бродили по стране. Очевидцы передают душераздирающие подробности о младенцах, умиравших на руках матерей, и о случаях каннибализма. (Вдумайтесь – все это было лишь четверть века назад!).

В результате проведенных под руководством Дэн Сяопина блестящих экономических реформ, к 1989 году все это осталось в прошлом. Народ перестал голодать, у людей появился хотя и скромный, но несомненный достаток, и в любом случае они – все без исключения - стали жить заметно лучше, нежели за десять лет до того.

[между прочим, есть подтверждения того, что реформы Дэна были запланированы еще при Мао. собственно, суть разногласий Дэна с Мао и была в том, что Дэн предлагал замедлить темпы индустриализации ради того, чтобы накормить население, а Мао говорил, что запаса времени на это нет, и сначала надо построить самую необходимую индустрию, вычистить партию - и уже потом двигать потребление]

Одновременно с экономической, осуществлялась и весьма широкая политическая либерализация. Более того - лозунг о необходимости последовательной демократизации был провозглашен еще на съезде КПК в 1978 году – как гарантии от повторения ужасов маоизма (точно такие же аргументы были и у наших «шестидесятников»). Лично Дэн Сяопин не раз подчеркивал, что политическое реформы – одна из приоритетных задач руководства.

И реформы эти в основном совпадали с теми, что осуществлялись в нашей стране с 1985. Так, одним из ключевых пунктов перемен стала гласность, именуемая по-китайски «прозрачность» и проявившая себя, как и у нас, валом разоблачительных публикаций о коррупции, разложении, и злоупотреблении власть имущих. К примеру, в 1985 году прогремело знаменитое «хайнаньское дело», в котором было замешано порядка двух тысяч высших чиновников. Оно длилось три года и вполне может быть сравнимо с «узбекским» в СССР."
#32 | 15:25 06.09.2012 | Кому: Всем
"Взять национальный вопрос – и тут совпадения практически один к одному. Как раз во второй половине 1980-х годов на окраинах КНР прокатилась волна массовых беспорядков на национальной почве. 1 октября 1987 года (за четыре месяца до карабахской трагедии) во время празднования годовщины образования КНР в Лхасе вспыхнул настоящий бунт под лозунгами: «Китайские собаки, убирайтесь вон из Тибета!», «Ату китайцев и их собак!» и тому подобное. Отметим – и тут имела место почти зеркальная симметрия. Кровь в Карабахе и Тибете пролилась почти одновременно. Разве что лозунги в Лхасе были куда как откровеннее – поджигатели войны в Закавказье до поры до времени требовали всего лишь «возвращения к ленинской национальной политике».

Наконец, незадолго до тяньаньмыньских событий группа китайских интеллигентов выдвинула программу радикализации политических реформ. Предлагалось пересмотреть конституцию, исключив из нее упоминания о КПК, передать реальную власть парламенту, провозгласить разделение властей, снять все ограничения на создание политических партий и «привести законодательство в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека». Именно подобные требования выдвинет тогда же знаменитая Межрегиональная группа депутатов – и блестяще осуществит. Со всеми, как говорится, вытекающими...

[забавно, правда? Одними и теми же кукловодами отрабатывался один и тот же сценарий.]

Уже в 1986 году в стране прошли студенческие волнения. На митингах и шествиях слышались требования, ставшие пару лет спустя тривиальными для аналогичных демонстраций в СССР – о свободе, демократии, политической реформе.

Беспорядки подавили, надо отдать должное, без пролития крови. Но в том же году, осенью, молодой астрофизик Фан Личжи (ныне – один из лидеров антипекинской эмиграции) опубликовал в центральной газете КПК «Женьминь Жибао» ряд статей, где отстаивал путь демократизации западного образца. (Даже печатный орган ЦК перестал быть рупором партийных идей!). Фан Личжи уже тогда в 1987 году вызывающе заявил – «Марксизм... нужно отложить в сторону», причем без всяких серьезных последствий для себя. И это в стране, где за десять с небольшим лет до того за несравненно меньшее могли просто забить бамбуковыми палками! Если это не перестройка и либерализация – то что?

История с Фан Личжи имела еще одно последствие – именно из-за него второй человек в КПК Ху Яобан, один из активнейших «демократизаторов», лишился должности генерального секретаря, хотя остался в числе высших руководителей государства. Не хочется проводить слишком смелые параллели, но... Вспомним, что аналогичное падение Ельцина в том же году с куда более низкого поста стоило жизни и СССР, и КПСС. Совпадение тем удивительнее, если учесть, что Ху Яобан был самым популярным участником команды Дэн Сяопина. Именно он стал настоящей иконой для либеральной интеллигенции, символом ее надежд на наступление «эры либерализма, демократии, свободы слова». (Впрочем, новый генсек КПК - Чжао Цзыян - полностью разделял взгляды предшественника).

Но все эти неурядицы не поколебали решимости властей проводить политические реформы. Даже старейший член ЦК КПК Ся Ян заявлял, что в области идеологии СССР обогнал КНР, и Китаю нужно срочно наверстать это упущение.

Низы тоже не дремали. Уже в 1987 году опросы засвидетельствовали, что более половины молодых пекинцев утратили доверие к правительству, а почти три четверти опрошенных говорили о «недостаточности демократических свобод в стране». С 1988 года начало разворачиваться широкое движение гражданского протеста. Только в первой половине года было подано около 1000 заявок на проведение манифестаций; на промышленных предприятиях прошло почти пять десятков политических забастовок."
#33 | 15:27 06.09.2012 | Кому: Всем
"Летом того же 1988 года по Центральному телевидению Китая в прайм-тайм был показан шестисерийный документальный фильм «Элегия о Желтой реке». Чтобы читатель понял, что это означает, пусть представит, как советское ЦТ в том же году показывает многосерийную постановку по «Архипелагу ГУЛАГ». Идея «Элегии» была не столько в том, что социализм - это плохо (это считалось видимо, уже само собой разумеющееся). Открыто провозглашалось ее изначальное убожество и неспособность к развитию. Чтобы добиться хоть какого-то прогресса, страна, по мнению авторов фильма, должна отбросить свое тысячелетнее наследие, «неуместное в современном мире», срочно введя у себя свободомыслие, многопартийность и свободу слова. И, разумеется, отстранив КПК от власти.

Что характерно, руководство КПК, которому наши политологи потом задним числом припишут почти сверхчеловеческую прозорливость, умудрилось вообще не заметить этого фильма – его повторили еще несколько раз.

Итак – подсчитаем: в наличии имелось мощное движение за тотальную либерализацию всего и вся, кровавые национальные конфликты, разочарование значительной части общества в существующем строе, и экономические проблемы, включая дефицит товаров (и это в рыночной экономике). Наконец – два молодых динамичных лидера, соперничающих друг с другом, но одинаково жаждущих принять власть у прежнего руководства и активно перестраивать страну – Чжао Цзыян и Ху Яобан (у последнего был даже тот самый ельцинский ореол безвинно обиженного).

Но 15 апреля 1989 года ситуация изменилась. Ху Яобан ("китайский Ельцин"), который буквально через неделю должен был на съезде КПК сменить "китайского Горбачева" Чжао Цзыяна, "неожиданно умер".

А 18 апреля первая студенческая манифестация появилась на площади Тяньаньмынь.

[дальше было много чего, включая приезд в Пекин миллиона так называемых "безработных" из провинции и отзыв студенческими комитетами почти всех институтов Пекина студентов с площади]

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года части 29-ой армии НОАК вошли в город.

Товарищ Александров, обратите внимание на даты: на как бы "площади" так называемые "студенты" бузили более полутора месяцев. "Китайский Горбачев" с ними заигрывал - пока его самого не арестовали. Догадайтесь с трех раз, почему он заигрывал и к чему вел дело ;)

Как только войска начали выдвижение, на их пути как по волшебству возникли баррикады из автобусов, частных легковушек и такси, а внешне хаотичные толпы мгновенно организовались в настоящие подразделения, готовые закрыть путь танкам. Однако китайские генералы действовали куда грамотнее, нежели их советские коллеги. Танки и бронемашины атаковали толпу на максимальной скорости, и прошли сквозь нее, даже не заметив; а баррикады были расстреляны с дальних дистанций.

Но это было лишь началом. В центре Пекина – отметим, по свидетельству иностранцев, а не данным китайского официоза – вспыхнуло настоящее сражение. Свидетели сообщали о стрельбе по армии из сотен и тысяч автоматов и гранатометов, о множестве убитых солдат и полицейских, чьи тела носили следы жестоких истязаний, об улицах, буквально забитых горящей бронетехникой. [Помните Грозный?] Выстрелы в разных частях города, включая и артиллерийский огонь, слышались еще несколько дней.

Потом было чрезвычайное положение в Пекине, продлившееся _семь_месяцев_. "Горбачев" вышвырнут из партии, партия и органы зачищены от перерожденцев.

Такая вот это была "демонстрация студентов".

И все улыбаются, и звездят про "несчастных студентов", "раздавленных танками"."
#34 | 16:13 06.09.2012 | Кому: AndroidSav1
> Наверное, поэтому часть военных перешла на сторону защитников белого дома (часть Таманской дивизии).
>
И? Насколько суровы были бои между перешедшими и не перешедшими? Какие были приказы у армии? Как повело себя руководство оставшимися от "части Таманской дивизии" ВС?

> Без этого тоже не обошлось.

> Во второй половине 80-х русские в своей массе не захотели своего Государства. Они захотели "демократии".

Неправда. Был референдум по сохранению СССР, и русские ясно высказались за его сохранение. Развалили СССР конкретные личности, вопреки желанию народа.
Народ же вообще в массе своей хотел не демократии, а колбасы - которую у него отняли как раз те махинаторы, которые и стояли за искусственно созданным дефицитом и последующим развалом страны.

А так конечно же виноват солдат, который не стал делать не пойми что на площади. Отличная логика.
#35 | 16:34 06.09.2012 | Кому: Chingiz
> Неправда. Был референдум по сохранению СССР, и русские ясно высказались за его сохранение. Развалили СССР конкретные личности, вопреки желанию народа. Народ же вообще в массе своей хотел не демократии, а колбасы - которую у него отняли как раз те махинаторы, которые и стояли за искусственно созданным дефицитом и последующим развалом страны.

12 июня 1991 на выборах Президента РСФСР Ельцин баллотировался в паре с Александром Руцким и победил в первом туре, опередив Николая Рыжкова, Владимира Жириновского, Амана Тулеева, Альберта Макашова и Вадима Бакатина. За Ельцина проголосовало 45.552.041 человек (57,30% участвовавших в голосовании, 42,78% списочного состава избирателей)
#36 | 17:46 06.09.2012 | Кому: Stellar
>>Нам достаточно увидеть лица этих двух солдат, двух защитников Родины.
>
> Лица увидел: солдат слева потирает руки, явно готовясь взять пулемёт и гасить всех вокруг - на довольной роже написано "ну теперь-то вам всем 3,14здец".
>
> Солдат справа сидит с онемевшим от ужаса лицом, безвольно опустив лапки и явно обосрамившись.
>
> И что хотел сказать автор?..
>
> ----
>

снимок слева был сделан после провала путча и опубликован вроде бы в огоньке.

снимок справа был сделан перед выездом на полощадь.

У бойца на снимке слева за день до этого выражение лица было скорее всего такое же.
#37 | 17:56 06.09.2012 | Кому: SovietMan
> Гораздо информативнее оказались комментарии к статье. Много интересного узнал:
>
> Насчет ТяньАньМыни
> А вот интересно - товарищ Александров ковырялся ли в том, что на самом деле происходило тогда в КНР?
>
> Там ведь было очень интересно. И вовсе не к разгону каких-то там студентиков с площади там произошедшее свелось. Если уж совсем начистоту - когда стреляли танки, на площади никаких студентов уже две недели как не было. Да и не с площади эти танки начали стрелять. Все это - миф, дурилка картонная, тщательно выстроенная западом (и по ряду причин КНР выгодно эту дурилку поддерживать).

эта картонная дурилка китайского разлива, именно так было подано это событие китайцами.

>

> Я кину зацепку: с чего начались те "тяньаньмыньские события". С "китайского Горбачева" - который должен был на съезде КПК прийти к власти, стать генсеком, и все уже было готово - но китайское КГБ не дремало, и американский агент влияния был уничтожен накануне съезда. Физически ликвидирован. И началась чистка партии и органов от проамериканских агентов. И съезд прошел, и избрал совсем не того, на кого ставили в США.
>

"китайский горбачев" - да, но не слишком ли ты преувеличиваешь роль Америки в событиях перед Белым Домом и на площади Тиянаньмин?

> Ну и началось. Сначала - со студентов, это для США было проще всего устроить. Потом подтянули боевиков (а ведь в КНР до середины 70-х шла гражданская война, вполне себе полномасштабная, с использованием авиации и гаубичной артиллерии, бронетехники - куда там нашей Чечне. К 1974-75 году всех повстанцев более-менее задавили - но структуры боевиков в провинциях остались, остались и контакты с ними через тайваньские спецслужбы и напрямую у самих американцев).

>
> К моменту принятия руководством КНР военного решения "восставшие" (а их в один только Пекин из провинции подъехало, по некоторым оценкам, до миллиона человек) уже захватили Шанхай, почти весь Пекин и еще ряд городов поменьше, на улицах валялись трупы зверски замученных полицейских, военных и чиновников, в общем - опять же велкам то Грозный, чтобы было понятно, о чем идет речь.
>
> Ну и чтобы были ясны масштабы: для зачистки Пекина были брошены, по разным данным, от 14 до 17 дивизий НОАК. Все, что смогли быстро перебросить к городу. По городу работали тяжелая артиллерия, авиация. Бои продолжались больше недели. Зато после очистки Пекина Шанхай и более мелкие города сдались практически без сопротивления.
>
> Кстати, контакты США и Тайваня с восставшими, передача им денег и вооружений достаточно неплохо задокументированы китайской стороной (не все, конечно - но масштабы были такие, что скрыть все оказалось невозможно). США даже не отрицали передачу денег, и в настоящее время настаивают лишь на том, что передача оружия была, мол, тайваньской инициативой, а они мол ничего не знали.
>
> Это так - просто канва событий для затравки. Чтобы было понятно, какого уровня события скрываются за "разгоном демонстрации студентов" 4 июня 1989 года. Мне кажется, что уважаемому Е.А. было бы интересно докопаться до сути этого эпохального события, когда у США не получилось то, что спустя два года получилось с СССР.



не канва событий а версия, каких много. Твоя немного покруче, другие немного помягче. Интересно, а что там на самом деле было?
#38 | 10:51 07.09.2012 | Кому: Chingiz
> Развалили СССР конкретные личности, вопреки желанию народа.
Да. При том, что народ до конца отстаивать своё желание не стал. И вообще:

> Народ же вообще в массе своей хотел ... колбасы


Именно что в массе хотел колбасы, а не тянуть человечество вперёд в качестве передового отряда.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.