А мы на складирование сена ездили на месяц всем классом. Работа адская: привозили грузовик с тюками сена и их надо было сложить в ангар. Пыль стоит, сено колется, жара и так 6 часов - 5 дней в неделю. Но какой вкусный холодный компот в бидоне с одной кружкой на всех! А обед! :) А сил-то сколько было - еще чудить ухитрялись.
Видимо рабская психология не давала нам взбунтоваться и требовать кино, вино и секса вместо работы.
Нас (вторая половина 80-х) тоже каждый год пытались отправить "на картошку" - но никто не ездил, и последствий (см. немедленный расстрел в гулаге) ни для кого никаких не было.
Я сам из Ташкента, 1972 г.р. Нас в школе постоянно возили на хлопок, но я постоянно умудрялся отлынивать и не ездил ("заболевал", уезжал к бабушке, бог знает что там еще...). Ребята рассказывали что там и как. Подтверждаю - уже где-то 86-ом году начали жаловатья на еду. А старшие ребята, которых забирали в начале 80-х, наоборот, стремились попасть на хлопок, т.к. там были свои приключения и с едой было все в порядке.
На уборку хлопка посылали районные школы с 7го класса, ташкенских почти не трогали (моя школа относилась к Ташкенскому району), кишлачных - с 6го класса, с 1го сентября и по 15 ноября - в 73 году Узбекистан впервые не смог выполнить план по хлопку и мы торчали до 1го декабря, двое шли по полю с натянутой веревкой, сшибали снег, а дальше шли мы и бросали в фартуки мерзлый курак.
С первого сентября занятия в школах велись только в младших классах - старшие с восхода до заката бегали по полям. Выезжали обычно с ночевкой, брали с собой матрас, одеяло, спальные мешки не котировались. Располагались на каком нибудь шипане в поле, на полу. Раз в неделю отпускали домой, помыться.
Платили от 3х до 15 копеек за собранный килограм - кишлачники собирали до 200 кг в день на первом сборе, для нас, городских, это была больше вылазка на природу - до 100кг в день. После первого сбора обычно 10 - 20 кг в день. Зарабатывали за сезон до 40 рублей - с нас высчитывали от 50 коп (утром чай лепешка, в обед чай лепешка вечером макароны без мяса) до 1 рубля (вечером мясо в суп). Некоторые, ленивые, после 4х месяцев, оставались должны колхозу за питание.
На фотографии - это не хлопок. это джугара, ее сажали корейцы частники и мы ходили к ним добровольно, платили 50 коп за грядку - в день до 3х руб, а еще была сута, ягана, когда по субботам нас посылали пропалывать проклюнувшийся хлопчатник.
Хлопок требовал очень много ручного труда и высоко ценился Россией - поскольку Узбекистан отдавал его России почти за бесплатно, им даже отапливали воздух на вокзалах (это в хлопковом деле Гдляна с Ивановым хорошо описывается)
Это была наша жизнь, такой она была, и не надо ее ни обелять, ни очернять, ни переписывать.
мой личный рекорд - 120 кг хлопка в день, за что мне даже выдали премию в 1 руб.
> Так, спокойно!
>
> Я сам из Ташкента, 1972 г.р. Нас в школе постоянно возили на хлопок, но я постоянно умудрялся отлынивать и не ездил ("заболевал", уезжал к бабушке, бог знает что там еще...). Однако ребята рассказывали что там и как. Подтверждаю - уже где-то 86-ом году начали жаловатья на еду.
на еду начали жаловаться еще раньше - копия статьи которую привел Трианон, была напечатана в 73 году в Самаркандской правде, парткомы и горкомы решительно взялись за дело, но кормежка лучше не стала - мы решали сами, что класть в котел, потому что деньги высчитывали с нас.
>> Так, спокойно!
>>
>> Я сам из Ташкента, 1972 г.р. Нас в школе постоянно возили на хлопок, но я постоянно умудрялся отлынивать и не ездил ("заболевал", уезжал к бабушке, бог знает что там еще...). Однако ребята рассказывали что там и как. Подтверждаю - уже где-то 86-ом году начали жаловатья на еду.
>
>
> на еду начали жаловаться еще раньше - копия статьи которую привел Трианон, была напечатана в 73 году в Самаркандской правде, парткомы и горкомы решительно взялись за дело, но кормежка лучше не стала - мы решали сами, что класть в котел, потому что деньги высчитывали с нас.
Но хочу сразу оговориться, что жаловаться то жаловались, но каким образом.... Они не приезжали как из бухенвальда, с опусташенными глазами, наоборот, приезжали веселые, ржали, рассказывали смешные истории, а про кормление просто говорили "дрянь", поэтому, что-то еще собой возили, что-то добывали в местных магазинах. Т.е. не совсем та картина, какую можно представить...
В университете ещё застал поездку на поля на первом курсе в сентябре, хотя был уже 1993 год - видимо, по инерции сохранялось всё это. Мы были то ли последним, то ли предпоследним курсом, который вот так ездил, потом эта практика прекратилась.
От себя могу сказать, что нравилось далеко не всем, и работали все по-разному. Я был не в восторге, хотя работал нормально, не сачковал. Мне больше хотелось учиться сразу, а не картошку собирать.
Но потом втянулся, в целом было неплохо. В перерывах между работой вообще было хорошо - костры жгли, портвейн-вино пили, перезнакомились-передружились все. "Совместный труд объединяет" (с) Кот Матроскин.
Но тут важно, что мы не жили в колхозе, нас утром увозили на автобусе, днём или ближе к вечеру привозили, так что страдать не приходилось из-за быта. Если бы пришлось жить постоянно - отношение к этому бы было, скорее, несколько другим.
> Но хочу сразу оговориться, что жаловаться то жаловались, но каким образом.... Они не приезжали как из бухенвальда, с опусташенными глазами, наоборот, приезжали веселые, ржали, рассказывали смешные истории, а про кормление просто говорили "дрянь", поэтому, что-то еще собой возили, что-то добывали в местных магазинах. Т.е. не совсем та картина, какую можно представить...
в 12 лет нам давали полную свободу от взрослых - на четыре класса, седьмой восьмой девятый десятый - четыре учителя для надзора, пачка родопи 35 коп, портвейн 1 рупь 12 коп, банка сгущенки - 55, весь день - хочешь собирай хлопок, хочешь - делай с нами, делай как мы - это не бухенвальд, это лучше чем египет.
Сено, прополка и уборка свёклы, картошка, уборка кладбища... тааак, какие еще преступления против меня были совершены проклятым совком??? (напрягает память, сочиняя жалобу в БДИПЧ ОБСЕ).
Жил в Киргизии, с 4 по 9 класс трудился по осени на колхозных полях, в основном уборка лука, ещё свекла и морковка. 89 - 94 года. Никаких мрачных тоталитарных воспоминаний не осталось. Весело было, работали примерно с 9 до 14 максимум. Платили конечно очень мало, максимум я помню как то вышло рублей 25 за сезон. По малолетству все это воспринималось в основном как продленные летние каникулы, работа была не особо напряжной, потому что на приусадебном огороде и домашних картофельных плантациях приходилось въебывать гораздо больше :)
Видимо рабская психология не давала нам взбунтоваться и требовать кино, вино и секса вместо работы.