Сегодня исполнилось 90 лет Т.Я. Бегельдинову
kazpravda.kz Дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов отмечает сегодня свой юбилей. Здоровья и долгих лет ветерану. Интервью из книги А.Драбкина "Я дрался на Ил-2. Книга вторая".

Небо покоряется смелым
…Я держу в руках личную летную книжку сержанта Бегельдинова. Окрыленный непоколебимой мечтой, ведомый стремлением вырваться в свободное небесное пространство, он начал летать с 16 лет. В 1940 году после окончания Фрунзенского аэроклуба был направлен в Саратовскую специальную военно-авиационную школу пилотов. Затем профессиональное мастерство совершенствовал в 3-й Чкаловской бомбардировочной и в 1-й Чкаловской истребительной школе пилотов.
Когда началась Великая Отечественная война, Талгат рвался на фронт, в то же время понимал, что воинскую специальность пилота необходимо довести до совершенства. Он едет в Ижевск, где постигает секреты пилотирования самолета Ил-2. И сейчас Талгат Якубекович с восхищением отзывается о том самолете:
– Прекрасная машина для того времени и по летно-техническим качествам, и по вооружению. Всего на борту 600 килограммов бомб, шесть реактивных снарядов, кроме того, две противотанковые пушки и два пулемета. Мощный огневой самолет-крепость, наш «летающий танк». Фашисты называли его «черная смерть».
После окончания курсов командование запасного полка дает ему лестную характеристику. В летной книжке читаем: «Техника пилотирования хорошая. Летать любит, в полетах не устает, трудолюбив, летных нарушений не имеет. В воздухе спокоен, летает уверенно».
И тогда Бегельдинова направляют на фронт. Начав службу в 800-м, впоследствии 144-м штурмовом авиаполку 292-й штурмовой авиадивизии, он прошел трудный, но замечательный путь борьбы и побед. Свой первый боевой вылет совершил утром 17 февраля 1943 года, а к вечеру – еще два. Вскоре одержал свою первую победу, сбив истребитель «мессершмит Bf-109».
У пехоты на фронте нет гладких дорог, поднимая в небо самолет, летчик тоже не всегда может предсказать, все ли пройдет гладко, благополучно ли вернется на свой аэродром. В летной книжке Бегельдинова кратко указывается боевая задача: разведка, атака, бомбардировка (если пользоваться терминологией пилотов – штурмовка) танков, техники и живой силы противника. Начало задания – интригующее, концовка – непредсказуемая. Под Харьковом его Ил-2 был сбит. Раненный, Талгат несколько дней блуждал по вражеским тылам, выжил всем смертям назло и вернулся в родной полк, где его считали погибшим. И полет за полетом набирался боевого опыта, отрабатывал виражи, боевые развороты, спирали в ту или другую сторону. Стал настоящим виртуозом штурмового удара.
Из воспоминаний бывшего командира 292-й штурмовой авиадивизии, Героя Советского Союза Николая Каманина (из книги «Летчики и космонавты»):
«После возвращения его с первого боевого задания стало известно, что бомбы легли точно в бензохранилище, а со второго захода он поджег склад боеприпасов. Такое бывало и у других летчиков, но редко, а у Бегельдинова получилось сразу. В другом вылете штурмовиков «мессершмиты» прорвались к ним сквозь воздушную охрану наших истребителей. Плохо пришлось нашим штурмовикам, изрядно нахватали они пробоин, но и сами не остались в долгу. Такой удобный момент представился и Бегельдинову. На какое-то мгновение на вираже Талгат поймал в сетку прицела фашистский истребитель и ударил по нему из пушки. Фашист пытался выровнять свою подбитую машину, но она была уже непослушной и врезалась в землю.
Летал Талгат неустанно. Стал мастером штурмовых ударов, воздушным разведчиком. Мне доставило большое удовольствие подписать на него несколько наградных листов, а затем представить к офицерскому званию. В боевые расчеты его стали включать ведущим группы».
В одном из воздушных боев Бегельдинов на своем штурмовике сбил фашистский истребитель, летчик был любимцем фюрера, пиратствовал в свое время в Бельгии и во Франции. Фашист думал, что Ил будет легкой добычей, но просчитался, и это был для него последний бой. Его самолет сел на нашей территории, и пленный гитлеровец на допросах ни за что не хотел верить, что его сбил молодой паренек. Таким образом, Талгат Якубекович первым разработал и успешно применил тактику ведения воздушного боя тяжелого штурмовика против вражеского истребителя. Опыт оказался бесценен. Затем боевую тактику Бегельдинова стали применять другие летчики.
Заслуживает внимания боевой эпизод, о котором рассказал в свое время командир 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии генерал-майор С. А. Донченко. Когда рано утром в штаб авиаполка прибыл командующий 5-й гвардейской армией генерал А. С. Жадов, стало понятно, что наземным войскам срочно нужны свежие разведданные. Особую тревогу вызывала ситуация, сложившаяся южнее населенного пункта Канеж. Учитывая плохие погодные условия и важность задания, решено было отправить на разведку младшего лейтенанта Бегельдинова. Придирчиво осмотрев его невысокую, щуплую фигуру, генерал махнул рукой: «Давайте хоть такого». Развернул карту и поставил задачу. В десяти километрах за линией фронта тянется глубокий овраг, где противник, возможно, прячет резервные силы и склады с боеприпасами, рядом проходят две гравийные дороги, по которым, тоже предположительно, гитлеровцы подтягивают к линии фронта технику. Нужно разведать, так ли это.
– Все ясно, товарищ генерал, – коротко ответил Талгат.
Через 10 минут полета за линию фронта внизу четко обозначилась гравийная дорога, на ней автомобили, повозки, а вот и квадрат, указанный генералом на карте. Включив фотокамеры, установленные на фюзеляже, летчик ринулся в атаку. На головы фашистов полетели бомбы, реактивные снаряды. Машину качнуло от мощных взрывов. Исследуя поверхность земли с высоты бреющего полета, Бегельдинов обратил внимание на аккуратно расположенные копны сена, выстроенные как по шнурочку. Спикировал на одну из них, ударил из пушек – она… взорвалась. Он атаковал вторую, из-под нее врассыпную бросились солдаты, похоже, танкисты. Тут и остальные копны зашевелились. Сфотографировав и эту картину, пилот вернулся на аэродром. Внимательно осмотрев разведданные, Жадов убедился, что пилот взорвал склад боеприпасов в овраге, от взрыва которого и качнуло его самолет, добыл ценные сведения о расположении сил противника.
– Поздравляю вас, лейтенант, – обратился он к Талгату.
– Я – младший, – сказал Бегельдинов.
– Не поправляйте старших, лейтенант. Мы представим вас к ордену Славы, – напутствовал летчика генерал и, обращаясь к командиру авиаполка, добавил: – Передайте генерал-лейтенанту Рязанову, командиру штурмового авиакорпуса, что хлопцы у него – настоящие орлы.
Мужество и героизм Талгата не оставались незамеченными. За 10 боевых вылетов он был награжден орденом Отечественной войны II степени. За 25, четыре из которых – бомбардировка вражеских аэродромов Харьковского аэроузла, он получил орден Красного Знамени. Его умелое командование в воздухе большими группами самолетов отмечено орденом Александра Невского. За успешную разведку войск и техники противника, в результате которой доставлены ценные разведданные, удостоен ордена Славы III степени, затем были награды орденов Славы II и I степени, за бои на Степном фронте заслужил орден Отечественной войны I степени.
В нашей газете («Казахстанская правда» от 9 мая текущего года) мы подробно рассказывали о том, как во время Курской битвы, в воздушном бою на Белгородском направлении, Сергей Луганский, командир группы истребителей, прикрывавших бомбардировщиков, спас жизнь своему земляку Талгату Якубековичу. Сергей по радиосвязи успел предупредить Бегельдинова за мгновение до того, как фашистский летчик выстрелил из пушки по его самолету. Талгат безукоризненно точно вывернул машину из-под смертельного удара, Луганский же в следующую минуту подбил «мессершмита», не оставив фашисту никаких шансов на повторный выстрел.
Небо летчиков познакомило и подружило, на земле они стали как родные братья. Талгат всегда гордился подвигами друга. Сергей оказался уроженцем Алма-Аты, в 1938 году окончил военно-авиационную школу, боевой опыт получил в боях с белофиннами. С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте. Отличился в небе Сталинграда, на Курской дуге. Впоследствии он стал дважды Героем Советского Союза, совершил 390 боевых вылетов, сбил 37 вражеских самолетов лично и шесть в группе. С тех пор воздушные побратимы не раз летали на задания вместе.
В сентябре 1943 года в воздушных боях за Днепр Бегельдинов доказал, что штурмовик может быть хорошим воздушным бойцом. Тогда под прикрытием группы истребителей своего земляка, будущего дважды Героя Советского Союза, Сергея Луганского были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника. Затем штурмовик Бегельдинова со всей своей мощью обрушился на наземные цели врага. На шоссе, где сплошной вереницей шла техника противника, запылали танки, автомашины, цистерны с горючим, бронетранспортеры с пехотой.
Аэрофотосъемочные аппараты засняли эту блестящую операцию. И вновь обращаемся к летной книжке Бегельдинова, путеводителю подвигов отважного летчика и беспристрастного фиксатора бомбовых атак. В июле 1943 года он совершил 9 вылетов, в августе – 23, сентябре – 22, октябре – 18. И за каждым полетом дни и ночи усиленной подготовки, напряженные часы в воздухе, когда опасность грозит со всех сторон. Летчик жертвовал своим здоровьем, часто был на грани жизни и смерти, но ему глубокое удовлетворение приносил тот факт, что каждый его вылет наводил панический страх на фашистов. Действуя в составе 2-го Украинского фронта, участвуя в боях за форсирование Днепра, освобождая города и села, Талгат Якубекович совершает 152 боевых вылета, он разбомбил переправы в районе Кременчука, лично подавил огонь зенитных батарей крупного калибра. В ноябре и декабре того же года вместе с группой на станциях Знаменка, Каменка и Долинская уничтожил несколько железнодорожных эшелонов с техникой и живой силой противника. К его личному счету с врагом прибавились два паровоза, семь вагонов с военными грузами, три крупных склада боеприпасов...
За подвигом – подвиг
Мы просматриваем документы, наградные листы как закономерный итог подвигов тех лет, знакомимся с представлением его к очередной награде. Краткие, лаконичные записи документов, но они говорят о многом – о смелости, бесстрашии и глубокой преданности воинскому долгу: «За проявленные мужество и отвагу в 152-х успешно выполненных боевых вылетах, лично сбитых 4 самолета противника, за проявленный героизм по освобождению Кировограда, Александрии, Знаменки, за нанесение большого урона в технике и живой силе противника старший лейтенант Бегельдинов достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза».
Документ подписан прославленными командирами. Это – Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант авиации Рязанов, командующий 5-й Воздушной армией, генерал-полковник авиации Горюнов, командующий войсками 2-го Украинского фронта генерал армии Малиновский, впоследствии маршал. Талгат Якубекович готов часами рассказывать о встречах с ними, о подвигах этих знаменитых военачальников. 26 октября 1944 года Талгату Бегельдинову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Поздравления гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Т. Я.
«Горячо, от всей души поздравляем с безусловно заслуженной Вами высшей правительственной наградой – званием Героя Советского Союза, присвоенным Вам Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР (от 26.10.44 г.). Желаем сил, энергии и здоровья для дальнейшей борьбы с ненавистным врагом на пользу нашей Великой Родины, на пользу нашего прекрасного народа. Командир 9-й гвардии штурмовой Красноградской, краснознаменной авиадивизии генерал-майор авиации Агальцов,
31 октября 1944 г.».
Бесстрашный, тактически грамотный командир, Бегельдинов зарекомендовал себя отличным руководителем эскадрильи, обеспечивал безупречную подготовку летчиков. К тому времени его эскадрилья совершила 1 670 вылетов, не имея ни одного случая потери ориентировки.
– Быть ведущим группы – это величайшая ответственность, – говорит Талгат Якубекович. – Его задача – найти цель, атаковать и уничтожить ее и вернуться на аэродром всей группой, без потерь.
Этим боевым искусством Бегельдинов овладел в совершенстве. С рассвета он вылетал за линию фронта в тыл врага, с высоты птичьего полета исследовал местность и благодаря своей феноменальной памяти запоминал ее особенности до мельчайших деталей: овраги, строения, копны сена, места, где враг мог сосредоточить технику и живую силу.
И еще об одном важном качестве ведущего упомянул дважды Герой: надо до тонкостей знать хитрости и уловки противника, характеристики его вооружения и их поражающие свойства. Если снаряды зенитного орудия долетают до 1 500 м, то на этот участок командир не поведет товарищей, а совершит маневр, чтобы выполнить боевую задачу и живыми прибыть на базу.
Большое мужество, самоотверженность и великолепную дерзость проявил Бегельдинов при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы на Львовском направлении. По несколько раз в день водил он эскадрилью громить огневые опорные пункты врага, обеспечивая успешное наступление наземных войск. За время военной операции летчики сделали 130 боевых вылетов, уничтожили самолет противника, 27 танков, 42 автомашины с грузами и живой силой противника, 12 орудий, подавили огонь девяти батарей.
Славу отважного мастера штурмовых ударов гвардии капитан Бегельдинов завоевал в Висленской, Кросненской операциях по прорыву обороны противника западнее города Сандомир, при освобождении Кракова. Будучи ведущим девятки самолетов, он проявил особый образец героизма при штурме техники противника у населенного пункта Стодолы. В результате его внезапного и дерзкого удара было взорвано 3 танка и 7 автомашин, тем самым был сорван замысел гитлеровцев провести контратаку.
Отличный командир и организатор, воспитатель подчиненных, Талгат Якубекович смело вел за собой других. Его эскадрилья на 1-м Украинском фронте без потерь произвела 420 боевых вылетов. На самые трудные и ответственные задания он всегда вылетал лично. Отличился он также в боях при взятии городов Генденбург, Оппальн, Сосновице, Катовице, при форсировании Одера. На его счету один самолет, 12 танков, 37 автомашин, 9 орудий, много другой техники, а также живой силы противника.
Участвовал Талгат Якубекович и в битве за Берлин. Пробившись к центру столицы на малой высоте, группа Бегельдинова на Тельтов-канале уничтожила 8 барж с танками, два буксира были пущены ко дну.
И здесь нельзя не упомянуть, что высокую оценку его подвигам дали командующий 2-й Воздушной армией генерал-полковник авиации С. Красовский и командующий войсками 1-го Украинского фронта маршал Советского Союза И. Конев. За годы войны Верховное Главнокомандование 9 раз объявляло Талгату благодарность.
27 июня 1945 года за исключительное мужество и отвагу Т. Я. Бегельдинов был удостоен второй медали «Золотая Звезда», 22-летний капитан стал дважды Героем Советского Союза.
С особой гордостью вспоминает дважды Герой о своем заключительном полете над Прагой 10 мая 1945 года. На южной окраине города остатки эсэсовской дивизии не приняли капитуляцию. Это грозило новыми разрушениями, гибелью советских солдат и офицеров и мирного населения. Бегельдинов получил приказ всей своей штурмовой группой в составе 24 самолетов в полном вооружении пролететь на бреющем полете над гитлеровцами. Но без единого выстрела! Приказ был выполнен. Звено за звеном самолеты с оглушительным ревом пролетали над головами эсэсовцев. И это подействовало на них отрезвляюще, им стало понятно, что их ждет, если они не сдадутся, и они сложили оружие. Это была блестящая военная операция и великолепная политическая акция. Так была поставлена последняя, жирная точка в драматической повести о фронтовой жизни Бегельдинова. Достойным завершением боевого пути стало его участие в Параде Победы 24 июня 1945 года.
Перелистываем последние страницы его летной книжки. За годы войны он совершил 305 боевых вылетов, уничтожил 7 самолетов, 21 танк, 29 артиллерийских орудий, 64 автомашины с военными грузами и техникой, 3 склада с боеприпасами, 2 паровоза, 7 вагонов, большое количество другого вооружения и много живой силы противника. Фронтовики помнят о легендарном летчике, славном сыне казахского народа. Хотелось бы привести благодарственное письмо, которое Бегельдинову к 60-летию со дня его рождения направили его друзья военных лет:
Приветственный адрес
«В день твоего 60-летия прими от нас самые сердечные поздравления и пожелания крепкого здоровья, больших успехов в делах, особенно в патриотическом воспитании подрастающего поколения, много радостей, настоящего счастья, которое ты заслужил.
Пусть этот адрес напоминает тебе о том, что прошедшие через горнило войны твои фронтовые друзья всегда гордились, гордятся и будут гордиться тобой, отважным летчиком. Ты на наших глазах вырос в умного, толкового и тактически грамотного ведущего группы, а затем и в командира разведывательной эскадрильи, боевая слава о которой гремела по всему фронту.
Как зрелый воздушный следопыт, ты своими поистине орлиными глазами умел увидеть все, «намотать на ус», оперативно и четко доложить на командный пункт обо всем обнаруженном. Добытые твоей эскадрильей разведданные были всегда предельно полными, точными. Они сослужили добрую службу не только твоему полку, но и дивизии, корпусу, 2-й Воздушной армии, всему фронту.
Твои личные подвиги умножили славу нашего родного 144-го гвардейского штурмового авиационного Львовского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка.
Родина высоко оценила твои ратные подвиги, дважды присвоив тебе звание Героя Советского Союза, наградив многими орденами и медалями.
Мы гордимся тобой как признанным авторитетом, всеобщим любимцем, хорошим Человеком. Пусть тебе придает сил наша любовь и наша скрепленная в боях дружба! Всех благ тебе, наш славный Талгат Бегельдинов!
С искренним уважением твои боевые друзья-однополчане:
гвардии генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР М. П. Одинцов, гв. генерал-майор авиации, Герой
Советского Союза С. Г. Чепелюк, гв. генерал-майор в отставке Ю. М. Балабин,
всего более 50 подписей.
5 августа 1982 г.».