Максим Горький. О сути времени.

vott.ru — Цитата из романа «Мать», речь Павла Власова в суде.
Новости, Культура | toofast 17:13 03.08.2012
10 комментариев | 58 за, 3 против |
#1 | 17:13 03.08.2012 | Кому: Всем
— Мы — социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов, лжет, стараясь скрыть или оправдать эту вражду, и развращает всех ложью, лицемерием и злобой. Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию. Мы, рабочие, — люди, трудом которых создается всё — от гигантских машин до детских игрушек, мы — люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть. Наши лозунги просты — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех. Вы видите — мы не бунтовщики!
Павел усмехнулся, медленно провел рукой по волосам, огонь его голубых глаз вспыхнул светлее.
— Прошу вас, — ближе к делу! — сказал председатель внятно и громко. Он повернулся к Павлу грудью, смотрел на него, и матери казалось, что его левый тусклый глаз разгорается нехорошим, жадным огнем. И все судьи смотрели на ее сына так, что казалось — их глаза прилипают к его лицу, присасываются к телу, жаждут его крови, чтобы оживить ею свои изношенные тела. А он, прямой, высокий, стоя твердо и крепко, протягивал к ним руку и негромко, четко говорил:
— Мы — революционеры и будем таковыми до поры, пока одни — только командуют, другие — только работают. Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим. Победим мы, рабочие! Ваши доверители совсем не так сильны, как им кажется. Та же собственность, накопляя и сохраняя которую, они жертвуют миллионами порабощенных ими людей, та же сила, которая дает им власть над нами, возбуждает среди них враждебные трения, разрушает их физически и морально. Собственность требует слишком много напряжения для своей защиты, и, в сущности, все вы, наши владыки, более рабы, чем мы, — вы порабощены духовно, мы — только физически. Вы не можете отказаться от гнета предубеждений и привычек, — гнета, который духовно умертвил вас, — нам ничто не мешает быть внутренно свободными, — яды, которыми вы отравляете нас, слабее тех противоядий, которые вы — не желая — вливаете в наше сознание. Оно растет, оно развивается безостановочно, всё быстрее оно разгорается и увлекает за собой всё лучшее, всё духовно здоровое даже из вашей среды. Посмотрите — у вас уже нет людей, которые могли бы идейно бороться за вашу власть, вы уже израсходовали все аргументы, способные оградить вас от напора исторической справедливости, вы не можете создать ничего нового в области идей, вы духовно бесплодны. Наши идеи растут, они всё ярче разгораются, они охватывают народные массы, организуя их для борьбы за свободу. Сознание великой роли рабочего сливает всех рабочих мира в одну душу, — вы ничем не можете задержать этот процесс обновления жизни, кроме жестокости и цинизма. Но цинизм — очевиден, жестокость — раздражает. И руки, которые сегодня нас душат, скоро будут товарищески пожимать наши руки. Ваша энергия — механическая энергия роста золота, она объединяет вас в группы, призванные пожрать друг друга, наша энергия — живая сила всё растущего сознания солидарности всех рабочих. Всё, что делаете вы, — преступно, ибо направлено к порабощению людей, наша работа освобождает мир от призраков и чудовищ, рожденных вашею ложью, злобой, жадностью, чудовищ, запугавших народ. Вы оторвали человека от жизни и разрушили его; социализм соединяет разрушенный вами мир во единое великое целое, и это — будет!
#2 | 18:45 03.08.2012 | Кому: Всем
гениально

только вот где сегодня Павлы Власовы?

хуячат на северах в поисках локального счастья в виде квартиры и подержанной иномарки?

пялятся в дуроскоп на нашу рашу под пивасик?

мечтают "устроиться в жизни" чтоб на них вьёбывали другие?

их ктонибудь организует в силу?

и как они реагируют на тех кто пытается организовать?



в тему

понравился перевод разных поэтов стихотворения Поля Верлена:

Борис Пастернак

Я — римский мир периода упадка,
Когда, встречая варваров рои,
Акростихи слагают в забытьи
Уже, как вечер, сдавшего порядка.

Душе со скуки нестерпимо гадко.
А говорят, на рубежах бои.
О, не уметь сломить лета свои!
О, не хотеть прожечь их без остатка!

О, не хотеть, о, не уметь уйти!
Все выпито! Что тут, Батилл, смешного?
Все выпито, все съедено! Ни слова!

Лишь стих смешной, уже в огне почти,
Лишь раб дрянной, уже почти без дела,
Лишь грусть без объясненья и предела.

Валерий Брюсов

Я — одряхлевший Рим, на рубеже паденья.
Смотрю, как варваров стремится рать вперёд,
А сам беспечные пишу стихотворенья,
Где в стиле золотом истома солнца жжёт.

Но одинокий дух сгорает от томленья...
Там где-то, говорят, кровавый бой идёт...
О! ничего не мочь, в ответ на все моленья!
О! ничего не ждать, что скрасит этот гнёт!

Увы! не мочь! не ждать! быть умереть не в силах!
Всё выпито! Бафил, не смейся надо мной!
Всё выпито. И что сказать в стихах унылых?

Ах, лишь последний раб, всегда насмешник злой,
Ах, лишь наивный гимн, что надо бросить в пламя,
Да грусть, что над душой своё воздвигло знамя!


Георгий Шенгели

Я - Рим, империя на рубеже паденья,
Что видя варваров громадных у ворот,
Небрежный акростих рассеянно плетет,
И в стилос золотой - закат струит томленье.

В душе, пустой насквозь, тоска до отвращенья.
Там, где-то, говорят, кровавый бой идет.
О! Нету сил пойти на зов столь слабый тот,
Нет воли жизнь зажечь хотя бы на мгновенье!

О! Нету воли жить, и умереть нет сил!
Да, все уж допито... Брось хохотать, Вафилл!..
Все допил, все доел. Но продолжать не стоит...

Есть: глуповатый гимн, что надо сжечь тотчас,
Есть: нерадивый раб, что презирает нас,
Есть: боль невесть о чем, что вечно в сердце ноет!


Иннокентий Анненский

Я - бледный римлянин эпохи Апостата.
Покуда портик мой от гула бойни тих,
Я стилем золотым слагаю акростих,
Где умирает блеск пурпурного заката.

Не медью тяжкою, а скукой грудь объята,
И пусть кровавый стяг там веет на других,
Я не люблю трубы, мне дики стоны их,
И нестерпим венок, лишенный аромата.

Но яд или ланцет мне дней не прекратят.
Хоть кубки допиты, и паразит печальный
Не прочь бы был почтить нас речью погребальной!

Пускай в огонь стихи банальные летят:
Я все же не один: со мною раб нахальный
И скука желтая с усмешкой инфернальной.
Ringo
шутил про красные линии »
#3 | 19:44 03.08.2012 | Кому: Всем
>Мы — революционеры и будем таковыми до поры, пока одни — только командуют, другие — только работают.
А "командовать", это что, значит "не работать"? Офицером в армии служить, это "не работать"?
#4 | 19:48 03.08.2012 | Кому: Всем
ты контекст произведения понимаешь?

время какое было?

классический капитализм понимаш? без всякой пудры в виде кредитов и мыслей о среднем классе..
#5 | 09:10 04.08.2012 | Кому: wartugg
> гениально
>
> только вот где сегодня Павлы Власовы?

на митингах не за Николая II.
#6 | 09:38 04.08.2012 | Кому: wartugg
> понравился перевод разных поэтов стихотворения Поля Верлена:

Интересно, как талант и личностное видение каждого поэта меняет саму суть стихотворения.
У Брюсова, а ещё больше, у Пастернака пред глазами предстаёт образ одряхлевщего римского воина, за спиной которого мерцает пламя былых побед, и, который в бессилии наблюдает за ветшанием своей империи, не в силах что-либо изменить. Образ мятущийся и страдающий от своей беспомощности.
А в изложениии Шенгели и Анненского перед глазами вырисовывается совсем другой образ: изнеженный и пресыщенный римский патриций, уставщий от пиров, вкусивщий всех запретный плодов и изнывающий от скуки и бессмысленности своего существования. Как-то так.
Так какой же образ был в оригинальном опусе Поля Верлена?
#7 | 10:07 04.08.2012 | Кому: Сарацин
>> понравился перевод разных поэтов стихотворения Поля Верлена:
>
> Интересно, как талант и личностное видение каждого поэта меняет саму суть стихотворения.
> У Брюсова, а ещё больше, у Пастернака пред глазами предстаёт образ одряхлевщего римского воина, за спиной которого мерцает пламя былых побед, и, который в бессилии наблюдает за ветшанием своей империи, не в силах что-либо изменить. Образ мятущийся и страдающий от своей беспомощности.
> А в изложениии Шенгели и Анненского перед глазами вырисовывается совсем другой образ: изнеженный и пресыщенный римский патриций, уставщий от пиров, вкусивщий всех запретный плодов и изнывающий от скуки и бессмысленности своего существования. Как-то так.
> Так какой же образ был в оригинальном опусе Поля Верлена?

интрига)

тем и интересно..
#8 | 10:08 04.08.2012 | Кому: Ringo
>>Мы — революционеры и будем таковыми до поры, пока одни — только командуют, другие — только работают.
> А "командовать", это что, значит "не работать"? Офицером в армии служить, это "не работать"?
Аналогия с армией не подходит. Там жесткая субординация, обусловленная целью защиты государства. Подразумевается более широкое понимание слова"командовать".
Капиталисты, небольшая группа людей, ничего не производящая и не создающая, не отягощенная моральными принципами, имеет право голоса и принимает кардинальные решения в обществе. Её власть опирается на труд всего остального общества, на труд большинства. Без производящих сил населения эта группа людей абсолютна беспомощна и бесплодна.

Большинство же, которое составляет основу общества и создает все материальные блага в государстве, не может влиять на принятие государственных решений , чтобы создать общество, комфортное для всех слоев населения. Капитализм, какими бы фитюльками в виде кредитов и прочих вкусностей не обвешивался, остается миром, приспособленным исключительно под желания сверхбогатых людей.
#9 | 12:46 04.08.2012 | Кому: wartugg
> только вот где сегодня Павлы Власовы?

Среди гастарбайтеров. Их положение, по-моему, очень схоже с положением русского пролетариата в начале ХХ века. Только эта среда не родит социалистических преобразований, но стать могильщиком российской буржуазии вполне сможет.
#10 | 18:07 04.08.2012 | Кому: jf-3k
>> только вот где сегодня Павлы Власовы?
>
> Среди гастарбайтеров. Их положение, по-моему, очень схоже с положением русского пролетариата в начале ХХ века. Только эта среда не родит социалистических преобразований, но стать могильщиком российской буржуазии вполне сможет.

и себя тоже..
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.