petrovchik.livejournal.com А ведь всё гениальное, как известно, просто. И советская власть со своими праздниками была народу куда ближе и понятнее, чем чиновно-праздничные суррогаты современных руководителей.
Когда государственный праздник приживается в народе? Тут важны два элементарных условия.
Первое – суть праздника должна быть простой и очевидной для большинства. При этом глубокая идеологическая подоплека со временем может стираться, но основа останется, войдёт в сознание людей. И тогда праздник станет привычным и общенародным.
Второе – причины для праздника должны быть очевидны, близки и понятны для большинства современников в момент учреждения торжества. Тогда есть основания для укоренения праздника в народе.
Вот вам главные общегосударственные праздники Советского Союза, являвшиеся одновременно выходными днями - Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября.
Новый год – причины для праздника более чем очевидны. Праздник Нового года возник на Руси ещё в языческие времена и, меняя форму, дошёл до наших дней.
В советский период от праздника сперва вообще отказались, но затем вернули его, представив как общегражданскую альтернативу Рождеству.
И это оказалось стопроцентным попаданием – новогодний праздник охватывает абсолютно все слои населения, суть его понятна. Больше того, именно свобода от любых религиозных догм делает его по-настоящему свободным и всеобщим.
8 Марта – политическая составляющая праздника, имевшаяся первоначально, со временем ушла в в сторону. Люди сегодня могут не вспоминать про Клару Цеткин и Розу Люксембург, могут негативно относиться к феминисткам и суфражисткам, однако то, что это праздник, посвящённый всем женщинам – просто, близко и понятно. Протест это может вызывать лишь у не очень здоровой публики.
1 Мая – и снова та же история. На разных этапах развития нашей страны тот момент, что это праздник борьбы трудящихся, уходил на второй план, как и его историческая составляющая. Зато праздник людей труда – это звучит понятно, гордо и достойно. Не принимать его могут разве что потомственные тунеядцы.
9 Мая – День Победы. Здесь вообще ничего не нужно объяснять. В тот момент, когда праздник обрёл свой нынешний статус, стал выходным днём, он касался огромного количества людей, для которых это была не просто Победа, а их Победа. А затем этот праздник укоренился в народе, его значимость передаётся в поколениях от отца к сыну.
7 Ноября – несмотря на то, что политические оппоненты могут устраивать истерику вокруг события, послужившего причиной торжества, суть праздника на поверхности. Праздник новой жизни, праздник изменения, праздник перехода на новую ступень. Революция – Победа – Космос - вот маршрут заданного движения праздника 7 Ноября. Это праздник освобождения народа для величайших свершений. И они, эти свершения, для всех нормальных людей Советского Союза были очевидны. Оттого и праздник этот был не политической данностью, а народной традицией.
А теперь давайте посмотрим на два эксклюзивно новых праздника современной России.
12 июня - День России. Несмотря на и так довольно короткую историю его традиции, он успел сменить имя. День России – эта последняя, обновлённая версия праздника, приуроченного к крайне сомнительным события. И декларация о суверенитете России от 12 июня 1990 года, и избрание Ельцина президентом год спустя – события мало того, что неоднозначные, так ещё и носящие на себе откровенно чиновно-канцелярский дух. Попытка же объявить этот день Днём независимости провалилась из-за нелепости начинания. От кого получила независимость Россия 12 июня, если СССР и сам по себе был формой существования Российского государства?
Но и День России – тоже явная творческая неудача. А почему, собственно, 12 июня? В истории России легко можно насчитать несколько десятков важнейших событий, которые принесли государству славу, и имеют право претендовать на столь громкое наименование. Беда в том, что все они не относятся к этой конкретной.
Отсутствие очевидного смысла и неясность праздника 12 июня для большинства современников оставляют его болтаться в воздухе в статусе «ещё один выходной».
Практически та же ситуация и с 4 ноября – Днём народного единства.
Главная проблема праздника заключается в его абсолютной надуманности. Праздник возник не как самодостаточное событие, а как весьма неловкая попытка оттянуть народную традицию от 7 Ноября.
Давайте откровенно – события 400-летней давности, положенные в основу, торжества, нашим современникам абсолютно неблизки. При всё уважении к Минину и Пожарскому. Причём такая же судьба постигла бы и официальные празднества, посвящённые любой из многочисленных побед Александра Суворова, если бы возникло у властей желание возвести их в статус едва ли не главного государственного праздника. То есть, мы, конечно, гордимся, но, простите, какое имеем мы к этому отношение?
Разумеется, имей празднование 4 Ноября непрерывную историческую традицию, наверное, сегодня он воспринимался бы иначе. Но есть то, что есть.
Более того, на поверку и сам праздник шит белыми нитками. Ведь 4 ноября русское ополчение захватило лишь Китай-Город, даже не очистив ещё Кремль от поляков. Мало того, на стороне противника было достаточно таких же русских, как и сражавшихся в ополчении. То есть, о каком-то всеобщем единении народа в этот день говорить не приходится. Окончание Смуты произойдёт позже.
Но искать дату позже – значит, уходит от главной задачи, каковой является создание заменителя 7 Ноября. А этого власть себе позволить не может.
К тому же есть и такой нюанс – а народное единство в этом празднике следует понимать как единство русских, или как единство всех народов, населяющих Россию? Что должны выносить для себя из московских событий 400-летней давности буряты, чеченцы, дагестанцы, коми и прочие многочисленные народы и народности России, в ту историю мало вовлечённые?
Отсутствие внятного и понятного всем наполнения приводит к тому, что толкование это праздника приобретает радикально националистический окрас, к чему вряд ли стремились его создатели.
В результате мы имеем очередное торжество из серии «отдыхать – не работать», и не более того.
А ведь всё гениальное, как известно, просто. И советская власть со своими праздниками была народу куда ближе и понятнее, чем чиновно-праздничные суррогаты современных руководителей.
Первое – суть праздника должна быть простой и очевидной для большинства. При этом глубокая идеологическая подоплека со временем может стираться, но основа останется, войдёт в сознание людей. И тогда праздник станет привычным и общенародным.
Второе – причины для праздника должны быть очевидны, близки и понятны для большинства современников в момент учреждения торжества. Тогда есть основания для укоренения праздника в народе.
Вот вам главные общегосударственные праздники Советского Союза, являвшиеся одновременно выходными днями - Новый год, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября.
Новый год – причины для праздника более чем очевидны. Праздник Нового года возник на Руси ещё в языческие времена и, меняя форму, дошёл до наших дней.
В советский период от праздника сперва вообще отказались, но затем вернули его, представив как общегражданскую альтернативу Рождеству.
И это оказалось стопроцентным попаданием – новогодний праздник охватывает абсолютно все слои населения, суть его понятна. Больше того, именно свобода от любых религиозных догм делает его по-настоящему свободным и всеобщим.
8 Марта – политическая составляющая праздника, имевшаяся первоначально, со временем ушла в в сторону. Люди сегодня могут не вспоминать про Клару Цеткин и Розу Люксембург, могут негативно относиться к феминисткам и суфражисткам, однако то, что это праздник, посвящённый всем женщинам – просто, близко и понятно. Протест это может вызывать лишь у не очень здоровой публики.
1 Мая – и снова та же история. На разных этапах развития нашей страны тот момент, что это праздник борьбы трудящихся, уходил на второй план, как и его историческая составляющая. Зато праздник людей труда – это звучит понятно, гордо и достойно. Не принимать его могут разве что потомственные тунеядцы.
9 Мая – День Победы. Здесь вообще ничего не нужно объяснять. В тот момент, когда праздник обрёл свой нынешний статус, стал выходным днём, он касался огромного количества людей, для которых это была не просто Победа, а их Победа. А затем этот праздник укоренился в народе, его значимость передаётся в поколениях от отца к сыну.
7 Ноября – несмотря на то, что политические оппоненты могут устраивать истерику вокруг события, послужившего причиной торжества, суть праздника на поверхности. Праздник новой жизни, праздник изменения, праздник перехода на новую ступень. Революция – Победа – Космос - вот маршрут заданного движения праздника 7 Ноября. Это праздник освобождения народа для величайших свершений. И они, эти свершения, для всех нормальных людей Советского Союза были очевидны. Оттого и праздник этот был не политической данностью, а народной традицией.
А теперь давайте посмотрим на два эксклюзивно новых праздника современной России.
12 июня - День России. Несмотря на и так довольно короткую историю его традиции, он успел сменить имя. День России – эта последняя, обновлённая версия праздника, приуроченного к крайне сомнительным события. И декларация о суверенитете России от 12 июня 1990 года, и избрание Ельцина президентом год спустя – события мало того, что неоднозначные, так ещё и носящие на себе откровенно чиновно-канцелярский дух. Попытка же объявить этот день Днём независимости провалилась из-за нелепости начинания. От кого получила независимость Россия 12 июня, если СССР и сам по себе был формой существования Российского государства?
Но и День России – тоже явная творческая неудача. А почему, собственно, 12 июня? В истории России легко можно насчитать несколько десятков важнейших событий, которые принесли государству славу, и имеют право претендовать на столь громкое наименование. Беда в том, что все они не относятся к этой конкретной.
Отсутствие очевидного смысла и неясность праздника 12 июня для большинства современников оставляют его болтаться в воздухе в статусе «ещё один выходной».
Практически та же ситуация и с 4 ноября – Днём народного единства.
Главная проблема праздника заключается в его абсолютной надуманности. Праздник возник не как самодостаточное событие, а как весьма неловкая попытка оттянуть народную традицию от 7 Ноября.
Давайте откровенно – события 400-летней давности, положенные в основу, торжества, нашим современникам абсолютно неблизки. При всё уважении к Минину и Пожарскому. Причём такая же судьба постигла бы и официальные празднества, посвящённые любой из многочисленных побед Александра Суворова, если бы возникло у властей желание возвести их в статус едва ли не главного государственного праздника. То есть, мы, конечно, гордимся, но, простите, какое имеем мы к этому отношение?
Разумеется, имей празднование 4 Ноября непрерывную историческую традицию, наверное, сегодня он воспринимался бы иначе. Но есть то, что есть.
Более того, на поверку и сам праздник шит белыми нитками. Ведь 4 ноября русское ополчение захватило лишь Китай-Город, даже не очистив ещё Кремль от поляков. Мало того, на стороне противника было достаточно таких же русских, как и сражавшихся в ополчении. То есть, о каком-то всеобщем единении народа в этот день говорить не приходится. Окончание Смуты произойдёт позже.
Но искать дату позже – значит, уходит от главной задачи, каковой является создание заменителя 7 Ноября. А этого власть себе позволить не может.
К тому же есть и такой нюанс – а народное единство в этом празднике следует понимать как единство русских, или как единство всех народов, населяющих Россию? Что должны выносить для себя из московских событий 400-летней давности буряты, чеченцы, дагестанцы, коми и прочие многочисленные народы и народности России, в ту историю мало вовлечённые?
Отсутствие внятного и понятного всем наполнения приводит к тому, что толкование это праздника приобретает радикально националистический окрас, к чему вряд ли стремились его создатели.
В результате мы имеем очередное торжество из серии «отдыхать – не работать», и не более того.
А ведь всё гениальное, как известно, просто. И советская власть со своими праздниками была народу куда ближе и понятнее, чем чиновно-праздничные суррогаты современных руководителей.