ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Пример 1. Задание «Телекомьютинг»
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Таким будет будущий мир
Только представьте, как было бы замечательно использовать «телекомьютинг» 1 – не выходя из дома переноситься на работу по электронным каналам и выполнять все свои обязанности с помощью компьютера или телефона! Больше не пришлось бы толкаться в битком набитых автобусах или поездах или тратить бесконечные часы на дорогу с работы и на работу. Вы могли бы работать, где вам заблагорассудится – только представьте себе, какие это открывает возможности!
Мария
---
Мир – на грани бедствия
Сокращение времени на поездку до работы и обратно и уменьшение энергетических затрат – несомненно хорошая мысль. Но такая цель должна быть достигнута за счет улучшения общественного транспорта или за счет того, чтобы рабочие места были приближены к местам проживания людей. Смелая мысль о том, что телекомьютинг станет частью образа жизни для каждого, приведет к тому, что люди будут все более разобщены. Неужели мы действительно хотим совсем утратить чувство принадлежности к человеческому сообществу?
Роман
---
«Телекомьютинг» – термин, введенный Джеком Нильсом в начале 1970-х годов для описания ситуации, в которой работники выполняют свою работу с помощью компьютера, расположенного не в центральном офисе, а, например, дома, и передают данные или документы в центральный офис по телефонным линиям.
-------------------------
Используйте текст «Телекомьютинг», представленный выше, для ответа на следующие вопросы.
Вопрос 1: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Как соотносятся друг с другом тексты «Таким будет будущий мир» и «Мир – на грани бедствия»?
A. В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общему выводу.
B. Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.
C. Они выражают одну и ту же общую точку зрения, но приходят к различным выводам.
D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
----
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: составной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Цель вопроса: определить отношения между двумя короткими текстами дискуссионного характера.
Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех заданных.
Трудность: 537 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).
Ответ принимается (оценка – один балл)
Выбор: D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)
Другие ответы.
Комментарии:
46,5% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно1. Средняя успешность по странам ОЭСР сопоставима с российской – 51,2%.
Вопрос 7: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Какой вид работы будет труден для выполнения в условиях телекомьютинга? Приведите один пример. Обоснуйте свой ответ.
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 7
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: сплошной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: осмыслить сообщения текста
Цель вопроса: использовать собственные знания2 о деловой жизни взрослых людей для того, чтобы проиллюстрировать такой аспект темы прочитанного текста, который в самом тексте не обсуждается.
Форма вопроса: свободная.
Трудность: 514 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).
>ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ничитал, но асуждайу.
Кстати, какое отношение имеет вышеизложенное к читательской грамотности? А ежели папуасам выдать "Слово о полку Игореве" в оригинале и задавать по нему всякие интересные вопросы?
Действие происходит в замке на побережье Италии.
АКТ ПЕРВЫЙ
Изысканно украшенная комната для гостей в очень красивом замке на берегу 5 моря. Справа и слева – двери. В центре сцены – декорация гостиной: диван, стол и два кресла. На заднем плане – большие окна. Звездная ночь. На сцене – полумрак. Когда занавес поднимается, за дверью 10 слева слышатся громкие мужские голоса. Дверь открывается, и входят трое мужчин в смокингах. Один из них тут же включает свет. Они молча подходят к столу и становятся вокруг него. Все 15 одновременно садятся. Гаэл в кресло слева, Турай – в кресло справа, Адам садится на диван – в центре. Очень долгое, почти неловкое молчанье. Усаживаются поудобнее. Потягиваются. Молчание. 20 Затем:
ГАЭЛ
О чем ты так глубоко задумался?
ТУРАЙ
Думаю о том, как трудно начать пьесу. 25 Представить зрителю всех главных героев сразу, с самого начала.
АДАМ
Полагаю, это трудно.
ТУРАЙ 30
Чертовски трудно. Пьеса начинается. Зал затихает. Актеры выходят на сцену и начинаются мучения. Проходит вечность, иногда целых четверть часа, прежде чем зрители начинают понимать, кто есть кто и 35 что тут происходит.
ГАЭЛ
Какой же ты странный. Неужели ты не можешь хоть на минуту забыть о своей профессии? 40
ТУРАЙ
Это невозможно.
ГАЭЛ
И получаса не проходит, чтобы ты не говорил о театре, актерах, пьесе. В мире 45 есть и другие вещи.
ТУРАЙ
Для меня – нет. Я – драматург. Это – мой крест.
ГАЭЛ 50
Нельзя до такой степени становиться рабом своей профессии.
ТУРАЙ
Рабом становишься, если постоянно не совершенствуешься. Третьего не дано. 55 Поверь мне, хорошее начало пьесы – не шуточное дело. Это одна из самых сложных проблем в сценическом искусстве – сразу же ввести всех действующих лиц. Давайте взглянем на 60 нас троих, на то, как разворачивается действие здесь и сейчас. Три джентльмена в смокингах. Представим, что они входят не в эту комнату в этом роскошном замке, а на сцену, когда 65 пьеса начинается. Им пришлось бы говорить на многие неинтересные темы, прежде чем стало бы понятно, кто они. Не было бы проще начать с того, что каждый встал бы и 70 представился? Встает. Добрый вечер. Нас трое и все мы гости в этом замке. Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали и выпили две бутылки шампанского. 75 Меня зовут Шандор Турай, – драматург, уже тридцать лет пишу пьесы, это – моя профессия. Точка. А теперь твоя очередь.
ГАЭЛ 80
Встает. Меня зовут Гаэл, я – тоже драматург. Я тоже пишу пьесы, все они написаны в соавторстве с Тураем. Мы – известный писательский дуэт. На всех программках хороших комедий и 85 оперетт написано: авторы Гаэл и Турай. Естественно, это – тоже моя профессия.
ГАЭЛ и ТУРАЙ
Вместе. А этот молодой человек …
АДАМ 90
Встает. Этот молодой человек, если позволите, Альберт Адам, 25 лет, композитор. Я написал музыку для этих милых людей, для их последней оперетты. Это моя первая работа для 95 театра. Эти ангелы нашли меня, и теперь, с их помощью, я хочу стать известным. Благодаря им, меня пригласили в этот замок. Благодаря им, у меня есть парадный костюм и смокинг. Иными 100 словами, я беден и никому пока не известен. Помимо этого, я сирота, и меня воспитала моя бабушка. Она умерла, и я один в этом мире. У меня нет ни имени, ни денег.
ТУРАЙ
Но ты молод.
ГАЭЛ
И одарен.
АДАМ 110
И влюблен в солистку.
ТУРАЙ
Ты не должен был добавлять этого. Все в зале и так бы это поняли.
Все садятся. 115
ТУРАЙ
Ну, разве не проще вот так было бы начать пьесу?
ГАЭЛ
Если бы это было можно, писать пьесы 120 было бы очень легко.
ТУРАЙ
Поверьте мне, не так уж это трудно. Просто подумайте обо всем этом как о… 125
ГАЭЛ
Хорошо, хорошо, только не заводи снова разговор о театре. Мне уже надоело. Поговорим об этом завтра, если хочешь.
«Театр – и только театр» – начало пьесы венгерского драматурга Ференца Молнара.
Используйте текст пьесы «Театр – и только театр», приведенный на двух предыдущих страницах, для ответа на следующие вопросы. (Обратите внимание на цифры, которые даны слева от текста. Они обозначают номера строк и помогут вам найти ту часть текста, о которой говорится в вопросе.)
Вопрос 3: ТЕАТР – И ТОЛЬКО ТЕАТР R452Q03
Что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем, как поднялся занавес?
ТЕАТР – И ТОЛЬКО ТЕАТР. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3.
Ситуация функционирования текста: личная.
Формат текста: Сплошной.
Тип текста: повествование.
Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.
Цель вопроса: Найти упоминания о действии, имевшем место до начала событий в пьесе.
Форма вопроса: свободный ответ.
Трудность: 730 баллов по 1000-балльной шкале. 6 уровень сложности (из 7 возможных).
Ответ принимается (оценка – один балл)
Упоминается ужин или шампанское. Может содержаться пересказ или прямое цитирование текста. Они только что поужинали и выпили шампанское. “Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали”. [прямое цитирование] “изумительный ужин и выпили две бутылки шампанского”. [прямое цитирование] Ужин и вино. Ужин. Пили шампанское. Ужинали и пили. Они были в обеденном зале.
Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)
Дан неполный или неясный ответ. Понимание материала неточное или ответ неправдоподобный или не по существу. Мы втроем – гости в этом замке. Они громко разговаривают за дверью. [Это часть первого действия, а не часть, предшествующая действию.] Благодаря им у Адама есть парадный костюм и смокинг. [не непосредственно перед событиями в тексте] Приготовились выйти на сцену. [Относится к актерам, а не к героям.] Происходит в замке на побережье Италии. Говорили о театре.
>>ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
>
> Ничитал, но асуждайу.
>
> Кстати, какое отношение имеет вышеизложенное к читательской грамотности? А ежели папуасам выдать "Слово о полку Игореве" в оригинале и задавать по нему всякие интересные вопросы?
Вот ты начинаешь и понимать сущность этого тестирования.
>>> а хуле русского слова для такой хуйни как телеком[блядь]ьютинг не нашлось?
>>
>> А в этом и фишка. Тестирования.
>
> а чо тады перу и чили такую динамику выдали на рис. 1? =)
хз
Может их натаскивают на такой тип задач. А у нас нет. У нас память качают. К ЕГЭ готовят. А там другие принципы.
> имхо. динамика на рис. 1 показывает уровень интернетизации страны =)
> пробежался по диагонали по методике. нормально. ну имена буржуйские. так абстракцию включать надо.
Там много заданий на логику . Логику у нас в школе не преподают. Даже в позднем СССР не преподавали.
>> Может их натаскивают на такой тип задач. А у нас нет. У нас память качают. К ЕГЭ готовят. А там другие принципы.
>
> а вот это как раз хреново. когда в голову запихана мозаика из знаний, а человек не может внятно прочесть и понять текст более одного абзаца - из этой мозаики можно выстроить все что угодно, любого кадавра.
Пример 1. Задание «Телекомьютинг»
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Таким будет будущий мир
Только представьте, как было бы замечательно использовать «телекомьютинг» 1 – не выходя из дома переноситься на работу по электронным каналам и выполнять все свои обязанности с помощью компьютера или телефона! Больше не пришлось бы толкаться в битком набитых автобусах или поездах или тратить бесконечные часы на дорогу с работы и на работу. Вы могли бы работать, где вам заблагорассудится – только представьте себе, какие это открывает возможности!
Мария
---
Мир – на грани бедствия
Сокращение времени на поездку до работы и обратно и уменьшение энергетических затрат – несомненно хорошая мысль. Но такая цель должна быть достигнута за счет улучшения общественного транспорта или за счет того, чтобы рабочие места были приближены к местам проживания людей. Смелая мысль о том, что телекомьютинг станет частью образа жизни для каждого, приведет к тому, что люди будут все более разобщены. Неужели мы действительно хотим совсем утратить чувство принадлежности к человеческому сообществу?
Роман
---
«Телекомьютинг» – термин, введенный Джеком Нильсом в начале 1970-х годов для описания ситуации, в которой работники выполняют свою работу с помощью компьютера, расположенного не в центральном офисе, а, например, дома, и передают данные или документы в центральный офис по телефонным линиям.
-------------------------
Используйте текст «Телекомьютинг», представленный выше, для ответа на следующие вопросы.
Вопрос 1: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Как соотносятся друг с другом тексты «Таким будет будущий мир» и «Мир – на грани бедствия»?
A. В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общему выводу.
B. Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.
C. Они выражают одну и ту же общую точку зрения, но приходят к различным выводам.
D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
----
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: составной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Цель вопроса: определить отношения между двумя короткими текстами дискуссионного характера.
Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех заданных.
Трудность: 537 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).
Ответ принимается (оценка – один балл)
Выбор: D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)
Другие ответы.
Комментарии:
46,5% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно1. Средняя успешность по странам ОЭСР сопоставима с российской – 51,2%.
Вопрос 7: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Какой вид работы будет труден для выполнения в условиях телекомьютинга? Приведите один пример. Обоснуйте свой ответ.
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 7
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: сплошной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: осмыслить сообщения текста
Цель вопроса: использовать собственные знания2 о деловой жизни взрослых людей для того, чтобы проиллюстрировать такой аспект темы прочитанного текста, который в самом тексте не обсуждается.
Форма вопроса: свободная.
Трудность: 514 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).