Латышская контрпропаганда - часть 2

rus.lsm.lv — В продолжение темы https://vott.ru/entry/651039 . Неразумные латвийцы продолжают ездить в Беларусь. Латышские СМИ пытаются их пугать, но работает это слабо.
Новости, Политика | Dmitrij 3 ч 57 мин назад
5 комментариев | 10 за, 0 против |
#1 | 3 ч 56 мин назад | Кому: Всем
«Я не слушаю предупреждения». Почему тысячи латвийцев продолжают ездить в Беларусь.

Ежемесячно тысячи жителей Латвии пересекают границу с Беларусью — они едут к родственникам, в санатории, за покупками. Спецслужбы и МИД годами призывают этого не делать, предупреждают о рисках ареста и вербовки. Но автобусы в Минск продолжают ходить, турфирмы предлагают путевки, а соцсети полны восторженных отзывов о поездках. Программа «Кейс» поговорила с теми, кто ездит, с теми, кто это организует, и с теми, кто на себе испытал белорусское правосудие.

Автобусы все еще ходят

5592 человека — столько граждан Латвии, по данным Погранохраны, въехали в Беларусь через латвийские пограничные пункты в декабре прошлого года. В январе 2026 года — 2857. И это только официальная статистика по наземным переходам.

На Даугавпилсском автовокзале в феврале картина обычная: люди с чемоданами садятся в автобусы до Минска и Витебска. Спрашиваем у пассажиров, слышали ли они предупреждения Службы госбезопасности о том, что ездить в Беларусь опасно.

«Я не слушаю. Я еду к своему молодому человеку. Опасаться там абсолютно нечего, все хорошо, все супер», — говорит Валерия.

«Да, я к мужу, у меня выхода нет. Его просто не пускают сюда, визу не дают», — объясняет Елена. На вопрос об отношении к предупреждениям отвечает: «Ну в принципе с уважением отношусь к этому ко всему».

Виктория и Ирина едут вместе. Может быть, они слышали, что не надо ехать в Беларусь, что там опасно, могут завербовать?

«Нет, мы как-то не боимся. Путешествуем по всем странам и мир, дружба. Мы такие люди».
«У нас есть семья во всех странах, поэтому мы вне всей этой ситуации, мы игнорируем и дружим все равно вне зависимости от гражданств».

Виктория, сотрудник компании LatLines, которая организует рейсы в Беларусь, рассказывает о том, что происходит на границе: «На границе кгбшники приходят только если каких-то очень подозрительных личностей берут к себе поговорить. Но все в порядке, проезжают».

— То есть такого не было, что увезли 10, а привезли 9?
— Ну редкость, но бывает. Значит где-то засветился, что-то не то сказал. Не знаю, тех кого выводят, не признаются, почему их выводят с автобуса.

Когда закончатся лицензии.

С 1 ноября 2025 года в Латвии введен запрет на коммерческие туристические автобусные рейсы в Россию и Беларусь. Но регулярные рейсы — пока никто не отменял. Почему пока? Потому что Автотранспортная дирекция больше не выдает и не продлевает разрешения на регулярные автобусные рейсы в Россию и Беларусь. То есть когда у перевозчиков закончатся действующие лицензии — маршруты будут закрыты.

Согласно информации на белорусских сайтах, лицензия компании Dautrans на маршрут в Витебск истекла 31 января этого года. Лицензия LatLines на маршрут в Минск закончится 26 февраля, а маршрут в Гомель, который проходит через Полоцк, Витебск, Оршу и Могилев, прекратит свое существование 27 июня этого года.

Но ездят люди не только к родственникам. Туристические коммерческие рейсы, может быть, и запрещены — при этом все еще есть турфирмы, которые предлагают поездки в Беларусь. Санатории, экскурсии, погулять, подлечиться. И для этого они как раз используют вот эти регулярные автобусные рейсы.

Санатории до конца июня.

Достаточно загуглить «экскурсии из Латвии в Беларусь» — и первая же страница предлагает Витебск, Минск, санатории. График заездов расписан по дням, программы туров подробные. Остается только позвонить и узнать детали.

Звоним в первую турфирму.

— Скажите, хочу маме сделать сюрприз в санаторий.
— В санаторий, да? Народ в марте-феврале за весь год хотят, это естественно, я не удивляюсь.
— 10 марта вот у вас на сайте написано есть места.
— Да, на март есть, на апрель, как ни странно, уже нет.
— То есть такой большой спрос?
— Ну, четвертый год возим.

Спрашиваем про запрет автобусного сообщения.

— Это все пугают. Объясняю — запретили туристические автобусы, рейсовые автобусы продолжают движение пока есть лицензия. Пока есть лицензия до конца июня, то есть если март, вы вполне успеваете.
— Ну то есть все безопасно? Не хочется просто никаких неприятных сюрпризов.
— Сюрпризы всегда могут быть, но если мы их сами не создаем, то их никогда не будет, Господи. Все от нас зависит. Никаких репрессий то нет, кто-то что-то где-то там — и вот размножают всякие глупости.
— Ну да, я где-то тоже читала, что кого-то там поймали, чуть ли не задержали кого-то из граждан Латвии.
— Ага. Изнасиловали. Дело в том, что граница работает на износ. Им самим уже это все надоело, такие все доброжелательные, просто молодцы.

Звоним во вторую турфирму.

— Я по такому вопросу звоню, не могу понять на сайте, вроде есть, вроде нет, а в Беларусь экскурсии проводите?
— Вам нужно будет прийти в офис к Наталье. Она вам все объяснит.
— Ну то есть возможность такая есть?
— Я бы вас не приглашала, если бы не было. Конечно, приходите к Наталье, она вам все объяснит.

Третья турфирма отвечает иначе.

— Я вот на сайте у вас нашла, не понимаю, это действующее или нет предложение. В Минск вот экскурсия.
— Нет, нет, это какая-то старая копия сайта, в Минск уже не делаем больше.
— А вообще в Беларусь?
— В Беларусь запрещены все въезды или выезды. Единственный вариант на своей машине. Или если кто-то остался с лицензией, то рейсовым автобусом.
— Поняла, тогда у вас больше нет.
— Нет. Мы бы поехали, но понимаете, пока запрещено.

Электронная очередь и чаты в Телеграме.

В Фейсбуке и Телеграме множество чатов и каналов, где обсуждается въезд, выезд, пересечение границы с Беларусью. В одном из чатов в Телеграме обсуждается, что можно и нельзя ввозить. Люди спрашивают про электронную очередь — напомним, с 15 октября прошлого года нельзя просто приехать на машине на границу и пересечь ее в рамках живой очереди, теперь надо заранее регистрироваться в электронной.

Есть и те, кто не только ездит в Беларусь, несмотря на призывы и рекомендации спецслужб, правоохранительных органов и министерств этого не делать — они это выставляют в соцсети, публично, не скрывают, и даже в какой-то степени рекламируют.

Один из таких блогеров — Сергей Крепостной, житель Даугавпилса. В его TikTok — видео из Минска: «Ну и вот в этом весь Минск, и было бы очень круто». В другом ролике: «Ну что друзья, покатались по Минску. Движ Париж».

Сергей объясняет, почему продолжает ездить: «У меня там бабушка живет. Я всю свою жизнь езжу, с самого детства, с рождения я езжу в Беларусь, и никогда с этим не было проблем. И большую часть жизни то все ездили без проблем. Только последнее время это и является какой-то проблемой. И то, как, на мой взгляд, такая спорная проблема».

Спрашиваем, не смущает ли его, что он публикует видео из Беларуси, фактически рекламируя ее, несмотря на предупреждения о том, что там может быть опасно.

— В Беларуси может быть опасно?

— Да.

— Опасно. Для кого может быть?

— Для граждан Латвии.

— По какой причине?

— Ну, по причине того, что могут вербовать граждан и жителей. Могут использовать. Были уже случаи такие, когда задерживали граждан Латвии. Мы знаем, что недавно буквально освободили как раз таки из заключения в Беларуси некоторых граждан Латвии. Как бы вас это не смущает, я правильно понимаю?

— Так, а меня странно вербовать и странно меня задерживать. Ну, например, я какую информацию могу нести? От меня информация может, если бы даже и шла, то только та, которую они могут и так в интернете увидеть. Это не проблема.

— Ну, то есть вы не верите в то, что, например, условно, среднестатистический обычный гражданин, который, опять же, гражданин Латвии, который не высказывался как-то против Лукашенко или белорусских властей, просто который поехал, там, скажем, в санаторий на экскурсию, я не знаю, к родственникам, что его могут задержать и использовать в дальнейшем в своих целях?

— А цель какая? Для чего? Что он может рассказать? Просто как обменный фонд, да, обменный фонд может быть во время войны. У нас нет войны.

— Ну, то есть вы считаете, что для обычного гражданина Латвии в Беларуси безопасно?

— Если он нормально, ну, едет туда чисто как к родственникам. У него там нет постов каких-то там, возможно, там снесем там кого-то там с поста или еще что-нибудь, то тогда, я думаю, вообще нет проблем никаких. Но на всякий случай всем телефончик надо проверять перед тем, как туда ехать.

— Значит, все-таки есть какие-то опасения?

— Так я же говорю, опять же, зависит, что за человек едет.

«Я же просто турист».

Агнесе Салиня, директор консульского департамента МИД, объясняет, почему ошибочно думать, что обычному человеку ничего не угрожает.

«Часто люди думают, что если я не должностное лицо, не политик и не кто-то еще, то мне ничего не угрожает. Я же просто обычный путешественник. Иногда к нам в департамент звонят за консультацией и говорят: «ну я же просто турист» или «я просто навестить родных». Но это ошибочное представление, потому что нужно учитывать, что иногда наши граждане, просто потому, что они граждане Латвии, могут быть использованы в каких-то интересах или нуждах белорусских учреждений, поэтому, в принципе, любой из наших граждан может быть подвергнут, например, вербовке. Там не надо обязательно быть должностным лицом. Эти истории очень разные. Например, наши граждане, освобожденные прошлым летом в Беларуси, не были должностными лицами. Это были просто обычные люди, которые поехали по своим делам».

Салиня подчеркивает: «Министерство иностранных дел уже несколько лет призывает людей не ездить, поскольку наши граждане могут подвергаться различным провокациям со стороны спецслужб, им могут быть выдвинуты ложные обвинения, они могут быть арестованы. Также нужно учитывать, что понимание верховенства закона в Беларуси совершенно отличается от Латвии. Речь может идти и о преступлении, которое в Латвии не считалось бы преступлением».

Спрашиваем, удается ли переубедить людей не ездить.

«К сожалению, наверное нет. Потому что иногда люди нам звонят и говорят: «Да, я знаю, что вы не рекомендуете. Но у меня там пожилой родственник, которого нужно навестить». Иногда люди хотят съездить на кладбище. Люди знают, возможно, попросят какие-то рекомендации, но все равно говорят, что они планируют поехать. Конечно, часто путешествующие люди — это жители приграничных районов, но, к сожалению, ладно, я могу понять, если нужно навестить какого-то больного родственника, если эта поездка действительно срочная. Но если люди едут за покупками, по-моему, это не соразмерно нынешней ситуации. Например, люди едут за какими-то медицинскими процедурами или услугами. Тогда — это абсолютно того не стоит».

Подписка на «Дождь» и карикатуры на Лукашенко.

Среди освобожденных летом из белорусской тюрьмы латвийских граждан — Дмитрий Михайлов. Спустя семь месяцев после освобождения он рассказывает, что говорит тем, кто продолжает ездить в Беларусь.

«Там законы и здесь законы — очень разнятся. Мы даже не говорим о том, что ты политически можешь быть противником Лукашенко, ты можешь быть его ярым фанатом — это вообще никого не будет волновать».

Михайлов рассказывает о случаях, с которыми к нему обращались за эти семь месяцев: «Несколько раз со мной связывались родственники людей, которые ехали вот так в Беларусь. Один человек был из Даугавпилса, один из Риги. Значит, брали телефоны и находили — у одного мужчины нашли подписку на телеканал «Дождь» в телеграмме. Он был задержан. Мы, понятно, не говорим имена, ничего. Но он был задержан на сутки. Сутки провел просто в полуподвальном помещении так называемого ИВС. И наутро ему провели административный суд, заплатил какой-то штраф и вернулся. Второй человек, у него нашли фотографии там, президента Белоруссии, какие-то карикатуры. Его держали. В итоге суда не было, его держали там на границе определенное количество часов. То есть кошмарили, пугали. И в итоге он не въехал в Беларусь, он поехал обратно».

Михайлов обращается к тем, кто собирается ехать: «Люди должны оценивать риски. Что из-за глупости какой-то, они могут попасть в ситуацию, в которой их жизнь и существование, возможность быть человеком, мыться, она будет под угрозой. Да, в камере будут люди, которые дадут тебе немного туалетной бумаги. Может кто-то тебе даст какие-то трусы, которые ему пришли. Поделиться с тобой. Но вы представляете, я это прошел. Вчера ты бизнесмен, у тебя сеть магазинов каких-то, а сегодня ты радуешься, что тебе дали носки. Если готовы, ради колбасы вот этой вкусной, такие вот риски в своей жизни получить — едьте, родные. Наслаждайтесь колбасой белорусской!»

Аттракцион с сюрпризом.

Родион Бегляк, руководитель Ассоциации белорусов Латвии Supolka, сравнивает нынешнюю ситуацию с поездками американцев в Советский Союз.

«Мне кажется, что ситуация на самом деле очень похожа на ту, которая была, например, с поездками граждан Америки в Советский Союз где-нибудь в 30-70-х годах прошлого века. Конечно, там какие-то граждане могли наслушаться коммунистической пропаганды, полюбить Советский Союз и коммунизм, поехать тратить туда свои честно заработанные доллары. И в принципе, если они приезжали в Советский Союз с долларами и отоваривались в валютных магазинах «Березка», где не было никаких дефицитов, и были все продукты, которые Советский Союз мог предложить, то они вполне могли жить как короли даже в той стране. Только не стоит забывать, что данный аттракцион всегда был с сюрпризом. В момент, когда местное КГБ начинает вас хотя бы в чем-то немножко подозревать. Или, например, им просто нужен человек, чтобы обменять своего шпиона, которого поймали. На другой стороне забора вы могли из короля очень быстро превратиться в заключенного с очень веселыми условиями содержания. Поэтому каждый должен сам делать свой выбор. Но важно помнить о том, что это не бесплатный аттракцион».

Бегляк добавляет: «Не ездите в Беларусь за дешевыми продуктами. Они оплачены теми зарплатами, которые люди получают в Беларуси, потому что у них нет другого выбора. Которые не могут оттуда уехать по разным причинам. У кого-то больные родители, у кого-то нет денег. Если вы погуглите в интернете, посмотрите, какие зарплаты платят белорусские колхозы, которые производят всю продукцию. Это рабские зарплаты. Покупая белорусские продукты, вы поддерживаете рабский труд белорусов в Беларуси».

Агрессивные и незаконные методы.

Служба госбезопасности все еще настойчиво рекомендует не ездить в Беларусь. Там отмечают — выявленные попытки вербовки латвийских подданных белорусскими спецслужбами были направлены как против тех, кто имел доступ к защищаемой информации, так и против тех, кто нет. То есть целью спецслужб Беларуси может стать любой человек — вне зависимости от должности или доступа к какой-то конфиденциальной информации.

Служба госбезопасности сообщает: «Белорусские спецслужбы без колебаний применяют на своей территории агрессивные и незаконные методы, чтобы заставить граждан других стран сотрудничать с ними: угрозы, шантаж и другие методы психологического давления. А также — необоснованные обвинения в различных правонарушениях, инсценировка соответствующей ситуации или угроза несоразмерно крупным штрафам за относительно незначительные нарушения. Цена, требуемая за смягчение наказания или освобождение от ответственности — согласие на сотрудничество и осуществление деятельности, соответствующей интересам Беларуси. Белорусские спецслужбы заинтересованы в вовлечении подданных Латвии не только в шпионаж, но и в пропагандистскую деятельность, цель которой — полировка публичного имиджа Беларуси и Александра Лукашенко, дискредитация Латвии и других западных стран».

Зима 2026 года.

Идет четвертый год полномасштабной, агрессивной войны России в Украине. Для ведения которой она использует территории Беларуси. По информации МИД Латвии, в Беларуси на 2025 год находится пять задержанных латвийских подданных. В 2020 году из Беларуси, из своей страны были вынуждены бежать тысячи жителей — чтобы избежать преследования за то, что они выходили на мирные протесты и митинги.

Возможно, это повод задуматься.
#2 | 3 ч 50 мин назад | Кому: Всем
> Также нужно учитывать, что понимание верховенства закона в Беларуси совершенно отличается от Латвии. Речь может идти и о преступлении, которое в Латвии не считалось бы преступлением».

Серьёзный аргумент. Может, например, оказаться, что публично сверкать символикой Латышского легиона СС и приветствовать солнышко в тоталитарной Беларуси наказуемо, не то что в демократической Латвии.
#3 | 3 ч 49 мин назад | Кому: Всем
> — То есть такого не было, что увезли 10, а привезли 9?
> — Ну редкость, но бывает. Значит где-то засветился, что-то не то сказал. Не знаю, тех кого выводят, не признаются, почему их выводят с автобуса.

Кто не накосячил - тем бояться нечего. Но КГБ Батьки не дремлет
#4 | 3 ч 49 мин назад | Кому: Всем
Ещё немножко прибалтоновостей, потерпите уж.

Государство уходит из региона, заметна только военная техника - предприниматель.

[censored]

В эфире передачи "Preses klubs" на TV24 директор портала BalticTravelnews.com Айвар Мацкевич откровенно рассказал о повседневных трудностях бизнеса и жизни в восточном приграничье, где государственные услуги и возможности постепенно исчезают.

Мацкевич отметил, что сам является предпринимателем из Латгале, но работать и зарабатывать вынужден в Риге, поскольку на месте конкурировать крайне сложно.

Одной из ключевых проблем он назвал экономическое неравенство регионов. Несмотря на удаленность от столицы, топливо и продукты в приграничных районах нередко стоят дороже, чем в Риге. По его выражению, вся экономическая база концентрируется в столице — «как во Франции все в Париже», так и здесь все ресурсы и возможности стекаются в Ригу.

Отдельное внимание в разговоре было уделено утрате локальной автономии и ощущения общности. Ранее многие вопросы можно было решить на месте — в том числе на латгальском языке. Теперь же централизация услуг приводит к тому, что людям приходится общаться только на государственном языке через удаленные колл-центры, расположенные в других городах. Это усиливает чувство отчуждения.

Мацкевич привел бытовой пример: чтобы заменить водительские права, его отцу пришлось ехать 140 километров — 70 до Даугавпилса и 70 обратно. На это уходит целый день. Аналогичная ситуация с банковскими услугами и получением кредитов — вместо цифровых решений жителям приходится лично ехать в региональный центр. По его словам, жители видят, как государственные структуры постепенно уходят из региона. Из заметных признаков присутствия остаются разве что военные машины. При этом повседневная среда усложняется: близость границы, социальная напряженность, ощущение небезопасности.

В качестве примера возможных решений предприниматель упомянул страны, где сталкиваются с депопуляцией регионов — такие как Хорватия и Испания. Там, по его словам, применяются налоговые послабления и льготы для местных жителей, включая более дешевое топливо или специальные режимы налогообложения. Речь идет не о прямых субсидиях, а о создании условий, при которых человеку выгодно оставаться и развивать бизнес на месте.
#5 | 3 ч 43 мин назад | Кому: Всем
> вместо цифровых решений жителям приходится лично ехать в региональный центр. По его словам, жители видят, как государственные структуры постепенно уходят из региона.

Да здравствуют Медведевские МФЦ! Связываются с любым регионом и любую справку из бывшего места жительства можно получить, не выезжая из нового. Девочки-умницы работают со скоростью звука
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.