Ультралевизна и антиимпериализм

vkvideo.ru — Доклад представителя пакистанской Рабоче-крестьянской партии (Маздур-киссан-парти) на V конференции Мировой антиимпериалистической платформы, 27 ноября 2023 г.). Оригинальный текст: https://wap21.org/?p=4652. Перевод, аудиоверсия и иллюстрации - работа группы "Вас услышат".
Видео, Политика | Nord 20 дней назад
10 комментариев | 14 за, 0 против |
#1 | 20 дней назад | Кому: Всем
Пакистанские социал-шовинисты!!!
#2 | 20 дней назад | Кому: Всем
а можно тезисно, что товарищ сказать-то хотел?
#3 | 20 дней назад | Кому: Tierprot
Ригидность и догматизм, стремление к единой для всех формуле ведут к сектантству и расколам.

Вожди революции в России и Китае постоянно решали вопросы исходя из текущей ситуации. И на каждый из этих вопросов был жесткий догматичный вариант ответа, который грозил выбросить корабль революции на скалы.
#4 | 20 дней назад | Кому: Nord
> Ригидность и догматизм, стремление к единой для всех формуле ведут к сектантству и расколам.
>
> Вожди революции в России и Китае постоянно решали вопросы исходя из текущей ситуации. И на каждый из этих вопросов был жесткий догматичный вариант ответа, который грозил выбросить корабль революции на скалы.

сильно
#5 | 20 дней назад | Кому: Alex Wolf
Ну, там общие слова, но есть и более любопытные мысли.

Своими словами: вы и вправду считаете, что те, кто может по щелчку пальцев отключать стра6ы от мировой финансовой системы, - это "один из империалистов", а не просто империалист?
#6 | 20 дней назад | Кому: Всем
Здорово бы было и тестовую версию выложить.
#7 | 20 дней назад | Кому: Всем
> Some organizations have formulated general theories for a range of other topics that are based on their narrow local experiences, which they want organizations from other countries to also blindly copy.

Всё верно. Истина - конкретна, абстрактное, вырванное из конкретики - не истинно. Тем более это верно для человеческого общества - механистический, шаблонный перенос конкретного опыта определённой страны и эпохи на все другие страны и времена не работает!
А работают общие (не абстрактные, не односторонние) законы развития общества.
#8 | 19 дней назад | Кому: Tierprot
>
> а можно тезисно, что товарищ сказать-то хотел?
>

Если грубо вульгаризировать сказанное, то наш социум движется согласно третьего закона диалектики. То бишь по спирали.

Те, кто чертит прямые и рассматривает мир исключительно в чёрно-белых цветах, не просто ошиваются, а работают на современную буржуазию.
#9 | 19 дней назад | Кому: Всем
Ультралевачество – это суть расколов с современной социалистической левой.
Сегодня нигде тенденция к ультралевачеству не проявляется так ярко, как в отношении к Китаю и России в постсоветский период. Проблема, однако, заключается не только в крайнем, чёрно-белом искаженном описании Китая и России как империалистических государств, зарактернрм для некоторых социалистов.

Мы также отмечаем стремление к универсальным формулам, в том числе к отказу от участия в буржуазных парламентах и ​​левых фронтах. Некоторые организации разработали общие теории по целому ряду тем, основфваясь на узком местном опыте, и хотят, чтобы организации из других стран слепо копировали их.

Поэтому важно понимать, что ультралевачество — это отношение к политическим вопросам в целом. То есть это общая тенденция, а не просто отдельные проявления крайних позиций по каким-то конкретным международным вопросам.

Простая истина заключается том, что, как бы часто и громко ни звучали фразы и формулы в литературе или выступлениях, в каждой стране марксисты-ленинцы должны не копировать чужой опыт, а следовать своим собственным курсом. Они должны исходить из специфических потребностей своего движения, исходя из всестороннего анализа политической экономии, исторического контекста, классовой специфики страны, господствующих настроений по национальным вопросам и, в частности, из оценки силы революционных сил по сравнению с силой их современных классовых противников.

Это относится к решениям о том, что и когда делать, для всех тактических действий, включая лозунги, необходимые союзы и объединения, позицию по отношению к социальным или классовым группам в конкретный момент времени и стратегию движения к социализму. Это, по сути, применение материалистических принципов на практике. Как сказал Маркс: "Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".


Ультралевачество ведёт к пропаганде политической стратегии и тактики, основанных на идеалистических утопиях и незыблемых формулах. Это проявляется в полной негибкости политических действий и социалистического строительства. Для ультралевого успех - это только прямолинейное, стремительное движение вперёд. Он не терпит компромиссов и отступлений. Незыблемость общих принципов и максимальные требования ставятся выше практических решений. Однако история революции доказала, что она не движется по прямой: она может двигаться вперёд или отступать, и это требует постоянной адаптации стратегии, принципов и лозунгов.

Конечным результатом догматизма в социалистическом движении является то, что он приводит к возвышению правых, которые выгодны буржуазии, которые могут затормозить революцию или подтолкнуть революционеров к опасным ошибкам. Эта тенденция неизбежно трансформируется в сектантство в социалистическом движении. Такое отношение к политическим вопросам не только не способствует развитию рабочего класса, но и играет на руку буржуазии и способствует изоляции социалистов. Кроме того, ультралевачество, безусловно, было одним из главных факторов раскола коммунистического движения в прошлом веке. Мы должны избегать повторения тех же ошибок сегодня.

Поэтому, хотя некоторые социалисты и выдвигают множество жёстких, левоых по форме или идеалистических принципов, есть лишь одно правило превыше всех остальных: "Успех революции — высший закон" (Г.В. Плеханов). Это означает, что тактика и стратегия движения к социализму должны быть гибкими, адаптируемыми к обстоятельствам времени, не будучи скованными догматической доктриной.

Великие вржди, принесшие революцию в Россию и Китай, не добились бы успеха, если бы не противостояли ультралевым по ключевым вопросам своего времени. В число этих важнейших вопросов того времени входили, среди прочего, такие:
-когда участвовать в парламентах, а когда нет;
- когда объявлять перемирие с классовыми врагами в войне;
-какое место в революционном государстве занимают профсоюзы;
- необходима ли для перехода к социализму промежуточная государственно-капиталистическая стадия;
- возможно ли построение социализма в отдельно взятой стране вотсутствие мировой революции в промышленно развитых странах, ;
- каково место крестьянства в борьбе;
- и, конечно же, какой должна быть правильная стратегия в революционной войне народа.

По каждому из этих вопросов всегда была крайняя позиция, основанная на жёстком догматизме, и она увеличивала риск посадить корабль революционеров и их организаций на мель. Сегодня мы в том де корабле.

Таким образом, нынешнее поколение социалистов обязано противостоять ультралевой критике Китая и России и противостоять этой тенденции во всех других областях, куда она проникает. В противном случае гарантированы тяжелые последствия. Мы особенно настоятельно рекомендуем не сводить оценку их исторического развития к экономичекому редукционизму. Более целесообразно объективно оценить пройденный ими путь, избежав огульных обвинений, типичных для ультралевых. В данной статье мы рассматриваем эти ключевые вопросы, чтобы обосновать нашу критику этой тенденции.
#10 | 19 дней назад | Кому: Всем
Против экономического редукционистского подхода к анализу империализма
Фундаментальным недостатком ультралевых критических оценок Китая и России, которые сегодня преподносятся как материалистические анализы, опирающиеся на труды Ленина об империализме, является отсутствие исторического и политического контекста. Этот аналитический пробел способствует неверному представлению о России и Китае как империалистических хищниках. Отрыв экономических данных от их историко-политического контекста — классическая ошибка в марксистской интеллектуальной сфере.

Марксизм не является экономическим редукционизмом. Ленин подчеркивает в предисловии к работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» , что не может заняться неэкономическими аспектами империализма, как бы они того ни заслуживали. Он ясно дает понять, что ему пришлось «строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в особенности — анализом».

Поэтому лицемерием будет определять страну как империалистическую без учёта историко-политического контекста, и тем более делать это, не понимая общей экономической картины. Более того, даже с экономической точки зрения, империализм не становится нормой для страны после того, как она начала экспортировать небольшой капитал. Это длительный и сложный исторический процесс.

Вот пример, иллюстрирующий проблему рассмотрения исключительно экономических данных при отнесении страны к империалистической или при выводе о её движении к империализму. Возьмём, к примеру, Россию времён НЭПа. Это был период государственного капитализма, когда капитализм был допущен, а государственный контроль был отменён. Человеку, не знакомому с историко-политическими фактами, в частности с тем, что за этим капиталистическим развитием стояло революционное правительство рабочих и крестьян, может показаться, что Россия была капиталистическим государством, потенциальным империалистом. Однако это было бы ложным суждением, поскольку после революции именно политический фактор сыграл решающую роль в превращении России в социалистическое государство, а капиталистическая фаза была лишь частью переходной стратегии.

Этот пример показывает, как важно оценивать политический характер государства и историко-материалистическую подоплёку при оценке империализма страны. Мы не можем опираться только на экономические данные, как это делают некоторые представители социалистического сообщества. Необходимо рассматривать этот вопрос комплексно.

Анализ Ленина проводился в историческом контексте, когда Великобритания, Франция, Германия, Япония, Россия и США были колониальными империями, причём Россия была среди них слабым звеном. В настоящее время эти страны, за исключением России, вышли из постколониальной эпохи не путем коренной перестройки, вызванной революциями, а путем повторения своего империализма. Если не считать колоний, сохраняются все аспекты их империализма: господство над эксплуатируемыми странами посредством постоянных войн, финансового давления, монополизации ресурсов, сверхэксплуатации трудящихся и прокси-управления их правительствами с помощью подкупа и прямого запугивания.

Иначе обстоит дело с Россией и Китаем. В отличие от капиталистических стран, сложившихся вокруг блока НАТО, эти два государства возникли в результате социалистических революций XX в., и в их развитии продолжают проявляться последствия этих революций. Тот, кто упускает из виду эту важную деталь, заявляя о своей приверженности ленинскому анализу империализма, фактически позволяет себе излишне вольную трактовку его теории, - и мы совершенно не обязаны такую трактовку принимать. Вместо того, чтобы рассматривать их социальное, политическое и экономическое устройство как часть исторического процесса, сохраняющего «родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс, «Критика Готской программы»), критики просто используют моментальное фото этих обществ для своих выводов и, таким образом, за деревьями не видят леса. Таким образом, особый революционный бэкграунд России и Китая имеет большое значение для нашего отношения к этим двум странам. В противном случае результатом будет упрощенчество, даже если оно замаскировано под сложность.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.