Долги на миллионы евро. Пациенты латвийских больниц по-прежнему неохотно платят по счетам.
По-прежнему многие пациенты остаются должны медицинским учреждениям за полученные услуги. Хотя в ряде крупных больниц наблюдается осторожный оптимизм, поскольку сумма долгов немного снижается, часть долгов считается безнадежной к взысканию, пишет LSM.
В Клинической университетской больнице имени Паула Страдыня (PSKUS) признали, что наибольшие суммы за полученные и не оплаченные услуги приходятся на граждан третьих стран и лиц без определенного места жительства.
В PSKUS в первой половине этого года общая сумма неоплаченных пациентами счетов превысила 702 тысячи евро. Представитель больницы Эвия Милейко рассказала, что сумма долгов пациентов за аналогичные периоды последних трех лет снижается.
Больше всего должны лица без определенного места жительства и граждане третьих стран
Наибольшие суммы за полученные и не оплаченные услуги приходятся на граждан третьих стран, лиц без определенного места жительства, а также на людей, исключенных из базы данных получателей услуг.
В свою очередь, в Восточной клинической университетской больнице Риги (RAKUS) за последние 10 лет количество пациентов, у которых возникли долги за оказанные медицинские услуги, к 1 июля достигло более 58 тысяч человек, а общая сумма долгов за этот период составила 3,8 миллиона евро.
"В целом с осторожным оптимизмом можно сказать, что дисциплина оплаты счетов постепенно и очень медленно улучшается. Мы видим положительную тенденцию своевременной оплаты счетов за амбулаторные и плановые стационарные услуги, в результате чего общая сумма долгов пациентов за первые шесть месяцев 2025 года уменьшилась на 1,6%. Однако ежегодно сумма долгов, по которым формируется резерв безнадежных долгов, достигает примерно полумиллиона евро", — пояснила представитель Восточной больницы Илга Намниеце.
К сожалению, также наблюдается рост числа неоплаченных счетов в отдельных группах пациентов, например, это пациенты, обращающиеся за помощью в клинику неотложной медицинской помощи и приема пациентов Восточной больницы.
"Покидая больницу после получения медицинской помощи в клинике, эти пациенты часто не оплачивают счет ни в кассе расчетов больницы, где это можно удобно сделать при уходе, ни позже — по счету с отсроченной оплатой в установленный срок. Это также пациенты, получающие неотложную медицинскую помощь при остром ухудшении здоровья и продолжающие лечение в одном из стационаров больницы, но относящиеся к одной из социально уязвимых групп или являющиеся социально необеспеченными лицами", — пояснила Намниеце.
Еще одна растущая группа пациентов, не оплачивающих услуги, предоставленные больницей, — так называемые граждане третьих стран. Средний размер долга у пациентов, проходивших стационарное лечение, составляет около 150 евро, у амбулаторных пациентов — 25 евро. Если пациенты долго уклоняются от уплаты долга, он передается на внесудебное взыскание. В первой половине этого года на внесудебное взыскание было передано 2560 дел, а общая сумма этих долгов составила 150 тысяч евро, рассказала Намниеце.
Долги есть и в регионах
Не только в крупных больницах пациенты остаются должны за полученные услуги — то же самое происходит и в регионах. Специалист по связям с общественностью Лиепайской региональной больницы Индра Грасе рассказала, что по состоянию на 31 июля задолженность пациентов за оказанные услуги в больнице превысила 668 тысяч евро. Ситуация особенно не улучшается, но и не ухудшается — число неплательщиков остается относительно стабильным — примерно 170 счетов в месяц.
Взыскание долгов — серьезная задача для больниц. Восточная больница создала команду по взысканию долгов, а также привлекла службу внесудебного взыскания. Однако профиль части должников не позволяет надеяться на возможность полного возврата долгов.
Отмечается тенденция, что своевременное и повторное информирование о задолженности помогает достичь лучших результатов по возврату средств. С октября прошлого года, когда были введены дополнительные меры по информированию пациентов — автообзвоны и дополнительные напоминания в виде SMS на указанный пациентом номер мобильного телефона — большая часть долгов, примерно 80%, погашается после напоминания. Возникшую задолженность можно также оплатить частями, договорившись с медицинским учреждением.
По-прежнему многие пациенты остаются должны медицинским учреждениям за полученные услуги. Хотя в ряде крупных больниц наблюдается осторожный оптимизм, поскольку сумма долгов немного снижается, часть долгов считается безнадежной к взысканию, пишет LSM.
В Клинической университетской больнице имени Паула Страдыня (PSKUS) признали, что наибольшие суммы за полученные и не оплаченные услуги приходятся на граждан третьих стран и лиц без определенного места жительства.
В PSKUS в первой половине этого года общая сумма неоплаченных пациентами счетов превысила 702 тысячи евро. Представитель больницы Эвия Милейко рассказала, что сумма долгов пациентов за аналогичные периоды последних трех лет снижается.
Больше всего должны лица без определенного места жительства и граждане третьих стран
Наибольшие суммы за полученные и не оплаченные услуги приходятся на граждан третьих стран, лиц без определенного места жительства, а также на людей, исключенных из базы данных получателей услуг.
В свою очередь, в Восточной клинической университетской больнице Риги (RAKUS) за последние 10 лет количество пациентов, у которых возникли долги за оказанные медицинские услуги, к 1 июля достигло более 58 тысяч человек, а общая сумма долгов за этот период составила 3,8 миллиона евро.
"В целом с осторожным оптимизмом можно сказать, что дисциплина оплаты счетов постепенно и очень медленно улучшается. Мы видим положительную тенденцию своевременной оплаты счетов за амбулаторные и плановые стационарные услуги, в результате чего общая сумма долгов пациентов за первые шесть месяцев 2025 года уменьшилась на 1,6%. Однако ежегодно сумма долгов, по которым формируется резерв безнадежных долгов, достигает примерно полумиллиона евро", — пояснила представитель Восточной больницы Илга Намниеце.
К сожалению, также наблюдается рост числа неоплаченных счетов в отдельных группах пациентов, например, это пациенты, обращающиеся за помощью в клинику неотложной медицинской помощи и приема пациентов Восточной больницы.
"Покидая больницу после получения медицинской помощи в клинике, эти пациенты часто не оплачивают счет ни в кассе расчетов больницы, где это можно удобно сделать при уходе, ни позже — по счету с отсроченной оплатой в установленный срок. Это также пациенты, получающие неотложную медицинскую помощь при остром ухудшении здоровья и продолжающие лечение в одном из стационаров больницы, но относящиеся к одной из социально уязвимых групп или являющиеся социально необеспеченными лицами", — пояснила Намниеце.
Еще одна растущая группа пациентов, не оплачивающих услуги, предоставленные больницей, — так называемые граждане третьих стран. Средний размер долга у пациентов, проходивших стационарное лечение, составляет около 150 евро, у амбулаторных пациентов — 25 евро. Если пациенты долго уклоняются от уплаты долга, он передается на внесудебное взыскание. В первой половине этого года на внесудебное взыскание было передано 2560 дел, а общая сумма этих долгов составила 150 тысяч евро, рассказала Намниеце.
Долги есть и в регионах
Не только в крупных больницах пациенты остаются должны за полученные услуги — то же самое происходит и в регионах. Специалист по связям с общественностью Лиепайской региональной больницы Индра Грасе рассказала, что по состоянию на 31 июля задолженность пациентов за оказанные услуги в больнице превысила 668 тысяч евро. Ситуация особенно не улучшается, но и не ухудшается — число неплательщиков остается относительно стабильным — примерно 170 счетов в месяц.
Взыскание долгов — серьезная задача для больниц. Восточная больница создала команду по взысканию долгов, а также привлекла службу внесудебного взыскания. Однако профиль части должников не позволяет надеяться на возможность полного возврата долгов.
Отмечается тенденция, что своевременное и повторное информирование о задолженности помогает достичь лучших результатов по возврату средств. С октября прошлого года, когда были введены дополнительные меры по информированию пациентов — автообзвоны и дополнительные напоминания в виде SMS на указанный пациентом номер мобильного телефона — большая часть долгов, примерно 80%, погашается после напоминания. Возникшую задолженность можно также оплатить частями, договорившись с медицинским учреждением.