Человек-отвёртка и реформа среднего проф.образования

youtu.be — Помните высказывание Мединского о том, что 11 лет учёбы в школе - слишком много? Эта фраза раскрывает подход правительства к реформе среднего специального образования в России. В условиях дефицита кадров сделана ставка на массовую подготовку дешёвой рабочей силы: обучение в колледжах упрощается и укорачивается, теоретическая база урезается.
Видео, Политика | Ковпак 11 ч 40 мин назад
13 комментариев | 24 за, 2 против |
#1 | 11 ч 32 мин назад | Кому: Всем
вспоминается М. Задорнов и его "специалист по левой ноздре" в США. Когда-то мы над этим смеялись)
#2 | 11 ч 27 мин назад | Кому: Всем
Я вот учился в советской школе в которой действительно было качественное образование. Оно обеспечивало прочную теоретическую базу по основным дисциплинам, формировало эрудицию, навыки самостоятельного мышления, умение учиться и разбираться в сложных вопросах. Поступить в вуз было вполне реально, если не был тунеядцем и реально учился — система была ориентирована на массовый отбор по способностям, а не по кошельку родителей.

Но при этом не нужно считать что только это и важно: параллельно с «академическим треком» существовала огромная система ПТУ и техникумов, где готовили специалистов рабочего профиля. Там учились десятки, если не сотни тысяч молодых людей, и это считалось абсолютно нормальным. Многие шли туда осознанно, кто-то — потому что не тянул теорию, кто-то — потому что хотел быстрее начать зарабатывать и освоить профессию. Из таких учреждений выходили сварщики, фрезеровщики, электрики, водители, слесари, монтажники — и они были основой мощной экономики.

Как наверное вам известно тов. Дмитрий Пучков, тот самый «Гоблин», не раз вспоминал, как сам получил рабочую специальность водителя и не считал это ни падением, ни каким-то упрощением судьбы. Это была нормальная жизненная траектория.

И вот что важно: готовить рабочие кадры — это не унижение и не деградация. Но есть два принципиальных условия:
Качество подготовки — даже «человека-отвёртку» можно научить на совесть, с фундаментом и пониманием, или можно выпустить «бесполезного дипломника».
Социальная оценка труда — если ты сварщик 6 разряда, умеешь варить под рентген, работать на высоте и в сложных условиях, то ты должен зарабатывать соответствующе. А не быть дешёвой рабсилой.

Вот тут и начинается сегодняшнее расхождение с постсоветской реальностью. Сегодня найти дешёвого и квалифицированного токаря или электрика — задача практически невыполнимая. Рабочая сила в технических профессиях вовсе не дешевая, если она профессиональна. Высококлассный сварщик, электрик с допусками, наладчик станков ЧПУ — это всё люди, на вес золота. Выпускники технических профессий часто получают больше, чем выпускники гуманитарии с высшим образованием, и именно так и должно быть.

Так что говорить, что упрощение системы среднего профобразования — это якобы прагматичная ставка на "дешёвую рабочую силу", значит игнорировать реальность. Рабочая сила в производстве может быть дешёвой только в том случае, если она некачественная. А это уже не вклад в экономику, а её разложение.
#3 | 11 ч 17 мин назад | Кому: Всем
> параллельно с «академическим треком» существовала огромная система ПТУ и техникумов, где готовили специалистов рабочего профиля.

Были еще т.н. учкомбинаты, где старшеклассники получали профессии параллельно со средним образованием. Обучение проходило по субботам, совсем никакого напряжения.
И мой брат старший и я получили первые профессии одновременно с окончанием десятилетки.
#4 | 10 ч 35 мин назад | Кому: PeterNOR
> Были еще т.н. учкомбинаты, где старшеклассники получали профессии параллельно со средним образованием. Обучение проходило по субботам, совсем никакого напряжения.
> И мой брат старший и я получили первые профессии одновременно с окончанием десятилетки.

УПК (учебно-производственный комбинат) у нас называлось. В 1995 году еще до полного окончания школы получил там права категорий ВС (считалось - профессиональные), ездить официально пока не мог по возрасту, а права уже были. Вскоре после этого система начального и среднего профтехобразования была планомерно разрушена усилиями сверху. Я был тому очевидцем: мои родители всю жизнь отдали работе в профтехе.

А теперь ишь, спохватились, твари, гореть им в аду.
#5 | 10 ч 30 мин назад | Кому: Comrade9444
> Рабочая сила в технических профессиях вовсе не дешевая, если она профессиональна. Высококлассный сварщик, электрик с допусками, наладчик станков ЧПУ — это всё люди, на вес золота. Выпускники технических профессий часто получают больше, чем выпускники гуманитарии с высшим образованием, и именно так и должно быть.

А вот тут есть нюанс. И квалификация, и уровень оплаты - они всегда относительно чего-то. Чего именно? Во-первых, разумеется, среднего уровня по отрасли. Ибо фактор "за забором очередь на твое место" никуда не денется. Во-вторых, относительно уровня выполняемой работы. Ибо, опять же, фактор "избыточной квалификации" вполне себе имеет место.
#6 | 10 ч 27 мин назад | Кому: Всем
Дело в том, что при СССР на производстве были должности "техник", "электромеханик", "наладчик", да и другие, предназначенные именно для выпускников техникумов. Которые и учились дольше и глубже, чем в ПТУ. Техникум был средним между ПТУ и ВУЗом.
Не знаю как у вас, в России, а у нас, в Беларуси, сейчас таких должностей на производстве практически не осталось. Для мастеров и инженеров нужен вуз. Поэтому и выпускники колледжей, который "техникум, а не ПТУ", работают, в большинстве случаев, на рабочих специальностях.
Да еще и количество ПТУ, которые сейчас вроде как лицеи, сократилось, потому что многие из них стали колледжами. А это уже другой уровень.
Поэтому, по моему мнению, да, уровень обучения в колледже для рабочей профессии избыточен.
Или, по другому сказать: техникумов(колледжей) и ВУЗов сейчас стало слишком много, а ПТУ совсем мало.
#7 | 10 ч 23 мин назад | Кому: Strider
> В 1995 году еще до полного окончания школы получил там права категорий ВС (считалось - профессиональные), ездить официально пока не мог по возрасту, а права уже были.

Мой брат также права получил, в 1968-м, всю жизнь с автотранспортом проработал, получил "Заслуженного работника...". А я в 1974-м получил профессию - чертежник-деталировщик, что мне тоже очень помогло в начале труд. деятельности.
#8 | 9 ч 56 мин назад | Кому: Всем
А у меня есть удостоверение тракторист-машинист 3 класса.
#9 | 8 ч 11 мин назад | Кому: split
> Ибо фактор "за забором очередь на твое место" никуда не денется.

Это да, но на реально квалифицированные кадры этот вопрос обычно не очень сильно влияет. Очередь скорее стоит из работодателей.
#10 | 6 ч 40 мин назад | Кому: PeterNOR
> - чертежник-деталировщик

[лезет обниматься]

Чертёжник-конструктор САПР, 1989-1990 - СПТУ №30 г. Москвы.
#11 | 4 ч 15 мин назад | Кому: Всем
Самые офигенные учебники в СССР были именно для всяких техучилищ - четко, по существу и без лишней зауми. "Курсовое проектирование деталей машин" Чернавского, например - им в вуз-ах не гнушались и всячески рекомендовали.
U3 »
#12 | 3 ч 3 мин назад | Кому: Dr_Dizel
ТММ и ДММ. Тут Моя Могила и Друзей Моих Могила ;)
#13 | 2 ч 4 мин назад | Кому: Dr_Dizel
> Самые офигенные учебники в СССР были именно для всяких техучилищ - четко, по существу и без лишней зауми. "Курсовое проектирование деталей машин" Чернавского, например - им в вуз-ах не гнушались и всячески рекомендовали.

С профессором Чернавским, можно сказать, был знаком когда учился в институте. Очень адекватный и общительный старичок был - у нас занятий не вел, но появлялся в институте.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.