rus.jauns.lv "Мы думали, что будет нормально и без них": специалисты признают, что уничтожение советского индустриального наследия было ошибкой. #Латвия
"Мы думали, что будет нормально и без них": специалисты признают, что уничтожение советского индустриального наследия было ошибкой.
После распада Советского Союза Латвия столкнулась с масштабными экономическими переменами. В процессе реформ многие промышленные предприятия оказались закрыты, хотя их можно было модернизировать и сохранить. Сегодня этот шаг многим кажется ошибкой, ведь у страны был потенциал для адаптации и развития.
В передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4 на вопрос о советском индустриальном наследии профессор Латвийского университета Инна Штейнбука заметила: «Думаю, что в то время, наверное, можно было сохранить — если бы действовали рационально, так сказать, без эмоций. Что-то сохранили, но могли сохранить больше, конечно. Другое дело, что те заводы они сейчас были бы совершенно другими. Потому что рынки-то были другие. Мы переориентировались с рынка России или Советского Союза, куда мы экспортировали 100% или 99% продукции. То есть все равно надо было их переделать. Но можно было сохранить больше, да».
При этом, добавила она, в Латвии в 1990-е происходила, по сути «бескровная революция» — полностью перестраивалась экономика, общественные и политические институты и др, и рассчитывать, что в такой период все будет «как в учебниках» — наивно, сообщает LSM+.
Другой участник программы, экономист и предприниматель Янис Ошлейс тоже считает, что многое можно было сохранить, хотя это и было бы очень сложно. «В то время мы даже не особенно хотели сохранять. Я отлично помню, что в то время разговоры были о том, что "эти предприятия неэффективные, пусть они и уходят, мы будем вместо этого строить что-то другое". Сейчас я, проезжая по Китаю, по многим другим странам, своими глазами вижу предприятия, которые сегодня даже хуже, чем VEF был в 1990-м году. Мы стопроцентно могли их сохранить, но в тот момент такого не было в воздухе — что их надо сохранять. Никто не старался, потому что мы думали, что все будет нормально и без них.
Теперь я вижу в этом огромную ошибку. Но в то время не только политики, даже все общество почти думало — а, сойдет. Новый мир будем строить по-новому», — поделился он.
Пиздит. Промышленность уничтожалась намеренно, под лозунги борьбы с "понаехавшими мигрантами-оккупантами". Кроме Слокского целлюлозно-бумажного. Там были лозунги про экологию.
> промышленность уничтожалась намеренно, под лозунги борьбы с "понаехавшими мигрантами-оккупантами". > а зачем им работяги тем более квалифицированные. Вместо них нагоним хуторян с хуторянским же мышлением. Рагулей если по украински.
> а зачем им работяги тем более квалифицированные. Вместо них нагоним хуторян с хуторянским же мышлением. Рагулей если по украински.
Внезапно выяснилось, что рагули умеют работать только начальниками.
Да, собственно, и в советское время так было. У станка стоит Петрович пятого разряда, а начцеха - Берзиньш в мешковатом пиджаке, от которого еще свиной навоз не выветрился. А в кармане у Берзиньша - зацелованный до дыр партбилет.
> Мы переориентировались с рынка России или Советского Союза, куда мы экспортировали 100% или 99% продукции.
Так лихо переориентировались, что закрыли с треском завод "Страуме" - вентилляторы и кофемолки. Могли бы экспортировать 150 процентов в Россию и не гугукать. В итоге надежнейшие приборы "Страуме", сохранившиеся у меня, работают до сих пор. А Россия построила в Подмосковье вентилляторный завод и в хрен не дула.
Та же история с РВЗ ("вагонка" которая). Электрички можно бы было в РФ до сих пор гнать! Я про РАФ и "Альфу" уже просто молчу...
> > Так лихо переориентировались, что закрыли с треском завод "Страуме" - вентилляторы и кофемолки.
>
> Кофемолка "Straume" в упаковке стоит на ebay от 300 евро. ))
Оу, так у меня дома по полкам штука евро лежит?! :)
Вообще-то опять хитрят вороватые прибалты. Там уничтожение было вторичным и по факту просто ширмой для безграничного воровства. Новые в упаковке дорогие станки продавались официально по цене металлолома, цеха и стадионы приватизировались и перепродавались под магазины.
То есть ничего нового: обычное воровство под предлогом политической необходимости.
> То есть ничего нового обычное воровство под предлогом политической необходимости.
Там одно другому не мешало. Уничтожение крупных промышленных предприятий с большими интернациональными трудовыми коллективами, а так же отрубание экономических связей на Востоке было осознанной и целенаправленной политикой.
Тут нужно не путать первопричину и следствие.
Как я уже говорил примеры со стадионами здорово помогают понять, разрушение например хоккейного зала в Риге из-за территории. Или ВЭФ с Радиотехникой. Та коптила даже очень частично до недавнего времени, хотя большей частью офисы и склады превратилась.
> Там вообще было не про конкуренцию. В головах руководителей и даже работяг в то время было только одно: что-бы спереть и продать.
Это здесь. А европейцы скупали предприятия, чтобы закрыть. Я ж говорю, одно другому не мешало. Одни дербанили всё, что не прибито, другие осознанно душили. То, что крупная промышленность - "наследие оккупации", звучало вполне официально. В перестройку они так от метро отбивались - боялись, что метростроевцы понаедут. Отбились успешно. :)
Да, но кого здесь это волновало?
Даже самих работяг это сильно не затрагивало, все умершие заводы скончались тихо-мирно обогатив незаметных персонажей. На моей памяти только организованные владельцем Вентспилского порта протесты докеров в прошлом веке, когда транзит из России собирались уменьшать. То есть опять интересовали только деньги здесь и сейчас, а завтра хоть потоп. И что сейчас изменилось? Думаю ровным счётом ничего. Под прикрытием Российской угрозы воруют как не в себя.
Да нет, как раз "в себя". Такие особнячки под Ригой строят - закачаешься. И из них на вертолете в Скай за хлебушком летают (лично видел). Ну а те, кто поумнее, покупают недвижку в Гейропе. Вон у Леночки Демаковой, пропихнувшей строительство "Дворца тьмы" (в смысле "Замка света"), две квартирки в Париже, одна в Брюсселе, что-то там на Лазурном берегу, и в Риге 5 квартир. Учитывая, что она до назначения министром культуры в стоптанных туфлях ходила - карьера удалась.
В России разрушали не организованно, а просто "воруйте и ломайте кто сколько сможет, только не дайте большевикам вернуться"
А там было целенаправленно, чтоб камня на камне.
Поэтому тут поломали сколько смогли, а там почти всё.
> В России разрушали не организованно, а просто "воруйте и ломайте кто сколько сможет, только не дайте большевикам вернуться"
Ну да, ну да. И ваучерную приватизацию стихийно затеяли, чисто по приколу. И итоги её, по сию пору неприкосновенные, сами собой нарисовались. И перечня заводов, приватизированных и целенаправленно убитых, тоже днём с огнём не найти нигде.
> Поэтому тут поломали сколько смогли, а там почти всё.
Можешь не верить. Прибалтика это идеальный полигон, где все неолиберальные идеи были воплощены наиболее последовательно и в полном объёме, как в экономике, так и в политике. Витрина "цивилизаторов", можно сказать. В РФ не было например запрета компартии, триумфального возвращения в высшие ступени власти реваншистской эмиграции, канадского президента и т.д.
.> У станка стоит Петрович пятого разряда, а начцеха - Берзиньш в мешковатом пиджаке, от которого еще свиной навоз не выветрился. А в кармане у Берзиньша - зацелованный до дыр партбилет.>
Ну скажем так, после армии работая, на шахте слесарем я мог запросто в партию вступить. Да и в армии будучи солдатом тоже. Только нафиг мне это было нужно.
А вот после института в партию вступить было уже сложно, сразу возникал вопрос - не карьерист ли ты часом?
> Та коптила даже очень частично до недавнего времени, хотя большей частью офисы и склады превратилась.
Напомнило мне завод "Светлана" в Санкт-Петербурге. Там, где раньше на территории было пять столовых и ходило два маршрута автобусов, чтобы между корпусами перемещаться, теперь отличный жилой комплекс. А 20 лет назад там были склады и офисы.
Пытались. Но, лучше бы убили, ей богу, чем вот это вот убожество оставленное.
> триумфального возвращения в высшие ступени власти реваншистской эмиграции
Солженицын. Во власти он нахуй был не нужон. Но погадил основательно везде. За тем и приглашали.
> канадского президента и т.д.
Да, бля, у нас свои не хуже! Нахуя везти говно с Канады, когда своё ещё более вонючее.
Когда Немцов сказал, что Горьковской области совхозы-колхозы не нужны и одним указом их распустил, а вторым указом земли разделил долями между бывшими колхозниками, это он не целенаправленно сделал? Целенаправленно. Только вот почему-то дольщики не бросились становиться фермерами на своих наделах, а по деревням поехали пацаны в кожанках и за бутылку водки выменяли у большинства их доли. А кто больше двух бутылок просил - в землю лёг.
После распада Советского Союза Латвия столкнулась с масштабными экономическими переменами. В процессе реформ многие промышленные предприятия оказались закрыты, хотя их можно было модернизировать и сохранить. Сегодня этот шаг многим кажется ошибкой, ведь у страны был потенциал для адаптации и развития.
В передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4 на вопрос о советском индустриальном наследии профессор Латвийского университета Инна Штейнбука заметила: «Думаю, что в то время, наверное, можно было сохранить — если бы действовали рационально, так сказать, без эмоций. Что-то сохранили, но могли сохранить больше, конечно. Другое дело, что те заводы они сейчас были бы совершенно другими. Потому что рынки-то были другие. Мы переориентировались с рынка России или Советского Союза, куда мы экспортировали 100% или 99% продукции. То есть все равно надо было их переделать. Но можно было сохранить больше, да».
При этом, добавила она, в Латвии в 1990-е происходила, по сути «бескровная революция» — полностью перестраивалась экономика, общественные и политические институты и др, и рассчитывать, что в такой период все будет «как в учебниках» — наивно, сообщает LSM+.
Другой участник программы, экономист и предприниматель Янис Ошлейс тоже считает, что многое можно было сохранить, хотя это и было бы очень сложно. «В то время мы даже не особенно хотели сохранять. Я отлично помню, что в то время разговоры были о том, что "эти предприятия неэффективные, пусть они и уходят, мы будем вместо этого строить что-то другое". Сейчас я, проезжая по Китаю, по многим другим странам, своими глазами вижу предприятия, которые сегодня даже хуже, чем VEF был в 1990-м году. Мы стопроцентно могли их сохранить, но в тот момент такого не было в воздухе — что их надо сохранять. Никто не старался, потому что мы думали, что все будет нормально и без них.
Теперь я вижу в этом огромную ошибку. Но в то время не только политики, даже все общество почти думало — а, сойдет. Новый мир будем строить по-новому», — поделился он.