«Да, просьба к вам: фамилию мою не называйте». Норильск...

idiod.video — ...1984 г. Житель зап.областей УССР на заработках. Из норильской газеты «Заполярная правда» (текст в первом)
Новости, Общество | PeterNOR 20 дней назад
30 комментариев | 49 за, 0 против |
#1 | 20 дней назад | Кому: Всем
1984 год, проект газеты «Заполярная правда» - «Портрет молодого норильчанина». Фрагмент.

Станислав П.: «Потерплю ещё пару годков...»
«Как-то в вашей газете я прочитал выступление социологов. Оказывается, среди ценностных ориентаций у норильчан на первом месте стоит материальная обеспеченность, на втором — благополучие в личной жизни. Всё правильно, я тоже это подтверждаю. Вот я, к примеру, зарабатываю прилично — за тем и в строители газопровода пошёл... Потерплю ещё пару годков, зато потом... В Тернополь вернусь, первым делом «Жигули» куплю... Не подумайте, это не предел моих мечтаний. Как-то к одному своему знакомому в дом зашёл, и тот стал японской стереоустановкой хвастать... Четыре моих месячных зарплаты. Поднатужился (правда, на свадьбу к сестре не поехал — расход лишний) и через полгода купил у этого парня «Сонечку»... Решил жене подарок сделать. Опять поднатужился и купил кольцо с бриллиантиком... Ещё мама мне говорила: нет ничего недолговечнее, чем временные, дешёвые вещи.
Только на гарнитур собрали, получаем от родственников письмо, в котором они просят денег занять для туристической поездки. Немного, правда, просили, но я принципиально отказал... Был я у этих родственников в гостях года три назад. Людям за сорок, а сами как бродяги — всю страну исколесили со своими спальными мешками. Кстати, и постелили нам в этих спальниках, потому что одеяла в доме лишнего нет!..
Да, просьба к вам: фамилию мою не называйте. Да нет, боятся-то мне нечего. Видите ли... Кто-нибудь из ребят наверняка попросит денег занять. Мне каждый раз так неудобно отказывать».
Эх, Станислав, не турист ты совсем. Богато, но скучно живёшь.

Весь материал:
[censored]
#2 | 20 дней назад | Кому: PeterNOR
> 1984 год, проект газеты «Заполярная правда» - «Портрет молодого норильчанина». Фрагмент.

>Товарищ Баян, я против этого мещанского быту — канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я — зеркальным шкафом интересуюсь...


Маяковский В.В., пьеса «Клоп», 1928 год.
#3 | 20 дней назад | Кому: Atomkraft
> пьеса «Клоп»

тут скорее пьеса "Жлоб"
#4 | 20 дней назад | Кому: Всем
У меня из всей семьи только дядя к роскоши тянется. с советского времени еще, всё какие-то мутки, темы, остальным как-то всегда хватало просто нормально жить и трудиться. Меня вот так и воспитали, что лучше уверенность в завтрашнем дне, любимая работа и чистая совесть.
Legioneer
надзор »
#5 | 20 дней назад | Кому: Всем
Дык вся страна в то время так жила. Гонялись за дефицитами как ужаленные. Деньги было можно заработать, а вот купить на них - не особо чего. А сейчас все это в сотни раз сильнее обострилось. Только с товарным изобилием получше, а вот с деньгами не очень
#6 | 19 дней назад | Кому: Всем
Мещанин обыкновенный.
А что тут удивляться: после XX съезда КПСС, где коммунистическая идея была дискредитирована и растоптана, должны же были быть у населения хоть какие-то ориентиры, ради чего жить.
И достали из пыльного шкафа истории бухаринский лозунг времён НЭПа: "Обогащайтесь!".
Это всё спровождалось совершенно дебильными перекосами в экономике и конечными реформами Либермана, которые ввели в социалистическое хозяйство капиталистические формы управления и тем самым способствовали формированию мощного слоя подобных куркулей среди тогдашнего населения.
Фактически именно эти мещане и сделали возможным отсутствие сопротивления при убийстве СССР в 91-м, им было всё равно, лишь бы у них остались их "Сонечки" и колечки с бриллиантиками.
Ttt107
интеллектуал »
#7 | 19 дней назад | Кому: Бурдюк
> Мещанин обыкновенный.

Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск? С какой другой целью?
Спрашиваю для друга. Сам на северах бываю по работе регулярно.
#8 | 19 дней назад | Кому: Legioneer
> Дык вся страна в то время так жила. Гонялись за дефицитами как ужаленные.

Это заблуждение, в моей семье было не так, и у друзей не так, одна знакомая только была, которая иногда чего-то там доставала из косметики. И это нам всем казалось странным, но могут же у человека быть прибабахи, это тогда именно так и воспринималось. Я когда у ДЮ в роликах слышу, как он про себя рассказывает, где там чего доставали, то как про какой-то параллельный мир. То есть я верю, что у него так и было: побольше заработать, чего-то достать, он активный вообще во всяких таких движениях. Но большинству нормально было и так: в какой-то момент появились джинсы, ну, хорошо, но до этого их не было, и тоже было хорошо, не гонялись мы за ними, не искали, не доставали, не переплачивали. Да насрать на шмотки все эти, машины, мебельные стенки и магнитофоны. Вот макулатурой и записью в невероятные очереди на какого-нибудь Дюма это да, этим бабушка мозг выносила, но это единственное, что хоть как-то можно отнести к термину "доставать": не просто пойти в книжный, а сдать макулатуру, ходить в очередь отмечаться, получить заветную книжку в личное пользование, а не библиотечную читать (я такого прикола не понимала, но и бабушки имеют право на заскоки).
#9 | 19 дней назад | Кому: Ttt107
> Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск? С какой другой целью?

Про Норильск не скажу, но лично знала женщину, поехавшую целину разрабатывать, добровольно, по зову сердца. Другую знаю и сейчас, 94 года несколько дней назад отпраздновали, эта гидростанции строила, по стране поездила, не за длинным рублём, от души. Знаю и третью, ей 89, она с маленьким сыном поехала за мужем, который поехал посёлок строить и что-то там добывать в Магаданскую область. Спросила её недавно: "Как же вы решились с ребёнком маленьким из Ленинграда ехать, там же, наверное, бараки были?" А она засмеялась: "Какие бараки, в палатках мы больших жили несколько лет". Я вообще обалдела, как же так, с детьми, а зимой как??? А она: ну, печка была, но холодно, конечно, мы-то кутались, а на столе в стакане, бывало, и вода промёрзнет.

Не всё объясняется денежным заработком, кто-то ехал за деньгами, а кто-то за идею, а кто-то за приключениями, или за членом семьи.
#10 | 19 дней назад | Кому: PeterNOR
Можно жЫ кредитов набрать, Дидо? :)
sa
интеллектуал »
#11 | 19 дней назад | Кому: Мышка
> отнести к термину "доставать": не просто пойти в книжный, а сдать макулатуру, >
Я так купил книжку " Признание Мегре".
Набрал 20кг макулатуры, поехал на электричке в Новокузнецк( час ехал) , там макулатуру сдал, получил талон и денег какие то копейки и потом в книжный магазин и там книжку купил. 15 лет мне было.
А в 16 лет права на мотоцикл получил. Накопил 70 рублей, в ДОСААФЕ отучился и на права сдал. Вот!
Ну у нас опять же очень хорошо зарабатывали. А к хорошему быстро привыкаешь)))
#12 | 19 дней назад | Кому: Ttt107
> > Мещанин обыкновенный.
>
> Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск?

Для заработков, карьеры... была когда-тот еще и романтика.
Безусловно, были и те, кто ехал удовлетворять свои мещанские потребности.
База мещанства - зависть, жадность, любовь к понтам, к китчу...
Такие люди покупают (если покупают) книги на полку, а не для чтения, хрусталь - в сервант, а не для еды и т.д.
Заметь как гражданин в тексте пренебрежительно отзывается о людях, которые зарабатывают меньше его, не имеют лишнего одеяла, да еще и смеют путешествовать. Как он всячески старается не помогать людям, даже близким...
Я видел людей, приезжавших в Норильск с конкретной целью - по-быстрому заработать (неважно на что). Эти люди не обрастали барахлом, зарабатывали и через несколько лет уезжали совсем.
Много чего на эту тему можно порассуждать, но точно помню - жлобство в Норильске не приветствовалось и не процветало в советские времена, это в 80-е уже посыпалось конкретно... ну, как и по всей стране, собственно.
#13 | 19 дней назад | Кому: Углевик
> Можно жЫ кредитов набрать, Дидо? :)

Это ты о чём, Внучара?
#14 | 19 дней назад | Кому: Мышка
> Про Норильск не скажу, но лично знала женщину, поехавшую целину разрабатывать, добровольно, по зову сердца.

Мои родители почти именно так и поехали в Норильск в 1952-м.
На три года поехали, но Норильск затягивает на десятилетия.
#15 | 19 дней назад | Кому: Ttt107
> Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск? С какой другой целью?

Как это для чего?!!! Чтобы отдать себя без остатка!!!
Это тебе любой поцреот скажет... с уютного диванчика.

> Спрашиваю для друга. Сам на северах бываю по работе регулярно.


А я сам работаю на вредном производстве, и исключительно для того, чтобы выработать прилагающиеся к этому ништяки. Как там "Величие" будет на моём хребте процветать, мне абсолютно насрать. Мне что этого стыдиться?

З.Ы.
А если серьёзно, то к романтикам из книжек Олега Михайловича Куваева я имею уважение, и искренне восхищаюсь ими, но не считаю, что все обязаны быть такими как они.
#16 | 19 дней назад | Кому: Всем
Вот значит откуда пошло слово "занять" вместо "одолжить" - от тернопольцев.
И мягких знаков не хватает.
Подозрительно даже для местной газеты. 1984 года.
#17 | 19 дней назад | Кому: Zveroboy
Вообще говоря, таких людей, которые ехали не за рублем, а потому что интересно/ амбиции и сейчас довольно много, как человек из науки могу точно сказать. Только едут они не в "условный" Норильск, а в другие страны (хотя именно сейчас я бы это назвал инерцией мышления, но не мне судить). Конечно же не все люди такие, но по другому жизнь проживать (особенно если с этим столкнулся и попробовал) кажется бесконечно скучно (при условии что есть возможность выбрать такую жизнь).
#18 | 19 дней назад | Кому: PeterNOR
О современности.
#19 | 19 дней назад | Кому: Всем
Кого ебет, на что тратит человек свои деньги, заработанные честно своим трудом?

Кого ебет, кому он дает взаймы честно им заработанное, а кому нет?

Это никого ебать не должно, а как раз позывы осудить чужие расходы - должны пресекаться ударами по ушам любителя пообсуждать чужие деньги.

Общество должно волновать ровно одно - откуда средства.
И больше нихера.

Мещанство - слово придуманное теми, кто неспособен строить коммунизм, а способен лишь пиздеть про это своей тупой глоткой. Революцию массы делали не для того, чтобы какую то аскезу принимать, они ее делали для того, чтобы вылезти наконец из землянок в приличную жизнь, оснащенную благами, коих они ранее были лишены.
И позы Маяковского там никому нахер не сдались, оставаясь его личными пылкими хотелками не пойми о чем.
#20 | 19 дней назад | Кому: Drainmaster
> Подозрительно даже для местной газеты. 1984 года.

Это Норильская газета, если чё... или это ты так пошутил, а я не понял?
#21 | 19 дней назад | Кому: sa
> Ну у нас опять же очень хорошо зарабатывали. А к хорошему быстро привыкаешь)))

Наверное, мы просто особого значение не придавали: не с голым же задом ходишь. Мама шила для себя, а бабушка вязала спицами, крючком, вышивала крестиком, но это всё для души скорее, большая часть сделанного просто лежала. И вокруг такие же пофигисты были.

> Набрал 20кг макулатуры, поехал


А у нас бабуля повторяла этот ритуал многократно, я как-то попыталась в школу 3 кг старых газет унести, но бабуля встала передо мной, как Гендальф. Так что пошла искать да побираться!!!
#22 | 19 дней назад | Кому: Zveroboy
> А если серьёзно, то к романтикам из книжек Олега Михайловича Куваева я имею уважение, и искренне восхищаюсь ими, но не считаю, что все обязаны быть такими как они

Сейчас время другое, тогда все видели, что всё идёт не идеально, но сама идея, что все люди - братья, всё вокруг своё родное, она была жива. Это не сейчас мажорам на какой-нибудь порш.
#23 | 19 дней назад | Кому: Мышка
> Сейчас время другое, тогда все видели, что всё идёт не идеально, но сама идея, что все люди - братья, всё вокруг своё родное, она была жива.

Да.
Молодые люди, поехавшие в 50-х строить и развивать Норильск, полагали, что трудятся и для себя, и для страны. Они начинали с низов, делали карьеры, выходили в руководящий слой. Здесь без коллективистского мышления никак. К тому же очень суровые условия, где опять же коллективизм помогает выжить. В этом определенный феномен Норильска состоит. В Норильске, конечно же, отражались проблемы всей страны, но в значительно меньших объемах (эти сравнения я имел возможность ощутить лично). Здесь еще фактор закрытости очень способствовал. А так-то мне представляется, что Норильск был одним из самых правильных (с т.з. социалистичности) городов СССР, если не самый.
#24 | 19 дней назад | Кому: Longint
> Мещанство - слово придуманное теми, кто неспособен строить коммунизм, а способен лишь пиздеть про это своей тупой глоткой. Революцию массы делали не для того, чтобы какую то аскезу принимать, они ее делали для того, чтобы вылезти наконец из землянок в приличную жизнь, оснащенную благами, коих они ранее были лишены.
> И позы Маяковского там никому нахер не сдались, оставаясь его личными пылкими хотелками не пойми о чем.

Во первых, ложная дихотомия. Между упарыванием в натаскивание в норку барахла и радикальной аскезой есть много промежуточных позиций. Во вторых, если уж говорить об аскезе, надо уточнить, что мы под этим понимаем. Аскеза здорового человека, в моём понимании, это отказ от второстепнного в пользу главного, ибо ресурс всегда ограничен. И грань эта у каждого своя.

Я согласен с первой частью твоего сообщения, что трудовыми доходами каждый вправе распоряжаться по своему усмотрению. Но позиционировать такой, как в заметке, подход, как норму, не стоит. Запрещать - нельзя. Критиковать - нужно, имхо.
#25 | 19 дней назад | Кому: Longint
> И позы Маяковского там никому нахер не сдались, оставаясь его личными пылкими хотелками не пойми о чем.

Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.
#26 | 19 дней назад | Кому: Всем
Может не в тему, а может и в тему. Вспомнилось одно интерью Яны Егорян, двухкратной олимпийской чемпионки по сабле. Она никогда не скрывала, что большой спорт для неё это карьера и заработок, за что её в комментах попрекали бездуховностью. А мне то интерью понравилось как раз откровенностью.

С её слов, она из небогатой семьи, с детства на широкую ногу не жила. В самом начале карьеры, ещё кадетом, оказалась на одной базе со сборной. У неё на тот момент была одна пара кроссовок, кроссы бегать не в чем было (фехтовальные кроссовки для дорожки - это специальные). А тут сборной завезли новую экипу, четыре пары обуви, форма такая-сякая, все дела. Девчонки радостно всё примеряют, вертятся перед зеркалом. Яна на это всё смотрит из угла, потом подходит к тренеру и спрашивает:

- Тренер, а что нужно сделать, чтобы всё вотт это случилось?

- Ну, есть календарь турниров, рейтинг...

- То есть нужно просто хорошо и много фехтовать? Говно-вопрос...

Золото в Рио-де-Жанейро, индивидуальное и командное. :)
#27 | 19 дней назад | Кому: Dmitrij
> Во первых, ложная дихотомия

Во первых, ты сам дихотомию придумал, сам ее разоблачаешь.

А я просто обозначил характер "мещанства" как жупела.

А то, что там промежуточные позиции - это я не отрицал и не отрицаю.

> Но позиционировать такой, как в заметке, подход, как норму, не стоит.


Ну, норма она такая, какая складывается.

Можно испытывать отрицательные эмоции по поводу вот такой нормы.
Можно думать, как изменить сложившуюся норму, придав ей некие черты и исключив черты иные.

Но норму нельзя "позиционировать" субъективно.

Кстати, а чем именно отторгает персонаж в заметке?
Он никого не эксплуатирует, не обкрадывает.
Он просто, о ужас, купил магнитофон на свои и имел наглость не дать взаймы тому, кто денег не считает.
Это действительно хочется объявить безнравственным?

> Запрещать - нельзя. Критиковать - нужно, имхо.


Тебе не кажется, что это определенного рода лицемерие - критиковать то, что не запрещено?
#28 | 19 дней назад | Кому: Longint
> Тебе не кажется, что это определенного рода лицемерие - критиковать то, что не запрещено?

Нет, не кажется. Я даже глобально скажу - это то, что отличает коммунизм здорового человека от троцкизма. Коммунизм - это снятие неразрешимых противоречий и бесконфликтное регулирование на основе взаимного уважения, при котором роль аппарата принуждения постепенно растворяется, государство отмирает. Троцкисту же необходим некий механизм, стоящий над массами и загоняющий стадо в правильное светлое будущее. Хороший пример, кстати, ленинское отношение к религии. "Мы гарантируем право на свободу веросповедания, но оставляем за собой право на критику религиозного мышления и атеистическую пропаганду".
#29 | 18 дней назад | Кому: Всем
А не кажется ли вам, что Станислав, дающий интервью, живет по приниципу социализма - "от каждого по способностям, каждому по труду", а вот его родственники, попросившие денег на турпоездку, пытаются жить по принципам коммунизма - "от каждого по способностям, каждому по потребностям", причем в этот локальный момент - за счет Станислава?
Да, они деньги отдадут, речь не идет о безвозратном получении денег, но они могли бы обратиться за ссудой в кассу взаимопомощи на предприятии, а не к Станиславу. При этом, возможно, им пришлось бы отдать больше, чем было взято ну или по крайней мере пришлось бы собрать какие-то бумаги для получения ссуды - это и был бы их "труд", за который бы они получили желаемое.
cp866
интеллектуал »
#30 | 17 дней назад | Кому: PeterNOR
> А так-то мне представляется, что Норильск был одним из самых правильных (с т.з. социалистичности) городов СССР, если не самый

А как думаешь, Волгодонск был таким городом?
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.