1984 год, проект газеты «Заполярная правда» - «Портрет молодого норильчанина». Фрагмент.
Станислав П.: «Потерплю ещё пару годков...»
«Как-то в вашей газете я прочитал выступление социологов. Оказывается, среди ценностных ориентаций у норильчан на первом месте стоит материальная обеспеченность, на втором — благополучие в личной жизни. Всё правильно, я тоже это подтверждаю. Вот я, к примеру, зарабатываю прилично — за тем и в строители газопровода пошёл... Потерплю ещё пару годков, зато потом... В Тернополь вернусь, первым делом «Жигули» куплю... Не подумайте, это не предел моих мечтаний. Как-то к одному своему знакомому в дом зашёл, и тот стал японской стереоустановкой хвастать... Четыре моих месячных зарплаты. Поднатужился (правда, на свадьбу к сестре не поехал — расход лишний) и через полгода купил у этого парня «Сонечку»... Решил жене подарок сделать. Опять поднатужился и купил кольцо с бриллиантиком... Ещё мама мне говорила: нет ничего недолговечнее, чем временные, дешёвые вещи.
Только на гарнитур собрали, получаем от родственников письмо, в котором они просят денег занять для туристической поездки. Немного, правда, просили, но я принципиально отказал... Был я у этих родственников в гостях года три назад. Людям за сорок, а сами как бродяги — всю страну исколесили со своими спальными мешками. Кстати, и постелили нам в этих спальниках, потому что одеяла в доме лишнего нет!..
Да, просьба к вам: фамилию мою не называйте. Да нет, боятся-то мне нечего. Видите ли... Кто-нибудь из ребят наверняка попросит денег занять. Мне каждый раз так неудобно отказывать».
Эх, Станислав, не турист ты совсем. Богато, но скучно живёшь.
> 1984 год, проект газеты «Заполярная правда» - «Портрет молодого норильчанина». Фрагмент.
>Товарищ Баян, я против этого мещанского быту — канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я — зеркальным шкафом интересуюсь...
У меня из всей семьи только дядя к роскоши тянется. с советского времени еще, всё какие-то мутки, темы, остальным как-то всегда хватало просто нормально жить и трудиться. Меня вот так и воспитали, что лучше уверенность в завтрашнем дне, любимая работа и чистая совесть.
Дык вся страна в то время так жила. Гонялись за дефицитами как ужаленные. Деньги было можно заработать, а вот купить на них - не особо чего. А сейчас все это в сотни раз сильнее обострилось. Только с товарным изобилием получше, а вот с деньгами не очень
Мещанин обыкновенный.
А что тут удивляться: после XX съезда КПСС, где коммунистическая идея была дискредитирована и растоптана, должны же были быть у населения хоть какие-то ориентиры, ради чего жить.
И достали из пыльного шкафа истории бухаринский лозунг времён НЭПа: "Обогащайтесь!".
Это всё спровождалось совершенно дебильными перекосами в экономике и конечными реформами Либермана, которые ввели в социалистическое хозяйство капиталистические формы управления и тем самым способствовали формированию мощного слоя подобных куркулей среди тогдашнего населения.
Фактически именно эти мещане и сделали возможным отсутствие сопротивления при убийстве СССР в 91-м, им было всё равно, лишь бы у них остались их "Сонечки" и колечки с бриллиантиками.
> Дык вся страна в то время так жила. Гонялись за дефицитами как ужаленные.
Это заблуждение, в моей семье было не так, и у друзей не так, одна знакомая только была, которая иногда чего-то там доставала из косметики. И это нам всем казалось странным, но могут же у человека быть прибабахи, это тогда именно так и воспринималось. Я когда у ДЮ в роликах слышу, как он про себя рассказывает, где там чего доставали, то как про какой-то параллельный мир. То есть я верю, что у него так и было: побольше заработать, чего-то достать, он активный вообще во всяких таких движениях. Но большинству нормально было и так: в какой-то момент появились джинсы, ну, хорошо, но до этого их не было, и тоже было хорошо, не гонялись мы за ними, не искали, не доставали, не переплачивали. Да насрать на шмотки все эти, машины, мебельные стенки и магнитофоны. Вот макулатурой и записью в невероятные очереди на какого-нибудь Дюма это да, этим бабушка мозг выносила, но это единственное, что хоть как-то можно отнести к термину "доставать": не просто пойти в книжный, а сдать макулатуру, ходить в очередь отмечаться, получить заветную книжку в личное пользование, а не библиотечную читать (я такого прикола не понимала, но и бабушки имеют право на заскоки).
> Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск? С какой другой целью?
Про Норильск не скажу, но лично знала женщину, поехавшую целину разрабатывать, добровольно, по зову сердца. Другую знаю и сейчас, 94 года несколько дней назад отпраздновали, эта гидростанции строила, по стране поездила, не за длинным рублём, от души. Знаю и третью, ей 89, она с маленьким сыном поехала за мужем, который поехал посёлок строить и что-то там добывать в Магаданскую область. Спросила её недавно: "Как же вы решились с ребёнком маленьким из Ленинграда ехать, там же, наверное, бараки были?" А она засмеялась: "Какие бараки, в палатках мы больших жили несколько лет". Я вообще обалдела, как же так, с детьми, а зимой как??? А она: ну, печка была, но холодно, конечно, мы-то кутались, а на столе в стакане, бывало, и вода промёрзнет.
Не всё объясняется денежным заработком, кто-то ехал за деньгами, а кто-то за идею, а кто-то за приключениями, или за членом семьи.
> отнести к термину "доставать": не просто пойти в книжный, а сдать макулатуру, >
Я так купил книжку " Признание Мегре".
Набрал 20кг макулатуры, поехал на электричке в Новокузнецк( час ехал) , там макулатуру сдал, получил талон и денег какие то копейки и потом в книжный магазин и там книжку купил. 15 лет мне было.
А в 16 лет права на мотоцикл получил. Накопил 70 рублей, в ДОСААФЕ отучился и на права сдал. Вот!
Ну у нас опять же очень хорошо зарабатывали. А к хорошему быстро привыкаешь)))
> > Мещанин обыкновенный. > > Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск?
Для заработков, карьеры... была когда-тот еще и романтика.
Безусловно, были и те, кто ехал удовлетворять свои мещанские потребности.
База мещанства - зависть, жадность, любовь к понтам, к китчу...
Такие люди покупают (если покупают) книги на полку, а не для чтения, хрусталь - в сервант, а не для еды и т.д.
Заметь как гражданин в тексте пренебрежительно отзывается о людях, которые зарабатывают меньше его, не имеют лишнего одеяла, да еще и смеют путешествовать. Как он всячески старается не помогать людям, даже близким...
Я видел людей, приезжавших в Норильск с конкретной целью - по-быстрому заработать (неважно на что). Эти люди не обрастали барахлом, зарабатывали и через несколько лет уезжали совсем.
Много чего на эту тему можно порассуждать, но точно помню - жлобство в Норильске не приветствовалось и не процветало в советские времена, это в 80-е уже посыпалось конкретно... ну, как и по всей стране, собственно.
> Ну хорошо, а для чего тогда надо ехать в Норильск? С какой другой целью?
Как это для чего?!!! Чтобы отдать себя без остатка!!!
Это тебе любой поцреот скажет... с уютного диванчика.
> Спрашиваю для друга. Сам на северах бываю по работе регулярно.
А я сам работаю на вредном производстве, и исключительно для того, чтобы выработать прилагающиеся к этому ништяки. Как там "Величие" будет на моём хребте процветать, мне абсолютно насрать. Мне что этого стыдиться?
З.Ы.
А если серьёзно, то к романтикам из книжек Олега Михайловича Куваева я имею уважение, и искренне восхищаюсь ими, но не считаю, что все обязаны быть такими как они.
Вот значит откуда пошло слово "занять" вместо "одолжить" - от тернопольцев.
И мягких знаков не хватает.
Подозрительно даже для местной газеты. 1984 года.
Вообще говоря, таких людей, которые ехали не за рублем, а потому что интересно/ амбиции и сейчас довольно много, как человек из науки могу точно сказать. Только едут они не в "условный" Норильск, а в другие страны (хотя именно сейчас я бы это назвал инерцией мышления, но не мне судить). Конечно же не все люди такие, но по другому жизнь проживать (особенно если с этим столкнулся и попробовал) кажется бесконечно скучно (при условии что есть возможность выбрать такую жизнь).
Кого ебет, на что тратит человек свои деньги, заработанные честно своим трудом?
Кого ебет, кому он дает взаймы честно им заработанное, а кому нет?
Это никого ебать не должно, а как раз позывы осудить чужие расходы - должны пресекаться ударами по ушам любителя пообсуждать чужие деньги.
Общество должно волновать ровно одно - откуда средства.
И больше нихера.
Мещанство - слово придуманное теми, кто неспособен строить коммунизм, а способен лишь пиздеть про это своей тупой глоткой. Революцию массы делали не для того, чтобы какую то аскезу принимать, они ее делали для того, чтобы вылезти наконец из землянок в приличную жизнь, оснащенную благами, коих они ранее были лишены.
И позы Маяковского там никому нахер не сдались, оставаясь его личными пылкими хотелками не пойми о чем.
> Ну у нас опять же очень хорошо зарабатывали. А к хорошему быстро привыкаешь)))
Наверное, мы просто особого значение не придавали: не с голым же задом ходишь. Мама шила для себя, а бабушка вязала спицами, крючком, вышивала крестиком, но это всё для души скорее, большая часть сделанного просто лежала. И вокруг такие же пофигисты были.
> Набрал 20кг макулатуры, поехал
А у нас бабуля повторяла этот ритуал многократно, я как-то попыталась в школу 3 кг старых газет унести, но бабуля встала передо мной, как Гендальф. Так что пошла искать да побираться!!!
> А если серьёзно, то к романтикам из книжек Олега Михайловича Куваева я имею уважение, и искренне восхищаюсь ими, но не считаю, что все обязаны быть такими как они
Сейчас время другое, тогда все видели, что всё идёт не идеально, но сама идея, что все люди - братья, всё вокруг своё родное, она была жива. Это не сейчас мажорам на какой-нибудь порш.
> Сейчас время другое, тогда все видели, что всё идёт не идеально, но сама идея, что все люди - братья, всё вокруг своё родное, она была жива.
Да.
Молодые люди, поехавшие в 50-х строить и развивать Норильск, полагали, что трудятся и для себя, и для страны. Они начинали с низов, делали карьеры, выходили в руководящий слой. Здесь без коллективистского мышления никак. К тому же очень суровые условия, где опять же коллективизм помогает выжить. В этом определенный феномен Норильска состоит. В Норильске, конечно же, отражались проблемы всей страны, но в значительно меньших объемах (эти сравнения я имел возможность ощутить лично). Здесь еще фактор закрытости очень способствовал. А так-то мне представляется, что Норильск был одним из самых правильных (с т.з. социалистичности) городов СССР, если не самый.
> Мещанство - слово придуманное теми, кто неспособен строить коммунизм, а способен лишь пиздеть про это своей тупой глоткой. Революцию массы делали не для того, чтобы какую то аскезу принимать, они ее делали для того, чтобы вылезти наконец из землянок в приличную жизнь, оснащенную благами, коих они ранее были лишены. > И позы Маяковского там никому нахер не сдались, оставаясь его личными пылкими хотелками не пойми о чем.
Во первых, ложная дихотомия. Между упарыванием в натаскивание в норку барахла и радикальной аскезой есть много промежуточных позиций. Во вторых, если уж говорить об аскезе, надо уточнить, что мы под этим понимаем. Аскеза здорового человека, в моём понимании, это отказ от второстепнного в пользу главного, ибо ресурс всегда ограничен. И грань эта у каждого своя.
Я согласен с первой частью твоего сообщения, что трудовыми доходами каждый вправе распоряжаться по своему усмотрению. Но позиционировать такой, как в заметке, подход, как норму, не стоит. Запрещать - нельзя. Критиковать - нужно, имхо.
Может не в тему, а может и в тему. Вспомнилось одно интерью Яны Егорян, двухкратной олимпийской чемпионки по сабле. Она никогда не скрывала, что большой спорт для неё это карьера и заработок, за что её в комментах попрекали бездуховностью. А мне то интерью понравилось как раз откровенностью.
С её слов, она из небогатой семьи, с детства на широкую ногу не жила. В самом начале карьеры, ещё кадетом, оказалась на одной базе со сборной. У неё на тот момент была одна пара кроссовок, кроссы бегать не в чем было (фехтовальные кроссовки для дорожки - это специальные). А тут сборной завезли новую экипу, четыре пары обуви, форма такая-сякая, все дела. Девчонки радостно всё примеряют, вертятся перед зеркалом. Яна на это всё смотрит из угла, потом подходит к тренеру и спрашивает:
- Тренер, а что нужно сделать, чтобы всё вотт это случилось?
- Ну, есть календарь турниров, рейтинг...
- То есть нужно просто хорошо и много фехтовать? Говно-вопрос...
Золото в Рио-де-Жанейро, индивидуальное и командное. :)
Во первых, ты сам дихотомию придумал, сам ее разоблачаешь.
А я просто обозначил характер "мещанства" как жупела.
А то, что там промежуточные позиции - это я не отрицал и не отрицаю.
> Но позиционировать такой, как в заметке, подход, как норму, не стоит.
Ну, норма она такая, какая складывается.
Можно испытывать отрицательные эмоции по поводу вот такой нормы.
Можно думать, как изменить сложившуюся норму, придав ей некие черты и исключив черты иные.
Но норму нельзя "позиционировать" субъективно.
Кстати, а чем именно отторгает персонаж в заметке?
Он никого не эксплуатирует, не обкрадывает.
Он просто, о ужас, купил магнитофон на свои и имел наглость не дать взаймы тому, кто денег не считает.
Это действительно хочется объявить безнравственным?
> Запрещать - нельзя. Критиковать - нужно, имхо.
Тебе не кажется, что это определенного рода лицемерие - критиковать то, что не запрещено?
> Тебе не кажется, что это определенного рода лицемерие - критиковать то, что не запрещено?
Нет, не кажется. Я даже глобально скажу - это то, что отличает коммунизм здорового человека от троцкизма. Коммунизм - это снятие неразрешимых противоречий и бесконфликтное регулирование на основе взаимного уважения, при котором роль аппарата принуждения постепенно растворяется, государство отмирает. Троцкисту же необходим некий механизм, стоящий над массами и загоняющий стадо в правильное светлое будущее. Хороший пример, кстати, ленинское отношение к религии. "Мы гарантируем право на свободу веросповедания, но оставляем за собой право на критику религиозного мышления и атеистическую пропаганду".
А не кажется ли вам, что Станислав, дающий интервью, живет по приниципу социализма - "от каждого по способностям, каждому по труду", а вот его родственники, попросившие денег на турпоездку, пытаются жить по принципам коммунизма - "от каждого по способностям, каждому по потребностям", причем в этот локальный момент - за счет Станислава?
Да, они деньги отдадут, речь не идет о безвозратном получении денег, но они могли бы обратиться за ссудой в кассу взаимопомощи на предприятии, а не к Станиславу. При этом, возможно, им пришлось бы отдать больше, чем было взято ну или по крайней мере пришлось бы собрать какие-то бумаги для получения ссуды - это и был бы их "труд", за который бы они получили желаемое.
Станислав П.: «Потерплю ещё пару годков...»
«Как-то в вашей газете я прочитал выступление социологов. Оказывается, среди ценностных ориентаций у норильчан на первом месте стоит материальная обеспеченность, на втором — благополучие в личной жизни. Всё правильно, я тоже это подтверждаю. Вот я, к примеру, зарабатываю прилично — за тем и в строители газопровода пошёл... Потерплю ещё пару годков, зато потом... В Тернополь вернусь, первым делом «Жигули» куплю... Не подумайте, это не предел моих мечтаний. Как-то к одному своему знакомому в дом зашёл, и тот стал японской стереоустановкой хвастать... Четыре моих месячных зарплаты. Поднатужился (правда, на свадьбу к сестре не поехал — расход лишний) и через полгода купил у этого парня «Сонечку»... Решил жене подарок сделать. Опять поднатужился и купил кольцо с бриллиантиком... Ещё мама мне говорила: нет ничего недолговечнее, чем временные, дешёвые вещи.
Только на гарнитур собрали, получаем от родственников письмо, в котором они просят денег занять для туристической поездки. Немного, правда, просили, но я принципиально отказал... Был я у этих родственников в гостях года три назад. Людям за сорок, а сами как бродяги — всю страну исколесили со своими спальными мешками. Кстати, и постелили нам в этих спальниках, потому что одеяла в доме лишнего нет!..
Да, просьба к вам: фамилию мою не называйте. Да нет, боятся-то мне нечего. Видите ли... Кто-нибудь из ребят наверняка попросит денег занять. Мне каждый раз так неудобно отказывать».
Эх, Станислав, не турист ты совсем. Богато, но скучно живёшь.
Весь материал:
[censored]