Каждый сотый сотрудник ИТ-компании должен преподавать

biz.cnews.ru — Жесткая мера, но своевременная — так в беседе с CNews директор фирмы «1С» Борис Нуралиев прокомментировал намерения правительства РФ сделать обучение студентов ИТ-компаниями обязательным условием для получения льгот. По его мнению, компании размером до 100 сотрудников можно освободить от работы в вузах, а в более крупных компаниях целесообразно выделять одного из ста сотрудников для преподавания полдня в неделю.
Новости, Наука | hds86 07:28 29.05.2024
29 комментариев | 41 за, 0 против |
#1 | 07:29 29.05.2024 | Кому: Всем
[censored]
Фото: пресс-служба ЦИПР

CNews: Михаил Мишустин в ходе пленарного заседания ЦИПР призвал активнее привлекать компании к участию в обучении по ИТ-направлениям в вузах, и подчеркнул, что это должно стать обязательным условием для предоставления им соответствующих льгот. Ранее обсуждалось, что участие в подготовке кадров может стать условием для аккредитации ИТ-компаний при Минцифры. Как вы относитесь к таким требованиям?

Борис Нуралиев: Это жёсткая мера, но в принципе правильная.

Компании утверждают: «Нам не хватает кадров!» Так пусть поучаствуют в решении проблемы. Конечно, важно, как именно это решение будет реализовано.

CNews: Представители многих компаний говорят: мы слишком маленькие, это очень ресурсоёмко, одну-две кафедры мы можем подтянуть, а больше сложно…

Борис Нуралиев: А больше и не нужно. Мы своих партнёров со статусами «1С:Центр ERP» и «Центр компетенции 1С:КОРП» просим обучать 50 студентов в год (это две группы или одна группа на два разных курса), и хотя бы 5 человек в год брать на оплачиваемую стажировку.

CNews: Это обязательное требование для партнеров «1С»?

Борис Нуралиев: Пока сделали обязательным для тех, кому нужен статус, позволяющий работать на корпоративном рынке, заниматься ERP-системами. Раньше мы их уговаривали, теперь требуем.

Что касается аккредитации при Минцифры, никто же не будет запрещать компаниям, не занимающимся образованием, работать.

Борис Нуралиев, «1С»: Если в компании меньше 100 сотрудников, то можно не требовать с них этого, а дальше с каждых 100 сотрудников одного преподавателя попросить на 10% времени — это реально затрата одной тысячной ресурса
Но если вы кричите, что не хватает кадров, поэтому вам нужна ИТ-ипотека, отсрочка от армии, — вы тогда тоже поработайте над подготовкой кадров. А если не особо нужны, то не нужны.

CNews: По вашему мнению, надо вводить требования по количеству обученных студентов и принятых на стажировку? Многие говорят о проблеме большого количества «джунов» на рынке труда…

Борис Нуралиев: Понимаете, это не проблема, а шанс, который надо использовать.

Сейчас много ребятишек научили, ну знают они оператор цикла, а теперь надо их доучивать. Мне кажется, решение очень своевременно, момент нельзя упустить. По программе «Код будущего» за государственный счёт сотни тысяч детей обучили. Также и коммерческие компании работали. Мы, фирма «1С», более 13,5 тысяч в прошлом году обучили. У «Сбера» большая программа обучения детей, у «Яндекса». Чтобы эти достижения не пропали, молодежь («джунов») надо доучивать до индустриального уровня.

Мера жестковатая, но очень своевременная, очень правильная

ИТ-компании должны выделять ресурсы на обучение. Мои сотрудники тоже сначала говорили: «У нас нет времени». Вот у тебя есть группа из 10 сильных специалистов — одного посылаешь, грубо говоря, на полдня в неделю — это 10% его времени, это 1% рабочего времени группы — это не критично.

CNews: Но надо же еще готовиться…

Борис Нуралиев: Я и говорю, надо выделить полдня. Два академических часа — это меньше чем полдня. Я же занятия вёл в своё время в вузе. Первый год ты тратишь больше времени на подготовку к занятиям, а дальше, если курсы более-менее стабильные, особенно когда несколько одинаковых групп, времени на подготовку нужно меньше.

Повторю — мера жестковатая, но очень своевременная, очень правильная. Я эту меру всячески поддерживаю.

Я думаю, если в компании меньше 100 сотрудников, то можно не требовать с них этого, а дальше с каждых 100 сотрудников одного преподавателя попросить на 10% времени — это реально затрата одной тысячной ресурса — но на благую цель как раз развития и поддержания трудовых ресурсов. В своей системе мы это делаем, и для других, думаю, что это нормально.

Почему Физтех такой сильный? Потому что исторически там учили студентов ровно те инженеры, ровно те академики, которые ракеты строили. Это вот настоящие базовые кафедры, а не просто названия.

CNews: Многие ИТ-компании участвуют в образовании студентов через открытие совместных магистратур, однако президент объявил о том, что от системы бакалавриатов и магистратур планируется постепенно отказываться. Видите ли вы здесь риски?

Борис Нуралиев: Будем приспосабливаться, ко всему можно приспособиться. Любое изменение, если им правильно воспользоваться, — это шанс на развитие. А если неправильно — риск. К чему придем — посмотрим.
Mr. Maximus
надзор »
#2 | 07:31 29.05.2024 | Кому: Всем
И будет N-компаний по 99 человек в штате, или 98...
#3 | 07:37 29.05.2024 | Кому: Всем
Что-то новости про "бизнес д.б. социально ответственным!" кучно пошли.

То неприбыльный софт призывают писать на субботниках, то преподавать на общественных началах. К чему бы это.
#4 | 07:43 29.05.2024 | Кому: Всем
Уважаемые коллеги!
Среди Вас (ты) много хороших людей, понимающих, что кроме Семьи, есть и Родина.
Именно для Вас (тебя) мои слова.
В каждом колледже есть вакантные должности замещающих учителей. Я когда с ранением лежал, то зашёл в колледж и попросился сам преподавать бесплатно такт.медмцину. В пятницу пришел, а во вторник уже в учебном плане стоял, на 4 часа.
Дети ссали кипятком, недовольных не было.
Поэтому, идите и передавайте опыт, Вам (тебе) это принесет радость, ну а плюшки впоследствии.
alf
1 комментарий в день »
#5 | 08:07 29.05.2024 | Кому: Всем
Мы при капитализме живём, а значит действуют рыночные отношения при которых любой труд должен быть оплачен. Если фирма выделяет ресурсы для обучения, значит это должно как-то оплачиваться, может через налоговые льготы, например. А так инициатива правильная
#6 | 08:21 29.05.2024 | Кому: Всем
А были в нашей айтишачке люди, которое добровольно шли преподавать, в т.ч. в гос универе. Очень толковые, серьёзные спецы с огромным промышленным опытом. Да только беда в том, что такие альтруисты очень сильно за насправедливость беспокоятся, и за последние года 4 разъехались. Потому что картинка плохой родины нарисована красиво, говорят с вами вежливо и вроде как все свои, культурные и образованные. Госпропаганда этих людей вчистую проиграла, со своим "а зато мы сильные и кто не согласен - ща придём", хз на на что рассчитывали. Других преподавателей у нас для нас не особо было.

Мишустин толково предлагает в сложившейся ситуации, да только сначала стоило бы разбор провести, а как мы тут оказались.
#7 | 08:25 29.05.2024 | Кому: Всем
Так а чего бы не оплатить хорошего преподавателя?
#8 | 08:30 29.05.2024 | Кому: DiNecromA
> Так а чего бы не оплатить хорошего преподавателя?

Так ему платить надо.
#9 | 08:37 29.05.2024 | Кому: Всем
> Многие говорят о проблеме большого количества «джунов» на рынке труда…

Подобное есть с наладчиками ЧПУ. Вроде и з\п 130-200, но специалистов просто нет. Ну доплати опытному за наставничество, подтяни из операторов(желающие всегда есть, ибо разница в з\п в 1.5 раза), так нет.
Доходит до абсурда: представитель большого предприятия ходит с целью рекрутинга в учебные центры(где по сути получают только корочки наладчика и немного теории за пару месяцев курса), а сами не чешутся, хотя у них в каждом цеху есть 2-3 оператора, прошедших курсы.
#10 | 08:46 29.05.2024 | Кому: DiNecromA
> Так а чего бы не оплатить хорошего преподавателя?

Если в вузе чисто в теории завести препода по ИТ с ЗП в 400тыс+, там сразу будет очередь из всяких инфоцыган и родственников, реальным специалистам туда будет не пробиться, они в интриги не обучены.
#11 | 08:46 29.05.2024 | Кому: Всем
> Ну доплати опытному за наставничество

Зачем плодить конкурентов?
Капитолизом.
#12 | 08:50 29.05.2024 | Кому: Всем
В принципе, наверное, решается легко.
Берем и устраиваем в контору препода из местного вуза на полставки от мрот.
#13 | 09:08 29.05.2024 | Кому: inko
> полставки от мрот

Сам за такие деньги работай.
#14 | 09:27 29.05.2024 | Кому: Techred
Речь о том чтобы просто вписать в штат проподавателя который _уже_ работает в универе и просто немножечко ему платить чтобы числился в штате
#15 | 09:31 29.05.2024 | Кому: Всем
Программистов не хватает, потому что айти отрасль хуйней занимается, в том числе из за запросов менеджмента.
Все равно как если бы программисты при написании программ не использовали ооп и даже функции. Миллионы компаний делают одно и тоже уникальными программными продуктами, при этом никто и проблем в этом не видит.
#16 | 09:44 29.05.2024 | Кому: Всем
Так себе идея.
Хороший специалист и хороший преподаватель - далеко не всегда один и тот же человек.
Нужно налаживать взаимодействие между ВУЗами и индустрией. Специалисты должны выдавать список компетенций для освоения учащимися и проводить контроль по итогам. Сотрудники ВУЗов должны по этим требованиям составлять и корректировать образовательные программы + вести работу со студентами, с учётом их базовой подготовки, индивидуальных особенностей восприятия и т.д.
Тогда будет толк.
#17 | 09:45 29.05.2024 | Кому: Rex Flex
> Речь о том чтобы просто вписать в штат проподавателя который _уже_ работает в универе и просто немножечко ему платить чтобы числился в штате

У меня один знакомый рассказывал, что после того как он получил официальную корочку дополнительного образования связанную с информационной безопасностью, ему стали поступать предложения принести трудовую и получать небольшую зарплату просто за то, что он будет там числиться как на основном месте работы.
#18 | 09:52 29.05.2024 | Кому: cyan__
> Мишустин толково предлагает в сложившейся ситуации, да только сначала стоило бы [разбор провести, а как мы тут оказались].

Это призыв к экстремизму.
#19 | 09:52 29.05.2024 | Кому: Techred
> Сам за такие деньги работай.

Я где-то писал про работу??))
#20 | 09:53 29.05.2024 | Кому: cyan__
>Если в вузе чисто в теории завести препода по ИТ с ЗП в 400тыс+

Сделать платные курсы, где учащиеся оплатят 25%, а остальное ВУЗ и работодатель что выделит препода. Контора, по сути, сможет отобрать сразу самых толковых. Вуз получит адекватных преподов и мотивированных студентов
#21 | 10:06 29.05.2024 | Кому: Всем
Крупняк и так активно в образование лезет. Причём начинают вести образовательные программы с уровня школ. Да и желающих преподавать хватает. У меня на сотню ит-шников преподают 7 человек, которые сами вызвались, без доплаты . От синьоров разработчиков, аналитиков и тестеров и до СТО. Сам некоторое время преподавал и хочу продолжить, но пока рабочая/личная нагрузка не позволяют. (
buba
надзор »
#22 | 11:44 29.05.2024 | Кому: cyan__
> Госпропаганда этих людей вчистую проиграла, со своим "а зато мы сильные и кто не согласен - ща придём", хз на на что рассчитывали.

[censored]
#23 | 12:38 29.05.2024 | Кому: Всем
Мда, а как быть с бюрократической частью работы преподавателя? Ведь именно она отжирает не мало времени у любого преподавателя.
#24 | 15:25 29.05.2024 | Кому: Всем
> Сейчас много ребятишек научили, ну знают они оператор цикла

В глубокорегиональном вузе я видел 1С с разбором всех основных элементов, как бы не соврать, но лет так 15 назад.
Циклы...

> Вот у тебя есть группа из 10 сильных специалистов — одного посылаешь, грубо говоря, на полдня в неделю — это 10% его времени, это 1% рабочего времени группы — это не критично.


Как человек, имевший плотнейшее отношение к данному действу, могу сказать, что идея Мишустина, что комментарии Нуралиева - полнейшее говно. Хороший специалист может не быть даже средненьким преподавателем.
Я несколько лет ходил по всяким конторам и предлагал очевиднейшее: "научите преподавателей", "возьмите на стажировку", "проведите летние курсы переподготовки". Всем настолько пофиг, что натурально оторопь берёт.
#25 | 15:31 29.05.2024 | Кому: Rex Flex
Да никто ему и платить не будет, у вуза есть такой показатель, как количество преподавателей из реального сектора экономики.
Просто перекроют друг другу "цифры" и всё.
#26 | 15:45 29.05.2024 | Кому: angryPhD
Верно, но недостаточно. Хотя бы потому, что оно, сколько я себя помню, примерно так и есть.
Требования по содержанию формулирует министерство опросом специалистов, на защите дипломов всегда присуствуют специалисты с реальных предприятий.
Нужно обязательно ставить преподавателей в реальную среду. Именно потому, что специалист и преподаватель - это разные умения и они могут увидеть одну и ту же работу совершенно по-разному.
4ekist
надзор »
#27 | 17:01 29.05.2024 | Кому: Всем
Ходим в вузы и читаем. Не первый год. Дипломников ведем. Че все возбудились-то?
#28 | 18:18 29.05.2024 | Кому: hds86
> Если в компании меньше 100 сотрудников, то можно не требовать с них этого, а дальше с каждых 100 сотрудников одного преподавателя попросить

Серьезная крупная контора из своих рядов на барщину будет отправлять самых злостных косячников и распиздяев.. Дабы снизить убытки отвлечением высококвалифицированных спецов, приносящих деньги.
Как-то так вижу..
#29 | 18:52 29.05.2024 | Кому: Всем
Я бы попреподавал, да непонятно куда бечь. В родном универсситете вакансий нема.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.