Латвийские дроны для Украины

rus.lsm.lv — Два латвийских производителя летательных аппаратов «двойного назначения» — и гражданского, и военного — во время российско-украинской войны переживают взрывной рост бизнеса. Еще три компании, возможно, начнут производство в течение года. В комментах, как обычно, ещё немного новостей из Латвии. #Латвия
Новости, Политика | Dmitrij 16:00 05.02.2024
8 комментариев | 22 за, 0 против |
#1 | 16:00 05.02.2024 | Кому: Всем
Резкий взлет: латвийские дроны поднялись на войне в небе Украины.

Два латвийских производителя летательных аппаратов «двойного назначения» — и гражданского, и военного — во время российско-украинской войны переживают взрывной рост бизнеса. Еще три компании, возможно, начнут производство в течение года. Как живет отрасль, выросшая из детских хобби, и обоснованы ли заявленные Латвией амбиции стать центром «коалиции дронов», выяснил Rus.LSM.lv.

О том, как «война дронов» изменила характер боевых действий, пишут главнокомандующие и говорят солдаты (см. например, здесь и здесь). Теперь противник видит все, что вы делаете, а вы видите все, что делает противник, писал главком ВСУ Валерий Залужный, объясняя, почему красивых прорывов, скорее всего, не будет. Невозможно незаметно сконцентрировать войска и технику (что стало одной из причин, почему обе стороны в 2023-м не могли вести маневренную войну). Дроны находят цель, наводят артиллерию на цель, атакуют цель.

Латвийские беспилотники в этой войне тоже «засветились».

Сколько реально производят

Когда в последнее время говорят об этой латвийской индустрии, заявляется уже про 17 работающих в этой сфере компаний. Правда, если говорить не про планы, разработки и прототипы, а про реальное производство и продажу летательных аппаратов, которые реально используются на войне — тут в Латвии пока есть две уже известные компании, Edge Autonomy Riga и Atlas Aerospace.

«Что касается производителей дронов вообще — я не могу сказать, что их в Латвии только 17 или 27, потому что, если говорить и о воздухе, и о земле, и воде, и [о пространстве] под водой, то разработок тут намного больше. Те, которые уже коммерциализированы и используются для гражданско-военных нужд — это эти два предприятия. Возможно, у еще трех латвийский компаний выпуск может начаться в течение ближайшего года. Это фирмы, которые уже давно работают с инженерными системами. Не уверена, будут ли это именно военные дроны, скорее, двойного назначения», — рассказывает Rus.LSM.lv глава Латвийской федерации оборонной индустрии Элина Эгле.

В Латвии довольно много энтузиастов, создающих новые летательные аппараты, продолжает она. И добавляет: информации, что эти новые продукты тестировались на поле боя в Украине, у нее пока нет.

Пионеры отрасли и первый год войны

Первопроходец и многолетний лидер латвийской индустрии, компания UAV Factory, позже переименованная в Edge Autonomy Riga, с десятками миллионов годового оборота, — «плод» детского увлечения ее основателя, Константина Попика.

Начиналось все с хобби. В 90-е 11-летний Константин начал заниматься в рижском кружке авиамоделирования, делал радиоуправляемые самолетики. Окончил в Латвии среднюю школу — и поступил в Ливерпульский университет, учиться на авиаинженера. Тогда же вместе с друзьями собрал первую мини-модель Varna — весом в килограмм, размерами метр на метр. Она хоть и летала, но покупателей тогда не нашлось. Следующая попытка была в 2009 году — и удалось продать 2 новые модели, уже с габаритами 3 на 3 метра. На их базе позже был создан Penguin B, который в 2012 году поставил мировой рекорд по длительности полета в своем классе (54 часа и 27 минут). Главная функция латвийского продукта — наблюдение с высоты — востребована самыми разными клиентами, от университетов и корпораций до служб спасения и военных. Причем в Латвии делают и сам летательный аппарат, и «глаза» — оптику.

В первый год войны оборот предприятия, в котором трудились 160 человек, почти утроился, с 8,6 млн до 21,2 миллионов. Прибыль же подскочила без малого в 10 раз, до 4,5 млн евро (годом ранее было около полумиллиона евро).

«Российское нападение на Украину и связанные с этим международные санкции создали макроэкономическую неопределенность, и вызвали рекордную за последние годы инфляцию. В то же время война России в Украине привела к росту спроса на производимые компанией продукты», — сообщается в отчете компании за 2022 год. Там же говорится, что число заказов — на исторически рекордном уровне.

На вопрос Rus.LSM.lv о предварительных результатах 2023 года в компании не ответили.

Второй известный игрок — Atlas Aerospace, принадлежит Ивану Толчинскому, с 2015 года живущему в Латвии гражданину Израиля украинского происхождения (и он тоже в детстве занимался авиамоделированием). Тут оборот компании в «военном» 2022 году тоже взлетел, и тоже в разы, с 1,36 до 6,87 миллионов евро. Но прибыли это пока не принесло, результат — убытки на 4,8 миллиона евро (примерно столько же, что и годом ранее).

Как получилось, что даже многократный рост оборота в 2022 году не привел хотя бы к снижению убытков? Причина в том, что после ковида во всем мире была большая проблема с комплектующими (мы писали об этом), говорит Rus.LSM.lv Толчинский.

«Был огромный дефицит, и рост цен. В итоге многие системы для Украины, мы делали себе в минус, потому что нужно было поставить продукт быстрее. Мы проигрывали много денег, чипы, которые обычно у нашего [постоянного] поставщика [раньше] стоили 11 долларов, приходилось покупать на рынке по 150 долларов. Понимаете, там война, и мы не могли отказать», — объясняет владелец Atlas Aerospace.

Второй год войны

Каким был только что завершившийся 2023-й год для латвийской индустрии беспилотников и дронов, ясно пока в общих чертах. Подъем продолжается, уверена глава отраслевой федерации Элина Эгле: «Интерес со стороны покупателей есть, рост продаж есть, новые работники — набираются».

В Edge Autonomy Riga от комментариев отказались — и по развитию бизнеса, и по тому, насколько эффективен оказался их продукт в противостоянии с технологически развитым противником. «Сейчас мы не даем комментариев, так как идет война, и многие вопросы становятся конфиденциальными», — сообщили Rus.LSM.lv в отделе маркетинга. Тем не менее, латвийские модели беспилотников этой компании на фронте «засветились» — в том числе в верифицированной статистике проектом Oryx украинских потерь: два самолетика Penguin C были захвачены противником.

Более открыты коллеги из Atlas Aerospace: по оперативным данным, оборот в 2023 году составил около 12 миллионов евро, и впервые удалось выйти в плюс — ожидается прибыль до 1,5 миллионов. План на начавшийся 2024 год — выйти на уровень продаж в 20-21 миллион евро, из которых на Украину придется около трети, говорит Иван Толчинский. Другие главные рынки — Великобритания, Нидерланды и США.

Насколько эффективен оказался продукт Atlas по итогам почти двух лет войны — учитывая, что летать приходится над технологически развитым противником? Мы совершенствуемся, и они тоже, признает Толчинский.

«Постоянно улучшаем наши возможности полета без GPS, в условиях подавления связи. Мы находимся в категории маленьких дронов, в маленькой лиге, и против нас работает маленькая РЭБ (системы радиоэлектронной борьбы — С.П.). Идет игра в догонялки, вечная гонка. Мы постоянно мониторим, что там появляется, говорим с солдатами, они нам показывают, какие системы появились, как это подавляется, какие новые каналы используют россияне. Постоянно подстраиваемся», — рассказывает владелец Atlas Aerospace.

Обычно срок жизни маленького дрона-наблюдателя — несколько десятков вылетов. Более крупного беспилотника – 4-5 вылетов. Поэтому постоянно нужны новые. Противник может аппарат «увести и посадить», бывают и ошибки пилотирования, а также случаи, когда из-за обстрелов оператор просто бросает систему в поле.

В латвийской компании думали и о производстве камикадзе или «микробомбардировщиков» для сброса боеприпасов. Даже сделали прототипы. Но до производства не дошло — на такое оборудование нужна отдельная лицензия. «Мы компания, которая занимается продуктами двойного назначения, но мы все-таки не делаем оружие», — говорит Толчинский.

По его сведениям, украинский опыт с камикадзе таков: только порядка 10% из них в итоге поражают цель (что может показаться странным для тех, кто смотрит видеоролики в телеграм-каналах). Это примерные данные, полученные от общения с солдатами.

Самая большая проблема в управлении такими дронами — навыки пилота, говорит Толчинский: «Кроме обучения, тут важен своего рода талант». Сейчас производители добавляют искусственный интеллект, который может сам доводить «вертолетик» до цели, — и тогда доля успешных операций вырастает уже до 50%.

После войны

Конец пандемии «убил», вернув на доковидный «нишевой» уровень, потребность рынка в масках и защитных экранах. Для производителей беспилотников актуальный вопрос — как долго продлится нынешний повышенный спрос, и что будет после войны.

По словам Толчинского, об этом же думают и инвесторы Atlas: «Будут другие продукты, другие рынки. Военные заказы, конечно, тоже будут. Сейчас мы стараемся больше ориентироваться на Северную Америку, на индустриальный сектор — это полиция, пожарные, спасатели. Сейчас там главный тренд — отмена китайской продукции, того же DJI. Мы сейчас стараемся забирать себе их заказы, чтобы компенсировать спад, который будет, когда закончится война в Украине». (DJI, китайский производитель дронов с 2006 года — пионер и многолетний лидер потребительского сегмента в мире. Популярные модели используется в том числе военными, в том числе в российско-украинской войне по обе стороны фронта. В ЕС и США использование китайских дронов в госсекторе и даже в армии — популярная тема в контексте национальной безопасности.)

При этом у латвийской отрасли есть несомненный потенциал для дальнейшего роста, уверены ее ветераны. Константин Попик, который два года назад продал свою долю американским партнерам и вышел из бизнеса, не сомневается, что Латвии удалось накопить местную компетенцию: «Я очень оптимистично на это развитие смотрю.

За последние лет десять накоплено очень большое количество знаний по такого рода продуктам. Тут есть инженеры, специалисты по развитию бизнеса, руководители. Многое уже удалось сделать даже в мировом масштабе.

Думаю, огромный и важный опыт был получен в ходе использования наших аппаратов на войне. Поэтому я верю, что потенциал развития таких компаний в Латвии — большой. Причем нашей стране такие продукты военного назначения тоже нужны. И в Европе есть такая нужда».

«К нам приезжают эстонские и литовские военные, и у них в странах тоже есть свои компании-разработчики, но те не довели свой продукт ни до чего. А в Латвии так сложилось, что много моделей были доведено до ума, и они реально продаются. Это и Edge Autonomy Riga, и мы. Я затрудняюсь назвать у соседей примеры, когда дело дошло до производства», — говорит Толчинский.

Впрочем, добавляет он, раньше и зайти в отрасль было проще: «Когда мы влезали, этот рынок был простой, теперь он стал сложным. В странах НАТО в военных закупках появилось очень много регулирования — безопасность, связь, какие карты используются, какой софт... Входной билет в военную индустрию стал очень дорогим, поэтому мы видим, что многие компании больше нацелены на невоенный сектор. В том числе вот сейчас модно — доставка дронами. А рынок обороны — он сложный стал, не для стартапов».

Впрочем, если начинается война, требования упрощаются: «Как было в Украине: появились компании, которые на коленке собирают дешевые комплекты за 150 долларов — и пробивают танк за полтора миллиона. Чтобы облегчить им вход на рынок, Украина изменила правила. Например, до войны мы целый год проходили там госиспытания, чтобы получить все необходимые для военного использования сертификаты. Это было очень сложно и дорого. Сейчас в Украине тебе хватает всего одного заполненного листа, чтобы тебя могли принять на вооружение. Одного листа».

И про коалицию

В январе министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что почти два десятка стран будут участвовать в «коалиции дронов», чтобы вооружить Украину «тысячами» новых устройств. «Основная цель — сделать все, чтобы как можно больше этих беспилотников было доставлено в Украину», — сказал Спрудс. Правда, местные производители в то же время терялись в догадках, что эта «коалиция» означает конкретно для них, — с ними на этот счет никто не говорил, и, к примеру, увеличение производства не обсуждал.

Больше ясности появилось 29 января — на встрече отраслевиков с министром обороны, сообщила Rus.LSM.lv глава оборонной федерации Элина Эгле. Рассказывать о подробностях она на стала, сославшись на конфиденциальность информации: «Что я могу сказать — встреча прошла очень хорошо, многие участники отрасли выслушали послание минобороны о коалиции, узнали о требованиях и актуальных нуждах, об активных зарубежных партнерах и возможностях для сотрудничества. Думаю, это прекрасная возможность кооперироваться, участвовать в производстве разных компонентов».

«Мы попросили производителей сообщить о своих практических возможностях производить необходимые Украине дроны. Когда эти данные от производителей будут получены, мы сообщим о дальнейших шагах», — проинформировала Rus.LSM.lv пресс-секретарь министра обороны Илзе Маскалане.
#2 | 16:07 05.02.2024 | Кому: Всем
В продолжение темы https://vott.ru/entry/635752 .

Спецслужбам Ирландии еще в 2023 году было поручено следить за Жданок во время ее визита.

[censored]

Ответственным за безопасность страны учреждениям в Ирландии в прошлом году было дано поручение следить за депутатом Европарламента (ЕП) Татьяной Жданок (РСЛ) во время ее визита в страну, сообщает газета Соединенного Королевства The Sunday Times.

Как сообщили изданию источники, представители государственной полиции и службы безопасности Ирландии были проинформированы о том, что Татьяна Жданок является "лицом, действиями которого интересуются службы безопасности в стране ее проживания", то есть в Латвии.

Ранее сообщалось, что утечка электронной переписки показала, что депутат ЕП Татьяна Жданок как минимум с 2004 года отчитывалась о своей деятельности перед сотрудниками российской Федеральной службы безопасности (ФСБ) и просила деньги на организацию мероприятий. Сама Жданок отрицает сотрудничество с российской разведкой, сообщает Балтийский центр журналистских расследований Re:Baltica.

Переписка по электронной почте оказалась в распоряжении российского издания The Insider, которое поделилось этой информацией с Re:Baltica, эстонским порталом Delfi и шведской газетой Expressen. Жданок не стала отрицать подлинность электронных писем, но заявила, что считает неприемлемым комментировать содержание личных документов, полученных в результате взлома.

В свою очередь Служба госбезопасности (VDD) напомнила, что в марте 2022 года, установив, что деятельность Русского союза Латвии и ее представителей не соответствует демократическим ценностям и интересам государственной безопасности Латвии, служба вынесла партии предупреждение.

Кроме того, 5 декабря 2022 года в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом о политических партиях, VDD направила Генеральному прокурору собранную информацию и свою оценку деятельности партии и ее несоответствия государственной безопасности Латвии.

На основании информации, предоставленной VDD, 24 февраля 2023 года прокурор направил партии предупреждение.

Европейский парламент также начал расследование в связи с обвинениями Жданок в контактах с российскими спецслужбами.

Президент Европарламента Роберта Метсола "очень серьезно" относится к обвинениям в адрес Жданок и передала дело в консультативный комитет по кодексу поведения.
#3 | 16:09 05.02.2024 | Кому: Всем
Из соображений безопасности российскому моряку отказывают в высадке в порту Мерсрагс.

[censored]

В минувшую субботу в порту Мерсрагс по соображениям безопасности во въезде в Латвию отказано одному гражданину России, сообщили в Государственной пограничной охране.

В отношении моряка у капитана судна взято гарантийное письмо о том, что иностранец не сойдет на берег во время стоянки судна в порту.

Как уже сообщалось, с момента вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года Служба госбезопасности (VDD) в сотрудничестве с Государственной пограничной охраной в пунктах пересечения восточной границы Латвии осуществляет усиленный контроль за въезжающими в Латвию иностранцами.

Во время проверки VDD, получив информацию, свидетельствующую о созданных иностранным гражданином рисках для национальной безопасности Латвии, дает пограничной охране рекомендацию запретить иностранному гражданину въезд в Латвию.

Иностранные граждане, желающие въехать в Латвию из России или Беларуси, проверяются независимо от их государственной принадлежности.

Въезд в Латвию в основном запрещен иностранцам, в том числе гражданам Украины, которые своей деятельностью и публичными высказываниями поддерживают агрессию и интересы России, а также причастны к различным преступным действиям, указали в службе.
#4 | 16:10 05.02.2024 | Кому: Всем
гори, гори ясно, чтобы не погасло
#5 | 16:10 05.02.2024 | Кому: Всем
Части сотрудников NEPLP необходимо отличное знание русского языка.

[censored]

С целью защиты информационного пространства Латвии Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) предлагает сохранить в поданных депутатами Сейма поправках к закону о труде возможность мониторинга контента на русском языке.

NEPLP ознакомился с находящимися на рассмотрении в Сейме поправками к закону о труде, предусматривающими лишь отдельные группы профессий, для которых работодатель будет вправе требовать владения русским языком.

В совете пояснили, что упомянутые поправки к закону могут существенно повлиять на обеспечение функций NEPLP и надзор за информационным пространством с учетом того, что в соответствии с нормами закона об электронных СМИ совет осуществляет мониторинг деятельности электронных СМИ и обобщает его результаты, при этом в мониторинг входит надзор за распространяемым электронными СМИ контентом и на русском языке.

Кроме того, в соответствии со своей компетенцией NEPLP проводит проверки аудио- и аудиовизуального контента на различных сайтах, где чаще всего информация размещена именно на русском языке.

Таким образом, с целью обеспечения выполнения установленных действующим законодательством функций совета и защиты информационного пространства Латвии для выполнения отдельных обязанностей сотрудникам секретариата NEPLP необходимо отличное знание русского языка, без которого невозможно полноценно выполнять трудовые обязанности.

В NEPLP пояснили, что речь идет только об отдельных сотрудниках в департаменте мониторинга, в обязанности которых входит мониторинг и анализ русскоязычного контента, но от других сотрудников секретариата NEPLP знание русского языка не требуется.

Совет подчеркивает, что поддерживает укрепление употребления государственного языка и внесение предлагаемых депутатами поправок в закон о труде. Однако с учетом указанных выше соображений совет просит предусмотреть в законопроекте исключение, которое позволит NEPLP требовать от претендентов на отдельные позиции знания русского языка.

Как сообщалось, Сейм концептуально поддержал поправки к закону о труде, призванные укрепить использование государственного языка на рынке труда.
Legioneer
надзор »
#6 | 16:11 05.02.2024 | Кому: Всем
как там наши эшелоны с "Добрыней"???
#7 | 16:13 05.02.2024 | Кому: Всем
Вариант «Дома Москвы» не годится для санаториев РФ и РБ — De facto.

[censored]

Национализированный «Дом Москвы» в Риге в конце января освободили прежние арендаторы, и его переняло государство. В ближайшее время Кабмину нужно принять решение о дальнейшей судьбе здания (один из вариантов — продажа). Но вот перенятие других российских и белорусских подсанкционных объектов собственности — дело не столь простое, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto.

Как поясняют в Минюсте, перенятие «Дома Москвы» было произведено, чтобы прекратить деятельность, угрожающую национальной безопасности и проводившуюся под завесой культурных мероприятий и занятий по интересам. Но в санаториях «Янтарный берег» и «Белоруссия», которыми владеют РФ и РБ, сейчас не ведется никакой хозяйственной деятельности и не идентифицировано проведение антигосударственных мероприятий. Как поясняет Минфин, чтобы можно было перенять в собственность государства какой-то объект, требуется четкое правовое основание.

«Дом Москвы» в Риге сейчас пуст и тёмен. Две недели назад вступил в силу закон о переходе этого здания в руки латвийского государства. Неделю назад объект недвижимости записан на баланс Министерства сообщения (земля, на которой стоит здание, и до того принадлежала ему). Предыдущим хозяевам и арендаторам дали семь дней сроку на вывоз вещей. Всё, что осталось в помещениях, теперь официально — бесхозное имущество и тоже перешло в собственность государства.

Министерству сообщения нужно в ближайшие месяцы положить на стол правительству предложения, как поступить с этим зданием. Вариантов рассмтаривается несколько, сказала и.о. госсекретаря министерства Лигита Ауструпе: «Каким будет решение, комментировать сейчас не могу, но возможности — или сдать в аренду, или продать».

Глава парламентской Комиссии по нацбезопасности Айнар Латковскис («Новое Единство») говорит, что самое верное — это продать недвижимость, а вырученные средства передать в помощь Украине:

«Цель законопроекта — не получение какой-то корысти латвийским государством. В моем понимании — никаких культурных учреждений, никаких музеев, ничего подобного. От этого должна выиграть Украина. Наш выигрыш уже произошел — здесь больше не действует очаг российской пропаганды».

Министерство сообщения признаёт, что решение о дальнейшем использовании «Дома Москвы» следует принять Кабинету министров. Практическую часть планируется доверить госпредприятию Valsts nekustamie īpašumi. Об этом достигнута неформальная договоренность, сообщает De facto.

Содержание здания — дело недешевое, подсчеты Минсообщения в начале года показали, что с учетом налогов, счетов на содержание объекта и коммунальные услуги в год на эти цели нужно полмиллиона евро. Пока же нет даже приблизительных прогнозов, за какую сумму «Дом Москвы» мог бы быть продан. Не видя планировки, несколько опрошенных редакцией De facto специалистов по сделкам с недвижимостью не взялись назвать возможные суммы. Но они сходятся во мнении, что спрос на офисные помещения, особенно не первой свежести, в центре Риги сейчас невелик.

11 января Сейм в окончательном чтении утвердил законопроект, предусматривающий передачу рижского Дома Москвы в собственность государства. Перед этим Rietumu Banka в письме предложил Сейму более тщательно пересмотреть план о передаче в собственность государству Дома Москвы в Риге, на улице Марияс, 7. Банк предупредил о возможных последствиях для латвийских коммерсантов, чьи активы находятся в РФ.

До национализации Дом Москвы находился в подчинении структур, чьими фактическими собственниками являются президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Как сообщал Rus.LSM.lv, в конце декабря по подозрению в возможном нарушении установленных Европейским союзом (ЕС) против РФ санкций Служба государственной безопасности (СГБ) провела уголовно-процессуальные действия в Доме Москвы, сообщили в СГБ. В ходе расследования выяснилось, что руководство Дома Москвы, возможно, продолжало получать материальную выгоду от помещений, использование которых в соответствии с международными санкциями запрещено.

В МИД России, в свою очередь, заявили, что решение Сейма Латвии о национализации Дома Москвы в Риге не останется без ответа. Его официальный представитель Мария Захарова пообещала «жесткие и крайне болезненные» для Латвии шаги в ответ на национализацию «Дома Москвы» в Риге.

В свою очередь, посольство РФ в Латвии в комментарии назвало решение Сейма о передаче Дома Москвы в собственность латвийского государства «правовым произволом» и заявило, что таким образом создаётся «крайне опасный прецедент». Диппредставительство РФ считает, что так иностранным собственникам посылается сигнал, что их активы в Латвии не защищены.
#8 | 16:17 05.02.2024 | Кому: Всем
Возможен отказ от Рижской окружной и 4-й очереди Южного моста — De facto.

[censored]

В минувшем периоде освоения еврофондов в Латвии возникли проблемы с несколькими проектами, в том числе — опоздания с поставкой поездов, и в результате на новый период «перекочевали» обязательства на 260 млн евро. На эту сумму нужно сократить другие планы, так что звучат предложения отказаться от перестройки Рижской окружной дороги и продолжения трассы Южного моста, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto. Ранее эти проекты планировалось софинансировать из средств ЕС. Rus.LSM.lv ранее сообщал, что Риге предлагается построить трассу за Южным мостом за свой счёт.

Но проблемы — не только по ведомству Минсообщения. Готова лишь половина того, что должно было быть на сегодня сделано. Если не будет прогресса — то из денег еврофондов, доступных Латвии на период 2021-27 гг., страна может недополучить сотни миллионов евро, предостерегает министр финансов Арвил Ашераденс («Новое Единство»). «Для нас существуют довольно высокие риски [потерять деньги]... Мы пытаемся спроецировать — это 100-200 миллионов в уже существующем периоде программирования, поэтому для нас важно существенно изменить подход уже сейчас. (..) Еврокомиссия следит за тем, следуем ли мы тому графику, который сами обязались выполнять. И если мы этому графику не следуем, то проводится проверка — будем ли мы способны в сушествующем периоде такие средства освоить. И если есть сомнения в этом, тогда эти средства могут переделить на другие нужды ЕС — и поверьте мне, их очень, очень много».

Чтобы предприниматели, различные программы, замыслы, строения получали поддержку в виде финансирования из фондов ЕС, министерствам нужно проделать подготовительные работы — в том числе написав правила уже более конкретного распределения денег. Ранее планировалось, что до Нового года будут написаны правила, по которым будут распределяться 2,8 млрд евро — однако ясность есть только насчет 1,31 миллиарда, прозвучало в передаче.

«Я призвал все министерства подать заявки новых проектов, пересмотреть существующие проекты и подать до 2 февраля. Это, я вижу, делают и самоуправления, и политические партии подают свои предложения — таким образом, со 2 по 9 февраля мы в Министерстве финансов оценим, и затем до 12-го мы планируем заседание группы фондов, на котором мы тогда изложим предложения по новому распределению фондов», — сообщил Ашераденс.

Обобщенные Минфином данные по состоянию на середину января показывают, что хуже всего с темпами работ дела до сих пор обстояли у Министерства сообщения. У него и пакет еврофондов самый пухлый. До конца этого года в отрасли сообщения должны быть утверждены условия распределения примерно 1 млрд евро из фондов ЕС. К тому же большинство правил должно было быть написано уже сейчас. Вместо этого решения приняты лишь о 21,2 млн евро. В Минсообщения признают, что ранее в отрасли царил чрезмерный оптимизм, и это до сих пор отражается на процессах.

«Это подобно эффекту домино — эти проекты один за другим задерживались, и в связи с этим на общем фоне, да, у министерства самые большие опоздания, этого нельзя отрицать. Но следует отметить, что и самые крупные обязательства — если посмотреть в том же графике, вы увидите, что ни у одного другого министерства не было так много и таких крупных пакетов, эти амбиции были не такими большими», — сказал советник министра сообщения Каспара Бришкенса Янис Мейранс («Прогрессивные»).

Неудачи предыдущих лет и с поставками поездов, и с перестройкой ж/д путей и перронов означают, что эти работы стоимостью около 260 млн евро придется финансировать из средств еврофондов нового периода. Это, в свою очередь, означает, что придется отказаться от других ранее намеченных издержек. В пакете Минсообщения это серьезное ограничение, говорит Мейранс: «И тогда один проект, о котором совершенно определенно надо дискутировать и в котором, возможно, следует искать другое финансирование — это четвертая очередь Южного моста. И вопрос — о Рижской окружной дороге, ее финансировать следовало бы наверняка иначе, потому что из Фонда выравнивания — нельзя».

Размеченного для Рижской окружной дороги финансирования хватило бы хорошо если на треть намеченного объема работ, поэтому для ее перестройки- будут искать другие ресурсы, прозвучало в передаче — например, использовать публично-частное партнерство, что, однако, потребовало бы больше времени.

Рижское самоуправление возражает против таких замыслов Минсообщения. На уходящей неделе Рижская дума приняла новый бюджет, в котором на 4-ю очередь Южного моста запланировано 44 млн евро. Однако если к ним не добавятся ранее запланированные 74 млн евро из еврофондов, сам город всю стоимость проекта не потянет. Так что строить трассу, которая должна будет соединить Бауское и Елгавское шоссе, не зная, будут ли деньги, рижские власти не станут. Между тем, на эти работы уже проводится тендер, и общая стоимость проекта оценивается в 110 млн евро. Мэр Риги Вилнис Кирсис («Новое Единство») признал, что позиция министра сообщения пока — переделить деньги фондов ЕС. Но есть надежда в ходе политической дискуссии все-таки переубедить правительство, пояснил Кирсис. «Ясно, что, если этих денег не будет, то я толком не вижу, как мы сможем этот проект воплотить», — сказал он.

Не задалось с работами и у Минобразования, которое в установленный срок не подготовило правила распределения 160 млн евро из фондов ЕС. Не на пользу темпам работы пошел отток многих специалистов из министерства в последний год. От своих программ МОН отказываться не намерен и не беспокоится, что чего-то может не успеть.

«У нас два предложения по снижению административного бремени, и это еще, если не будут изменены на ходу правила игры со стороны Минфина. Мы также видим, что финансирование быстрее достигает людей, когда мы объявляем о фондах — у нас там несколько предложений, над которыми мы в настоящее время работаем», — сказала министр образования и науки Анда Чакша («Новое Единство»).

Глава МОН заверила, что в министерстве «очень сфокусированно работают над фондами ЕС», так что нет оснований полагать, будто там чего-то не смогут сделать.

Единственное министерство, сделавшее больше запланированного, чтобы деньги из еврофондов влились в латвийскую экономику — это Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию (VARAM), сообщает De facto. Его глава Инга Берзиня («Новое Единство») похвалила своих чиновников как квалифицированных, знающих, ориентированных на цель специалистов.

В передаче прозвучало, что с переносом крупного финансирования на всё более поздние периоды проблемы возникнут с практическим исполнением — например, справится ли строительная отрасль. В строительстве хватает печальных примеров (новый корпус больница им. П. Страдиня, Центр катастроф МВД). Что предпринять в сфере строительства — обсуждали на последнем заседании комитета еврофондов. По прогнозу министра Ашераденса, с теми мощностями, какие имеются сейчас, далеко продвинуться не удастся.

Министр экономики Виктор Валайнис (СЗК) уже назначил встречи со строительным подрядчиками и представителями общественных организаций отрасли.

«Нужно говорить со строителями и негосударственным сектором строительства. Мы организовали встречи, чтобы можно было понять и вместе подумать, как мы можем разрешить эту отнюдь не простую ситуацию, которая уже обозначилась — какие, по их мнению, нужны действия со стороны государства, чтобы каким-то образом помочь избежать этих рисков. Но и мы со своей стороны, в любом случае, от правительства выступим со своим видением, что нам следует сделать, может быть, как-то там облегчить приход какого-то нового игрока на рынок. Может быть, следует укрепить какое-то из существующих, что том числе находящихся в госуправлении, предприятий», — говорит Валайнис.

При 4,4 млрд евро, распределенных Евросоюзом, до начала 2024 года в Латвии было практически начато всего 13 проектов общей стоимостью 284 млн евро. И начат отбор еще 51 проекта для освоения еще 788 млн евро из еврофондов.

Как писал Rus.LSM.lv, несмотря на скепсис Минсообщения насчет выделения денег еврофондов для трассы за Южным мостом, в Рижской думе всё же намерены побороться за европейское финансирование. Само строительство Южного моста началось ещё в 2004 году. Но весь проект — больше, чем просто переправа через реку. Он изначально был разбит на очереди. Соединение с Елгавским шоссе было его последним этапом.

З.Ы. То есть граждане даже еврофонды освоить не могут. Ни украсть, ни посторожить.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.