Декоммунизация статуи Родины-матери в Киеве

rus.tvnet.lv — Интервью скульптора - автора тризуба для Deutsche Welle. В комментах бонусом чутка латвийских новостей, как обычно.
Новости, Политика | Dmitrij 09:16 13.08.2023
28 комментариев | 37 за, 0 против |
#1 | 09:16 13.08.2023 | Кому: Всем
Скульптор: "Родина-мать" сделана по космическим технологиям.

Какие сложности возникли при замене герба СССР на тризуб, почему не использовали металл "Запорожстали", что делать с советскими звездами на мече "Батькивщины-Матери"? Интервью DW со скульптором Алексеем Пергаменщиком.

На щите созданной в 1981 году скульптуры "Родина-мать" ("Батьківщина-мати") в Киеве вместо герба СССР теперь установлен трезубец (в украинском языке - тризуб). Эта трансформация прошла в рамках процесса декоммунизации, который в Украине официально начался еще в 2015 году. Проект стоимостью 28 миллионов гривен профинансировал украинский бизнес, а возглавил скульптор Алексей Пергаменщик, выпускник Республиканской художественной школы и Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. DW поговорила с ним о том, как происходила замена герба СССР на трезубец, действительно ли металл "Запорожстали" был бракован и что делать с советскими звездами на мече "Родины-матери".

Deutsche Welle: Расскажите, пожалуйста, как вас назначили главным скульптором трезубца, который теперь установлен на щите "Родины-матери"? Был ли конкурс?

Алексей Пергаменщик: Не так много в Украине практикующих скульпторов-монументалистов, потому ко мне обратились из Минкульта и предложили заняться этой работой. Тем более я учился у профессора Василия Захаровича Бородая, создавшего "Родину-мать". То есть, я общался с ним напрямую. И он даже одобрительно отозвался о моей дипломной работе - скульптуре князя Святослава на Пейзажной аллее, которую я сделал в 2016 году и подарил городу Киеву. Эта скульптура очень интересна, ведь имеет двухзуб - печать князя Святослава и прототип тризуба.

Сколько времени ушло на создание трезубца?

- Работа была столь интенсивной, что даже детей не видел. Но проект удалось реализовать очень оперативно - за полтора месяца. За это время разработали математическую модель и изготовили тризуб.

- Трезубец на щите решили изготовить из европейского металла. Хотя ранее планировалось, что часть изготовят из украинского материала "Запорожстали". Впрочем, 25 июля Минкульт заявил, что металл "Запорожстали" не отвечает требованиям. "Запорожсталь" это отрицает и называет претензии к качеству безосновательными. Действительно ли с украинским металлом были проблемы?

- Украинскую сталь, в итоге, не использовали в тризубе, поскольку металл из "Запорожстали" был совершенно иного качества и цвета. Условие моих архитекторов заключалось в том, что сталь должна быть именно такая, которую использовали 42 года назад - титанонасыщенная, нержавеющая, полтора миллиметра толщиной.

А экспертиза Института стальных конструкций имени Шимановского показала, что металл "Запорожстали" был около 1,7 миллиметра толщиной. Поэтому мы взяли бельгийский металл, имеющий толщину в полтора миллиметра. Это, кстати, стандарт для стали. Поэтому я подозреваю, что "Запорожсталь" просто могла отдать нам бракованную партию. Из-за этой ситуации смета проекта увеличилась на 400 тысяч гривен, но по-другому нельзя было. Теоретически мы могли бы использовать металл "Запорожстали", но его нужно было бы дошлифовывать, и мы не успели бы завершить работу в установленные сроки.

- Как проходил демонтаж герба СССР и установка трезубца на 90-метровой высоте? Что было сложнее всего?

- Демонтаж герба был несложен - просто срезали "глаз Саурона" (Саурон - один из персонажей романа в жанре фэнтези "Властелин колец" Джона Толкиена. - Ред.), который светил на всю Украину. Знаете, там, где видит глаз Саурона, там всегда есть орки. А вот тризуб было трудно поднять из-за воздушных тревог и сильного ветра. Сначала мы подняли его на высоту 26 метров, но остановили этот процесс, потому что из-за ветра тризуб мог упасть. Продлили на следующий день утром, и, к счастью, все удалось.

В общей сложности к работам было привлечено до 30 человек. Я очень доволен, потому что вид тризуба приходил ко мне во сне, я визуализировал его. В результате тризуб выглядит даже лучше. Я думаю, потомки оценят. Кроме того, тризуб больше подходит "Родине-матери", чем герб СССР. Дело в том, что скульптура имеет вертикальные и спокойные движения, как и тризуб. В то время как советский герб имеет концентрические движения. Теперь скульптура действительно может называться "Украина-мать". Именно так его нужно переименовать.

- А как трезубец крепится?

- Он проварен со всех сторон. Поэтому будет стоять крепко. В целом, скульптура "Родина-мать" сделана по "космическим" технологиям. Когда я поднялся и померил расстояния между боками щита до центра, то погрешность была три-пять миллиметров. Это космическая точность. Мы тоже делали все точно, и тризуб лег на щит без зазоров и щелей.

- Трезубец установлен, но еще остались отверстия от силуэта герба СССР. Когда планируется полностью завершить работу на щите?

- Я думаю где-то 20 августа. Официальное открытие обновленной скульптуры состоится 23 августа, ко Дню флага.

- На мече "Родины-матери" еще остаются советские звезды. В Украине возникла - дискуссия, что в этой ситуации скульптура не может считаться декоммунизированной до конца. Что, по вашему мнению, с ними делать?

- Я готов бесплатно их снять. Возьму альпинистское снаряжение, поднимусь и "болгаркой" срежу эти звезды, а затем зашлифую эти места. Я считаю, что мы не имеем права что-либо еще менять, потому что мы не авторы "Родины-матери". Я изменяю символику только в пределах щита, и размер тризуба взвешен, чтобы он не был слишком велик и не отвлекал от основной композиции.

- Кстати, сколько на мече звезд?

- Там четыре фасада, на которых расположено по одной звезде. Всего четыре звезды.

- Как вы относитесь к критическим мыслям о декоммунизации скульптуры? А именно утверждение о том, что на самом деле от замены герба эта скульптура не перестанет быть советской?

- Я не поддерживаю разговоры о демонтаже самой скульптуры. Это полная чушь. Во-первых, давайте просчитаем финансовый вопрос. Это просто миллиарды. Во-вторых, скульптура смотрит на Москву. Я думаю, это было специально задумано скульптором. Ведь на самом деле направленность скульптуры на север не логична с точки зрения света. Если бы она стояла в другую сторону, то ярче бы сверкала на солнце. Но она расположена в сторону Москвы, с которой мы боремся столетиями.

Кроме того, скульптура не имеет никакого отношения к "совку". Она сделана в стиле монументальной героики, имеет древнегреческий хитон, а также прическу как у Венеры Милосской. Черты лица скульптуры абсолютно украинские, ведь прототипом для портрета была украинская скульптор Галина Кальченко. Более того, "Родину-мать" создали украинские скульпторы. Сначала над ее эскизом работал скульптор из Днепра Евгений Вучетич, который, кстати, является автором скульптуры "Родина-мать зовет!" в российском Волгограде. Но он скончался и не успел завершить работу. Тогда его сменил Бородай, видоизменивший скульптуру.

Те люди, которые говорят, что скульптуру нужно снести, не разбираются в монументальной скульптуре. Она самая высокая в Европе и входит в пятерку самых высоких в мире. Поэтому давайте не будем поступать так, как делали большевики: вешали ярлыки и разрушали все, что не могли понять. Вообще "Родина-мать" - одна из моих любимых скульптур в мире. Наша скульптура уникальна как инженерное сооружение. Она абсолютно симметрична. Посмотрите на ее пластику, гениальность анатомии и портрета. По сравнению с ней статуя Христа-Искупителя в Бразилии - просто первый курс художественной школы.

- А что, по вашему мнению, нужно сделать с советским гербом, снятым со скульптуры?

- Я считаю, что герб СССР не нужно разрезать и выбрасывать. Это наше наследие, и нужно сохранить его для потомков. Под ногами у "Родины-матери" есть темный зал, в котором нужно этот герб повесить вверх ногами. Ведь в перевернутом виде символы не работают. Также его нужно подсветить красными фонарями, чтобы было напоминание о кровавом террористическом режиме.
#2 | 09:20 13.08.2023 | Кому: Всем
> Под ногами у "Родины-матери" есть темный зал, в котором нужно этот герб повесить вверх ногами. Ведь в перевернутом виде символы не работают.

Под звуки там-тамов...
#3 | 09:21 13.08.2023 | Кому: Всем
Начат сбор подписей за публикацию списка латвийских компаний, которые экспортируют в РФ. #Латвия

[censored]

На портале общественных инициатив Manabalss.lv начат сбор подписей за публикацию списка латвийских компаний, осуществляющих экспорт в Россию.

В качестве представителя инициативы указан Зигмар Дзенис. Он указывает, что, несмотря на развязанную Россией войну, несколько сотен латвийских компаний, не подпадающих под санкции, продолжают сотрудничать с Россией.

Автора идеи не устраивает, что не публикуется список компаний, которые продолжают работать на российском рынке.

В 2019 году экспорт из Латвии в Россию осуществляли 1095 компаний, тогда как за первые пять месяцев 2023 года их осталось всего 307, поясняет Дзенис, добавляя, что в мае этого года больше всего из Латвии в Россию экспортировались такие продукты, как алкоголь, продукты питания, химия, медикаменты, машины, механизмы, электрооборудование, текстиль.

Дзенис призывает изменить норму о тайне на коммерческую информацию и обязать Министерство экономики предоставлять СМИ информацию о латвийских компаниях, экспортирующих в Россию. По его словам, это необходимо, поскольку интересы латвийского общества превыше всего, кроме того, такую информацию нельзя считать коммерческой тайной, так как она не влияет на внутреннюю конкуренцию латвийских компаний.
#4 | 09:23 13.08.2023 | Кому: Всем
В Верманском саду женщина стирала белье в историческом фонтане.

[censored]

В пятницу, 10 августа, женщина начала стирать белье в историческом фонтане Верманского парка в центре Риги, что привело к значительным нарушениям работы фонтанной системы, сообщило в Facebook предприятие Dārzi un parki, которое является частью компании Rīgas meži.

Как указано в опубликованном посте, после стирки белья была проведена плановая очистка фонтанной системы, что обходится компании в немалую сумму.

Издание отмечает, что такие случаи в рижских фонтанах случаются часто, как, например, недавний инцидент, когда в фонтане на Эспланаде появилась пена.

Компания сообщает, что в настоящее время в рижских парках ежедневно обслуживается 11 фонтанов, два из которых реконструируются.

Компания также напоминает, что фонтаны, установленные в рижских парках, ни в коем случае нельзя повреждать.
Malganus
надзор »
#5 | 09:31 13.08.2023 | Кому: Dmitrij
> В качестве представителя инициативы указан Зигмар Дзенис

Новость заиграет ярче, если знать, что "дзенис" это дятел по-латышски.
#6 | 09:36 13.08.2023 | Кому: Malganus
> Новость заиграет ярче, если знать, что "дзенис" это дятел по-латышски.

В обоих смыслах - и потому что дятел, и потому что стучит.
Malganus
надзор »
#7 | 09:39 13.08.2023 | Кому: Dmitrij
> В обоих смыслах - и потому что дятел, и потому что стучит.

Стучит по стволам деревянным птица тупая. © Лаэртский
MVM
надзор »
#8 | 10:21 13.08.2023 | Кому: Всем
> Я очень доволен, потому что вид тризуба приходил ко мне во сне,

Вот это башню рвет! Или это мимикрия?
#9 | 11:12 13.08.2023 | Кому: Всем
Захерачить бы точечно в это тризуб.
#10 | 11:40 13.08.2023 | Кому: Всем
Потом будет ныть, что его заставили.
#11 | 11:41 13.08.2023 | Кому: Пантелеймон
> Захерачить бы точечно в это тризуб.

Зачем? Само отвалится.
#12 | 12:38 13.08.2023 | Кому: Пальтоконь
> Потом будет ныть, что его заставили.

> Работа была столь интенсивной, что даже детей не видел.


И подавал знаки!!!
egor36.3
надзор »
#13 | 12:47 13.08.2023 | Кому: Пантелеймон
> Захерачить бы точечно в это тризуб.

ни в коем случае, это же они сами себе воздвигают памятник позора. пускай по дольше повесит над Киевом на высоте 90 метров и напомигает о столь светлых времегах вна Украине.
#14 | 13:32 13.08.2023 | Кому: Всем
По-моему, самая гнусная и пидорская (в плохом смысле) тема - взять чужое и наклепать свой шильдик. Честнее именно снести, если считаешь паметник символом врага. А так, какое-то лицемерие, все сделали "они", а мы тут знак поменяли, и уже "наше", ещё и задним числом глубокие смыслы подтянули... Тьфу, бля, крысы...
#15 | 14:12 13.08.2023 | Кому: Всем
>Я очень доволен, потому что вид тризуба приходил ко мне во сне, я визуализировал его.

"А я и не сплю"

>В результате тризуб выглядит даже лучше. Я думаю, потомки оценят.


А потомки точно будут после всех мобилизаций?
Proton
бывший Toplogin »
#16 | 14:47 13.08.2023 | Кому: Всем
Хороший край Украина. Но там окопалась сволочь.
#17 | 15:04 13.08.2023 | Кому: PPS
> взять чужое и наклепать свой шильдик

Москвич 3 смотрит на тебя с негодованием!
#18 | 15:12 13.08.2023 | Кому: PPS
> По-моему, самая гнусная и пидорская (в плохом смысле) тема - взять чужое и наклепать свой шильдик.

В модах к игре Soviet Republic есть декоммунизированная скульптура "Рабочий и колхозница". Угадай на что сменен серп с молотом.
#19 | 15:42 13.08.2023 | Кому: Работник кабеля
> Угадай на что сменен серп с молотом.

На что?
#20 | 16:40 13.08.2023 | Кому: Работник кабеля
Камрад, я нихера не удивлюсь, если окажется свастика и самотык...
#21 | 16:43 13.08.2023 | Кому: саврей
Ну тут согласен, но производители Москвича не бегают с криком, что Китай оккупанты, а исходный "хендай" (или что там в основе) это наследие кровавого режима. И там и там, безусловно, надо делать своё. Но с машиной, это все таки просто один из видов бизнесе, как бы к этому я не относился, а вот памятник именно символ конкретной страны с конкретной историей, смыслом, идеологией и посылом...
#22 | 18:20 13.08.2023 | Кому: Всем
Почему, блять, "в" украинском языке?
"На", ведь. "На".
#23 | 18:33 13.08.2023 | Кому: Всем
12х18н10т на украине не производят.
Сделали значит из AISI 321
#24 | 19:23 13.08.2023 | Кому: Всем
[censored]
#25 | 19:51 13.08.2023 | Кому: Dmitrij
> она расположена в сторону Москвы, с которой мы боремся столетиями

Однако!
#26 | 00:17 14.08.2023 | Кому: PPS
> Камрад, я нихера не удивлюсь, если окажется свастика и самотык...

Не, тризуб, само собой.
#27 | 01:07 14.08.2023 | Кому: Dmitrij
Может как архитектор он и мастер своего дела, не спорю, но по жизни клинический долбоёб
#28 | 01:42 14.08.2023 | Кому: Всем
Деревенские жители говорят, нельзя вилами все время небу грозить. Ответка рано или поздно будет. В виде грозы и ливня. А укры так верят во всякую хрень, что обязательно ответка будет. Только получается, что чувак Киев Бара-дуром назвал (герб это око Саурона), а это и есть столица Мордора.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.