Интервью Высоцкий дал в июле 1976 года в Нью-Йорке журналисту телеканала CBS Дану Раттеру. В эфир оно вышло значительно позже, 20 февраля 1977 года. Из текста беседы видно, что американский журналист действительно задавал советскому поэту довольно острые, провокационные вопросы. Но есть ли среди ответов Высоцкого хоть один, похожий на нашу цитату? По-настоящему похожих нет. Лёгкие сомнения может вызвать разве что следующий фрагмент:
Дан Раттер: Может быть, это не так, но, мне кажется, кое-кто в СССР беспокоится, вернетесь ли вы обратно. Я не ошибаюсь?
Владимир Высоцкий: Ну почему?! Ну что вы! Я уезжаю уже четвёртый или пятый раз и всегда возвращаюсь. Это смешно! Если бы я был человеком, которого боятся выпускать из страны, так это было бы совершенно другое интервью. Я спокойно сижу перед вами, спокойно отвечаю на ваши вопросы. Я люблю свою страну и не хочу причинять ей вред. И не причиню никогда.
Есть другое известное (Владимир Высоцкий: У меня есть претензии к властям своей страны, но я их не с вами буду решать и обсуждать), но увы, сейчас никто не берётся дать первоисточник.
> У меня есть претензии к властям своей страны, но я их не с вами буду решать и обсуждать
В открытом письме секретарю ЦК КПСС Петру Николаевичу Демичеву в 1973 году Высоцкий писал:
Мне претит роль "мученика", этакого "гонимого поэта", которую мне навязывают… Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества… Я хочу только одного – быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить.
> Кто он на фоне "нашего всё", день рождения и памяти которого исправно отмечаем всеми слоями обчества?
А я творчество Высоцкого уважаю и считаю, что человек, который написал такие песни, как например, "Он не вернулся из боя", "Братские могилы", "Песня о друге", не может быть двуличным. Может, он в своем творчестве и старался указать власти на некоторые ошибки, но за границу не сбежал и Родину очевидно любил.
> В начале апреля 1970 года Высоцкий вновь сорвался из Москвы -
Вот же ж ты скотина редкостная. Давай уж сразу Резуна и "Ледокол" пости, что ж ты с другого фантазёра начал:
Биография
Родился 7 февраля 1962 года в Москве. Отец — Раззаков Ибат (1936—2001) — узбек, уроженец кишлака Денау Бухарской области Шафирканского района, мать — Раззакова (Туктарова) Нажия (1935—2011) — татарка, уроженка села Петряксы Горьковской области Пильнинского района, в семье трое братьев, Фёдор — старший.
Учился в 325-й средней школе, в Гороховском переулке. После службы в армии (1981—1983) окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской (МОПИ), исторический факультет (вечернее отделение). В 1992 году ушёл в частное охранное дело (входил в штат газеты «Коммерсантъ»). В августе 1994 года на средства, занятые у однокурсника-предпринимателя, опубликовал свою первую книгу — «Жизнь и смерть Владимира Высоцкого».
Этот сделал себе репутацию на смерти ВСВ, и ты идёшь по его стопам. Откуда у охранника с образованием школьного учителя, который закончил ВУЗ в конце социализма информация про жизнь ВСВ, кроме как из собственной больной головы?
Даже Вики не может обойти вниманием этот аспект:
Концепции Раззакова, разработанные при написании биографий знаменитых людей, многими другими исследователями воспринимаются критически. Некоторые авторы негативных отзывов[какие?] называют их «анти-ЖЗЛ». Кроме того, среди них возник целый термин — «раззаковщина»[1], как пример предвзятого подхода к творчеству всеобщего кумира. Раззакова называют «жёлтым» журналистом, любителем «жареных» фактов, слухов и сплетен. Он сам не гнушается пользоваться даже такими источниками, в которых то или иное упоминаемое событие подаётся тенденциозно, а порой и клеветнически. Причём излагаемая информация выдаётся, как реальный факт, даже если это не соответствует действительности. В работах автора главный упор делается на сенсационной подаче материала. В некоторых своих исследованиях на историческую тематику, например по «Узбекскому делу»[2].
Большой резонанс вызвала вышедшая в 2013 году книга Раззакова, написанная им в соавторстве с бывшим сотрудником КГБ СССР Михаилом Крыжановским[3] — «Владимир Высоцкий — суперагент КГБ»[4]. Сын барда Никита подал иск в Хорошёвский суд Москвы с требованием запретить продажу книги как порочащей честь и достоинство его отца[4]. Суд удовлетворил иск, запретив к продаже как эту книгу Раззакова, так и другую — «Другой Владимир Высоцкий: Тёмная сторона биографии великого барда» (2011)[5]. Книгу резко раскритиковал также очевидец и участник описываемых в ней событий Константин Мустафиди[6].
> Но ради заработка мог поступиться своими принципами
Какое-то нытьё про тёплое с мягким.
Какой-то федораз начал с ВСВ, перешёл к цеховикам. В чём разрыв шаблона? В наличии цеховиков? Шок, фото, без СМС. При это в СССР детективы снимали.
В том, что "звёзды" себе позволяли? Ха, удивительно, никогда такого не было и вот опять.
В том, что ряд профессий позволяли сдельно зарабатывать, и кумиры миллионов (единицы) легально сшибали бешеные по меркам работяг деньги? Лауреаты премий, учёные, артисты - с отчислений. Юрий Антонов рассказывал - "ну и что с тех денег, если на них не купить нечего было, было у меня двое жигулей, они ломались постоянно, пока одни в сервисе, я на других ездил"
А по поводу диссидентства Высоцкого, то он сам довольно откровенно спел про свои трения с советской властью в песне "Гербарий". Вряд ли где-то и кто-то сможет найти нечто силльнее этого.
>Но с Высоцким была иная ситуация. Он позиционировал себя как протестный бард
После этой фразы твой источник можно смело выбрасывать в утиль)) Он свои размышлизмы высасывает даже не из пальца.
Сохранились десятки воспоминаний знакомых о том, что Высоцкий категорически динстанцировался от бардовского движения. Не смотря на то, что среди его знакомых было много бардов, он сам категорически отказывался причислять себя и свое творчество к ним.
> легально сшибали бешеные по меркам работяг деньги?
вот только не было у ВСВ никаких "бешеных бабок". Мерседес, которым его все попрекают - единственное дорогое имущество в наличии. Свои концерты он отрабатывал по стандартной ставке Госконцерта, и должен был стать главным свидетелем на следствии против организаторов своих концертов по продаже левых билетов. Но очень вовремя умер.
> он сам категорически отказывался причислять себя и свое творчество к ним
На известном концерте в Дубне в 67-м (ДК Мир) он себя представил зрителям в первую очередь актером театра и кино, объявив пение под гитару чем-то навроде хобби.
> > Это фрагмент фильма? Откуда это видео, если не секрет, конечно?
>
> Мне тут подсказали, что это фрагмент из корейской дорамы на современную офисную тематику «Мисэн: Неудавшаяся жизнь».
Он не был протестным певцом, как и Райкин не был протестным комиком. Он жил, и писал о том что видит, художественно высказывал своё отношение к окружающему. Иногда посмеивался над советским идеологическим официозом (Песня Автозавистника), над модными "интеллектуальными" разговорами (Канатчикова дача). Художественные произведения, особенно абстрактные, каждый трактует в меру своей испорченности, по принципу "у кого что болит". Взять хотя бы тот же Красный квадрат Малевича. Так вооот. После песни "Охота на волков", Высоцкий написал "Прошла пора вступлений и прелюдий...", из которой становится понятно, что ему не слишком понравилось, как некоторые интерпретируют его "Охоту".
Прошла пора вступлений и прелюдий,
Всё хорошо — не вру, без дураков:
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел "Охоту на волков"...
Быть может, запись слышал из окон,
А может быть, с детьми ухи не сваришь —
Как знать, — но приобрел магнитофон
Какой-нибудь ответственный товарищ.
И предаваясь будничной беседе
В кругу семьи, где свет торшера тускл,
Тихонько, чтоб не слышали соседи,
Он взял да и нажал на кнопку "Пуск".
И там, не разобрав последних слов —
Прескверный дубль достали на работе,
Услышал он "Охоту на волков"
И кое-что ещё на обороте.
И всё прослушав до последней ноты,
И разозлясь, что слов последних нет,
Он поднял трубку: "Автора "Охоты..."
Ко мне пришлите завтра в кабинет!"
Я не хлебнул для храбрости винца
И, подавляя частую икоту,
С порога от начала до конца
Я проорал ту самую "Охоту...".
Его просили дети, безусловно,
Чтобы была улыбка на лице,
Но он меня прослушал благосклонно
И даже аплодировал в конце.
И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлёк из книжной полки,
Он выпалил: "Да это ж про меня!
Про нас про всех — какие, к чёрту, волки!"
...Ну всё! Теперь, конечно, что-то будет —
Уже три года в день по пять звонков:
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел "Охоту на волков".
> Смишно, несомненно. А ты из чего свои умозаключения выковыриваешь?
Ну как минимум из заметок и выступлений самого Высоцкого, который специально для таких любителей искать скрытых смыслов, как тот, на кого тут ссылок накидал, в свое время сказал следующее:))
"— Мне часто присылают письма, в которых спрашивают: "Что вы имели в виду в той или иной песне?". Ну, кстати говоря, что я имел в виду, то и написал. А как меня люди поняли, зависит, конечно, от многих вещей: от меры образованности, от опыта жизненного и так далее. Некоторые иногда попадают в точку, иногда — рядом, и я как раз больше всего люблю, когда рядом: значит, в песне было что-то, на что даже я не обратил особого внимания. Может, не имел этого в виду точно и конкретно, но что-то подобное где-то там в подсознании было. И ведь было бы ужасно, если б мы все имели в виду, когда пишем, — тогда мы бы просто ничего вообще не написали. Вы представляете?!
А что уж говорить про Достоевского, у которого одновременно идут десять или пятнадцать планов? Он что, их все время высчитывал, записывал, а потом соединял? Нет, это просто оттого выходило, что он был такой одаренности человек, что об этом не думал. Гений!
И мы, актеры, когда начинаем репетировать, вдруг задыхаемся от восторга, когда обнаруживаем в пьесе что-то еще и еще, чего не заметили на первых репетициях. Вот почему, когда люди, стоящие рядом, видят в моих песнях что-то другое, но близкое той проблеме, которую я трогаю, я очень счастлив.
Это необъяснимые вещи, и они получаются сами собой. Это есть признак какой-то тайны в поэзии, когда каждый человек видит в песне что-то для себя. Я даже пытался на все подобные письма ответить одной всеобъемлющей песней, в которой был припев с такими строчками: "Спасибо вам, корреспонденты, что вы неверно поняли меня". Но потом я бросил эту затею."
Я к вам пишу
Спасибо вам, мои корреспонденты —
Все те, кому ответить я не смог, -
Рабочие, узбеки и студенты —
Все, кто писал мне письма, — дай вам бог!
Дай бог вам жизни две
И друга одного,
И света в голове,
И доброго всего!
Найдя стократно вытертые ленты,
Вы хрип мой разбирали по слогам,
Так дай же бог, мои корреспонденты,
И сил в руках, да и удачи вам!
Вот пишут — голос мой не одинаков:
То хриплый, то надрывный, то глухой.
И просит население бараков:
«Володя, ты не пой за упокой!»
Но что поделать, если я не звонок, -
Звенят другие, я — хриплю слова.
Обилие некачественных пленок
Вредит мне даже больше, чем молва.
Вот спрашивают: «Попадал ли в плен ты?»
Нет, не бывал — не воевал ни дня!
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня!
Друзья мои — жаль, что не боевые —
От моря, от станка и от сохи, -
Спасибо вам за присланные — злые
И даже неудачные стихи.
Вот я читаю: «Вышел ты из моды.
Сгинь, сатана, изыди, хриплый бес.
Как глупо, что не месяцы, а годы
Тебя превозносили до небес!»
Еще письмо: «Вы умерли от водки!»
Да, правда, умер, — но потом воскрес.
«А каковы доходы ваши, все-таки?
За песню трешник — вы же просто крез!»
За письма высочайшего пошиба:
Идите, мол, на Темзу и на Нил, -
Спасибо, люди добрые, спасибо, -
Что не жалели ночи и чернил!
Но только я уже бывал на Темзе,
Собакою на сене восседал.
Я не грублю, но отвечаю тем же, -
А писем до конца не дочитал.
И ваши похвалы и комплименты,
Авансы мне — не отфутболю я:
От ваших строк, мои корреспонденты,
Прямеет путь и сохнет колея.
Сержанты, моряки, интеллигенты, -
Простите, что не каждому ответ:
Я вам пишу, мои корреспонденты,
Ночами песни — вот уж десять лет!
>зы: дружно у вас в день памятный. хором запевайте "порванный парус"