russian.rt.com В Госдуму внесли законопроект, предполагающий обязать студентов-бюджетников отработать три года по распределению или оплатить обучение.
лично у меня вопрос в одном -сколько же сейчас стоит это самое образование. Гугл говорит, что в ростовской области ~100-150к в год, т.е. ~500к за время обучения. зная примерный уровень жизни в регионе и ситуацию с зарплатами, напрашивается несколько выводов:
1. В большинстве случаев это не та сумма, которой можно привязать "раба" на 3 года, если условия будут совершенно не подходящими. Уж для выпускника, у которого нагрето место в условном 1С, так уж точно.
2. У родителей, при выборе, учить лоботряса еще 2 года в школе и отдать в ВУЗ, или пусть уже идет в технарь, выбора станет меньше. Абитуриентов в технарях станет больше.
3. Есть маловостребованные специальности, на которые малый набор, потому что профессии малоприбыльные. Например геологи, и смежные профессии у нас в Ростовской области. Раньше они нужны были для обеспечения кадрами геологоразведки Донбасса (в геологическом понимании) и Кавказа, а сейчас в основном - чтобы получить отсрочку, военку и ВО для галочки. С такими нововведениями - такие специальности совсем загнутся. давно пора.
4. Появляется простор для введения "студенческих кредитов", которые сейчас особо не нужны. Что приведет повышению цен на ВО, и усугубит три предыдущих пункта.
В целом, через поколение, возможно, это приведет к "повышению престижа верхнего образования" при помощи капиталистических методов...
> Ну то есть бесплатное образование по факту перестаëт существовать. По выходу из ВУЗа - или плати или езжай в условный Сыктывкар на правах раба.
Как я уже писал ранее (не в этом треде, пару лет назад), при наличии глобального рынка труда качественное и бесплатное высшее образование в периферийном капитализме не только не полезно, но совершенно вредно.
Потому что лучший человеческий капитал, созданный за совместно уплаченные налоги, после получения образования имеет возможности и права свалить туда, где платят денег больше (а платят там много потому, что не вкладывают в воспроизводство квалифицированного трудового ресурса). В итоге в стране, где есть качествественное образование, идет отрицательный отбор, остаются худшие, кто не смог устроиться в более теплые места.
И пути решения проблемы тут 2 (кроме пассивного ухудшения качества образования, которое идет само собой без усилий):
1. Сделать его не бесплатным, чтобы хотябы компенсировать те ресурсы, которые вкладываются в образование. Метод выбран, я считаю, выбивающий почву для протестов основной части тех, кто может протестовать (левых).
2. Сделать его нестандартным для глобального рынка труда. В эту корзинку возвращение специалитета.
От утекания программистов это поможет конечно не особо, но и не программистами едиными живет ВО. Какие-нибудь "бесплатные ост-химики" где-нибудь в американской (или мексиканской) лабе тоже пригодятся.
сразу всем (на предприятии) чувствительно больше платить - слишком дорого, вся прибыль, если она есть, тут же сожрется (в том числе и налогами родного государства). Платить только востребованным спецам - сильно снижает мотивацию окружающих.
Да и поможет это ненадолго. Новых слесарей не появится, там, откуда он ушел, предложат еще больше. Пока молодежь идет учиться на условных "менеджеров" и "экономистов", условных слесарей больше не станет.
История из жизни. родственник всю жизнь, после армии, проработал слесарем на заводе, уже в 2000ые в 45+ лет закончил, заочно, технарь, стал мастером (на том же заводе). Воспитал двоих пацанов, один, посмышленней стал геофизиком, съехал, и работает по специальности. Второго отправил за вышкой в местную шарашку (КМВ) на экономиста. Так и сидит на шее родителей, ждет свою работу с "соответствующей его крутым экономическим знаниям" зарплатой.
Из этой истории я вижу одну закономерность - люди хотят для своих детей лучшего, чем было у них, и большинство родителей детей подросткового возраста считает ВО - здорово, и стараются ему его дать, даже если оно ему не нужно, мол, хуже не будет. Но хуже будет, потому как человек теряет годы на ненужное обучение, а потом воротит нос от рабочих специальностей - уж лучше менеджером, таксистом или мерчендайзером, чем за рычаги.
Раньше, в советское время, это тоже было, но длительное время компенсировалось притоком работяг из деревни. Деревня механизировалась, ее население уменьшалось, да и рождаемость на селе была выше потребностей сельского хозяйства - было кому уезжать оттуда.
Так что добить то, сто осталось от советского бесплатного высшего образования чтобы увеличить приток молодежи на рабочие специальности - это вариант.
Видя количество минусов под моим прошлым коментом, хочу уточнить - это не мое пожелание и предложение, это мое видение процессов и почему это так, а не наоборот. Я предпочитаю план и директивное регулирование - не нужны геологи - сократить набор, нужны программисты - увеличить количество групп. Нужны слесаря - снять мотивирующий фильм про здоровскую жизнь рабочего (а лучше несколько). Однако "..жалко, что на острове нет календаря.."
1. В большинстве случаев это не та сумма, которой можно привязать "раба" на 3 года, если условия будут совершенно не подходящими. Уж для выпускника, у которого нагрето место в условном 1С, так уж точно.
2. У родителей, при выборе, учить лоботряса еще 2 года в школе и отдать в ВУЗ, или пусть уже идет в технарь, выбора станет меньше. Абитуриентов в технарях станет больше.
3. Есть маловостребованные специальности, на которые малый набор, потому что профессии малоприбыльные. Например геологи, и смежные профессии у нас в Ростовской области. Раньше они нужны были для обеспечения кадрами геологоразведки Донбасса (в геологическом понимании) и Кавказа, а сейчас в основном - чтобы получить отсрочку, военку и ВО для галочки. С такими нововведениями - такие специальности совсем загнутся. давно пора.
4. Появляется простор для введения "студенческих кредитов", которые сейчас особо не нужны. Что приведет повышению цен на ВО, и усугубит три предыдущих пункта.
В целом, через поколение, возможно, это приведет к "повышению престижа верхнего образования" при помощи капиталистических методов...