Первая серийная газовая турбина ГТД-110М
t.me Текст в первом.
Для объективного контроля за программой «Аполлон» секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов в конце 1967 года дал указание главному конструктору НИИ-885 М. С. Рязанскому разработать радиотехнический комплекс для приёма сигналов космических кораблей США, совершающих облёт Луны и посадку на её поверхность. Такой комплекс был создан к ноябрю 1968 года на основе радиотелескопа ТНА-400 в Крыму. Данные для наведения рассчитывались советскими баллистиками, причём задача облегчалась тем, что угловая ширина диаграммы направленности антенны покрывала практически половину диска Луны. Слежение велось за экспедициями «Аполлон-8», «Аполлон-10», «Аполлон-11» и «Аполлон-12» с декабря 1968 года по ноябрь 1969 года. Телефонные переговоры и телеметрия принимались с хорошим качеством, телевизионный сигнал имел низкое качество[156][157]. Контрольный комплекс мог принимать сигналы только в своей зоне видимости, которая примерно совпадала с зоной мадридской станции слежения[158][159][160][161][162][163]. Директор Бохумской радиообсерватории Хайнц Камински (Германия) подтвердил приём радиосигналов «Аполлона-11» при спуске на поверхность Луны[164] и приём телевизионного сигнала миссии «Аполлон-16»[165]. Профессор Гульельмо Ригини, директор Астрофизической обсерватории Арчетри во Флоренции, Италия, сообщил газете итальянской компартии «Унита», что 10-метровый радиотелескоп обсерватории принимал радиопереговоры астронавтов миссии «Аполлон-11»[166][167]. Свен Гранrusv, инженер Шведской космической корпорации, подробно описал сеансы приёма сигналов телеметрии и радиообмена миссии «Аполлон-17» с помощью радиолюбительской аппаратуры[168]. Многочисленные сообщения о наблюдениях миссии «Аполлон-8» оптическими средствами содержатся в мартовском выпуске за 1969 год журнала «Sky & Telescope»[169][170]. Факел от работы двигателя (космическая медуза) третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн-5» миссии «Аполлон-8» визуально наблюдали на Гавайских островах в предрассветные часы[171]. Работа двигателя последней ступени ракеты-носителя миссии Аполлон-10 в момент перевода на траекторию полёта к Луне визуально наблюдалась в предрассветные часы в северо-австралийском городе Клонкарри[172]. Вход в атмосферу командного модуля «Аполлон-11» наблюдали пассажиры и экипаж самолёта Boeing 707, выполнявшего рейс из Брисбена на Гавайские острова, австралийской авиакомпании Qantas[173]. Журнал «Sky & Telescope» в февральском выпуске за 1970 год сообщал о визуальных и фотографических наблюдениях корабля «Аполлон-12», в которых участвовали около 300 астрономов-любителей и профессионалов в 20 странах мира (в том числе Франции, Нидерландах, Бельгии, ФРГ и т. д.); корабль наблюдался в точках, совпадающих с его расчётными локальными эфемеридами на участках полёта к Луне и обратно[174]. Крымская астрофизическая обсерватория вела наблюдения миссии «Аполлон-12» с помощью 40-сантиметрового астрографа[175]. Третья ступень Сатурна-5 экспедиции Аполлон-12 была обнаружена канадским астрономом-любителем в 2002 году как объект J002E3. Изначально предполагалось, что ступень будет выведена на гелиоцентрическую орбиту, однако из-за нештатного пуска двигателей S-IVB прошла вблизи Луны 18 ноября 1969 года и осталась на квазистабильной геоцентрической орбите[176]. Вход в атмосферу командного модуля «Аполлон-13» наблюдали пассажиры и экипаж самолёта DC8, выполнявшего рейс из Фиджи в Окленд, новозеландской авиакомпании Air New Zealand[177]. Экипаж советского корабля измерительного комплекса «Чумикан» всеми доступными средствами контролировал приводнение и подъём астронавтов на борт универсального десантного корабля «Иводзима»[178]. Приводнение командного отсека миссии «Аполлон-15» в августе 1971 года наблюдал экипаж советского буксира, сопровождавшего вертолётоносец «Окинава»[179][180][181].
надзор »
«ОДК-Сатурн» (ранее — «НПО «Сатурн», г. Рыбинск Ярославской области, входит в «Объединённую двигателестроительную корпорацию» («ОДК»), «дочку» ГК «Ростех»), произвело первую серийную турбину большой мощности. Речь идёт об агрегате ГТД-110М мощностью 110 МВт, полностью изготовленном в РФ.
Как сообщил 1-й зам. ген. директора «Ростеха» Владимир Артяков, турбину установят на ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае. Он уточнил, что с 2024 г. планируют изготавливать по две таких турбины ежегодно с постепенным увеличением объёмов производства.
"Мы рассматриваем внутренний рынок как основной, его объём составляет несколько десятков единиц", – сказал Артяков, добавив, что говорить о других конкретных проектах, в которых будут задействованы данные агрегаты, пока преждевременно.
Парогазовая ТЭС «Ударная» возводится в Крымском районе Краснодарского края возле с. Ударное и должна быть введена в эксплуатацию в 2024-м. Изначально планировалась закупка на вторичном рынке оборудования компаний Siemens, General Electric и Ansaldo, но введение санкций и работа российских двигателестроителей позволили перейти на отечественную продукцию. Данный энергообъект необходим для покрытия энергодефицита в регионе в ремонтных и пиковых режимах.
Ранее подобные агрегаты только импортировались. Свыше 70% всех турбин большой мощности, установленных на электростанциях в России, изготовлены за границей. РФ закупала даже турбины у Ирана и устанавливала отечественные агрегаты значительно меньшей мощности. Теперь эта проблема осталась в прошлом.
#импортозамещение @yoprom