Методика организации воспитательного процесса
youtu.be Антон Макаренко. "Методика организации воспитательного процесса". Аудиокнига. Один известный человек как-то сказал: "Кадры решают всё”. Но не будет преувеличением и то, что организация этих кадров в слаженный коллектив решает не меньше. Как воспитать такие кадры? В этом вам поможет книга выдающегося советского педагога и писателя А. С. Макаренко, отнесенного ЮНЕСКО к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Дедовщина, вот тот принцип.
Организация ядра силой или интересом и наматывание вокруг него остальных с выстроением иерархии и трансляцией понятий данного коллектива, т.е. языка группы.
Макаренко с этим справился на отлично.
> - Как выбрать лидера в коллективе
Главный не должен допускать не следующих генеральной линии в верхушке коллектива.
Остальное автоматически - лидеры выдвинутся сами и оттранслируют остальным то, что надо.
> - Обязательные вопросы для рассмотрения на общих собраниях воспитанников
Так точно. Чтобы никто не мог сказать, что он был против.
Вязать всех соучастием и высказанным консенсусом.
Плюс ко всему увеличение ощущения у людей своей собственной значимости в группе, их же типа спросили, значит они важны группе. И т.о. увеличение зависимости от группы и через это обеспечение следования интересам, которые обозначены в генеральной линии.
> - Почему важна не только дисциплина, но и осознанное следование ей.
Потому что если не повязать консенсусом и соучастием, из которого вытекает т.н. "осознанность" - будут несогласные.
А их не должно быть. Вытянул из гражданина согласие на собрании, и он уже дальше махает рукой и привыкает следовать программе, считая ее осознанной.
А не просто из под палки. Из под палки могут взбрыкивать. А тут поди попробуй выйди из строя, когда сам согласился.
> - Что такое "одёжная бедность", "оркестровая аристократия" и как их избежать
Одежная бедность это кроилово общих средств из за алчности и лени поставленных следить за общими средствами.
Они сводят на нет положительное подкрепление.
Главный должен таких от средств отстранять.
Оркестровая аристократия это когда вместо социальной успешности (при нужном паттерне поведения) - успешными становятся совсем не по понятиям группы.
Они сводят на нет положительное подкрепление.
Главный должен отстранять тех, кто пользуясь положением способствует такому.
> - Роль соревнования и премирования
Очень важная.
Т.о. выстраивается социальная иерархия успешности, создавая нужный паттерн поведения, способствующий ей и помогая его транслировать как норму.
> - Для чего к новичкам приставлять лучших воспитанников
Чтобы понятия группы транслировать не в трактовке малоуспешных.
Плюс пример социальной успешности и проталкивание желания ему следовать, а не иным.
> - Что такое "завтрашняя радость", "близкая перспектива", и как их организовать
Дембель неизбежен, условно говоря.
Без этого контингент не видит цели.
От и вся радость.
Но он не только неизбежен, но и определен порядок шагов к нему.
Иначе в неизбежности будут сомнения.
Поэтому надо закреплять положительными подкреплениями сперва, чтоб потом никто не сомневался.
Вот и вся близкая.
> - Верный стиль работы с коллективом.
Не перегибать, явно не лицемерить, традиции для дрессировки привычек, корпоративность, информированность руководства.