> а есть для основных аспектов картины расшифровка для малопонимающих в искусстве?
Святой Антоний изображен в левом нижнем угулу полотна, нагим и припавшим на колено левой ноги. Нагота - символ слабости искушаемого бесами человеческого существа, а череп, расположенный у правой ноги святого, символизирует краткосрочность и тщету земного бытия.
Антоний, пытающийся защитить духовную чистоту одним из своих иконографических атрибутов и главным символом веры - крестом, выглядит бесконечно слабым и маленьким в сравнении с одолевающими его искушениями.
Искушения, или грехи, представлены, напротив, во всей своей мощи и красе. Впереди этой славной процессии изображен взбрыкивающий, поднявшийся на задние копыта белый конь - символ могущества, сладострастия и жизненной силы, а за ним выступают слоны на тонких, как паучьи лапки, ногах, каждый из которых несет на себе то или иное искушение, призванное сломить дух Антония.
Это и обнаженная женщина весьма соблазнительных форм, эротично приподнимающая руками упругую грудь - воплощение похоти; и обелиск: знак страшнейшего из соблазнов людских - власти; и здания в стиле венецианского Палладио, увенчанные фигурами, символизирующими жажду славы...
Слоны в картине "Искушение святого Антония" символизируют терзающие отшельника мысли о греховных наслаждениях
Искущения манящи, ярки, огромны, и, при всей своей нематериальности - ведь они порождены воображением находящегося в одинокой пустыне святого - доставляют Антонию самую настоящую муку.
Несоразмерно тонкие, длинные, готовые вот-вот подломиться ноги слонов красноречиво свидетельствуют: стоит Антонию хотя бы на миг расслабиться, поддаться собственной слабости даже в мыслях - и грехи-искушения тут же рухнут на него с заоблачной высоты и в мгновение раздавят насмерть своей огромной тяжестью. Говоря о смерти, мы, конечно же, имеем в виду смерть духовную - самую страшную из всех возможных.
С точки зрения образности и аллегоричности, слоны на паучьих ногах - прекрасная находка для этого сюжета. Хотя впервые, как мы знаем, они появились несколько ранее в другой знаменитой картине Дали: "Сон, вызванный полетом пчелы вокрг граната за секунду до пробуждения."
Заметим: и там, и здесь присутствуем слон с обелиском - дань знаменитой скульптуре Лоренцо Бернини, а также кумиру Дали - Зигмунду Фрейду, которому однажды приснилась эта скульптура, что впоследствии было описано психоаналитиком в своей книге "Толкование сновидений". Интересно, что слоны Дали в этих работах имеют различное значение, однако есть между ними и общий момент: и сон, и искушения - суть явления нематериального характера, связанные, прежде всего, со сферой духовно-ментальной.
На заднем плане, в облаках, можно, кстати, разглядеть фрагмента Эскориала - королевского дворца под Мадридом, где похоронены почти все испанские короли.
Эскориал - символ испанской монархии, и появление его в картине явно указывает на то, что Дали из стана анархистов и стихийных бунтарей, готов перекочевать в более консерватиные круги. О том же свидетельствует и религиозная тема, которую Дали впервые за много лет разрабатывает без сарказма.
Когда привозили в Спб выставку Дали я сразу пошел. Вот на картинках из книжек / из интернета не очень видно, а вот в живую очень - прям вот крайне ловкий он художник как художник. Цвета подобраны, техника отточенная, композиция выстроенная. Если чуть издалека смотреть, то как фотография. Так что умел рисовать испанский гражданин.
Дали просто не повезло сильно родиться в Испании. С одной стороны фотоаппараты и достигшая почти совершенства художественная техника; с другой стороны хочется как-то выделиться и нормально зарабатывать. Ну и вот.
А родился бы в СССР почитал бы, например, Горького, походил бы в союз Художников, и как начал бы в соцреализм. Думаю, висели бы его картины с рабочими и физкультурниками на всех пролетарских кухнях.
Театр. Постановка пьесы Чехова в новом стиле.
На сцене героиня делает кому-то минет.
В зале тишина - кто вахуе, кто увлечен действием.
Минут через 10 встаёт пожилая театралка и громко произносит: "Милочка, ну что вы чавкаете?!! Это же Чехов!!!"
:)
А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю! Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра -- "Кающаяся Мария Магдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря. Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается. Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.
В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать. Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток. И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет. Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.
Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции. Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-то заполнить свободное от Марии место, -- эти промозгло-серые, опостылевшие коричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому не нужные испанцы.
На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правый глаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос. Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария -- девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли. Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни. На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, кто позировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам. Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино или другой яд? Неизвестно! Но вкус приятный. В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверх Магдалины все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночь стирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах. Таким образом, можно рассматривать "Кающуюся Марию Магдалину" как суровый документ той далекой эпохи. Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в 1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсот шестидесяти лет. Исполнитель: Ефим Шифрин
> Не искусствовед ни разу, просто обыватель, предположу, что подобная манера рисования обусловлена каким-то психологическим отклонением.
Смотрел документальный фильм, где показывали, как он работал над картинами. Вообще никак не связано с его эпатажным поведением на публике.
Огромная работа от рождения идеи к созданию эскизов с вниманием к мельчайшим деталям и непосредственно написанию чистовика.
Причем в его подходе к работе нашел очень много параллелей с публиковавшемся ранее на Вотткульте Норманом Роквеллом. Абсолютно тот же уровень умственных и физических затрат.
Один из немногих сюрреалистов и прочих абстракционистов, которого я котирую, ибо человек реально умел рисовать. И его работы - все еще художество, хоть и ебанутое. Ну и цитата, которая мне нравится: "Абстрактный рисунок хорош на обоях или линолеуме."
[censored]
Предыдущий выпуск
https://vott.ru/entry/616186