Вагоны больше не инновационные

kommersant.ru — Производители вагонов с повышенной грузоподъемностью испытывают проблемы с приобретением кассетных подшипников. Все три российских поставщика — импортозависимые партнерства или филиалы компаний из США и Швеции. В марте начались задержки отгрузок, товарные запасы подходят к концу. Официально компании не объявляли об уходе. Источники “Ъ” говорят, что такие планы есть как минимум у шведской SKF.
Новости, Политика | 11-17 10:07 14.03.2022
42 комментария | 79 за, 1 против |
#1 | 10:08 14.03.2022 | Кому: Всем
Санкции бьют российский парк по подшипникам

Производители вагонов с повышенной грузоподъемностью испытывают проблемы с приобретением кассетных подшипников. Все три российских поставщика — импортозависимые партнерства или филиалы компаний из США и Швеции. В марте начались задержки отгрузок, товарные запасы подходят к концу. Официально компании не объявляли об уходе. Источники “Ъ” говорят, что такие планы есть как минимум у шведской SKF. Эксперты не видят решения проблемы, кроме как во избежание коллапса пытаться договариваться с западными поставщиками. Производить эти подшипники в России без импортных комплектующих невозможно.

Появилась реальная угроза дефицита одной из ключевых деталей тележек для инновационных вагонов — кассетных подшипников, рассказали “Ъ” несколько участников рынка. В России мощности по изготовлению кассетных подшипников в 2020 году оценивались примерно в 500 тыс. в год, на рынке присутствуют три производителя — ООО «ЕПК-Бренко» (СП российской ЕПК и американской Brenco, входящей в Amsted Rail), ООО СКФ (завод шведской SKF в Твери) и ООО «Тимкен ОВК» (производство американской Timken и Объединенной вагонной компании в Ленобласти).

Еще в 2019 году, когда обсуждался перевод всех тележек с роликовых подшипников на кассетные, одним из важнейших аргументов противников перевода была зависимость от импорта и риск прекращения поставок в случае углубления санкций (см. “Ъ” от 20 сентября 2019 года). Опасения тогда подкреплялись тем, что 20% всех вагонов в РФ принадлежало компаниям, находящимся под санкциями. Из вагоностроителей сейчас под санкциями УВЗ, а другое крупное предприятие, ОВК, принадлежит подсанкционному банку «Открытие».

Опасения, по всей видимости, оправдались.

В Объединении вагоностроителей (ОВС) “Ъ” пояснили, что официально от трех производителей кассетных подшипников не поступало уведомлений о разрыве контрактов, но в марте предприятия столкнулись с задержками отгрузок: «Наши заводы работают и используют продукцию со своих складов, которая почти исчерпана».

При отсутствии подшипников выпуск инновационных вагонов (20,8 тыс. штук в 2021 году) окажется под угрозой. По данным «Infoline-Аналитики», число инновационных полувагонов составляет 160,5 тыс. из 595 тыс. общего парка, в остальных сегментах их 40,8 тыс.

Два источника “Ъ” на рынке рассказали, что о своем решении уйти уже неофициально сообщила SKF. Неясно, идет речь о полном уходе или о приостановке работы, а также с какого момента. В самой SKF не ответили на запрос “Ъ”. В 2021 году глава ООО СКФ Александр Никитин в интервью «Евразия Вести» говорил, что выпуск подшипников на предприятии в последние десять лет составлял порядка 100 тыс. штук в год и что аналогичный план был на 2021 год при общей мощности завода до 150 тыс.

В 2021 году Минпромторг разыграл СПИК 2.0 на 100-процентную локализацию подшипника с роликом, смазкой и комплектующими, в конкурсе приняли участие СКФ и «ЕПК-Бренко», выиграла последняя. В конце 2020 года ЕПК с Amsted Rail подписали меморандум о локализации в РФ производства ролика, наиболее сложной детали кассетного подшипника, на который приходится до 25% себестоимости (см. “Ъ” от 19 ноября 2020 года).

В «ЕПК-Бренко» “Ъ” сообщили, что компания продолжает работу в штатном режиме, производство идет согласно утвержденному плану: в марте компания выпустит 16 тыс. подшипников, план на 2022 год — 240 тыс. единиц.

Локализация подшипника по себестоимости составляет 30%, по технологическим операциям — 70%. Инвестиции по СПИК 2.0 составили $60,8 млн, из них со стороны ЕПК — $29,8 млн. Поставки комплектующих продолжаются, заверили в ЕПК, но есть сложности с логистикой по доставке импортных компонентов.

Как вагоны докатились до дефицита

По информации “Ъ”, проблемы обеспечения подшипниками обсуждались 11 марта на совещании в Росжелдоре. Исчерпывающего ответа, что делать в случае продолжения перебоев, пока нет, говорит один собеседник “Ъ”. Другой добавляет, что для попыток замещения нужно, чтобы государство упростило порядок сертификации ввозимой продукции — например, поменяло схему на декларативную, что позволит вести эту процедуру параллельно выпуску продукции.

Производство кассетных подшипников почти во всех странах зависит от импорта, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Все компании, работающие на рынке РФ,— из стран, которые ввели жесткие санкции. Американские компании, уверен эксперт, не смогут, да и не захотят обходить санкции в условиях столь сильного давления со стороны правительства США и общественного мнения.

Национализация этих активов не поможет, поскольку даже при высоком уровне локализации она не избавляет от потребности в импорте наиболее технологически сложных комплектующих.

Товарных запасов, по расчетам господина Бурмистрова, хватит на один-два месяца. По его мнению, «системное решение не просматривается», а в качестве точечной меры придется, по всей видимости, договариваться с SKF о сохранении производства и поставок до конца 2022 года, чтобы не допустить коллапса в вагоностроении и сервисном обслуживании парка.
#2 | 10:16 14.03.2022 | Кому: Всем
Наконец приходит Осознание что то что легко можно сделать у себя нужно делать у себя. Тут по видимому очередной непонятливый чиновник. Который не поймёт никак что времена изменились. И нужно не откаты пилить, а немножко поработать. Пусть подшипник СКФ неплохой но ничего сверхтехнологичного для страны производящей атомные подводные лодки в них нет.
RRB
Невменяемый »
#3 | 10:17 14.03.2022 | Кому: Всем
Необходимо подключать патриотические СМИ, они должны объяснить как с этим справиться.
#4 | 10:18 14.03.2022 | Кому: Ckomarox
> но ничего сверхтехнологичного для страны производящей производящей атомные подводные лодки в них нет.

Пока атомная отрасль молчит, то конечно ничего сложного.
von_herrman
надзор »
#5 | 10:20 14.03.2022 | Кому: Ckomarox
> Пусть подшипник СКФ неплохой но ничего сверхтехнологичного для страны производящей атомные подводные лодки в них нет.

На подводной лодке подшипники деревянные )
#6 | 10:23 14.03.2022 | Кому: Всем
Ну это не микрочипы делать, должны как-то освоить справиться.
tel-tel
идиот »
#7 | 10:25 14.03.2022 | Кому: Всем
[вытаращив глаза смотрит на кучу ТЦ с барахлом вместо ИПЗ] подшипниковый завод мирового уровня был - японцы заказывали как на ОЕМ-производстве, и продавали под своим лейблом
#8 | 10:26 14.03.2022 | Кому: Всем
Эдак скоро внезапно окажется что в СССР производились не только галоши, но и подшипники?
#9 | 10:30 14.03.2022 | Кому: Всем
«Печальное зрелище»: самарский видеоблогер снял с высоты то, что осталось от ГПЗ-4

[censored]

Четвёртый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-4, «четвёртый ГПЗ») — завод по изготовлению шарикоподшипников, существовавший в городе Куйбышеве с 1941 года. Выпускал большой номенклатурный перечень шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм, а также сверхкрупные подшипники и специальные подшипники для авиационной и космической промышленности. Основан на базе Московского подшипникового завода, эвакуированного во время Великой Отечественной войны.
#10 | 10:31 14.03.2022 | Кому: Всем
Чудеса, обычно все SKF привозят из Китая.
#11 | 10:35 14.03.2022 | Кому: Ухум Бухеев
> Эдак скоро внезапно окажется что в СССР производились не только галоши, но и подшипники?

Скажешь тоже! Зачем в галошах подшипники?!!
uBAH
интеллектуал »
#12 | 10:45 14.03.2022 | Кому: Kaktus
> Ну это не микрочипы делать, должны как-то [где-то] освоить справиться [спиздить].

извините
#13 | 10:50 14.03.2022 | Кому: von_herrman
> На подводной лодке подшипники деревянные )

Ты чего это тут военную тайну вот так просто раздаёшь? Как её теперь продавать?!!
#14 | 10:58 14.03.2022 | Кому: Ckomarox
> Наконец приходит Осознание что то что легко можно сделать у себя нужно делать у себя. Тут по видимому очередной непонятливый чиновник. Который не поймёт никак что времена изменились. И нужно не откаты пилить, а немножко поработать.

Приходит - к кому? Какой чиновник, какие времена изменились, кому нужно поработать? Времена изменились у нас 30 лет назад, когда пришли эффективные собственники и вместе с рыночком порешали, что неэффективный совок им не нужен, они будут сосать трубу, а невписавшееся в рынок население - сосать кое-что другое. И с тех пор НИЧЕГО не поменялось.
#15 | 10:59 14.03.2022 | Кому: Ухум Бухеев
> Эдак скоро внезапно окажется что в СССР производились не только галоши, но и подшипники?

[censored]
von_herrman
надзор »
#16 | 10:59 14.03.2022 | Кому: pavelat
Давай мне шекель и делай с тайной что хочешь!
#17 | 11:05 14.03.2022 | Кому: Всем
Да знаю я эти инновационные полувагоны :) в прошлом году с ними хотели работать, только толку то... их инновационность в повышенной длине и грузоподъёмности, а на экспорт (как правило) ограничение по весу на транзитных дорогах :) китай - 70, азия - 72. И хераль толку, что они 75 везут!?
#18 | 11:06 14.03.2022 | Кому: Всем
А в Москве, на Шаболовке, где подшипниковый завод был, теперь мебелью торгуют. А заводоуправление сдали под офисы.
#19 | 11:13 14.03.2022 | Кому: AndroidSav1
> самарский видеоблогер снял с высоты то, что осталось от ГПЗ-4

А 9-й и 31-й живые?
#20 | 11:21 14.03.2022 | Кому: Всем
>Национализация этих активов не поможет, поскольку даже при высоком уровне локализации она не избавляет от потребности в импорте наиболее технологически сложных комплектующих.

Какие, блять, технологически сложные комплектующие, которые непременно надо завозить из за границы, могут быть внутре подшипника?!
von_herrman
надзор »
#21 | 11:25 14.03.2022 | Кому: СТП220
> которые непременно надо завозить из за границы

Похоже все нужно завозить. Шарики, обоймы, сепараторы )
Алекс
надзор »
#22 | 11:28 14.03.2022 | Кому: AndroidSav1
На краснодарском шарикоподшипника теперь всякие арт представления устраивают. Дело, наверно, нужное, но было бы неплохо, чтобы подшипники тоже делали. А с этим проблемы.
#23 | 11:30 14.03.2022 | Кому: Strider
> А 9-й

[censored]

и 31-й живые?

[censored]
tel-tel
идиот »
#24 | 11:30 14.03.2022 | Кому: diagel
уф, прямо от сердца отлегло - подшипники снова нахуй не нужны!!!
#25 | 11:43 14.03.2022 | Кому: кaрел
Ой, вот только не надо тут с этой своей совковой статистикой!!! Каждому совестливому журналисту и гею известно, что она врёт!!!
pks_ru
шутник »
#26 | 11:50 14.03.2022 | Кому: tel-tel
> [вытаращив глаза смотрит на кучу ТЦ с барахлом вместо ИПЗ]

"Редуктор" то там напротив - доели уже или еще осталось чего?
RedStar
надзор »
#27 | 11:54 14.03.2022 | Кому: Всем
> Товарных запасов, по расчетам господина Бурмистрова, хватит на один-два месяца. По его мнению, «системное решение не просматривается»

Лол. Про эти подшипники тока ленивый языком не трепал. Но в РФ все продумали и ко всему подготовились прежде чем танками куда-то лезть. В танках говорят тоже нужны подшипники, но просматриваю системное решение в том, чтоб захватывать их на территории противника.
tel-tel
идиот »
#28 | 11:56 14.03.2022 | Кому: pks_ru
> "Редуктор" то там напротив - доели уже или еще осталось чего?

не - там тоже сплошные ТЦ -[censored] Плюс многоэтажный ТЦ строится.
Офигеть какие старые фотки на гугле - трубы тоже давно нет
вот более-менее[censored]
Грант
не троцкист »
#29 | 12:08 14.03.2022 | Кому: RedStar
> Лол. Про эти подшипники тока ленивый языком не трепал. Но в РФ все продумали и ко всему подготовились прежде чем танками куда-то лезть. В танках говорят тоже нужны подшипники, но просматриваю системное решение в том, чтоб захватывать их на территории противника.
>

Как уверяют охранители с 2014 года Россия по всем фронтам импортазаместилась и теперь готова к санкциям!
#30 | 12:09 14.03.2022 | Кому: Ерш
> И с тех пор НИЧЕГО не поменялось.

Кое-что изменилось: только что они увидели, что никакое количество денег, никакие попытки встраивания в западное общество не помогут им сохранить их любимые денежки и положение. Все отберут и под зад дадут. По идее, должна в голову зайти мысль, что можно организовать производство здесь; раньше стригли овечек и вывозили добычу, что там с овечками потом будет, им было без разницы, а теперь надо стричь и дальше, потому что бежать некуда с добычей, поэтому неплохо бы овечек кормить и лечить, увеличивать поголовье.
#31 | 12:09 14.03.2022 | Кому: Всем
Уже заебался после каждой новости об импортозамещении "Летучий Корабль" вспоминать.
RedStar
надзор »
#32 | 12:16 14.03.2022 | Кому: Мышка
> Кое-что изменилось: только что они увидели, что никакое количество денег, никакие попытки встраивания в западное общество не помогут им сохранить их любимые денежки и положение. Все отберут и под зад дадут. По идее, должна в голову зайти мысль, что можно организовать производство здесь;

Сколько можно пороть эту хуету? С 2014 чего не осознали то?
#33 | 12:20 14.03.2022 | Кому: Ухум Бухеев
> Эдак скоро внезапно окажется что в СССР производились не только галоши, но и подшипники?

А ты разве не помнишь, где работал детдомовский дружбан Феди из "джентльменов удачи"?
#34 | 12:30 14.03.2022 | Кому: Всем
На месте Томского ГПЗ- 5, который имел вес в мире, сейчас торговые центры, дома строятся.
#35 | 13:09 14.03.2022 | Кому: von_herrman
> На подводной лодке подшипники деревянные )

Ещё в сборнике "Эврика-81" читал про такие. Точнее там какой-то композит на основе целлюлозы.
#36 | 13:35 14.03.2022 | Кому: Всем
Так постройте новый шарикоподшипниковый завод, ебаный в рот. 5 миллиардов рублей, 1000 человек и подшипников на всю страну любых форм и размеров.
#37 | 13:47 14.03.2022 | Кому: Всем
[censored] нашенский вроде еще работает
#38 | 14:25 14.03.2022 | Кому: Freund
> Так постройте новый шарикоподшипниковый завод, ебаный в рот. 5 миллиардов рублей, 1000 человек и подшипников на всю страну любых форм и размеров.

Ты не умеешь в Величие. В Китае купят.
#39 | 16:42 14.03.2022 | Кому: RedStar
> С 2014 чего не осознали то?

Ну, в 2014м у них яхты-дворцы не отжимали, так какие-то чахлые санкции, а сейчас игрушки отняли, по кошельку врезали. Посмотрим. Мы на них в любом случае не имеем никакого влияния.
#40 | 17:22 14.03.2022 | Кому: kirillkor
> Пока атомная отрасль молчит, то конечно ничего сложного.

А она ни чего и не скажет скорее всего, через пиздюли, боль, страдания, высокий дозбюджет, растянутые ППРы, вымучаем и родим свое, получится прикольная химера, но своя теплая, родная.
#41 | 19:42 14.03.2022 | Кому: Ухум Бухеев
> Эдак скоро внезапно окажется что в СССР производились не только галоши, но и подшипники?

Даже был Всесоюзный научно–исследовательский конструкторско–технологический институт подшипниковой промышленности, сейчас от него осталась бледная тень.
#42 | 08:20 15.03.2022 | Кому: Мышка
> Кое-что изменилось: только что они увидели, что никакое количество денег, никакие попытки встраивания в западное общество не помогут им сохранить их любимые денежки и положение. Все отберут и под зад дадут. По идее, должна в голову зайти мысль, что можно организовать производство здесь; раньше стригли овечек и вывозили добычу, что там с овечками потом будет, им было без разницы, а теперь надо стричь и дальше, потому что бежать некуда с добычей, поэтому неплохо бы овечек кормить и лечить, увеличивать поголовье.

[censored]
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.