Путин предложил рассмотреть идею реестра токсичного контента
habr.com К сожалению, гораздо большая часть контента не является запрещённой и, может быть, никогда не будет запрещена. Это токсичный контент, который прямо противоречит нашим стратегическим приоритетам: например, ненависть к семье, ненависть к детям, ненависть к мужчинам, потакание насилию. Но он не запрещён и в отличие от контента, который запрещён и как-то блокируется Роскомнадзором — указал автор идеи Ашманов
«Администрации Президента Российской Федерации рассмотреть представленные президентом акционерного общества «Крибрум» Ашмановым И.С. предложения по реализации проекта создания саморегулируемого реестра токсичного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях защиты несовершеннолетних и при необходимости принять соответствующие меры поддержки. Доклад – до 1 июня 2022 г.» — цитата из перечня поручений на сайте Президента РФ.
Ашманов представил Президенту концепцию реестра в ходе заседания Совета 9 декабря. Он указал, что потенциальные негативные последствия от цифровизации связаны не только с рисками утечек данных и социальными последствиями (от потери работы и т.п.) но и с рисками цифровой дискриминации граждан. Поэтому необходимо разработать своего рода «правила дорожного движения» в цифровом пространстве, которых до сих пор нет из-за «очень быстрого характера этой цифровизации».
«К сожалению, гораздо большая часть контента не является запрещённой и, может быть, никогда не будет запрещена. Она очень медленно мигрирует в эту сторону, это такие прекурсоры, так сказать. Это токсичный контент, который прямо противоречит нашим стратегическим приоритетам: например, ненависть к семье, ненависть к детям, ненависть к мужчинам, потакание насилию – то, что говорил Кабанов. Но он не запрещён и в отличие от контента, который запрещён и как-то блокируется Роскомнадзором, ведёт себя как герпес, который в организме всегда есть, но выпрыгивает, только если есть падение иммунитета, а так сидит тихо. Контент, который не запрещён, очень быстро пухнет, а он на самом деле потом выходит в реальную жизнь и отравляет детей и подростков очень сильно», — указал Ашманов в ходе доклада 9 декабря.
Ашманов отметил, что проблему токсичного контента нельзя решить с помощью законов из-за тонкой грани между свободой слова и борьбой с подобным контентом. Вместо этого он предлагает решать проблему с помощью «гражданского согласия», если точнее — волонтёрских проектов. В понимании Ашманова они будут представлять собой некий саморегулирующийся совет по контенту, который самостоятельно будет определять нормы допустимого и недопустимого в сфере цифрового общения и после этого договариваться с социальными сетями и платформами об их соблюдении.
«Я приведу пример. Школьные расстрелы действительно сейчас блокируют, а огромное количество групп, которые посвящены серийным убийцам, насилию, тому, что человеческая жизнь ничего не стоит, не являются запрещёнными, и они пухнут, а они являются верхним жерлом этой воронки, которая загоняет подростков и детей потом уже в совсем негодные, токсичные места типа школьных расстрелов или суицидов», — сказал Ашманов, объясняя необходимость создания гражданского проекта в сфере надзора за контентом.
Проект планируется создать на базе Общественного центра интернет-технологий. Также необходимо наладить связи с большинством «наших» цифровых платформ, чтобы получить у них добровольное согласие на блокировку и удаление контента, расцененного проектом как «неприемлемый». Сейчас отечественным платформам создают особые преференции, например, в виде предустановки приложений на смартфоны. Поэтому, как выразился Ашманов, если такие преференции есть, соцсети «должны, по крайней мере, не развращать и не убивать наших детей».
То есть должны быть общие правила, но гражданского типа, а не закон. Ашманов считает, что в случае запуска проекта получится вывести государство из области критики за вмешательство и цензуру, а также создать в отношении определённых категорий токсичного контента политику нулевой толерантности.
Информация о предложенном Ашманове проекте появилась 22 ноября 2021 года. На тот момент он указывал, что реестр будет разработан на базе платформы для маркировки, подобно «Википедии». В каталог токсичного контента будут входить не запрещенные напрямую законодательством РФ страницы в сети интернет со ссылками на кибербуллинг, ролики про насилие, антипрививочные публикации, радикальные направления, поощрение нетрадиционных ценностей и другие материалы из серой зоны законодательства.