Фитопланктон реагирует на рост CO2 не так, как ожидалось

elementy.ru — Эксперименты показали, что главные производители карбоната кальция в мировом океане — микроскопические водоросли кокколитофориды — реагируют на рост концентрации CO2 в атмосфере не снижением, как ожидалось, а значительным увеличением продукции. Текст в первом.
Новости, Наука | Сова 16:11 03.11.2021
46 комментариев | 41 за, 0 против |
Сова
надзор »
#1 | 16:11 03.11.2021 | Кому: Всем
Эти экспериментальные данные подтверждаются результатами послойного изучения кокколитофорид в донных морских отложениях, показавшими, что за последние 220 лет скелеты кокколитофорид стали массивнее в среднем на 40%.

Кокколитофориды — обширная группа мелких одноклеточных планктонных водорослей, образующих на поверхности клетки ажурные известковые пластинки — кокколиты. Кокколиты прекрасно сохраняются в ископаемом состоянии и широко используются в стратиграфии (для корреляции отложений и установления относительного возраста осадочных пород).

Начиная с середины мезозойской эры кокколитофориды были и остаются главными производителями карбоната кальция в мировом океане. Из известковых скелетиков кокколитофорид в основном состоит и всем известный писчий мел, и современные донные отложения во многих районах океана.

Районы цветения кокколитофорид хорошо видны из космоса — они похожи на молочно-белые разводы в океане. На снимке: цветение Emiliania huxleyi у юго-западного побережья Англии 30 июля 1999 года. Фото с сайта www.sanger.ac.uk
Районы цветения кокколитофорид хорошо видны из космоса — они похожи на молочно-белые разводы в океане. На снимке: цветение Emiliania huxleyi у юго-западного побережья Англии 30 июля 1999 года. Фото с сайта www.sanger.ac.uk
Считается, что рост концентрации CO2 в атмосфере в целом должен оказывать угнетающее воздействие на морские организмы с известковым (кальцитовым) скелетом, такие как кораллы, фораминиферы и кокколитофориды. Растворяясь в воде, углекислый газ превращается в угольную кислоту (H2CO3), что повышает кислотность воды. В принципе, это должно повышать растворимость кальцита и негативно сказываться на организмах с кальцитовым скелетом. Однако в действительности всё гораздо сложнее, особенно когда речь идет об организмах, которые, подобно кокколитофоридам, не только образуют кальцитовый скелет, но еще и фотосинтезируют.

Угольная кислота, реагируя с ионами карбоната (CO32–) и молекулами воды, образует ионы гидрокарбоната (HCO3–). Снижение концентрации CO32– снижает величину насыщенности океана кальцитом (Ω-cal); если Ω-cal опускается ниже единицы, кальцит растворяется. С другой стороны, тот же самый процесс ведет к росту концентрации ионов гидрокарбоната, которые служат «строительным материалом» для построения кальцитового скелета кокколитофоридами:

Ca2+ + 2HCO3– → CaCO3 + CO2 + H2O

Изъятие из воды CaCO3, идущего на построение скелета, ведет к снижению pH и стимулирует — через короткую цепочку причинно-следственных связей — обратный выход CO2 из океана в атмосферу. Добавим к этому фотосинтез, в ходе которого CO2 активно изымается из воды и включается в состав органических веществ. Не забудем и о том, что после смерти кокколитофориды тонут, причем массивный кальцитовый скелет может играть роль груза, и поэтому от его массы может зависеть скорость изъятия органического и неорганического углерода из верхних слоев воды. В итоге получается весьма запутанная система связей и взаимодействий, которую не так-то просто моделировать и прогнозировать. Особенно если учесть, что интенсивность как фотосинтеза, так и кальцификации (образования известковых скелетов) у разных организмов зависит не только от абиотических условий (pH, Ω-cal, концентрации CO2, CO32–, HCO3–, температуры, освещенности и т. д.), но и от генетических и физиологических особенностей.

Поэтому у науки до сих пор нет однозначных ответов на ряд весьма актуальных вопросов. Прежде всего хотелось бы знать, как реагируют — и как будут реагировать в будущем — морские организмы с известковым скелетом на продолжающийся рост концентрации CO2, и каким образом эта их реакция скажется на составе атмосферы и климате. Чтобы это понять, нужно прежде всего выяснить, как зависят процессы кальцификации и фотосинтеза от концентрации CO2 у наиболее массовых представителей фитопланктона, в первую очередь у кокколитофорид.

Большинство специалистов склонны считать, что рост концентрации CO2 должен снижать интенсивность кальцификации у морских организмов, в том числе у кокколитофорид. В ряде экспериментов на живых культурах кокколитофорид это предположение вроде бы подтвердилось. Однако группа океанологов и гидробиологов из Великобритании, Франции и США обратила внимание на то, что большинство таких экспериментов были проведены не совсем корректно: уровень pH в них регулировался путем добавления в воду небольших количеств кислоты или щелочи. Более реалистичную модель тех процессов, которые происходят в океане в наши дни и будут происходить в будущем в связи с ростом концентрации CO2, можно получить, пропуская через воду пузырьки углекислого газа.

Именно так и поступили исследователи. Они изучили рост клеток самого массового вида кокколитофорид Emiliania huxleyi при различных концентрациях растворенного CO2 — от существовавших до начала промышленной революции до тех, которые ожидаются к концу нынешнего века (примерно втрое более высоких).

Оказалось, что по мере роста концентрации CO2 кокколитофориды уверенно наращивают как производство биомассы (измерялось количество углерода, включенного в состав органического вещества клеток), так и кальцификацию (измерялось количество углерода, включенного в состав скелетов). Скорость роста клеток несколько снизилась, однако сами клетки стали крупнее, а скелеты массивнее.

Рост среднего объема кокколита (вертикальная ось) по мере роста концентрации растворенного CO2 (горизонтальная ось). В верхней части рисунка показаны фотографии типичных кокколитов из соответствующих культур, полученные на сканирующем электронном микроскопе. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Рост среднего объема кокколита (вертикальная ось) по мере роста концентрации растворенного CO2 (горизонтальная ось). В верхней части рисунка показаны фотографии типичных кокколитов из соответствующих культур, полученные на сканирующем электронном микроскопе. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Важно, что интенсивность кальцификации и фотосинтеза (то есть скорость включения углерода в состав скелета и живой массы) росли параллельно, так что их соотношение практически не изменилось.

Если эксперимент был поставлен правильно и результаты достоверны, то в течение последних двух столетий средний размер кокколитов в океане должен был существенно увеличиться.

Чтобы проверить это, авторы изучили донные отложения из Северной Атлантики. Пробы были взяты в точке с координатами 57°27' с. ш., 27°55' з.д. на глубине 2630 м. В этом районе осадки накапливаются с необычно высокой для открытого океана скоростью — 2,3 мм в год, что позволило весьма детально проанализировать динамику размеров кокколитов за период с 1780-го по 2004 год.

Предположения авторов полностью подтвердились. Средняя масса кокколита увеличилась — от 1,08 × 10–11 г в 1780 году до 1,55 × 10–11 г в 2004 году. Особенно быстрый рост начался в 1960-е годы, что хорошо согласуется с данными по динамике концентрации CO2.

Рост концентрации CO2 в атмосфере (верхняя кривая) и средней массы кокколитов в донных отложениях Северной Атлантики. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Рост концентрации CO2 в атмосфере (верхняя кривая) и средней массы кокколитов в донных отложениях Северной Атлантики. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
В отложениях представлены не только кокколиты Emiliania huxleyi, но и более десятка других видов кокколитофорид, причем количественное соотношение разных видов практически не менялось со временем. Авторам удалось измерить в каждой послойной пробе только среднюю массу всех кокколитов в целом (а не каждого вида по отдельности), поэтому они не смогли определить относительный вклад каждого вида в общее увеличение размеров кокколитов. Однако кокколиты Emiliania huxleyi составляют в среднем лишь 3% общей массы кокколитов в этих пробах, поэтому ясно, что с ростом концентрации CO2 скелет становится массивнее не только у этого вида, но и у других.

Таким образом, можно заключить, что рост концентрации углекислого газа не угнетает, а, наоборот, стимулирует образование кальцитовых скелетов по крайней мере у некоторых видов кокколитофорид в некоторых районах океана. Этот факт, несомненно, необходимо учитывать в геохимических моделях, однако многое по-прежнему остается неясным. В частности, необходимо выяснить, как влияет рост CO2 на других кокколитофорид в других районах океана, как отражается увеличение массивности скелета на скорости изъятия органического углерода из верхних слоев воды, и многое другое.

Источник: M. Debora Iglesias-Rodriguez et al. Phytoplankton Calcification in a High-CO2 World // Science. 2008. V. 320. P. 336–340.
#2 | 16:30 03.11.2021 | Кому: Всем
Внезапно, чем больше цо2, тем больше тех, кто его поглощает. Прям удивительные открытия!
#3 | 16:33 03.11.2021 | Кому: Всем
Фитопланктон - в каждый дом!
или в каждый фонтан и циркулировать циркулировать циркулировать
Aleks3
надзор »
#4 | 16:38 03.11.2021 | Кому: loisop
> Оказалось, что по мере роста концентрации CO2 кокколитофориды уверенно наращивают как производство биомассы (измерялось количество углерода, включенного в состав органического вещества клеток), так и кальцификацию (измерялось количество углерода, включенного в состав скелетов).

Кто бы мог подумать!!! Фотосинтезирующие организмы, при условии поддержания других жизненных факторов на должном уровне, накапливают массу сильнее при увеличении содержания углекислоты в воздухе!
Кстати, немедленно вспомнил статью о том, как учёные случайно во много раз усилили прирост биомассы в океане распылив вещества, которые водоросли восприняли как удобрения. Дарю борцунам с углекислым газом идею - удобрять океан!
#5 | 16:44 03.11.2021 | Кому: Всем
ща они этой биомассой засрут все моря окияны и писец, придется отказаться от селедочки с картошечкой
#6 | 16:44 03.11.2021 | Кому: Aleks3
> Дарю борцунам с углекислым газом идею - удобрять океан!

Чтобы поглощать весь лишний углерод, надо наращивать биомассу на планете примерно на 2% в год. Не реально.
Сова
надзор »
#7 | 16:52 03.11.2021 | Кому: loisop
> Внезапно, чем больше цо2, тем больше тех, кто его поглощает. Прям удивительные открытия!

Все уши прожужжали про то как бедные кораллы гибнут. Видимо, не всё так однозначно.
Aleks3
надзор »
#8 | 16:53 03.11.2021 | Кому: Eldies
> Чтобы поглощать весь лишний углерод, надо наращивать биомассу на планете примерно на 2% в год. Не реально

А ты пробовал? Надо статью искать на элементах. Там были прописаны такие цифры, что 2% это ниачом.
В океане очень низкая накопленная биомасса, в том числе из-за того, что субстрат находится в очень разбавленном состоянии. Если последовательно заняться повышением концентрации питательных веществ, хоть бы и на ограниченных площадках запросто можно выровнять количество биомассы на суше и в океане.
Я погуглил - в океане биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Есть куда расти.
Сова
надзор »
#9 | 16:54 03.11.2021 | Кому: sashkin
> ща они этой биомассой засрут все моря окияны и писец, придется отказаться от селедочки с картошечкой

Селёдка на фитопланктоне достигнет размеров акулы и будет жрать людей! Ха-ха-ха!
А с картошкой в океане проблемы, да.
Aleks3
надзор »
#10 | 17:03 03.11.2021 | Кому: Сова
> А с картошкой в океане проблемы, да.

Ерунда! Нет преград для упорных. Запускаешь плавучий город, который будет курсировать в океане на благоприятной широте. Типа такого, но с сельхоз производством. И с картофаном в океане будет зашибись!

[censored]
Aleks3
надзор »
#11 | 17:16 03.11.2021 | Кому: Eldies
> Чтобы поглощать весь лишний углерод, надо наращивать биомассу на планете примерно на 2% в год. Не реально.

Статью хрен найдёшь, слишком много исследований. Зато вот подборка по тегу "фитопланктон" выдала столько интересных статей по продуктивности, что просто караул. Много интересных. Крайне рекомендую!

[censored]
Blindman
дурачок »
#12 | 17:21 03.11.2021 | Кому: Aleks3
> Ерунда! Нет преград для упорных. Запускаешь плавучий город, который будет курсировать в океане на благоприятной широте. Типа такого, но с сельхоз производством. И с картофаном в океане будет зашибись!

[censored]
sa
интеллектуал »
#13 | 17:23 03.11.2021 | Кому: Сова
Чем дольше живу тем больше убеждаюсь.
Эколог и психолог это не только профессия но и диагноз.
Aleks3
надзор »
#14 | 17:34 03.11.2021 | Кому: Blindman
кстати да - отличное применение для этой техники. А если их друг к дружке принайтовать - будет шикарный плавучий городок!
sa
интеллектуал »
#15 | 17:41 03.11.2021 | Кому: Всем
Ну камрады, ну что вы в самом деле...
Лет десять назад все СМИ вопили что мы вот-вот умрем потому что из-за страшного фреона везде озоновые дыры. Как только рынки переделили и озоновые дыры сразу куда то исчезли.
И теперь те же самые люди орут про углеродный след и мы опять вот вот все умрем.
Ну не нравится вам СО2 - озеленяйте Сахару.
Нет, обложим лучше всех данью. Углеродный налог это по сути ограбление всего мира. Это не повышение цены на бензин, это повышение цен на электричество то есть в карман залезут каждому и залезут основательно.
Сова
надзор »
#16 | 17:54 03.11.2021 | Кому: Aleks3
> Запускаешь плавучий город, который будет курсировать в океане на благоприятной широте

И при морской болезни у экипажа будет масса удобрений!
#17 | 17:54 03.11.2021 | Кому: sa
> Как только рынки переделили и озоновые дыры сразу куда то исчезли.

Никуда не исчезли.
Размер озоновых дыр за разные года можно посмотреть здесь:[censored]
Они по прежнему в наличии, хотя и уменьшаются потихоньку последние лет двадцать.
О них просто перестали говорить, потому что больше ничего не надо делать. Проблема решена. Озоновые дыры уменьшаются.

> Ну не нравится вам СО2 - озеленяйте Сахару.


Даже если вырастить могучие леса во всех пустынях на планете, включая арктические, этого хватит, чтобы скомпенсировать антропогенные выбросы СО2 лет примерно за 10.
А дальше что делать?
#18 | 18:22 03.11.2021 | Кому: sa
> Ну камрады, ну что вы в самом деле...
> Лет десять назад все СМИ вопили что мы вот-вот умрем потому что из-за страшного фреона везде озоновые дыры. Как только рынки переделили и озоновые дыры сразу куда то исчезли.
> И теперь те же самые люди орут про углеродный след и мы опять вот вот все умрем.
> Ну не нравится вам СО2 - озеленяйте Сахару.

ребят, даже если это и так - жупел капиталисты всегда выбирают реальный и даже более чем - он должен биться по исследованиям. Никто не сказал, что солнце взорвётся через писят лет и всё такое. Ибо это не пробивается по исследованиям. А это - пробивается.

> Нет, обложим лучше всех данью. Углеродный налог это по сути ограбление всего мира. Это не повышение цены на бензин, это повышение цен на электричество то есть в карман залезут каждому и залезут основательно.


те, кого облкадывают данью - это не ларёчники, а капиталисты. Причём уже весьма неплохого уровня, которые тоже могут себе позволить всякое. Поэтому ещё раз - причины этого всего реальные.
Aleks3
надзор »
#19 | 20:11 03.11.2021 | Кому: Сова
> И при морской болезни у экипажа будет масса удобрений!

если сделать его достаточно большим, то качка чувствоваться будет меньше.
опять же стабилизацию можно делать для жилых зон
Сова
надзор »
#20 | 20:22 03.11.2021 | Кому: Aleks3
> если сделать его достаточно большим, то качка чувствоваться будет меньше

А как же удобрения?
Aleks3
надзор »
#21 | 20:55 03.11.2021 | Кому: Сова
> А как же удобрения?

морской фитопланктон соли железа сильно уважает
азотными и фосфорными соединениями тож не брезгует, так что надо на это упор делать, а не на органику
Сова
надзор »
#22 | 00:43 04.11.2021 | Кому: Aleks3
> морской фитопланктон соли железа сильно уважает

Мы же про морскую картошку гутарили. А фитопланктон будем кормить кровью свидетелей цо2, раз они железо любят.
sa
интеллектуал »
#23 | 02:03 04.11.2021 | Кому: Eldies
> Проблема решена. Озоновые дыры уменьшаются.
>
Конечно решена)))). Рынки аэрозольных баллончиков переделили и проблема сразу решилась))))
sa
интеллектуал »
#24 | 02:22 04.11.2021 | Кому: Utgart
> кого облкадывают данью - это не ларёчники, а капиталисты
>
Ага, щас))). В конечном итоге все с нас сдерут. Налог обозначает повышение цен на электричество. Если повышение цен на бензин влияет только на логистику то электричество задействовано везде. И это все как снежный ком соберётся.

Строить ветряки - тоже самое только сбоку. Ветряк - стометровая стальная башня на которой по сути косой парус с площадью порядка 700 квадратов. Там по определению много энергии взять невозможно . Из-за чего и мощность ветряка от 1 до 6 МВт а захудалая ГРЭС 600 МВт. А через 20 лет все опять менять.

Но зато в обнищании населения никто не будет виноват. Планету спасаем)))
cp866
интеллектуал »
#25 | 07:05 04.11.2021 | Кому: Eldies
> дальше что делать?

Выращивать деревья и бросать их в воду!
#26 | 07:39 04.11.2021 | Кому: sa
> Конечно решена)))). Рынки аэрозольных баллончиков переделили и проблема сразу решилась))))

Нет, проблема решилась, когда сократились выбросы в атмосферу веществ, разрушающих озон, в результате чего начала падать концентрация этих веществ в атмосфере, в результате чего концентрация озона стала расти.
Данные по всему этому:
выбросы:[censored]
Насколько падала концентрация сfc-11 в атмосфере:[censored]
Концентрация хлора в стратосфере, с прогнозами до 2100 года:[censored]
Концентрация озона в стратосфере:[censored]
#27 | 07:50 04.11.2021 | Кому: cp866
> Выращивать деревья и бросать их в воду!

Чтобы скомпенсировать выбросы углерода от сжигания ископаемого топлива, которые сейчас около 10 млрд тонн углерода в год, понадобится бросать в воду 20 млрд тонн деревьев в год. Из расчета, что в сухой древесине примерно половину массы составляет углерод.

Сокращение выбросов, путем замены ТЭС на зеленые электростанции, выглядит намного дешевле.
#28 | 07:57 04.11.2021 | Кому: sa
> Строить ветряки - тоже самое только сбоку. Ветряк - стометровая стальная башня на которой по сути косой парус с площадью порядка 700 квадратов. Там по определению много энергии взять невозможно.

С них снимают вполне достаточно энергии, чтобы энергия с ветряков была дешевле многих других источников.
Получать электроэнергию из ветра дешевле, чем получать ее на угольных или газовых ТЭС, намного дешевле чем на АЭС:[censored]
Собственно, ветряки сейчас так активно строят исключительно из за того, что это энергия с них стала дешевой.
cp866
интеллектуал »
#29 | 09:33 04.11.2021 | Кому: Eldies
> Сокращение выбросов, путем замены ТЭС на зеленые электростанции

Сколько викглероде стоит 600 МВт ветряков на 50 лет?
cp866
интеллектуал »
#30 | 09:35 04.11.2021 | Кому: Eldies
> энергия с ветряков была дешевле многих других источников.

В Австралии особо показательно дешевле. Самая дешёвая энергия на ГЭС, но строить будут ветряки!
#31 | 09:37 04.11.2021 | Кому: cp866
> викглероде

Я не знаю этого слова.
#32 | 09:38 04.11.2021 | Кому: cp866
> Самая дешёвая энергия на ГЭС, но строить будут ветряки!

ГЭС нельзя воткнуть в произвольное место, а ветряки - можно.
Так то, и до всяких ветряков, люди почему-то строили в основном теплоэлектростанции, а не ГЭС, на которых энергия дешевле. Самая дешёвая энергия на ГЭС, но строить будут ТЭС!
cp866
интеллектуал »
#33 | 13:38 04.11.2021 | Кому: Eldies
Углерода
#34 | 13:41 04.11.2021 | Кому: cp866
> Сколько углерода стоит 600 МВт ветряков на 50 лет?

Ок, тогда я не знаю что означает "Сколько углерода стоит <что то там>".
Ни разу не видел такой метрики, и ничего внятного по этим словам не гуглится.
cp866
интеллектуал »
#35 | 13:47 04.11.2021 | Кому: Eldies
Ну есть же данные про офигенный ветряки? Сколько тратится на мегааккумуляторы, сколько на уберлопасти. Да при сроке службы 10 лет, да при мощности 1 МВт.
#36 | 14:45 04.11.2021 | Кому: cp866
> Ну есть же данные про офигенный ветряки? Сколько тратится на мегааккумуляторы, сколько на уберлопасти. Да при сроке службы 10 лет, да при мощности 1 МВт.

Есть исследования про то, сколько выброшенного в атмосферу углекислого газа приходится на единицу выработанной энергии, за все время эксплуатации турбин.
[censored] - Китай, 2018 год - 25.5 грамм со2 на киловаттчас.
[censored] - Европа, 2016 год - 11 грамм со2 на киловаттчас.
[censored] - 2012 год, 9 грамм со2 на киловаттчас.
[censored] - Китай, 2015 год - 20.7 грамм со2 на киловаттчас.

То есть, на полный жизненный цикл 600 МВт ветряков на 50 лет, которые выработают 600 * 24 * 365 * 50 = 262800000 Мвтч энергии, придется 2365-7095 тонн углекислого газа выброшенного в атмосферу, т.е. 645-1935 тонн углерода.

Я ответил на твой вопрос?
cp866
интеллектуал »
#37 | 14:58 04.11.2021 | Кому: Eldies
Да. У угольной будет около 15000. В два раза, как-то маловато в обмен на бесконечный гемморой с ветром.
#38 | 15:12 04.11.2021 | Кому: Eldies
> То есть, на полный жизненный цикл 600 МВт ветряков на 50 лет, которые выработают 600 * 24 * 365 * 50 = 262800000 Мвтч энергии, придется 2365-7095 тонн углекислого газа выброшенного в атмосферу, т.е. 645-1935 тонн углерода.

Я тут обсчитался в 1000 раз. 645-1935 тысяч тонн углерода.
#39 | 15:14 04.11.2021 | Кому: cp866
> У угольной будет около 15000

Откуда взялось это число?

Энергия сгорания угля около 8.5 Квтч на килограмм, в угле около 90% углерода.
Чтобы выработать 262800000 МВтч энергии, надо сжечь (при КПД=100%) 262800000 * 1000 / 8.5 = 30917647 тонн угля. При этом, в атмосферу будет выброшено 27.8 миллионов тонн углерода.

27.8 миллионов тонн углерода (для угля) / 1935 тысяч тонн углерода (около максимума для ветра) = в 14 раз больше выбросов у угля.
И это - без учета затрат на добычу угля, на транспортировку угля, в предположении о 100% КПД сжигания угля на ТЭС.
cp866
интеллектуал »
#40 | 16:26 04.11.2021 | Кому: Eldies
> Откуда взялось это число?

Из справочника для 1000 МВт
#41 | 16:29 04.11.2021 | Кому: cp866
> Из справочника для 1000 МВт

ссылку дашь?
cp866
интеллектуал »
#42 | 17:14 04.11.2021 | Кому: Eldies
[censored]
#43 | 17:22 04.11.2021 | Кому: cp866
>[censored]

Ну и где там 15000 ?

Я там вижу:
"ТЭС мощностью 1000 МВт потребляет в год 8 млн т кислорода для окисления топлива"

8 млн тонн кислорода содержится в 11 млн тонн углекислого газа.
Получается 11 * 50 * (600 / 1000) = 330 миллионов тонн углекислого газа выбрасывает ТЭС мощностью 600 МВт за 50 лет. 90 Миллионов тонн углерода. В 46.5 раз больше, чем у ветра.
cp866
интеллектуал »
#44 | 17:27 04.11.2021 | Кому: Eldies
Там в табличке 500 тонн в год. 500*.6=300. 300*50=15000
#45 | 17:33 04.11.2021 | Кому: cp866
> Там в табличке 500 тонн в год.

Как это может быть, 500 тонн выбросов оксида углерода при 8 миллионах тонн потребленного кислорода?
Уж не написан ли в табличке один только угарный газ, оксид углерода СО?

Вообще, то что всего выбросов в этой табличке 165 тысяч тонн, как бы намекает нам, что в ней что-то не указано. Потому что станция должна выбросить все, что потребляет. А она одного только кислорода потребляет в 50 раз больше, чем все выбросы в этой табличке.
#46 | 17:42 04.11.2021 | Кому: cp866
>[censored]

[censored]

Страница 7: угольная ТЭС мощность 2400 МВт выбрасывает 2350 тонн СО2 в час.
При 600МВт за 50 лет получится: 2350 * 24 * 365 * 50 * (600 / 2400) = 257325000 тонн СО2, 70 миллионов тонн углерода. В 36 раз больше, чем у ветряков.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.