Quake — 25 лет!

dtf.ru — Первый Quake, именно о нем я сегодня хочу поведать миру, стал легендарным при жизни и реально взорвал мир видеоигр. Весь последующий, после Quake, бурный рост игровой индустрии, по сути обязан ему. Позже на его движке создали целый сонм игр, да и многие проекты сегодня содержат части кода этого культового проекта.
Новости, Игры | честный 06:15 21.06.2021
37 комментариев | 72 за, 2 против |
#1 | 06:16 21.06.2021 | Кому: Всем
> Quake — 25 лет!

[и немедленно употребил]
#2 | 06:20 21.06.2021 | Кому: Всем
Помню казался он каким-то страшненьким, в сравнении с 2 DOOMом, продолжением которого он не официально считался. Но оторваться было решительно невозможно. Друг, помню, одолжил 3DFX ускоритель который куда-то там вставлялся (без него не запускался). Сел поиграть часок, очнулся утром, на пары опоздал.
#3 | 06:31 21.06.2021 | Кому: Vladimer
> Друг, помню, одолжил 3DFX ускоритель который куда-то там вставлялся (без него не запускался).

Это что же за версия кваки тебе попалась? 3DFX был нечастой и недешевой железякой, у нас в группе он только у одного парня был. Правда, я потом его перекупил, но это другая история.

UPD Вспомнил. Действительно, был специальный патч квейка под 3DFX Voodoo. Капец, как же давно это было.
#4 | 06:53 21.06.2021 | Кому: Strider
> Капец, как же давно это было.

а как будто недавно.
время летит, шо капец.
#5 | 06:56 21.06.2021 | Кому: Всем
А еще были редакторы уровней, вплоть до языка макросов Quake C, где любой малолетний долбоеб мог сделать свою школу и расстрелять всех нахуй.
#6 | 07:27 21.06.2021 | Кому: Всем
> Наличие консоли в Кваке – это еще один повод сказать огромное спасибо Джону Кармаку, поскольку теперь в твоих руках наикрутейший инструмент по настройке и управлению игрой. Благодаря этой фиче в игре появилось множество чит-кодов, позволяющих стать бессмертным, проскакивать сквозь стены, летать, получить все оружие и другие плюшки.

Наличие консоли никак не могло породить чит-коды. Чтоб они работали - игра должна понимать команды, набираемые в консоли, нельзя просто от балды набрать в консоли "эй, игра, сделай меня бессмертным" и получить желаемое. В том же Doom чит-код IDDQD работал безо всяких консолей, да и остальные упомянутые в статье читы тоже уже давно были в еще первом Думе. Ничуть не умаляя крутость консоли.
#7 | 07:39 21.06.2021 | Кому: Всем
Помню час не смог перепрыгнуть через лавовый ручеёк в первой комнате. Плюнул и не стал играть в этот шЫдевр геймдизайна. Так до сих пор и не знаю, чё в нём такого хорошего.
#8 | 07:46 21.06.2021 | Кому: максимум 20 символов
Надо в настройках режим "Always Run" включить.
#9 | 07:52 21.06.2021 | Кому: Всем
собаки там были жуткие, до сих пор мороз по коже
#10 | 07:58 21.06.2021 | Кому: Всем
Блин, а я нефига не прикоснулся к легенде. Дошел до него только в 99 году, после psx прошлого. Вообще скучным показался. Но отношусь с почтением.
#11 | 08:00 21.06.2021 | Кому: Alex Wolf
> собаки там были жуткие, до сих пор мороз по коже

А самыми забавными были зомбаки, отрывавшие от себя куски и швырявшие ими в игрока. Гениальная идея.
#12 | 08:03 21.06.2021 | Кому: Всем
> Именно благодаря Quake появились понятия киберспорта и спидрана

Спидраны были задолго до.
#13 | 08:05 21.06.2021 | Кому: Strider
> А самыми забавными были зомбаки

Которых пока не разорвёшь в клочья гранатой или ракетой, не успокоятся. А самым жутким был шамблер с молниями...
#14 | 08:09 21.06.2021 | Кому: Zzlo
> > Именно благодаря Quake появились понятия киберспорта и спидрана
>
> Спидраны были задолго до.

Тут походу журналист родился немного позже, чем Квейк вышел.
Простим его за это.
#15 | 08:15 21.06.2021 | Кому: Logane2
я лично к нему смог прикоснутся после 2003, когда уже свой комп был.
игра легендарная.
но да, после Халвы уже немножко не то было.
#16 | 08:16 21.06.2021 | Кому: Всем
Да. Любимая игра ДЮ. Натуральная Легенда. Но требовательная, сцука. Пентиум MMX ей подавай. Дюк же шёл и на 486-133.
#17 | 08:20 21.06.2021 | Кому: Всем
Отличная была игра... Помницца одновременно с ней вышел другой шедевр, но из-за квейка его как-то не заметили: Redneck Rampage. Жутко веселая игрушка.
#18 | 08:21 21.06.2021 | Кому: Zzlo
> Спидраны были задолго до.

Как и WASD. А ещё было вот это:[censored]
#19 | 08:22 21.06.2021 | Кому: Logane2
Первая Квака поставлялась всеми сборщиками компов по дефолту. Сложно было найти комп, где не было каталога "C:\Quake"

З.Ы. Мы научились тогда маскировать вредноносный код под кваковский екзешник. На размер никто не смотрел, все жмакали по quake.exe. И тут сурпрайз - на весь монитор надпись "ПИДАРАСЫ!" Некоторые так с телками знакомились. Особо круто было написать резидент - он себя никак не выражал, но при выводе документа на печать после каждой запятой ставил "бля". Было классно, бля!
#20 | 08:23 21.06.2021 | Кому: Srg_Alex
> Но требовательная, сцука.

а сейчас в полном виде можно играть на средненьком смартфоне.
#21 | 08:31 21.06.2021 | Кому: Ухум Бухеев
> Первая Квака поставлялась всеми сборщиками компов по дефолту. Сложно было найти комп, где не было каталога "C:\Quake"

Всё ещё смешнее: нам приходили харды из Москвы (фуджики и сигейты), Квака на них уже была. :)
#22 | 08:42 21.06.2021 | Кому: Srg_Alex
Квака - это часть операционной системы DOS и Windows 95! И даже не пытайтесь меня переубедить.
#23 | 08:53 21.06.2021 | Кому: Ухум Бухеев
Я первую, собранную мной локальную сеть протестировал не обзором сети, а запуском Quake и с подцепление к нему клиента. IPX/SPX!

А для души собранный Пень для запуска старых игр в естественной для них среде так и имеет на борту тот самый, дефолтный каталог С:\Quake, записанный добрым продавцом уже не существующего магазина АРС.
#24 | 09:00 21.06.2021 | Кому: Beholder
Дюк Нюкем курит, он использовал спрайты. Риал краш тест был именно на Кваке, с полным три де.
#25 | 09:09 21.06.2021 | Кому: Ухум Бухеев
Дюка играл мой сосед на своём пеньке, а я гонял Q, но первый вариант у меня был Q1DMTest, который имел с собой редактор и карты с монстрами, о которых было оглавление, но отсутствовала сама статья в Магазине Игрушек. Это я перепроверил, найдя несколько сканов тех времён, а также восстановленную текстовую версию журнала. Теперь это можно запускать на компе - карт несколько, на некоторых монстров не натянуты даже текстуры, просто "скелеты" (забыл, как они называются).

В нём - Teste, целая методичка консольных команд - вплоть до изменения положения оружия (слева-центр-справа, как в Q2) и индикатора, в реальном времени показывающего не помню что, надо включить-посмотреть.

> Риал краш тест


Не знаю такого.
#26 | 09:20 21.06.2021 | Кому: Всем
Помню как друг принёс демо на дискетах.
Я посмотрел и решил что Heretic в разы красивее и интереснее.
[censored]
#27 | 09:20 21.06.2021 | Кому: Beholder
> но отсутствовала сама статья в Магазине Игрушек

А у меня ведь есть этот выпуск. Держу на антресоли. 1000 раз перепрочитывал. Многие фразы оттуда до сих пор помню:
"- да какие же они друзья? Фраги они!" (с)
#28 | 09:40 21.06.2021 | Кому: максимум 20 символов
[censored]
#29 | 11:53 21.06.2021 | Кому: Всем
Первый квак я проходил используя только клаву.
#30 | 14:36 21.06.2021 | Кому: Всем
Много шутеров было, квака был шедевр, поэтому мы её просто запомнили.
#31 | 14:59 21.06.2021 | Кому: Srg_Alex
> А у меня ведь есть этот выпуск. Держу на антресоли. 1000 раз перепрочитывал. Многие фразы оттуда до сих пор помню:
> "- да какие же они друзья? Фраги они!" (с)

Ну а есть статья по выниманию монстров из Deathmatch Test? Насколько я знаю, это последняя, но есть только заголовок, сама заметка отсутствует. Номера 2-3, 1996. Отпишись, если не влом. Ну кончено, не влом :)

[censored]
#32 | 17:07 21.06.2021 | Кому: Всем
> да и многие проекты сегодня содержат части кода этого культового проекта.

Даже некоторые, вышедшие сравнительно недавно, например Half-Life: Alyx -[censored]

> Quake конкретно заставляет вас забросить игру исключительно на клавиатуре. В Кваке, непременным атрибутом битвы и движения становится мышь в правой руке. С ее помощью вы мгновенно реагируете на смену обстановки в трехмерном пространстве и стреляете. Именно Quake узаконил классическую ныне раскладку WASD.


Глядя на кадры заморских чемпионатов и прочих игровых ивентов того времени, даже там и тогда играли кто как, даже на джойстиках (!). WASD появился как "стандарт" позже, но не благодаря Quake, а как раз таки общими стараниями игроков. Сам Quake почему-то шел по умолчанию с назначением клавиш как в DOOM, да еще при выключенном "mouse look" - вертикально мышью по умолчанию взор не крутился, нужно было либо временно зажимать специальную клавишу, либо прописывать +mlook в консоль или в .cfg файл. Конфиги тогда много кто составлял. Лично я, из-за того, что перед этим играл в DOOM, Heretic, Duke Nukem 3D и подобные игры на "клавиатурном" методе, этот самый Квак на клавиатуре же и проходил. Некоторые даже в мультиплеер играли на клавиатуре - их называли "трактористы", т.к. было весьма забавно наблюдать, как такой персонаж медленно поворачивался. Несмотря на то, что даже DOOM подразумевалось играть с помощью мыши, а Quake и подавно, мне кажется из-за спешки и финального аврала, на изменение метода управления по умолчанию просто "забили" и не донесли нужным образом это до игроков. В конце концов, по идее +mlook вообще должен был быть включен по умолчанию в такой-то игре.

> Чего стоили для того времени подводные пространства, и возможность сигать на верхние «этажи» с помощью «рокет-джамп». Этот фокус в первые появился в Кваке, - шмаляй из ракетницы себе под ноги, и теряя немного брони и здоровья ты пулей взлетаешь вверх перед оторопевшими монстрами.


Ну рокет-буст был еще в DOOM - там даже проход на один секретный уровень осуществлялся только таким образом - взять неуязвимость и выстрелом ракетой в стену с движением назад достигалась нужная скорость, чтобы попасть в определенное место. Хотя в Quake эта вещь оформилась окончательно, с добавлением вертикальности и "настоящего 3D".

> Лично для меня Quake памятен еще и тем, что саундтрек и звуковые эффекты к игре создавал Трент Резнор (Trent Reznor), человек-группа Nine Inch Nails


Хоть в некоторыех релизах NIN и было написано "NIN is Trent Reznor", а остальные участники упоминались в основном как концертные и/или студийные исполнители, по словам самих John Romero и American McGee (id Software), а также Chris Vrenna (NIN, 89-97) над музыкой работали все участники коллектива того времени, в разной степени.

> Резнор писал музыкальное сопровождение для Quake на безвозмездной основе.


Интересно, откуда это взято.

> Оригинальный саундтрек вышел в день релиза игры и, общая продолжительность треков составляет 58 мин 56 сек.


Оригинальный саундтрек отдельно не вышел - он был только на CD с самой игрой. Кстати, необязательно было для этого покупать полную версию, можно было обойтись CD с Shareware-версией игры - вся музыка на нем была в наличии. Официально и отдельно от игры саундтрек вышел только в 2020г (!), когда наконец-то видимо удалось преодолеть все юридические запутки и преграды.

Хоть музыка в CDDA качестве это было очень прогрессивно в то время, оказывается, что даже на западе многие и не осознавали, что в игре вообще была эта самая музыка, т.к. после установки игры просто вынимали CD из привода. Гораздо позже, когда игра вышла на онлайн цифровых платформах типа Steam и GOG, музыка в комплектацию не входила. По словам Romero, оригинальный контракт Резнора с Interscope Records четко прописывал распространение именно этого музыкального материала только на CD носителе. В нынешнее время музыка поставляется в GOG-версии, хотя надо париться - монтировать образ диска и как-то это еще настраивать в DOSBox. А современные движки поддерживают музыку из MP3/OGG файлов.

> явно выделяясь на фоне однотипных MIDI-мелодий, служивших музыкой к большинству видеоигр того времени.


Тут проблема в том, что MIDI звучал по-разному на разных звуковых картах. Но и id Software уже не просили рок-метал-электронных треков, как у них было в обоих DOOMах, а именно мрачный эмбиент/дрон, а его на MIDI (тем более, который везде звучит по-своему) не сделаешь особо. Ну и вообще в целом в 96-97г игры уже потихоньку переходили на CD-музыку.

> Вы сегодня можете побаловать себя Quake с модифицированным движком Tenebrae или Telejano, которые улучшают графику и добавляют динамические тени, освещение в реальном времени и прочие визуальные вкусности. Выглядит такой Quake просто роскошно


Выглядит такой Quake вот так:

[censored]

Понятно, что каждый играет так, как хочет, кому-то нравятся эти "HD" текстуры и когда все блестит, но все эти "улучшайзерные" движки уже давно заброшены и не обновлялись, в отличие от Quakespasm и Fitzquake Mark V, которые развивались в последнее время вместе с развитием модов и карт, при этом нацелены на совместимость, аутентичность и оригинальный вид - но если хочется, можно врубить такую пикселизацию, что будет ощущение, что играешь в 320х240. Моды и карты, кстати, достигли потрясающих результатов, кульминацией и концентрацией лучшего за эти 25 лет трудов Quake-коммьюнити стал, пожалуй, гигантский мод Arcane Dimensions ([censored] ), который вышел в 2015г, развивался дальше все эти годы и последний раз обновился в 2020, помимо новых режимов игры добавив еще одну невероятную карту Tears of the False God:[censored]

В целом статья конечно ничего так, вспомнить былое, но почему бы не рассказать, что происходит с Quake сейчас - не говоря о уже упомянутом Arcane Dimensions, в последнее время, кроме одиночных и мелких релизов, для Quake навыходило несколько целых эпизодов, при чем уже даже со своей музыкой.

Dwell Episode 1 -[censored]
Epochs of Enmity -[censored]
Torrent of Impurities -[censored]
Alkaline -[censored]
XMas Jam 2019 -[censored]
XMas Jam 2018 -[censored]

И много чего еще...
#33 | 18:47 21.06.2021 | Кому: Srg_Alex
> требовательная, сцука. Пентиум MMX ей подавай.

Это, мягко говоря, не правда. Она шла на 486-ом, медленно, но шла. Я именно на нем и сыграл в Квэйк, впервые в жизни.
#34 | 18:53 21.06.2021 | Кому: Ухум Бухеев
> А еще были редакторы уровней, вплоть до языка макросов Quake C, где любой малолетний долбоеб мог сделать свою школу и расстрелять всех нахуй.

Они и сейчас есть, редакторы. Да и вообще Ку1 сцена цветёт и пахент нынче. Там порты с такими наворотами уже визуальными, что ку3 умоется. Один Arcane Dimension чего стоит.

п.с.
я тоже попробовал свои силы в картостроении. Правда для Ку2.
Мультиплеерная карта "Святой Пигидий".
геймплей: [censored]

несколько скриношотов
[censored]

[censored]

[censored]

[censored]

[censored]
#35 | 20:26 21.06.2021 | Кому: Beholder
> Ну а есть статья по выниманию монстров из Deathmatch Test?

Кажись нет. :( В любом случае, архив журналов на другой квартире, хрен сейчас проверю.
#36 | 20:58 21.06.2021 | Кому: Srg_Alex
Будешь там - посмотри, плиз. Я столько времени потратил на поиски - это будет последний стопудовый аргумент, что заявленной статьи по загадочным причинам в журнале не было.
#37 | 19:52 24.06.2021 | Кому: exeshe4ki
Ебаный насрал))
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.