интервью Петра Авена, обращенное к Западу
kommersant.ru Интервью Петра Авена «Коммерсанту».
СССР восстановлению не подлежит. СССР – это «империя зла», а планы раздела Украины на левобережную и правобережную вынашивал еще Андропов. Причем не скрывал этого. И вообще, советская наука была мифом, однако советская математическая школа была лучшей в мире.
В первом выжимка.
1️⃣ СССР восстановлению не подлежит. СССР – это «империя зла», а планы раздела Украины на левобережную и правобережную вынашивал еще Андропов. Причем не скрывал этого (интересно, как такое могло быть при мощнейшем украинстве во власти?). И вообще, советская наука была мифом, однако советская математическая школа была лучшей в мире.
2️⃣ Ельцин – порождение СССР. И Путин – порождение СССР. Но это все в прошлом, мы не такие. Младореформаторы должны были дистанцироваться от Ельцина, но не смогли, и это одна из главных их ошибок. Вторая – непризнание долгов перед людьми. Мол, не мы занимали – не нам и отдавать. Иностранные долги признали, хоть и не мы их наделали, а внутренние – нет. Советские вклады, как оказалось, проедены правительством Павлова в ходе «реформ» (каких? Обмена 50- и 100-рублевых купюр?).
3️⃣ Правительство Гайдара, в которое входил Авен – очень хорошее. Долги перед Западом и за себя, и за другие республики, оно признало и в конце 90-х по ним полностью расплатилось (погашение долга Парижскому клубу кредиторов состоялось в 2003 г. Путин тогда так и сказал: «Мы выплатили $17 млрд – страна этого даже не заметила»). Авена ушли из правительства в конце 1992 г. Теперь же выясняется, что именно Авен в конце 90-х сыграл ключевую роль в погашении долга, хотя мог реструктурировать его на 50 лет.
4️⃣ Наиболее просвещенная часть позднесоветской элиты разрабатывала «реформы», но почему-то не по польскому или югославскому, а по венгерскому образцу. Китая, где реформы начались в конце 1978 г., в интервью нет вообще. Оно и понятно: мы западноориентированная элита, и будем вместе противостоять Китаю.
5️⃣ Мы (Авен и К) не только ориентированы на Запад, но плоть от плоти его. Авен, на четверть латыш, является тонким ценителем латышского фарфора (лично я прожил больше года в Латвии, до сих пор помню все пассажирские станции от Риги до Слоки, Кемери и Тукумса, но о латышском фарфоре как о явлении не слышал. Русский валенок, что с меня взять). Мы бережно сохраняем латышское и шире – балтийское культурное наследие. А еще не представляем жизни без путешествий (вопрос, на какие шиши, перед нами не стоит).
…В Союзе был такой историк Натан Эйдельман. У него была теория, что на 20 лет консервативной истории в России приходится пять лет реформ. 20 лет заканчиваются, дайте нам, коллаборационистам, второй шанс, и не на пару лет, а минимум на пять.