Оборонное предприятие не пережило конверсии

vedomosti.ru — Производитель силовых полупроводников для авиации увольняет трудовой коллектив. Завод «Оптрон-Ставрополь» может закрыться уже 1 апреля – об этом его коллектив предупредил правительство Ставропольского края и его губернатора Владимира Владимирова. Причина локаута – отсутствие заказов на продукцию «Оптрона»
Новости, Политика | SamSun 17:11 03.03.2021
18 комментариев | 99 за, 0 против |
#1 | 17:11 03.03.2021 | Кому: Всем
Завод «Оптрон-Ставрополь» может закрыться уже 1 апреля – об этом его коллектив предупредил правительство Ставропольского края и его губернатора Владимира Владимирова (с копиями писем ознакомились «Ведомости», информацию о возможном закрытии предприятия подтвердил его представитель). Причина локаута – отсутствие заказов на продукцию «Оптрона». В прошлом году объем контрактов завода составлял 94 млн руб. В этом году он сократился в 4 раза, в результате уже в марте дефицит бюджета завода составил 3,5 млн руб., в апреле он вырастет еще на 7,5 млн, посчитал собеседник «Ведомостей» на «Оптроне».

«Акционеры не в состоянии нас дотировать в таких объемах. Поэтому в феврале все работники получили уведомление о предстоящем сокращении», – сетует представитель предприятия. Планируется, что на заводе останется около 15 человек из 135: «Оставшиеся сотрудники будут осуществлять отгрузку приборов, имеющихся на складе готовой продукции, до конца 2021 г.».

По данным «СПАРК-Интерфакса», чуть более 58% акций «Оптрона» принадлежит ООО «Ставропольторг», остальные – ООО «Крэй» (обе компании зарегистрированы в Москве).

Закрытие завода может привести к прекращению выпуска комплектующих для авиационной промышленности и риску остановки выпуска авиационных генераторов для нужд Министерства обороны и гражданской авиации, указывается в письме сотрудников завода.

«В России «Оптрон» – единственный завод, который производит силовые полупроводники для авиации. Такие диоды устанавливаются на ротор электрогенератора для трансформации переменного тока в постоянный, чтобы обеспечивать систему питания самолета. Они установлены на всех российских самолетах – «МиГах», «Ту», «Су», – утверждает гендиректор завода Павел Бороданенко.

«В силу процессов оптимизации оборонно-промышленного комплекса, проходивших в России последние 10 лет, производство в Ставрополе действительно оказалось единственным в России. Потребуется время и финансовые вложения, чтобы другой производитель освоил в производстве номенклатуру ставропольского завода», – констатирует директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.

Представители авиастроительных компаний – «Туполева», «Сухого» и «МиГа» не ответили на запросы «Ведомостей». Также поступили в пресс-службе правительства Ставропольского края.

Опрошенные «Ведомостями» участника рынка обращают внимание, что риск закрытия завода из-за сокращения гособоронзаказа, на который приходилось 95% производства, прогнозировался еще пять лет назад. В 2016 г. бывший в то время главой ставропольского минпрома Виталий Хоценко рассказал журналистам, что из-за сокращения гособоронзаказа после 2020 г. заводу необходимо будет ориентироваться на гражданские виды продукции.

О том, что предприятия ОПК должны готовиться к сокращению гособоронзаказа и налаживать выпуск гражданской продукции, высшее руководство России, в том числе президент Владимир Путин, регулярно заявляют с середины прошлого десятилетия.

В 2020 г. в России закончилось действие 10-летней госпрограммы перевооружения с бюджетом 20 трлн руб. Многие предприятия перестают получать средства гособоронзаказа, при этом уровень конверсии предприятий ОПК недостаточен, утверждал Путин на встрече с представителями Госдумы и Совета Федерации в конце 2019 г.: «Трудно им от этого формализма отделаться, сидят на гособоронзаказе и все. А нужно, конечно, о будущем думать».

Нынешний этап конверсии для оборонных предприятий может оказаться тяжелее того, что проходил в конце 1980-х гг., считают эксперты. «Тогда игрушки, магнитофоны, посуда и проч., выпуском которых занялись оборонные предприятия, были востребованы на фоне тотального дефицита. Сейчас вписаться в рынок, насыщенный импортом, будет значительно сложнее, так что пример «Оптрона» можно считать показательным», – предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

«Завод «Оптрон-Ставрополь» поддерживал так называемые хвостовые технологии для ОПК – это устаревшие с точки зрения рынка технологии, которые приходится поддерживать именно для военных, – объясняет Покровский. – К сожалению, за рамками оборонных заказов они не конкурентоспособны. Если актив перейдет одному из более успешных и крупных российских производителей силовой электроники, будет возможно сохранить коллектив и технологическое оборудование. Однако боюсь, что реализовать недвижимость, занимаемую заводом, акционерам проще и выгоднее».

Вся мировая авиация в большей степени начинает зависеть от электронной компонентной базы и программного обеспечения, но именно по элементной базе российские производители отстают от иностранных конкурентов, отмечает директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев: «Если двигатели можно заимствовать, то элементная база должна быть «доверенной средой», т. е. полностью независимой от иностранных разработчиков и управляемой отечественным ПО. От этого зависит кибербезопасность всей транспортной инфраструктуры».

На верхних уровнях зависимости от иностранных комплектующих практически не осталось – отечественные разработчики научились делать авионику, средства связи, управления и наблюдения не хуже, чем зарубежные, рассуждает эксперт рабочей группы рынка «Аэронет» Национальной технологической инициативы Алексей Семенов: «Но если копнуть поглубже, на уровень электронной компонентной базы, зависимость от иностранных комплектующих очень велика: практически все они – зарубежного производства. Хорошо, если это китайские микросхемы. Гораздо хуже, если это западные комплектующие, которые в любой момент могут оказаться под санкциями».
#2 | 17:35 03.03.2021 | Кому: Всем
#сделаноунас
#3 | 17:36 03.03.2021 | Кому: Всем
Величие - неизбежно.
#4 | 17:44 03.03.2021 | Кому: Всем
Причина локаута - извините за занудство, а что, русский язык уже не в состоянии отразить сути произошедшего?
#5 | 17:47 03.03.2021 | Кому: Всем
Они не вписались в рынок!(с).
#6 | 17:50 03.03.2021 | Кому: Всем
>«Завод «Оптрон-Ставрополь» поддерживал так называемые хвостовые технологии для ОПК – [это устаревшие с точки зрения рынка технологии, которые приходится поддерживать именно для военных], – объясняет Покровский. – К сожалению, за рамками оборонных заказов они не конкурентоспособны. Если актив перейдет одному из более успешных и крупных российских производителей силовой электроники, будет возможно сохранить коллектив и технологическое оборудование. Однако боюсь, что реализовать недвижимость, занимаемую заводом, акционерам проще и выгоднее».

А вдруг на новые самолеты уже требуются более современные причиндалы?
#7 | 18:11 03.03.2021 | Кому: Tellur
> А вдруг на новые самолеты уже требуются более современные причиндалы?

Модернизация производства? Переобучение штата? Сохранение квалифицированных кадров? Не, не слышали.

Франция все продаст - если продажи не забанят, хе-хе-хе!
#8 | 18:14 03.03.2021 | Кому: Tellur
> А вдруг на новые самолеты уже требуются более современные причиндалы?

А откуда у нас взяться новым самолетам? На те шесть штук, что есть, новые причиндалы можно и в Китае купить.
#9 | 18:19 03.03.2021 | Кому: Всем
Отражать нападение друзей придется при помощи компьютерной графики
#10 | 18:22 03.03.2021 | Кому: Лепанто
Продадим нефти и купим что надо. На этом стоит углеводородное величие!
#11 | 19:03 03.03.2021 | Кому: Vikand
> Продадим нефти и купим что надо.

Так-то да. Ну и, кстати, сколько там человек газо-нефтянку обслуживает? Миллиона полтора-два, включая бухгалтерш и манагеров? Вот, только они и нужны экономически.
#12 | 20:47 03.03.2021 | Кому: Всем
Если что - Чубайс и Сколково все сделают за неделю по новым технологиям. А старые «галошные» технологии не нужны новой России. Да и как сказали выше - на 4 самолета в год все можно купить в Китае.
#13 | 21:43 03.03.2021 | Кому: Всем
Я знаю как минимум 5 предприятий, которые могут делать мощные диоды даже по "новым технологиям". Видимо самим военным это не очень интересно.
#14 | 22:11 03.03.2021 | Кому: Blindman
> На те шесть штук, что есть

[замер в немом восхищении]
#15 | 01:46 04.03.2021 | Кому: Всем
Жители Барнаула облегченно выдохнули.
#16 | 06:15 04.03.2021 | Кому: SamSun
> К сожалению, за рамками оборонных заказов они не конкурентоспособны

Просто другие капиталисты, забугорные, вкладывают часть прибыли в развитие производства, а для наших это кажется дикостью, как можно тратится на какое то развитие, когда можно всё потратить на себя.. А потом уже, выжав всё что можно из старых технологий, успешно закрыться..
#17 | 14:38 04.03.2021 | Кому: Всем
Гораздо правильнее для страны и Государства содержать ЖП типа Сечина и Роттенберга за 100500 триллиардов в месяц, чем НЕ приватизировать высокотехнологичные (и не очень) предприятия и развивать их в составе единого научно-промышленнного комплекса по Госпланам, созданным на основе разведсводок, хотя бы по минимуму загружая их НИОКРами и заказами.
#18 | 14:44 04.03.2021 | Кому: baraka16
> #сделаноунас

В этом же городке не так давно открыли две спортплощадки, дилерский центр Xiaomi и цех по производству пластиковых окон, где лучшие работники зарабатывают по 150 тысяч!!!111 Чем ещё недовольно ленивое русофобское кубло???
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.