У волков нашли самосознание

nkj.ru — Самосознание считается одним из признаков высокого умственного развития. Самосознание – это когда ты понимаешь, что ты – это ты, и что ты отличаешься от других.
Новости, Наука | tazuja 14:58 10.01.2021
27 комментариев | 46 за, 0 против |
#1 | 15:00 10.01.2021 | Кому: Всем
Проверяют «самосознательность» с помощью зеркала: если индивидуум не понимает, что в зеркале он видит себя самого, то по отношению к отражению он ведёт себя как по отношению к кому-то другому. Например, зверь может увидеть в зеркале конкурента и начать на него нападать. Или же, если зверь мирный, он попытается познакомиться с тем, кого видит в зеркале. Наоборот, если животное пытается изучить отражение как самого себя, значит, мы наблюдаем проявление самосознания. Скажем, если обезьяне поставить краской отметину на лбу, то, посмотрев в зеркало, она дотронется до собственного лба – то есть она поймёт, что в зеркале отражается она сама.

[censored]

Как легко понять, тест с зеркалом используют те, кто изучает интеллект животных. И теперь мы знаем, что самосознают себя человекообразные обезьяны, дельфины, сороки, слоны и даже[censored] . Однако со временем относительно зеркального теста стали появляться сомнения. Может быть так, что животные на самом деле воспринимают свое отражение как кого-то другого, однако в силу развитых социальных навыков (а те виды, что проходят зеркальный тест, очень часто живут сложной социальной жизнью) они ведут себя так, что нам, людям, кажется, будто они видят самих себя. Тогда для проверки на самосознание нужен другой тест – например, такой, который использовали со слонами. Несколько лет назад мы писали об экспериментах исследователе из Кембриджа, которые выяснили, что азиатские слоны понимают, когда они мешают сами себе – иными словами,[censored] .

Другой вариант, когда тест с зеркалом может быть не очень корректным, это когда мы имеем дело с животными, доверяющими своему носу больше, чем глазам. Здесь тоже есть свой вариант теста на самосознание – обонятельный, который разработали сотрудники Томского государственного университета, Института эволюции и этологии Конрада Лоренца и Университета Пердью. Суть теста с том, что животное оказывается перед запаховым «зеркалом», и дальше по его поведению можно понять, воспринимается ли запах как отражение самого себя или как присутствие кого-то другого.

Запаховый тест поставили с волками. Звери чуяли либо самих себя (то есть запах собственной мочи), либо товарища по стае, либо совсем незнакомого волка. Запахи были либо чистые, либо с примесью анисового масла. Когда волки чуяли себя или знакомых, они мало тратили времени на этот запах. Если же они чуяли незнакомого волка, то его запах они исследовали более пристально и даже пытались перенести его на себя – то есть валялись по тому месту, откуда пахло. И если в своём запахе или в запахе товарища они чуяли анис, то опять же пытались перенести этот свой и одновременно не свой запах на себя.

В[censored] в Ethology Ecology & Evolution говорится, что когда волк трётся о предмет, помеченный чужой мочой, это означает своеобразное социальное действие, по которому мы можем судить, что животное понимает разницу между собой и другим. Соответственно, если к собственному запаху подмешиваются незнакомые ноты (вроде аниса), значит, нужно восстановить собственную идентичность и перенять незнакомые ноты, раз уж они откуда-то появились.

В целом поведение волков в эксперименте указывало на то, что они понимают, что они – это они, знакомые товарищи – это знакомые товарищи, а незнакомцы – это незнакомцы. То есть в какой-то мере самосознание им свойственно (что можно было ожидать – всё-таки про них давно известно,[censored] ).

У животных вообще может быть другая картина мира, нежели у людей, какая-то информация для них более важна, какая-то – менее, поэтому, когда мы берёмся судить об их когнитивных способностях, о самосознании и прочем, нужно учитывать, что основы их самосознания могут отличаться от наших.

Автор: Кирилл Стасевич
#2 | 15:12 10.01.2021 | Кому: Всем
Вотт казалось бы да, как интересно...
А ощущение такое, что это нас, человеков, опускают все глубже и глубже, приближая к уровню животных.
Джон Ву
Резуноид »
#3 | 15:12 10.01.2021 | Кому: Всем
то есть нам не врали про Маугли?!
#4 | 15:14 10.01.2021 | Кому: Всем
Может и у людей найдут однажды
#5 | 15:15 10.01.2021 | Кому: Всем
Я, конечно, не биолог, а очень даже программист, посмотревший Дробышевского, но позволю себе высказать контр-аргумент.

Возможно ли, что стаи, которые не отличали свои метки от чужих, передвигались по своей территории как по вражеской? Ибо для них метка, даже личная - это наличие другой стаи, которая на тебя может накинутся в любой момент? В этом случае, они на охоту тратили гораздо больше ресурсов, чем те, которые понимали, что никаких чужих запахов на территории охоты не пристуствует. Как итог - параноидально-подозрительные буквально боялись своей тени и давали меньше потомства и в итоге потерялись с течением эволюции.

ну и да - так-то, высшие приматы, окромя людей, понятно - в обиходе зеркал не имеют. И осознают то, что это их отражение чисто эмпирически, по анализу движений. Запах - это то, с чем волки сталкиваются всю свою жизнь. И отличать свой запах от других - это базовое правило выживаемости. Поэтому - нахрен такие отождествления.
RRB
Невменяемый »
#6 | 15:33 10.01.2021 | Кому: Utgart
> понятно - в обиходе зеркал не имеют.

Водная поверхность - древнейшее зеркало. Ряд приматов к воде конечно не спускаются, и воду получают с пищей, но высшие приматы к водоёмам регулярно наведываются.
#7 | 15:54 10.01.2021 | Кому: PeterNOR
> А ощущение такое, что это нас, человеков, опускают все глубже и глубже, приближая к уровню животных.

Опускают? Да человеков наоборот поднимают!
#8 | 15:56 10.01.2021 | Кому: Utgart
> которая на тебя может накину[ться]в любой момент?

[censored]
"Ниграматни пргромситы" – мои любимые человеки, я их делю на формошлёпов и пехапистов. :-)
#9 | 15:58 10.01.2021 | Кому: Пальтоконь
> Да человеков наоборот поднимают!

Правильно! Вотт как волки созреют, чтобы польто носить, так и поговорим!!!
#10 | 15:59 10.01.2021 | Кому: Джон Ву
> не врали про Маугли?!

Киплинг не врёт! :)
#11 | 16:01 10.01.2021 | Кому: Tegucigalpa
> > Да человеков наоборот поднимают!
>
> Правильно! Вотт как волки созреют, чтобы польто носить, так и поговорим!!!

Неправильно! Вот когда человеки начнут понимать контекст сознания других существ, тогда и можно будет человеков к разумным видам причислить.
#12 | 16:05 10.01.2021 | Кому: Tegucigalpa
> Вотт как волки созреют, чтобы польто носить

ПОльта для них длинноваты будут, так что, скорее, они будут носить кожаные куртки. "Куртковолк!!!" :)
#13 | 16:08 10.01.2021 | Кому: Nobody
> они будут носить кожаные куртки. "Куртковолк!!!" :)

Кожаные куртки хороши из кабана.
Курткабайн
#14 | 16:11 10.01.2021 | Кому: Tegucigalpa
> Кожаные куртки хороши из кабана.

Не. Свиная шкира "рыхловата". Наилучший матерьял для куртки - телок, либо олень.
#15 | 16:12 10.01.2021 | Кому: PeterNOR
> А ощущение такое, что это нас, человеков, опускают все глубже и глубже, приближая к уровню животных.

Человек есть животное, оснащённое второй сигнальной системой.
#16 | 16:16 10.01.2021 | Кому: Всем
Много раз наблюдал, что мелкие кошки-собаки реагируют на отражение. А становятся чуть постарше - полностью теряют интерес.
#17 | 16:22 10.01.2021 | Кому: Nobody
> "Куртковолк!!!" :)

Халатоленивец.
Шуболис.
Майкосвин.
Комбенизбобр.
#18 | 16:35 10.01.2021 | Кому: Всем
> У волков нашли самосознание

Классовое, я надеюсь?
#19 | 16:38 10.01.2021 | Кому: RRB
> Водная поверхность - древнейшее зеркало. Ряд приматов к воде конечно не спускаются, и воду получают с пищей, но высшие приматы к водоёмам регулярно наведываются.

да, но во время водопоя, ЕМНИП, у приматов обычно нет времени рассматривать себя любимого: надо по сторонам зырить от леопардов всяких и вглубь от крокодилов.
#20 | 17:07 10.01.2021 | Кому: Всем
Самосознание у волков давно есть - недаром говорится: человек человеку - волк!
#21 | 21:50 10.01.2021 | Кому: Всем
> > У волков нашли самосознание
>
> Классовое, я надеюсь?

ну откуда у волков классы?
#22 | 21:54 10.01.2021 | Кому: Всем
Какая то сомнительная хрень.
Но я не специалист.
#23 | 22:09 10.01.2021 | Кому: Всем
[censored]
poleshukpinsk
идиот »
#24 | 23:24 10.01.2021 | Кому: PeterNOR
> А ощущение такое, что это нас, человеков, опускают все глубже и глубже, приближая к уровню животных.

А мы и есть животные. Только с развитым мозгом позволяющим мыслить. А инстинкты как достались от предков, так и рулят.
Сова
надзор »
#25 | 00:25 11.01.2021 | Кому: Utgart
> надо по сторонам зырить от леопардов всяких и вглубь от крокодилов.

Нахера такие сложности в Евразии в ближайшие 10000 лет?
#26 | 02:48 11.01.2021 | Кому: Всем
У волков нашли самого знание, а у котеек?
levii
личинка Борменталя »
#27 | 04:51 11.01.2021 | Кому: speaktr
> Майкосвин

О, это про меня.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.