Коллекторы требуют долг с электрокотла
360tv.ru Отопительный котел на даче москвича задолжал банку полмиллиона рублей. Устройство имеет сим-карту, на которую уже год звонят и пишут коллекторы. Прибор, говорит владелец, не помнит, зачем взял кредит, скрывается в углу за шкафом и никому ничего возвращать не хочет.
Сообщения о звонках приходят в мобильное приложение примерно четыре раза в неделю, SMS присылают не так часто. Оскорблений или прямых угроз жизни или здоровью котла не было, уточнил мужчина. Коллекторы лишь напоминают о долге, предлагают устройству оплатить его в рассрочку или намекают, что с судебными издержками платить придется больше.
«К сожалению, нам не удалось выяснить, на что он потратил эти деньги, молчит. Но чувствуем, переживает. Сейчас котел прячется в углу за кухонным шкафом. И, как мне кажется, расплачиваться по долгам не собирается», — заключил Николай.
Номер, с которого поступают сообщения, скрыт, а отправителем значится Phoenix. С одним из коллекторских агентств с таким названием работает Тинькофф банк. На сайте компании отмечается, что кредитная организация «занимается обработкой платежей в пользу ООО „Феникс“». На момент публикации в пресс-службах коллекторского агентства и Тинькофф банка на запросы «360» не ответили.
Нарушения закона
Отправка SMS без указания контактного номера является нарушением закона 230-ФЗ о защите должников от коллекторов, сообщил «360» президент национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. Этого вполне достаточно, чтобы привлечь коллекторов к ответственности. То же самое касается частоты напоминания о долге. Легально звонить можно не чаще раза в день, двух раз в неделю или восьми раз в месяц. Четыре звонка в неделю — нарушение пункта 3 части 3 статьи 7 все того же 230-ФЗ.
Возможно, котел терроризирует какая-то другая организация. Но у Тинькофф банка в самом деле есть «дочка» — ООО «Феникс», принципиально не вступающая в НАПКА, подтвердил Мехтиев. По его словам, ситуации, когда терроризируют новых владельцев сим-карт, происходят довольно часто — причина занимает второе-третье место среди жалоб россиян на коллекторов.
«Такое происходит, если сим-карта долго была в отключке. Потом новый владелец ее приобрел — и тут ему начинают звонить. Периодически нам приходилось объяснять руководителям банков, что они не правы. Потому что у [легальных] коллекторов есть процедура: если два раза человек сказал, что это не он, двум разным операторам, ставится блокировка и потом идет проверка», — добавил Мехтиев.
Владельцу сим-карты и котла президент НАПКА рекомендовал обратиться в Федеральную службу судебных приставов и написать на их сайте заявление о нарушениях. А приставы передадут информацию в Центробанк. Обычно регулятор быстро реагирует на такие жалобы.
«Я о таком впервые слышу. Жаль, конечно, что невозможно разговор записать. В начале каждого звонка должны быть сообщены фамилия, имя, отчество или наименование кредитора. Интересно, что они котлу говорят? „Здравствуйте, вам звонит ‚Феникс‘?“ Самое смешное, у меня счетчик [газовый] с сим-картой, и я только что купил котел. Вот будет классно „Мособлгазу“, если будут приходить уведомления, что „Мособлгаз“ кому-то должен», — заключил Мехтиев.
Разговор с коллекторами
Сотрудники отдела взысканий банков звонят по номерам, указанным при получении кредита, сообщил «360» юрист Дмитрий Кваша, эксперт в области банкротства и взыскания задолженности. А при продаже долга передают реквизиты заемщика коллекторам. По его словам, Николай может постараться объяснить кредиторам котла, что у сим-карты теперь новый владелец.
«С продажей котла ему передали право на данный абонентский номер. Он может самостоятельно через оператора блокировать [номер]. А если номер скрыт, то остается только связываться с коллекторами и говорить, что этот номер уже не имеет отношения к должнику», — посоветовал Кваша.
Поскольку прямых угроз в сообщениях нет, обращаться в полицию бессмысленно, уверен юрист. Данная ситуация интересная, необычная, но не опасная. Гораздо хуже, когда коллекторы бомбардируют оскорблениями и угрозами не электроприбор, а не имеющих отношения к должнику людей.