Нищета от изобилия. Олег Комолов // Простые числа
youtu.be В какое удивительное время мы живём. Треть произведённых в мире пищевых продуктов отправляется на помойку. Модные дома сжигают непроданную одежду на миллиарды долларов. А производители автомобилей складируют продукцию, не нашедшую спроса, прямо под открытым небом. Десятки тысяч машины гниют на этих стоянках годами, загрязняют окружающую среду, демонстрируя всему миру столь характерные штрихи к портрету нашего старого знакомого — современного капитализма.
Агенты гнули свое: вы же знаете, земля истощается год от года. Вы
же знаете, что делает с ней хлопок,- губит ее, высасывает из нее все
соки.
Арендаторы кивали головой: они знают, они все знают. Если бы
применять севооборот, тогда земля снова напиталась бы соками.
...
А банку или тресту нужно другое, ведь они дышат не воздухом, они
едят не мясо. Они дышат прибылью; они едят проценты с капитала. Если им
не дать этого, они умрут, так же как умрем мы с вами, если нас лишат
воздуха, лишат пищи. Грустно, но что поделаешь. Поделать ничего нельзя.
Люди, присевшие на корточки, поднимали глаза, силясь понять, в чем
тут дело. Дайте нам время. Может, следующий год будет урожайный. Разве
сейчас угадаешь, какой родится хлопок? А войны? Разве сейчас угадаешь,
какие будут цены на хлопок? Ведь из него делают взрывчатые вещества. И
обмундирование. Будут войны - и цены на хлопок подскочат. Может, в
следующем же году. Они вопросительно поглядывали на своих собеседников.
В ролике не упомянут ещё такой фактор появления кризиса перепроизводства как образования сокровищ:
Товар продают не для того, чтобы купить другие товары, а для того, чтобы заместить товарную форму денежной. Из простого посредствующего звена при обмене веществ эта перемена формы становится самоцелью. ... Вследствие этого деньги окаменевают в виде сокровища, и продавец товаров становится собирателем сокровищ.
Чтобы удержать у себя золото как деньги, т. е. как элемент созидания сокровищ, надо воспрепятствовать его обращению, его растворению как покупательного средства в средствах потребления. Следовательно, созидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фетишу. Он принимает всерьез евангелие отречения. Но, с другой стороны, он может извлечь из обращения в виде денег лишь то, что он дает обращению в виде товара. Чем больше он производит, тем больше он может продать. Трудолюбие, бережливость и скупость – вот, следовательно, его основные добродетели; много продавать, мало покупать – в этом вся его политическая экономия.