Умная бытовая техника шпионит за потребителями
habr.com Умные телевизоры Samsung, LG, Vizio и TCL ежесекундно снимают «отпечатки» экрана и отправляют на сервер, наушники Bose не дают включить режим шумоподавления без согласия на сбор и отправку данных об их использовании. Подробнее — в первом комментарии.
[censored]
Сетевая активность телевизора Samsung 5 Series. Скриншот: Geoffrey Fowler/The Washington Post
Когда-нибудь думали, почему телевизоры так подешевели? Конечно, технический прогресс играет свою роль. Но дело не только в нём.
Об этом не принято говорить, но факт: если из умного телевизора убрать «умную» функциональность, то он[censored] Дело в том, что производители ТВ плотно вовлечены в индустрию контента, рекламы, маркетинга, дата-майнинга и торговли данными пользователей. По объёму собираемых данных эти платформы догоняют Google и Apple.
Издание The Washington Post провело[censored] и отследило, как четыре крупнейших производителя ТВ записывают всё, что мы смотрим. Сетевой трафик телевизоров Samsung, LG, Vizio и TCL изучали программой[censored] от Принстонского университета.
Средний американец проводит перед телевизором 3,5 часа в день. История просмотров ТВ не содержит конфиденциальных поисковых запросов или финансовых данных, но эта история позволяет составить подробный профиль потребителя. Это ценная информация для рекламодателей, за которую они готовы платить.
И производители телевизоров пользуются такой возможностью, потому что с юридической точки зрения десятки миллионов покупателей ТВ дали своё разрешение на сбор этих данных, не убрав галочки с соответствующих пунктов меню при установке.
Тест программой IoT Inspector показал, что телевизоры активно отправляют данные на сервер не только при работе с приложениями, но даже во время просмотра телевидения в прямом эфире.
Система ACR
Телевизоры записывают и отправляют на сервер содержимое экрана, независимо от источника сигнала, будь это кабельное ТВ, приложение, DVD-плеер или потоковое вещание.
В одном из интервью технический директор Vizio Билл Бакстер (Bill Baxter)[censored] что на серверах работают системы «автоматического распознавания контента» (automatic content recognition, ACR). Технологию ACR изобрёл десять лет назад инженер по имени Зеев Ноймайер (Zeev Neumeier), ныне старший вице-президент по технологиям в Inscape, отделе данных Vizio.
Раз в секунду телевизор Vizio снимает «отпечаток» экрана. Он выглядит как два десятка квадратных фрагментов пикселей, разбросанных по экрану, которые телевизор преобразует в строку чисел. Эту строку телевизор передаёт на сервер вместе с идентификаторами для вашего телевизора.
Vizio сравнивает отпечаток с базой известного контента. Алгоритм очень схож с работой аудиоприложения Shazam, только для видео. Результатом является посекундный журнал просмотра вами различного контента на ТВ, который Vizio продаёт примерно 30-ти различным компаниям. Некоторые другие производители формально «не продают» информацию о пользователях. Просто они самостоятельно продают таргетированную рекламу после профилирования.
Системы ACR работают у всех производителей Smart TV, в их числе Nielsen (партнёр LG) и Samba TV (Sony). Телевизоры Samsung тоже снимают отпечатки экрана и отправляют на сервер аналогичным образом. Подразделение[censored] предлагает клиентам ретаргетинг телевизионной рекламы на смартфоны пользователей, то есть синхронизацию рекламы на нескольких устройствах.
[censored]
Многие производители телевизоров говорят, что не нарушают конфиденциальность пользователей, потому что данные ACR технически не являются личной информацией, поскольку телевизорами пользуются все члены семьи. Однако дата-майнинг даёт возможность постфактум отделить профили пользователей друг от друга.
С точки зрения рекламодателей использование ТВ заполняет пробелы в трекинге пользователей, поскольку данные с компьютеров и смартфонов у них уже есть, не хватает только телевизионной картинки.
Дата-майнинг выполняют специализированные фирмы. Они анализируют историю просмотра пользователей, связывая историю просмотра ТВ с активностью пользователя на телефоне, планшете и ноутбуке, в том числе покупки в магазинах.
Билл Бакстер[censored] что для производителей это один из дополнительных способов монетизации телевизоров после их продажи.
Наушники Bose
Не только телевизоры, но и другие гаджеты постепенно «умнеют» до такой степени, чтобы отслеживать поведение пользователей. Например, известный производитель наушников Bose на прошлой неделе[censored] В новой редакции покупатель наушников Bose должен согласиться на сбор и отправку данных об использовании.
[censored]
Список собираемой информации включает в себя:
- время активации различных функций/настроек;
- время и дата использования;
- нажатия клавиш;
- устройства, к которым подключаются наушники;
- громкость звука;
- информация о звуковом потоке (сохранённый контент, прослушиваемые радиостанции, плейлисты, имена артистов и названия групп, альбомы, песни или подкасты);
- часовой пояс;
- транзакционные данные для DRM (например, информация для провайдеров музыкального контента, необходимая для распределения вознаграждения артистам в зависимости от проигрываемого контента).
Пользователи сообщают, что сбор и отправка информации происходит после установки фирменного приложения Bose Connect. Его необязательно устанавливать, но[censored] что в определённой версии без приложения нельзя активировать кнопку шумоподавления в наушниках.
Всё добровольно
90% покупателей телевизоров добровольно соглашаются на снятие отпечатков экрана и отправку данных на сервер. Изобретатель технологии ACR Зеев Ноймайер говорит, что большинству зрителей всё равно, а некоторые даже рады помочь телевизионной индустрии. В то же время Ноймайер не скрывает, каких больших усилий стоило согласовать с FTC именно такой дизайн окна с подсвеченной кнопкой ”Accept”. Это меню инженер в шутку называет «достижением, о котором будет рассказывать своим внукам».
[censored]
Телевизор Vizio уведомляет о снятии отпечатков экрана и отправке информации на сервер. Кнопка ”Accept” заранее подсвечена. Около 90% покупателей телевизоров оставляют этот вариант ответа
На телевизорах Samsung разрешение на ACR скрыто в меню «Правила и условия». Вариант «Я согласен на всё» также предварительно выбран и даже не сразу понятно, что можно отказаться от ACR. Вероятно, у Samsung процент «добровольцев», которые отправляют информацию на сервер, ещё больше, чем у Vizio.
[censored]
По словам Ноймайера, с лучшими данными мы получим более релевантную рекламу, а телевизионные сети заработают больше денег, что может привести к улучшению качества телепередач и, возможно, даже к уменьшению количества рекламных пауз.
Опросы пользователей показали, что большинство из них действительно не осознают весь масштаб профилирования и не видят ничего страшного в том, что компания узнает о том, какой сериал они любят смотреть по телевизору. Некоторые отвечают, что «Google и так про нас всё знает», так что скрывать нечего.
См.[censored] как изменить настройки сбора данных на телевизорах разных производителей.
(c)[censored]