Режиссер Юрий Быков — о своем фильме «Завод»
meduza.io Я свою функцию понял. Я не буду работать на власть, чтобы воспевать скрепы, но и не буду пытаться понравиться прогрессивной части общества, потому что не считаю себя ни интеллектуалом, ни консерватором, ни либералом, ни идиотом, ни дровосеком. Да, я простоват, это правда. Но я не могу за 37 лет своей жизни измениться от колхозника до Бродского. Так не бывает. Я тот, кто я есть.
Сижу теперь, перечитываю инфу в сети. Вот еще несколько интересных цитат из интервью:
> Именно это меня раздражает больше всего. Я всю свою жизнь строил на убеждении, что все имеет смысл, только если есть движение к некой высшей цели. А если цель — это движение к комфорту, обогащению, накоплению, то, знаю, это инфантильно, но мне становится грустно и скучно.
> — Извините за пафос, но я никогда не промахивался с выбором социальной темы. Когда вышел «Майор», были вопросы к правоохранительным органам, «Дурак» актуален до сих пор. Кстати говоря, привет [кинокритику «Медузы»] Антону Долину, который говорил, что в жизни так не бывает. Оказалось, что бывает, и много раз; чиновники, откровенно забивают на то, что жилфонд изношен, а дома взрываются и падают.
> Сегодня практически все сосредоточено на нефтяной и газовой промышленности, а реальный сектор экономики еле дышит. Мы когда искали объект для съемок завода, и только в Подмосковье нашли столько заброшенных и разрушенных предприятий! В них, как в Припяти, — кружки стоят, бутерброды недоеденные, к людям пришли и сказали: «Завод закрыт. До свидания».
> Есть объективные причины таких событий. Мы стали все закупать на Западе, перестали делать свои телевизоры, шить одежду, делать чайники и так далее. Да, там все качественнее. Но все же не могут работать на нефтяной вышке, экономистами, юристами, пофигистами. Вот и получается, что основная масса населения — либо охранники, либо продавцы в супермаркетах, либо получают копейки, работая учителями и врачами, либо дорабатывают на загнивающих заводах. И если эти заводы закрыть, люди могут оказаться в ситуации отчаяния, просто не понимая, что делать.
> — Представьте Юру Быкова, который снял фильм «Дурак», в рекламе, где он говорит: «Этот смартфон поможет вам стать, лучше и добрее… А этим шампунем я мою волосы, чтобы вдохновлять артистов на площадке». Мне кажется, это бред сивой кобылы. Я не делаю из себя схимника, аскезника или пророка, но люди перестают доверять художнику, который сначала говорит на серьезные темы, а потом рекламирует шампунь.
> — Но тогда люди перестанут мне верить. Не те люди, которым нравится все подряд, а те, кто хочет размышлять и думать, для которых важна фигура. Нельзя снимать про то, как в России хреново, и при этом появляться в окружении эскорт-девиц на галантной премьере с фужером шампанского. Приходят эти губастые, садятся в зал и не понимают, почему они смотрят, как человек в рваных штанах пьет водку из горла на фоне какой-то бесконечно грустной российской степи.