Жизнь показала, что совместное жительство казаков и горцев в пределах единой административной единицы привело к бесконечным смутам.
Жизнь показала, что во избежание взаимных обид и кровопролитий необходимо отделить массы казаков от масс горцев.
Жизнь показала, что для обеих сторон выгодно размежеваться.
На этом основании правительством решено выделить большинство казаков в особую губернию, и большую часть горцев в автономную Горскую Советскую Республику с тем, чтобы границей между ними служила река Терек.
Советская власть стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У неё была одна только мысль – освободить вас от ига царских генералов и богатеев. Она вела эту политику с начала революции.
Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они всё глядели в лес, не доверяли Советской власти. То они путались с Бичераховым, то якшались с Деникиным, с Врангелем.
А в последнее время, когда мира с Польшей ещё не было, а Врангель наступал на Донецкий бассейн, в эту минуту одна часть терского казачества вероломно, – иначе нельзя выразиться, – восстала против наших войск в тылу.
Я говорю о недавнем восстании Сунженской линии, которое имело целью отрезать Баку от Москвы. Эта попытка временно удалась казакам. Горцы в этот момент оказались, к стыду казаков, более достойными гражданами России.
Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того, что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами.
Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин.
Я заявляю, что если горцы думают так, они глубоко заблуждаются. Горцы должны знать, что Советская власть защищает граждан России одинаково, без различия национальности, всё равно, являются ли они казаками или горцами. Следует помнить, что если горцы не прекратят бесчинств, Советская власть покарает их со всей строгостью революционной власти.
В дальнейшем судьба казаков, как тех, которые отходят в отдельную губернию, так и тех, которые остаются в пределах Горской Автономной Республики, целиком зависит от их собственного поведения. Если казаки не откажутся от вероломных выходок против рабоче крестьянской России, я должен сказать, что правительству придётся вновь прибегнуть к репрессиям.
Но если казаки будут вести себя впредь как честные граждане России, я заявляю здесь перед всем съездом, что ни один волос не упадёт с головы казака.
[Съезд народов Терской области 17 ноября 1920 г//1. Доклад о советской автономии Терской области]
Дагестан -3 млн. людей (брал в вики), национальностей овердохуя. Даги, Даргинцы, Осетинцы, Аварцы, Лаки, Ингуши, Чеченцы и еще куча всего что считает себя народом, живущим на одной территории... И что? Теперь дробить огромные территории на маленькие лоскуты (подели 3 млн. на количество национальностей), что бы никто не был ущемлен?
Осетины христиане, дагестанцы и ингуши мусульмане. Между ними всегда были конфликты. В конце концов, пришлось все таки разделить и создать отдельные республики.
Там не только религия играла главную роль. Гораздо было важнее из какого ты тейпа. Горного или равнинного. Горные (нохчи) воины (они так думают до сих пор) сиречь разбойники. И пастухи, равнинные -низшая каста, зарабатывали выращиванием скота и прочими ремеслами. Воевали между собой постоянно, с переменным успехом, попутно грабя караваны. Потом пришли русские и начали давать пизды, правда и сами огребали временами. Так появились крепости Кизляр, Дербент, Грозный, Моздок, много еще постов было. А генерала Ермолова до сих пор помнят. В Грозном стоит памятник, памятная табличка и (точно не помню) вроде улица его именем еще названа.
Так что версия с вероисповеданием не канает.
Тейп это для чеченов и ингушей. Осетины совершенно другой народ, а их попытались объединить с тем с кем они всю свою историю конфликтовали. В итоге все равно пришлось разъединить. С русскими осетины никогда не воевали.
Молодое государство, которое только встает на ноги, меняет форму и решает прочие проблемы государственного управления -это кавказцы не ужились? Поделили регион от Кубани до Каспия и до Грузии -квазирегион. И это сейчас мы эти расстояния можем за день проехать (есть дороги и транспорт), а при тех реалиях, дай бог живым доехать за месяц.
Именно так. Именно горцы не ужились между собой. Нохчи и казаки не ужились. . Казаки и иногородние не ужились. Когда в Москве это осознали пришлось менять то,что создавали в 1920.
Жизнь показала, что во избежание взаимных обид и кровопролитий необходимо отделить массы казаков от масс горцев.
Жизнь показала, что для обеих сторон выгодно размежеваться.
На этом основании правительством решено выделить большинство казаков в особую губернию, и большую часть горцев в автономную Горскую Советскую Республику с тем, чтобы границей между ними служила река Терек.
Советская власть стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У неё была одна только мысль – освободить вас от ига царских генералов и богатеев. Она вела эту политику с начала революции.
Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они всё глядели в лес, не доверяли Советской власти. То они путались с Бичераховым, то якшались с Деникиным, с Врангелем.
А в последнее время, когда мира с Польшей ещё не было, а Врангель наступал на Донецкий бассейн, в эту минуту одна часть терского казачества вероломно, – иначе нельзя выразиться, – восстала против наших войск в тылу.
Я говорю о недавнем восстании Сунженской линии, которое имело целью отрезать Баку от Москвы. Эта попытка временно удалась казакам. Горцы в этот момент оказались, к стыду казаков, более достойными гражданами России.
Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того, что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами.
Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин.
Я заявляю, что если горцы думают так, они глубоко заблуждаются. Горцы должны знать, что Советская власть защищает граждан России одинаково, без различия национальности, всё равно, являются ли они казаками или горцами. Следует помнить, что если горцы не прекратят бесчинств, Советская власть покарает их со всей строгостью революционной власти.
В дальнейшем судьба казаков, как тех, которые отходят в отдельную губернию, так и тех, которые остаются в пределах Горской Автономной Республики, целиком зависит от их собственного поведения. Если казаки не откажутся от вероломных выходок против рабоче крестьянской России, я должен сказать, что правительству придётся вновь прибегнуть к репрессиям.
Но если казаки будут вести себя впредь как честные граждане России, я заявляю здесь перед всем съездом, что ни один волос не упадёт с головы казака.
[Съезд народов Терской области 17 ноября 1920 г//1. Доклад о советской автономии Терской области]