Списали штурмана с летной работы. Поехал к жене на родину, в деревню.
Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель и спрашивает штурмана: - Что делать умеешь?
- Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо.
- Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле, сосчитай.
Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10 (навигационная линейка), пошуровал и говорит: - 54.
Проверили, все верно.
- А вон на горизонте большое стадо коров, сколько? Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит: - 327.
Проверили, опять все верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят.
Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды-сюды и говорит: - 1243.
Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось все правильно.
Председатель: - Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?
- Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.
Увольняется военный летчик в запас. А жена пристала, мол, помнишь, когда женихался еще - обещал на истребителе покатать? Давай, катай! Ну, тот и так, и сяк - нет, надо выполнять обещанное. Пошел к командиру части, мол, так и так, надо жену покатать - пристала, хуже банного листа. Тот подумал, говорит, мол, ну, что ж, боевая подруга, сколько лет уж с тобой, поэтому вот тебе керосину на час, коридор - катай.
Ну, тот её привет, на место штурмана посадил, взлетел, ну и дал жару напоследок - всё, что мог исполнил, да по два раза. Приземляется, колпак откидывает, жена как мешок с говном вываливается - бледная вся, не слышит ничего от перегрузок, из носа кровь, вся заблёвана. А он её так за плечико нежно приобнимает и спрашивает:
- Что, милая, какие планы на вечер - потрахаемся или в театр сходим?
Пытался понять, как эта штука работает - с наскока не осилил. Алхимия - великая наука )
" Имеем шкалы:
1 – неподвижная - проценты
2 – подвижное кольцо –расстояния и скорость - километры, километры в час
3 – неподвижная – время (мин-сек или час-мин). На шкале также имеются; круглый красный индекс на числе 36 – предназначен для перевода скоростей из м/с в км/ч и обратно; квадратный красный индекс на числе 10 и треугольный красный индекс на числе 60.
4 – неподвижная шкала с нанесенными расходящимися линиями углов сноса (в градусах) и дугами путевой скорости (в процентах)
5 - подвижный прозрачный лимб с нанесенными по периметру градусами от 0 до 360.
Шкалы 2 и 3 используются для штилевого расчета полета, аналогично таким же шкалам на линейке НЛ-10М, когда по имеющимся длине участка маршрута S и воздушной (приборной) скорости ЛА V рассчитываем время прохождения участка t=S/V
Ключ: Напротив красного треугольника шкалы 3 выставляем воздушную (приборную) скорость ЛА (например, 180 км/ч), после чего на шкале 2 находим длину участка маршрута (например, 27 км) и напротив него на шкале 3 считываем время полета в минутах (9 минут).
Таким образом просчитываются все участки маршрута, выполняется штилевой расчет и заполняются соответствующие таблицы в планшете или на бумаге – в Штурманском плане полета.
[censored]
Следующий этап – расчет полета с учетом ветра.
Имеем:
Метеорологическое направление ветра (откуда дует) на эшелоне полета в градусах (например, 120 градусов)
Силу ветра на эшелоне полета U в м/с (например, 10 м/с)
1. Переводим ветер в навигационный, прибавив (или вычтя) к метеорологическому направлению 180 градусов: 120+180=300 градусов
2. Переводим скорость ветра из м/с в км/ч:
Для этого напротив красного индекса 10 на шкале 3 устанавливаем скорость в м/с (10), а напротив круглого красного индекса шкалы 3 по шкале 2 считываем скорость в км/ч (36).
3. Теперь нужно вычислить, какую часть составляет скорость ветра U от воздушной скорости ЛА V в процентах:
Для этого напротив цифры 100% шкалы 1 ставим скорость V (в нашем примере V=180км\ч) , а напротив числа 36 шкалы 2 (скорость ветра) по шкале 1 считываем 20%.
4. После этого поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на 300 (наш навигационный ветер) и карандашом, имеющимся в комплекте планшета, из начала координат рисуем вектор ветра длиной 20% и направлением 300. На конце вектора рисуем поперечную засечку – так потом точнее считываются данные.
[censored]
5. Определяем УС. Поворачиваем прозрачный лимб 5 так, чтобы стрелочка шкалы 4 смотрела на ЗМПУ (заданный магнитный путевой угол) нашего участка пути (например, ЗМПУ=50 градусов). Конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину УС (угла сноса). Влево – УС со знаком (-), вправо – со знаком (+).
Пример: ЗМПУ=50 град., УС=-12 град.
[censored]
6. Определяем магнитный курс с учетом ветра. Если по формуле , то МК=ЗМПУ-(+-УС)=50-(-12)=62 град., а по простому: если ветер сносит нас влево , то нам нужно довернуть вправо на величину угла сноса (УС), т.е. был курс 50, станет 62. Аналогично, если сносит вправо – отворачиваем влево. И, соответственно, поворачиваем прозрачный лимб 5 на новый МК с учетом угла сноса.
[censored]
7. После того, как повернули лимб 5 на МК, конец вектора ветра на шкале 4 указывает величину W (путевой скорости) в процентах (в нашем случае, что-то около 90-91%).
По шкалам 1 и 2 переводим скорость из процентов в км/ч, как было указано выше. Получается 163 км/ч.
Аналогично рассчитываются и остальные участки маршрута.
Если ветер на других участках маршрута разный, то для этих участков рассчитываются и рисуются свои векторы ветра.
[censored] [censored]
Маленькая поправка -для навигации используется истинная(относительно земли) скорость,которая от приборной может отличаться раза в два в зависимости от высоты.Две стрелки совмещены в одном приборе,истинная гораздо тоньше или вообще выделена в отдельный указатель.
надзор »
Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель и спрашивает штурмана: - Что делать умеешь?
- Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо.
- Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле, сосчитай.
Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10 (навигационная линейка), пошуровал и говорит: - 54.
Проверили, все верно.
- А вон на горизонте большое стадо коров, сколько? Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит: - 327.
Проверили, опять все верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят.
Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды-сюды и говорит: - 1243.
Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось все правильно.
Председатель: - Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?
- Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.