У ЯК 141 при вертикальном взлете боевой радиус около 300 км. Т.е. самолет не мог толком защитить собственный авианосец, про действия в дали от берега и речи быть не может.
Это и было причиной отказа военных от ЯК-141
Из 231 выпущенного самолёта в авариях и катастрофах было потеряно 48. В связи с этим в авиационных частях возникла поговорка: «В небе реет грозный Як, Як об палубу …уяк!
> Из 231 выпущенного самолёта в авариях и катастрофах было потеряно 48. В связи с этим в авиационных частях возникла поговорка: «В небе реет грозный Як, Як об палубу …уяк!
Видел их на расстоянии вытянутой руки (совсем пошшупать не подпустили), обеспечивал им полёты. Те ещё уродцы. Летающий велосипед. При наземном базировании выглядит крайне уныло. Может быть, только за палубную вертикалку его и держали. У нас простояли с месяц или чуть более. Инцидентов было достаточно, к счастью, мелких.
>> Взлететь-то можно с любой баржи
> Оставив после себя пару проплавленных трехметровых дыр в палубе
Обычный железный лист спасает палубу. Там не настолько мощная струя. И кислород для старта подаётся, пока турбина горизонтальна. На вертикалку двигло переводится уже без излишнего окислителя, на атмосферном питании, так что железо гореть не будет.
Боевой радиус действия, км -690, при разбеге 120 м и с нагрузкой 2600 кг
Все источники утверждают следующее: при вертикальном взлете радиус сокращается еще больше – в два-три раза и достигает всего 200–400 км. Меньше и боевая нагрузка из-за сложной и тяжелой двигательной установки.
Еще один недостаток цена высокая.
По оценке директора инженерного центра ОКБ имени А.С.Яковлева Константина Поповича, стоимость самолета с вертикальным и коротким взлетом и посадкой может быть в полтора раза больше.
Для сравнения:
Су-27 радиус боевого применения более 1000 км, вес вооружения на подвеске - 6 т
Отказ от ЯК -141 обусловлен тем, что действие крылатых ракет "воздух-корабль" превышала 300 км еще в начале 60-х годов прошлого века (ракета К-10 "Кельт" на Ту-16, Х-22 "Кингфиш" на Ту-22, РВВ-АЕ на МиГ-31 и др.).
Ныне КР такой дальности (например, AGM-84H SLAM-ER, AIM-120С ), вооружены истребители F/A-18E/F, F-22, а в ближайшей перспективе эти самолеты будут нести гиперзвуковые (6М) ракеты ARRMD с дальностью 1200 км Ракетами DASA/Бофорс (Швеция) KEPD 350 "Таурус", способными поражать наземные и морские цели на дальности 350 км оснащается ударный вариант германского EF2000. Истребители JSF (Lockheed-Martin F-35) также могут нести под крылом тактические крылатые ракеты JASSM (стартовая масса 1000-1200 кг, дальность - 400-450 км).
Ага.
У вертолётоносцев Москва/Ленинград палубу при испытании Як-38 палубу ремонтировали регулярно.
У Киева тоже самая изнашиваемая конструкция корпуса была
На Яках впервые применили автомат катапульты при опасном крене литака.
За счёт чего катастрофы были редким делом.
ЕМНИП, бывало, пилот не выплывал, запутавшись в стропах
> У вертолётоносцев Москва/Ленинград палубу при испытании Як-38 палубу ремонтировали регулярно
Я их видел на расстоянии вытянутой руки. Пруфов нет, в те годы смартфонов не было, а плёночный фотик в армии как бы первый отдел тогда запрещал.
Взлетали как "стандартно", с пробежкой и выдерживанием, так и вертикально. Бетонка не покрошилась (правда, она у нас под тяжёлые МиГ-25 заточена была, эти Якушки у нас временно базировались, пока им там их полосу перестилали).
Турбинка у него несерьёзная. Запуск -- да, с впрыском кислорода. Но на вертикальный режим турбинка выводится уже при сугубо внешнем атмосферном питании. На фоне "вёдер" наших МиГ-25 -- вообще мелкая писалка. Наши полковые их не любили, правда, прямых конфликтов не наблюдал. Ну, они "морские", а мы -- "ПВОшные", может, конфликт интересов отсюда был.
У нас, пока они стояли, серьёзных инцидентов не было. Но кучка-с-горкой всяких мелких аварий при посадках, заметно больше, чем у наших. Подломы боковых стоек, вроде как, наиболее частыми были.
Брюхами царапались (велосипедик жы), их выдерживать надо грамотно. Сто-и-один год прошло, не вспомню всех деталей, тем более, они у нас стояли всего ничего.
> У ЯК 141 при вертикальном взлете боевой радиус около 300 км. Т.е. самолет не мог толком защитить собственный авианосец, про действия в дали от берега и речи быть не может.
> Это и было причиной отказа военных от ЯК-141
На том уровне двигателестроения сделать хороший истребитель было нельзя. Но надо было не бросать и продавать, а развивать.
Я имел ввиду истребитель вертикального взлета. На тот момент задача была уже почти решаема, но не была решена. Если б союз не развалился - сделали бы к 98-му или к 2000-му. В прототипе. Как раз появились бы двигатели следующего поколения.
>> На Т-50, разве, нет его?
> Конечно нет, там спец-сопло, отклоняемое на 90 с лишним градусов
Кгхм... э-э-э... Это как??? Там же лопатки на сопле отклоняются очень ограниченно? Или там есть поворот всего сопла? Эмн... Не наблюдал ни разу (что не означает, что такое невозможно: я не наблюдал, и всего лишь).
> И вообще другое КБ разрабатывало
Ты -- знаешь. Я -- не более, чем подозреваю. Камрад, у нас очень разный уровень базовой подготовки. Спасибо тебе.
Поворот всего сопла за форсажной камерой.
Нехер напиваться каждый раз на экскурсиях в музей, я все это рассказывал :) Дважды! И картинки рисовал.
Вот не буду тебе больше разжевывать. читай литературу.
Я обиделся!!!
Только жертвоприношение может сменить мой гнев на милость.
> Кгхм... э-э-э... Это как??? Там же лопатки на сопле отклоняются очень ограниченно? Или там есть поворот всего сопла? Эмн... Не наблюдал ни разу (что не означает, что такое невозможно: я не наблюдал, и всего лишь).
> Поворот всего сопла за форсажной камерой.
> Нехер напиваться каждый раз на экскурсиях в музе :)й, я все это рассказывал :) Дважды! И картинки рисовал.
«Каждый раз» -- всего один раз :) Но всё равно спасибо :)
> Вот не буду тебе больше разжевывать. читай литературу.
> Я обиделся!!!
Ой, всё!!!11
> Только жертвоприношение может сменить мой гнев на милость
На ближайшем сейшене жертвопринесу тебе 0.5 пивасика :) Напомни, правда, а то у мну память сильно короткая.
Каким образом это к возможностям двигателя относится?
Без катапульты и без трамплина взлетали с авианосцев еще американские истребители второй мировой, под завязку нагруженные бомбами (у нас в СССР столько бомб не каждый бомбер брал).
И садились зачастую без аэрофинишера.