СР‑10 - учебный самолет с обратной стреловидностью крыла

nichosy.ru — 25 декабря 2015 года на бывшем аэродроме ДОСААФ в Калужской области совершил первый полёт абсолютно новый красавец-самолёт для Военно-воздушных сил России. СР‑10 – «Самолёт реактивный минус десять». «Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, скорость дозвуковая. Такое крыло дает преимущества: отличную управляемость на малых скоростях полёта, лучшие взлётно-посадочные характеристики. Конструкторы уверяют, что по маневренности самолёт не уступает самолётам поколения 4+.
Новости, Технологии | tonyware 19:34 28.01.2016
28 комментариев | 116 за, 2 против |
#1 | 19:35 28.01.2016 | Кому: Всем
Необычный российский самолет — тихая сенсация

25 декабря 2015 года на бывшем аэродроме ДОСААФ в Калужской области совершил первый полёт абсолютно новый красавец-самолёт для Военно-воздушных сил России. Скромно, без огласки. На самом деле – это настоящий прорыв!

[censored]

СР-10 – немного истории

Самолёт СР-10 создан в инициативном порядке конструкторским бюро ООО КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ).Впервые в истории это делает частная компания без привлечения средств из госбюджета. То есть заказчик получает готовый отечественный самолёт. И никакой дерготни с импортозамещением (это на заметку Военно-промышленной комиссии), настоящий подарок вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, когда два энтузиаста Максим Миронов иСергей Юшин основали КБ. Идея создать спортивно-пилотажный реактивный самолёт переросла в понимание, что машина должна заменить в лётных училищах и центрах подготовки ВВС стремительно стареющий учебно-тренировочный самолёт L-39 чешского производства.

В 2009-м макет СР-10 был показан на МАКС-2009, и специалисты высоко оценили его дизайн и расчётные характеристики. В последующие годы, пройдя огонь, воду и медные трубы, КБ САТ укрепилось. Появилась и производственная площадка, где готовы начинать серийный выпуск, – дагестанское ОАО «Авиаагрегат». В мае – июле 2014 года проект оброс серьёзными документами, появилось тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы, утверждённое Главнокомандующим ВВС МО РФ Виктором Бондаревым (сегодня он главком Воздушно-космических сил), согласованные и утверждённые Минобороны решения. По результатам испытаний предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР‑10 в количестве 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг. – по 35 единиц. У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы. А вдруг опять в стране возникнет призыв: «Молодёжь – на самолёт!»?

[censored]

Минус десять

Для начала расшифровка СР‑10 – «Самолёт реактивный минус десять». «Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация. Любители авиации помнят совершенно футуристический истребитель Су‑47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он был показан на МАКС-1999 и 2001. Многие тогда посчитали, что это и есть грядущее «пятое» поколение. Но победила классика – самолёт так и остался экспериментальным, для полётов на сверхзвуке такая компоновка требует очень высокой, практически недостижимой при существующих технологиях жёсткости конструкции. И вот второй заход на эту же тему.

Правда, у СР-10 и стреловидность умеренная, и скорость дозвуковая. В этом случае такое крыло начинает сулить сплошные преимущества – отличную управляемость на малых скоростях полёта, лучшие взлётно-посадочные характеристики. Конструкторы уверяют, что по маневренности самолёт не уступает самолётам поколения 4+, то есть обладает сверхманевренностью. Самолёт будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 -8. Двухместная кабина, скомпонованная по схеме «тандем», оснащена катапультными креслами К-36, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всём диапазоне высот и скоростей пилотирования.

Первый полёт прошёл штатно. А при взгляде на мощную пневматику и стойки шасси видно, что машина способна выдержать «косяки» курсантов. Нет проблем и с двигателями. Первый экземпляр поднялся в небо с двигателем АИ-25ТЛ, которые стоят на L-39 и имеются на складах. Но СР-10 почти вдвое легче «чеха», поэтому тяговооружённость машины намного выше. В дальнейшем на самолёт возможно устанавливать самый современный отечественный двигатель АЛ-55,он ещё мощнее, а изменяемый вектор тяги добавит перчинки и позволит творить и опытным пилотам, и курсантам чудеса пилотажа самой высшей пробы. Ниша у самолёта в рядах ВВС между учебно-тренировочным винтовым Як-152 завода «Иркут» и Як‑130. Но заслуженный лётчик-испытатель и Герой России Магомед Толбоев горячится:

– Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет.

[censored]
#2 | 19:37 28.01.2016 | Кому: Всем
Про обратную я, кажись, ещё в детстве в ТМ читал...
#3 | 19:39 28.01.2016 | Кому: Всем
Страшненький. Как все птенцы )))
#4 | 19:39 28.01.2016 | Кому: Всем
Это же просто праздник!
#5 | 19:43 28.01.2016 | Кому: PeterNOR
> Про обратную я, кажись, ещё в детстве в ТМ читал...

Я все жду когда благодаря современным композитам, современной пневматике и современной электронике человечество научится делать полностью видоизменяемые крылья - т.е. не просто[censored] а крыло как например у голубя. Теоретически в ближайшие 20 лет это станет осуществимо, с дронами уже экспериментируют:
[censored]
#6 | 19:45 28.01.2016 | Кому: tonyware
Фесто - молодцы.
axyonoff
идиот »
#7 | 19:46 28.01.2016 | Кому: tonyware
> с дронами уже экспериментируют:

А на памятники срать этот дрон может?!!!
Don Rumata
рецидивист »
#8 | 19:46 28.01.2016 | Кому: PeterNOR
> Про обратную я, кажись, ещё в детстве в ТМ читал...

Самолет с обратной стреловидностью крыла летал еще в 90-х: [censored]

[censored]
#9 | 19:47 28.01.2016 | Кому: Всем
> Теоретически в ближайшие 20 лет это станет осуществимо

Да, многие идеи были когда-то нереализуемыми именно из-за отсутствия необходимых материалов.
#10 | 19:48 28.01.2016 | Кому: Всем
Так на смену Альбатросу - вроде ЯК 130 - уже поступают в строй. А обратную стреловидность на "Беркуте" еще кантора Сухого отработали и отложили в ящик. Или я чего не понял?
#11 | 19:54 28.01.2016 | Кому: weberr
> еще кантора Сухого отработали и отложили в ящик.

Долго тупил, пытаясь понять, какое отношение кантор Сухой имеет к Беркуту, и за что его так покарали.
#12 | 20:06 28.01.2016 | Кому: PeterNOR
> Про обратную я, кажись, ещё в детстве в ТМ читал...

И чё? Вон, индийцы ещё до нашей эры на виманах летали!
#13 | 20:11 28.01.2016 | Кому: weberr
> вроде ЯК 130 - уже поступают в строй

Тоже читал. А кто скажет - оно надо такое обилие разных моделей самолётов?
#14 | 20:12 28.01.2016 | Кому: зверюга
> И чё? Вон, индийцы ещё до нашей эры на виманах летали!

Так они же сами эти "виманы" не делали, а прользовались теми на которых[censored] та самая великая переможно-скачущая шаровароносящая нация которая[censored] !!!
#15 | 20:17 28.01.2016 | Кому: tonyware
> Так они же сами эти "виманы" не делали

Ты это индусам расскажи!

> на которых прилетела с Венеры


Ааа! Многого я ещё не познал в этой жизни, да.
#16 | 20:21 28.01.2016 | Кому: зверюга
> Тоже читал. А кто скажет - оно надо такое обилие разных моделей самолётов?

Какое обилие?! Пока это изделие, с обратной стреловидностью, пройдет все испытания и комиссии... Лет пять минимум.
#17 | 20:24 28.01.2016 | Кому: weberr
> Какое обилие?!

В смысле ЯК-130 и СР-10. Оба учебные. Зачем два? Через пять лет ЯК-130 не закончатся ведь?
#18 | 20:32 28.01.2016 | Кому: зверюга
> Оба учебные. Зачем два

Так и я об том же! ЯК - уже на вооружении. А это изделие, лет через 5...10 - не факт.
#19 | 20:45 28.01.2016 | Кому: weberr
> > Тоже читал. А кто скажет - оно надо такое обилие разных моделей самолётов?
>
> Какое обилие?! Пока это изделие, с обратной стреловидностью, пройдет все испытания и комиссии... Лет пять минимум.

[Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг. – по 35 единиц.]

На минуточку самолёт обладает сверхманёвренностью.
#20 | 21:15 28.01.2016 | Кому: Всем
Есть и статья с противоположной точкой зрения.
Мое мнение-желание щипнуть бюджетного пирога неискоренимо.
#21 | 21:17 28.01.2016 | Кому: PeterNOR
>Про обратную я, кажись, ещё в детстве в ТМ читал...
ИЛ-14, 50 год прошлого века, стреловидность по передней кромке -3 градуса:)
[censored]
#22 | 02:39 29.01.2016 | Кому: Всем
"– Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта." -- Эта пять
#23 | 03:09 29.01.2016 | Кому: Всем
У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы. А вдруг опять в стране возникнет призыв: «Молодёжь – на самолёт!»?


Оказывается, у нас в Ижевске есть старейшая Школа Юных Лётчиков - их было всего ДВЕ в СССР. она до сих пор работает, правда летают только на планерах и дельтапланах. вроде обещали им вертолёт, но это вилами по воде.
а было сорок с лишним вертолётов! это была уникальная школа [censored]
#24 | 04:07 29.01.2016 | Кому: Yep
А у нас, в Саратове есть аэроклуб имени Гагарина. В котором я, в последний год его функционирования, учился летать на Ми-2, тогда, в 1999-м там было целое поле вертолётов (из них 3 рабочих). Сейчас там только парашютисты и один Ан-2. Вертолётов не осталось.
#25 | 04:45 29.01.2016 | Кому: weberr
> ЯК - уже на вооружении. А это изделие, лет через

Разве это повод сложить лапки и ничего не делать?
Разработчики молодцы. Всяческих им успехов.
Алекс
надзор »
#26 | 06:21 29.01.2016 | Кому: Don Rumata
> Самолет с обратной стреловидностью крыла летал еще в 90-х:[censored]
>

А был еще пендосовский, взлетел в 1984. Недолго летал, правда, и не был полноценным самолетом (не планировался в серию после доработок).
[censored]
#27 | 07:53 29.01.2016 | Кому: Всем
Больше самолетов, хороших и разных!.
#28 | 13:04 29.01.2016 | Кому: Всем
Во, вот это новость! Построили, летает.
А не "планируется"
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.