Новый «кукурузник» прилетит из Сибири

vz.ru — В Новосибирске впервые поднялся в воздух прототип самолета, который призван заменить легендарный Ан-2. У нового самолета в два раза больше грузоподъемность, в три раза выше дальность полета, на 50% выше крейсерская скорость. Но он сохранит главную способность Ан-2 – садиться и взлетать практически где угодно.
Новости, Политика | GROM 06:50 11.06.2015
15 комментариев | 74 за, 0 против |
#1 | 06:51 11.06.2015 | Кому: Всем
В среду состоялся первый вылет прототипа легкого многоцелевого самолета на новосибирском экспериментальном аэродроме Ельцовка. Этот более современный и технологический самолет для местных авиалиний должен заменить знаменитый «кукурузник» Ан-2, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса как долгожитель: единственный в мире самолет, который производится более 60 лет. «Кукурузник» Антонова – одна из самых массовых машин в мире.

Взлетевший самолет является пока только прототипом, а опытный образец обещают показать в декабре этого года. На данный момент разработано крыло самолета из композитных материалов, которое и было испытано с использованием фюзеляжа от Ан-4. Установка нового крыла на фюзеляж Ан-2 – это временная мера, чтобы подтвердить аэродинамические показатели самолета. Скоро у нового кукурузника появится собственный фюзеляж, также из полимерных композиционных материалов.

Последователь разработан Сибирским НИИ авиации им. Чаплыгина, который в ноябре 2013 года выиграл тендер Минтранса на разработку такого самолета. Разработка и постройка опытного образца ведется по Программе развития авиации Минпромторга. В создании крыла помогал НАЗ им. Чкалова, детали из композита планируется изготавливать на композитном производстве Новосибирского авиазавода. Новая модификация самолета, оснащенная элементами из композитных материалов, будет представлена на Международном авиационно-космическом салоне в Москве в августе 2015 года.

Полет прототипа самолета, которым управлял сам гендиректор Сибирского НИИ и летчик-испытатель Владимир Барсук, прошел хорошо.

[censored]

Новый самолет на смену легендарному Ан-2 создан в России. Его прототип, впервые поднявшийся в воздух под Новосибирском, напоминает своего предшественника, однако отличается от него оригинальной конструкцией крыла

В чем отличие от традиционного «кукурузника»? Во-первых, это использование композитных материалов, что позволяет существенно улучшить технические характеристики последователя Ан-2.

«Два новых крыла биплана, изготовленные из композита, соединены в «этажерку» плавным переходом. В отличие от классического бипланного крыла, полностью отсутствуют расчалки, что позволит в полтора раза увеличить крейсерскую и максимальную скорость полета. Минимальная скорость, близкая к нулевой, была достигнута уже в первом полете», – сообщили в «Сухом».

«У нового самолета в два раза больше грузоподъемность, в три раза выше дальность полета. У него будет на 50% выше крейсерская скорость. При этом он сохранит все преимущества самолета Ан-2 на малых скоростях. В частности, у него будет короткая взлетно-посадочная дистанция – 50–70 метров. То есть это будет современный Ан-2 с улучшенными характеристиками», – рассказывает газете ВЗГЛЯД Владимир Барсук. «Мы сейчас спроектировали крыло, проводим испытания. В основном все характеристики заложенные подтвердились. Композитное крыло более технологично. Трудоемкость изготовления этого самолета значительно ниже, ресурс эксплуатации выше», – добавляет Барсук.

Так, по его словам, простой Ан-2 с поршневым мотором везет 1,5 тонны груза со скоростью 180 км/ч на дальность 800 км. Модернизированный Ан-2 с американским газотурбинным двигателем везет те же самые 1,5 тонны груза на скорости 200 км/ч на дальность 1,3 тыс. км. А новый самолет сможет везти 3 тонны груза со скоростью 300 км/ч на дальность порядка 2,5 тыс. км.

«В 2016 году мы должны выйти на типовую конструкцию и начать процесс сертификации. С сертификацией сложный вопрос, потому что с композитными материалами еще никто не сертифицировал самолет в России (из композитных материалов создается магистральный самолет МС-21). Придется решать вопрос с промышленностью и регистрационным реестром. Если все будет хорошо, то можно выйти на серийное производство в 2017 году. Но наша задача – сделать самолет, показать характеристики, а дальше должно приниматься решение о его производстве», – рассказывает Владимир Барсук.

Стоимость нового самолета, по оценкам НИИ, будет в районе 1,5–2 млн долларов в зависимости от авионики и оборудования. «Но мы не самолетостроительное предприятие», – оговаривается Барсук.

Между тем у самолета имеется одна немаловажная проблема – с двигателем. Собственного двигателя у России нет. Поэтому варианта здесь два – либо создать новый российский, причем обязательно на керосине (это дешевле и доступнее), либо ставить импортный. Второй вариант куда проще и менее затратный, а главное быстрее. За два года, через которые должен полететь новый «кукурузник», создать новый двигатель нереально. Поэтому на первом этапе в любом случае придется использовать импортное «сердце». Такое на примете у СибНИА имеется.

С 2010 года в институте ведутся работы по модернизации старых «кукурузников»: вместо старого поршневого двигателя устанавливают современные турбовинтовые двигатели американской компании Honeywell, что позволяет перейти с дефицитного авиационного бензина на более доступный и дешевый керосин. Этот мотор позволил сделать Ан-2 конкурентоспособными с импортными, так как модернизированный Ан все равно в четыре раза дешевле – он стоит порядка 1–1,2 млн долларов. В СибНИА думают о покупке лицензии на производство этих двигателей ТРЕ331 на базе института. Уже модернизировано порядка 20 машин.
#2 | 07:41 11.06.2015 | Кому: Всем
Самолёт стоит как самолёт.
100млн р - интересно, кто возьмёт на себя такой лизинг, и каковы будут сроки окупаемости на местных линиях?
Опять без государства никуда
#3 | 08:28 11.06.2015 | Кому: Всем
Это которая уже по счёту замена "кукурузнику"? Истинно говорю вам, ежели АН-2 замену нашли, значит последние дни наступают, скоро Земля налетит на небесную ось!!!111
Алекс
надзор »
#4 | 08:32 11.06.2015 | Кому: Всем
Лично мне неясны три момента:
1. Композитное крыло хорошо, только парусину заклеил, и дальше полетел, а тут пол-крыла менять надо будет.
2. Дальность 2.5 тыщи на скорости 300 км/ч - 8 часов пилить, надо ли оно кому? Лучше взамен топлмва взять лишнюю загрузку.
3. Целевая аудитория-то какая?
#5 | 08:58 11.06.2015 | Кому: Всем
помню в 1984 году я, в бытность студентом приезжал на троллейбусе в казанский старый порт. троллейбус подъезжал буквально к зданию аэропорта, я покупал за... не помню сколько билет, причём иногда буквально за полчаса до вылета(тогда в этом порту досмотр носил формальный характер - это была просто проверка документов, редко проверка сумок), и за каких нибудь 50 минут долетал до Бегишево(Набережные челны) - это вместо четырёх часов на вонючем душном икарусе.
самолёт был просто офигительный - чехословацкий л-410 на 20 кажется пассажиров...
[censored]
[censored]

почему сейчас нельзя такой делать?

дочитал собственную ссылку - его по-прежнему делают, но видимо, цена...
#6 | 09:08 11.06.2015 | Кому: Всем
[censored]


В Россию с завода-изготовителя чешской компании Aircraft Industries (бывшая LET) прибыл очередной новый легкий пассажирский самолет Л-410УВП-Э20, заказанный Минобороны. Самолет с серийным №2802 и временной чешской регистрацией OK-SDZ вылетел с завода в Куновице 18 февраля 2012 г. и уже в понедельник проходил таможенные процедуры в Воронеже. Это первый Л-410 по новому контракту на три такие машины, заключенному в конце декабря 2011 г. Минобороны с российским поставщиком – екатеринбургским ЗАО «Уктус-Авиа», который приобретает их у чешской фирмы Aircraft Industries, 51% акций которой с недавних пор принадлежит российской компании УГМК.
Стоимость контракта, согласно информации, размещенной на официальном сайте госзакупок РФ, составляет около 450 млн руб. (примерно по 150 млн руб. или порядка 5 млн долл. за одну машину). Поставки всех трех самолетов должны быть завершены до конца ноября этого года. Ожидается, что новые Л-410 будут базироваться в Ростове-на-Дону.

[censored]
Алекс
надзор »
#7 | 09:08 11.06.2015 | Кому: Yep
> почему сейчас нельзя такой делать?

Несколько иная ниша.
Например:
Взлетная дистанция до 10,7 м (Н=0, МСА) - 685 м
Посадочная дистанция от 9 м (Н=0, МСА) - 480 м
кукурузнику покороче дистанция нужна, ибо биплан.
#8 | 09:10 11.06.2015 | Кому: Yep
А зачем в Бегишево летал, ты ж с Ижевска?
#9 | 09:16 11.06.2015 | Кому: babonZ
> А зачем в Бегишево летал, ты ж с Ижевска?

так я с Челнов был
#10 | 09:18 11.06.2015 | Кому: Алекс
> Несколько иная ниша.

да, кукурузник имел свою нишу - можно было летать буквально из деревни в райцентр.
а есть ли такая ниша сейчас?
#11 | 09:22 11.06.2015 | Кому: Yep
> так я с Челнов был

Зёёёмаааа!!! [еле сдерживая слезы и сопли лезет обниматься]
А шо ж покинул Великий и Могучий Булдырдыкстан?
#12 | 09:27 11.06.2015 | Кому: Yep
> да, кукурузник имел свою нишу - можно было летать буквально из деревни в райцентр.
> а есть ли такая ниша сейчас?

С нынешними требованиями АБ и прочими регламентами пешком быстрее будет. Я в своё время из того же Бегишева в ту же Казань только ч/з знакомых мог достать, а сейчас нет ни одного рейса. Это и понятно: автомобилем меньше 3-х часов, а самолем много больше бы вышло. Ну и дороже, ессно.
Алекс
надзор »
#13 | 09:27 11.06.2015 | Кому: Yep
> а есть ли такая ниша сейчас?

Ну, Сибирь у нас большая, сел в ней до сих пор много.
Если судить по фильму "Счастливые люди", то в Бахту, куда летает вертолет, вполне может летать и кукурузник.
Думаю, такая Бахта в стране не единственная. Но я не тамошний, сказать точно не могу.
#14 | 09:30 11.06.2015 | Кому: babonZ
> Зёёёмаааа!!! [еле сдерживая слезы и сопли лезет обниматься]
> А шо ж покинул Великий и Могучий Булдырдыкстан?

[обнимает изо всех сил похлопывая по спине]
а я его не совсем покинул - у меня там родители, сестра, друзья )))
бываю наездами.
#15 | 09:36 11.06.2015 | Кому: babonZ
> автомобилем меньше 3-х часов, а самолем много больше бы вышло. Ну и дороже, ессно.

да, сейчас по широкополоске (в каждую сторону) достроят - вообще шикарно будет(если уже не достроили - я уже год в Кзн не ездил)
такие полёты имели смысл только когда самолётик прямо в городе приземлялся... а сейчас там ипподром
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.