"Замечательно, что в 1880 г. один из пароходов Аральской (военной) флотилии во время разлива Аму-Дарьи также сел на мель в нескольких стах саженях от берега, не успел вовремя сняться с мели и два года простоял на берегу. Но его командир, в чине капитана 2-го ранга, был искуснее Василь Иваныча, которого К. Н. Попов опять прогнал в ямщики. При посадке на мель аральского парохода был отдан якорь и, как полагалось, поднят гюйс, так что пароход стоял «на якоре» «под вымпелом», т. е. как бы «в морской кампании». На нем каждое утро с обычной церемонией поднимали в 8 часов флаг и гюйс, на нем велся по форме вахтенный журнал, в который вписывалось все, что полагается, т. е. на левую страницу — метеорологические наблюдения, а на правую — текущие события корабельной жизни под заголовком: «Стоя на якоре близ кишлака Абдул-Чекмень, с полудня случаи». На пароходе производились все полагавшиеся «по якорному расписанию» учения, например, спуск и подъем гребных судов, обучение гребле (с одного борта по песку), пожарные и боевые тревоги, артиллерийские учения, изредка с пальбой в цель из орудий, салюты и расцвечивание флагами по царским дням и т. д., а главное, всем шло «морское довольствие по положению». Такое плавание «по суху, яко по морю» продолжалось более двух лет, пока из Петербурга не нагрянуло какое-то «начальствующее лицо», возбудившее против командира и офицеров «судное дело». Насколько помню, постановка на мель была отнесена «к неизбежным случайностям»; в остальном же командир отговаривался тем, что на Аму-Дарье бывают совершенно неожиданные паводки, и он держал вверенный ему пароход в постоянной готовности при первом паводке сняться с мели, служба на пароходе протекала во всем согласно «Морскому уставу» и довольствие производилось во всем согласно «Уставу счетному». Состава преступления суд не нашел, все были оправданы, и дело производством прекращено."
Скупой платит дважды
Эта фраза явно была не известна командованию американского Тихоокеанского флота в 1916ом году. 16го декабря 1916го года подлодка USS H-3 выскочила в тумане на мель пытаясь зайти в бухту Humbolt Bay на севере Калифорнии. Экипаж был успешно снят с лодки шлюпками береговой охрану, а волны забросили ее на пляж так что при отливе она была в 23м от края воды. Сначала флот послал буксир Iroquois и старый монитор USS Cheyenne BM-10 из Сан Франциско что-бы попытаться стянуть лодку с берега, но у них ничего не получилось. После этого флот обратился к гражданским фирмам и получил два предложения - одно от известной фирмы занимающейся снятием судов с мели стоимостью в $150000, а второй от местной деревообрабатывающей компании всего за $18000. Первое предложение было признано слишком дорогим, а второе не рабочим. Командование флотом решило еще раз попробовать снять лодку своими силами и послало туда броненосныйбронепалубный крейсер USS Milwaukee, в надежде что его более мощные машины смогут стянуть лодку с берега. Придя туда 5го января 1917го года командир крейсера присмотрелся к обстоятельствам и проигнорировал советы местных моряков и 13го января, заведя концы, начал буксировку лодки... Как именно они умудрились сесть на мель история умалчивает, но скорее всего лодка послужила якорем, а волны развернули крейсер бортом к пляжу. В итоге местная станция береговой чертыхаясь второй раз за месяц чертыхаясь занаялсь спасением военных... Все 438 матросов и офицеров были успешно сняты с крейсера. А в итоге флот обратился к деревообрабатывающей компании которая успешно сняла лодку с мели. А крейсер так и остался сидеть на мели пока шторм в ноябре 1918го года не расколол его пополам. Вот к чему приводит жадность...
UPD: Для справки цена крейсера USS Milwaukee была $4 миллиона... Под катом добавил статью описывающую как крейсер сел на мель. Из статьи получается следующее - Milwaukee тащило лодку, а буксир Iroquois и монитор Cheyenne тащили крейсер что-бы его не выбросило на берег, но погода испортилась и у Cheyenne лопнул кабель, а Iroquois один не смог удержать крейсер и кабель пришлось обрезать, после чего крейсер выбросило на берег.
Фотографий этого события много (еще-бы такое зрелище...), но в основном они попадаются только марочного размера. Но недавно нашел несколько фото нормального размера. Фото из нескольких интернет источников. Все кликабельны.
1. Шлюпка береговой охраны снимает экипаж с крейсера
[censored]
2. Остатки буксировочных тросов на носу лодки. Видно насколько хорошо она сидит на берегу...
[censored]
3. Ну и сама процедура снятия лодки с мели силами Mercer-Fraser Company of Eureka
[censored]
4. Статья о происшествии.
[censored]