Отвертка как предохранитель от ядерного взрыва

masterok.livejournal.com — Одним из ведущих сотрудников Лос-Аламоса был доктор Луи Слотин. Он занимался экспериментами с критической массой — подносил одну полусферу урана к другой и засекал начало возникновения цепной реакции. Луи не доверял автоматике — поэтому он просто клал одну полусферу урана на другую и просовывал между ними отвертку. Из-за этого полусферы не могли соприкоснуться друг с другом полностью, что не давало развиться цепной реакции. Но однажды отвёртка выскользнула из руки...
Новости, Наука | Iceman 17:46 16.04.2015
29 комментариев | 71 за, 1 против |
#1 | 18:01 16.04.2015 | Кому: Всем
Обезьяны с гранатой..
padvodneg
идиот »
#2 | 18:03 16.04.2015 | Кому: Всем
"У нас, в СССР был аналогичный случай. В лаборатории сидел мужик, и отверткой крутил винтик, который сближал полусферы. Каждый день все большей и большей массы. А институт стоял в лесу, и ровно в 17-00 автобус, увозивший сотрудников в город, истошно сигналил. И вот, в один прекасный зимний вечер, тот сотрудник крутил свой любимый винт, а тут автобус прямо в открытое окно голосит "Пора домой!" Рука от неожиданности дрогнула, сделала лиший полуоборот и вдруг началось- полусферы стали нагреваться! Мужик голыми руками растащил полусферы... Вытащил из секретной ячейки тумбочки лабораторный спирт обожженными руками, принял его- ожоги на руках сразу же прошли (тогда было единственное средство от лучевой болезни) - и выжил.
Курчатов тогда издал устный приказ- "Героя обеспечить спиртом - пожизненно!", и говорят, герой счастливо дожил лет до 80."
коментаторы жгут
#3 | 18:04 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Да и наши и ихние отжигали, что дуговая сварка!!!
Ходють слухи, что и сейчас местами отжигают.
#4 | 18:08 16.04.2015 | Кому: morda
> Да и наши и ихние отжигали, что дуговая сварка!!!

Да я и не говорил, что у них там все обезьяны, а наши - ого-го, но кто вот так вот к общей безопасности (т.е. даже не к своей лично, тут может масса народу пострадать), - как их ещё назвать?
#5 | 18:12 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Первооткрыватели-авнтюристы???
незомби
Идиот »
#6 | 18:13 16.04.2015 | Кому: Всем
> А Мария Кюри?

На тот момент последствия еще не были известны.
А гражданин, засовывавший отвертку между урановых полусфер, о последствиях был полностью осведомлен.
#7 | 18:15 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
> как их ещё назвать?

Первопроходцы. Это ты родился сразу знающим и умным, с их опытом и даже с гуглом. А первым всегда приходится делать кучу глупостей и потерять несколько жизней.
#8 | 18:15 16.04.2015 | Кому: Всем
> А Мария Кюри?

Я когда читаю, как они с горячим, греющимся радием работали просто в резиновых перчатках, потею во всех местах.
А ещё был слух, что Л.П. Берия получил в подарок никелированный шарик плутония из первой выплавки, постоянно тёплый, и он у него на рабочем столе некоторе время лежал. Но это скорее байка.
#9 | 18:15 16.04.2015 | Кому: morda
А как еще? Новая сфера деятельности.
#10 | 18:16 16.04.2015 | Кому: solon_25
Я и не спорю, я так варьянты накидываю, просто на облезьян кучь и с гранатой, эти люди ниразу не похожи.
#11 | 18:17 16.04.2015 | Кому: Iceman
И в книжке читал про смерть от лучевой болезни.
#12 | 18:18 16.04.2015 | Кому: Пальтоконь
> Первопроходцы. Это ты родился сразу знающим и умным, с их опытом и даже с гуглом. А первым всегда приходится делать кучу глупостей и потерять несколько жизней.

Я думаю инструкции к гранатам - появились вместе с гранатами.
Эти учёные прекрасно знали, что кидать одну урановую полусферу на другую - чревато смертью себе и окружающим.
Там же пишут - можно было же снизу сферу подводить, а не сверху кидать.
#13 | 18:22 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Ну это очень упрощённое приближение.
Взрыв в том виде как его обыватель представляет, в таких условиях не получить. А доза, что доза, мололд рука крепкая, ни чё не случиться, интересно же. Вотт примерно такая логика ими двигала, по рассказам.
Для подвода снизу нужно решать нетривиальную механическую задачу, ещё и непонятно, а будет ли ваще прок, проще побырчику эксперимент на коленке поставить, а там посмотрим.
#14 | 18:29 16.04.2015 | Кому: morda
> Для подвода снизу нужно решать нетривиальную механическую задачу, ещё и непонятно, а будет ли ваще прок, проще побырчику эксперимент на коленке поставить, а там посмотрим.

Может быть ты совершенно прав, но вот ума и таланта на выкопку тонн урановой руды и сбор урана в полусферы (хорошо понимая - зачем), хватило, а обезопасить собтвенные яйца - почему-то нет.
Вот если бы ты гранату изобретал - ты бы стал ей между ног тестировать?
Почему-то детей, которые экспериментируют с карбидом или магнием+марганцовкой без здорового чувства сохранения, - называют малолетними идиотами, а тут - учёные люди же, а как дети прям.
#15 | 18:30 16.04.2015 | Кому: padvodneg
> У нас, в СССР был аналогичный случай

[censored]

> тот сотрудник крутил свой любимый винт, а тут автобус прямо в открытое окно голосит "Пора домой!"


Вотт, да, урановые полусферы, открытое окно, под окном автобус.

Верю!!! Именно так на режимных объектах и работают с источниками излучения!

> ытащил из секретной ячейки тумбочки лабораторный спирт обожженными руками, принял его- ожоги на руках сразу же прошли


И замироточили!!!
#16 | 18:44 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Согласен, по такому случаю я тебе страшную тайну открою, прорывные учёные они по определению пизданутые, порой да авантюризм помножает на ноль здравый смысл и соображения безопасности. По этому всякие негодяи понапридумывали всякие ПБЯ и НРБ, душат инициативу нехристи!!!

С другой стороны не будь таких людей, жарили бы мамонтов на кострах, а это скучно, потому считаю обзываться обезянами некрасиво!!!
#17 | 18:51 16.04.2015 | Кому: morda
> Согласен, по такому случаю я тебе страшную тайну открою

Да слышали, рассказывали, - не от мира сего люди. И рассеянные как правило.

>потому считаю обзываться обезянами некрасиво!!!


Обезьяна с гранатой - это же метафора. Извините, кто обиделся.
#18 | 18:51 16.04.2015 | Кому: Всем
Как бы взрыва ядерного не получится если руками соединить 2 куска урана. Будет нагрев - и силы отталкивания между сфер приведет к тому, что цепной реакции не произойдет. Поэтому урановые сферы соединяют взрывом - сила сближения станет больше, чем силы отталкивания
#19 | 18:56 16.04.2015 | Кому: Всем
Куяссе! Ну да, Курчатов куски урана в нагрудном кармане халата тож таскал, таки и открыл явление радиоактивного ожога (после язвы на груди! ), а дневники супругов Кюри по сей день за стеклом толстым, а шоб не приведи
...
#20 | 19:00 16.04.2015 | Кому: Srg_Alex
Передовые уч0ные - они для своего поколения, чаще всего, ёбнутые. Ибо делают то, чего раньше не было.
Можно ещё вспомнить подводников с первых ядерных проектов. Тоже шли не зная куда, облучились и умерли оч быстро, теоретически могли отказаться, но шли.
#21 | 19:01 16.04.2015 | Кому: Петруха Первый
> Курчатов куски урана в нагрудном кармане халата тож таскал

А ещё на заре этого дела хранил драгоценные граммы радия в картофельной яме, ибо условий вообще не имел.
#22 | 19:01 16.04.2015 | Кому: Iceman
[со всеми согласный кивает, вздыхает, просит дать возможность загладить, искупить]

Но как таки хорошо, что не всё так плохо закончилось!
#23 | 19:23 16.04.2015 | Кому: nikopol
> Как бы взрыва ядерного не получится если руками соединить 2 куска урана. Будет нагрев - и силы отталкивания между сфер приведет к тому, что цепной реакции не произойдет.

Как бы будет цепная реакция и много-много нейтронов и прочих гамма-квантов.
#24 | 19:32 16.04.2015 | Кому: visionary
> Как бы будет цепная реакция и много-много нейтронов и прочих гамма-квантов.

Да, но грибок над крышами все равно не получится. Уран расплавится и стечет на пол, ну и плюс излучение.
#25 | 19:38 16.04.2015 | Кому: visionary
> Как бы будет цепная реакция и много-много нейтронов и прочих гамма-квантов.

я имел в виду, что не будет масштабной цепной реакции, и к взрыву она не приведет, т.к. силы отталкивания между сферами сделают свою дело и кол-во ядер задействующих в реакции будет минимальной. Сфера просто раскалиться и поизлучают "немножко" - а катастрофы не будет
#26 | 21:34 16.04.2015 | Кому: Всем
> На снимках самый первый из «рукотворных» ядерных реакторов. Состояла «поленница» из графитовых блоков, которые были аккуратно уложены, причем в каждом втором слое блоки были полыми, а внутри размещалось ядерное топливо — прессованные оксиды урана и металлические слитки.

> Видимо профессорам, все эти блоки были сложены вручную, не хотелось далеко уезжать от альма матер.


Вспомнился фрагмент из кники "Физики продолжают шутить"[censored] :

Тут мы и начали воздвигать свою конструкцию, которая и на этот раз выглядела на порядок крупнее всего, что мы видели до сих пор. Правда, современный физик, чтобы разглядеть эту конструкцию, возможно, вынет увеличительное стекло и подойдет поближе. Но по тому времени она выглядела по-настоящему большой. Конструкция была сложена из графитовых кирпичей, а среди этих графитовых кирпичей в некотором порядке располагались большие жестянки, кубические жестянки с окисью урана.

Ну, как вы, может быть, знаете, уголь – вещество черного цвета. Окись урана тоже. И люди, имеющие дело с тоннами этих субстанций, – тоже. Кроме того, для такого дела нужны сильные люди. Ну, мы, конечно, были в разумной степени сильными, но надо иметь в виду, что в конце-то концов мы были мыслителями. Тогда декан Пеграм покрутил головой и сказал, что такая работа, конечно, не по нашим слабым силам, а в Колумбийском университете есть футбольная команда и в ней дюжина или около того очень крепких ребят, которые берут работу с почасовой оплатой, чтобы заработать себе на учебу. Почему бы их не нанять?

Это была блестящая идея. Руководить работой этих крепких ребят, которые таскали уран и укладывали (засовывали) его на место, обращаясь с 50- и 100-фунтовыми пачками с такой легкостью, как будто они весили 3...4 фунта, было истинным наслаждением. Они так швыряли эти пачки, что в воздухе только пыль столбом стояла – всех цветов, главным образом черного.

Вот так и воздвигалось то, что тогда называлось экспоненциальным котлом.
#27 | 21:48 16.04.2015 | Кому: Всем
> К чести Луи, он не растерялся и быстро спихнул полусферу на пол — голой рукой! Ядерный взрыв не состоялся, но в этом для Луи было мало утешительного. Он уже чувствовал жжение в руке и кислый привкус во рту — у него начиналась лучевая болезнь.

До ядерного взрыва там было как до луны. Цепная реакция привела бы к расплавлению плутония и ещё большему лучевому поражению всего вокруг, но для собственно ядрёного взрыва нужны гораздо более жёсткие условия.
#28 | 21:56 16.04.2015 | Кому: mastan
При эотм они этой пылью дышали. Прикольно.
#29 | 22:22 16.04.2015 | Кому: Iceman
> А ещё на заре этого дела хранил драгоценные граммы радия в картофельной яме, ибо условий вообще не имел.

Драгоценный гамм (один!) радия хранили под толстым слоем желатина, а потом этот радиоактивный желатин раздавали для экспериментов. Наведенная радиоактивность быстро заканчивалась, потому лучшие результаты были у лабораторий с самыми быстроногими аспирантами. На одном из оживлённых поворотов даже установили металлическую штангу, чтобы исследователи могли его проходить не снижая скорости.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.