-Вот, шпиона поймали.
Два дюжих орка подтолкнули к командиру связанного человека.
-Я не шпион! Я... перебежчик.
-Чё?
-Ну, предатель. Я плохой, понимаете?
-Нет. Объяснись.
-Ну, плохой я, плохой. Злой. Сволочь я. Всегда старался, как хуже. Я к вам хочу. Чтобы вместе! Чтобы заодно! Я вообще с детства мечтал о приходе сил Зла и Тьмы... ну вот вы и пришли. Можно к вам присоединиться? В борьбе против светлых?
Командир орков скривился и отвернул рыло в сторону.
-Кто-нибудь, растолкуйте популярно этому идиоту, что он обратился не по адресу, потому что мы и есть силы Добра, и наше дело правое. Ну и посадите его на кол, что ли.
У отца в смене работали два мужика - прибалт и белорус, оба в возрасте. Дружили, на рыбалку вместе ездили. В 85-ом стали как-то на работе вспоминать о войне. Белорус говорит, что его первые воспоминания из детства - это партизанский отряд (он перед самой войной родился, и их с матерью партизаны переправляли из лесов). Про всякие лишения рассказывает, про зверства фашистов. Прибалт отвечает: "А нам при немцах неплохо жилось. Отцу они паек продовольственный давали". У всех челюсти поотвисали, и тут выясняется, что отец у него служил полицаем. Закончил на том, что: "Ну, а что вы так на меня смотрите. Каждый выживал как мог". Отхватил он лещей от белоруса, который заметил: "Это твои выживали, а наши воевали". Короче говоря, больше они друг другу руки не подавали: белорус по понятным причинам, а прибалт из обиды - он же прав, они же просто выживали.
Родителей прибалта выселили в Сибирь, а в конце 50-х разрешили выезд, но к себе они отчего-то не поехали, а перебрались на целинные земли Южного Урала. Младший сын прибалта - мой одноклассник. Сейчас работает в МИДе РФ.
Я особо не вникал, но, видимо, какая-то связанная с переводами, т.к. он в последнюю встречу рассказывал, что ему пригодились оба его образования (тяжелое машиностроение и немецкий язык).
> Смех смехом, но на деле почти всегда можно найти объективные критерии того, кто прав, кто виноват. Нужно просто не лениться.
Штука в том, что не всегда нужно это делать. Иногда таки правильней остановиться на том, что, например, "эти выживали, а наши воевали". Иначе просто размывается граница между правым и неправым. А там и до пересмотра итогов недалеко.
> нам при немцах неплохо жилось. Отцу они паек продовольственный давали". У всех челюсти поотвисали, и тут выясняется, что отец у него служил полицаем.
- Дедушка, а ты что в войну делал?
- Я, внучек, снаряды солдатам на передовой подавал.
- И что они тебе говорили?
- Зер гут, Вольдемар, зер гут...
> Командир орков скривился и отвернул рыло в сторону.
> -Кто-нибудь, растолкуйте популярно этому идиоту, что он обратился не по адресу, потому что мы и есть силы Добра, и наше дело правое.
Из камментов:
Поймали эльфы темного, пригрозили что будут "пытать".
Тот "вы же светлые! Вы не можете пытать! "
- можем. Просто мы не получаем от этого удовольствия.
Вспомнилось:
- Эльфы, что ж вы делаете? Вы же светлые, а значит добрые.
- Светлые-то мы светлые, но кто сказал, что добрые?
- Вовочка, а кем у тебя дедушка в войну был?
- Электриком!
- Как так? Вон у Танечки танкистом, у Петеньки лётчиком.
- На фотографии у дедушки на каске две молнии были!
> > Нет таких критериев, камрад. Понятия "правды" и "справедливости" всегда были, есть и будут чисто субъективными.
>
> Крошка сын к отцу пришёл,
> и спросила кроха:
> - Что такое хорошо и что такое плохо?-
> У меня секретов нет,-
> слушайте, детишки,-
Камрад, для справки. Объективные факторы, это факторы, которые существуют вне зависимости от человека и его знания о них. Понятия добра, зла, справедливости итд. таковыми не являются по определению и относятся к субъективным, т.е. не отделимыми от человека. Поэтому в каждой культуре эти понятия обретают свой собственный смысл. Это не считая, того, что понимание их формируется у каждого человека индивидуально под воздействием кучи различных факторов.
Так что стихотворение товарища Маяковского формулирует традиционные для нашей культуры понятия "хорошо" и "плохо". Но они не являются универсальными для всего человечества.
> Понятия добра, зла, справедливости итд. таковыми не являются по определению и относятся к субъективным, т.е. не отделимыми от человека. Поэтому в каждой культуре эти понятия обретают свой собственный смысл.
Именно так. Добро, зло, справедливость с точки зрения вора, потерпевшего, полицейского и судьи весьма разнятся. Нравственность - она вообще служанка потребностей.
> стихотворение товарища Маяковского формулирует традиционные для нашей культуры понятия "хорошо" и "плохо". Но они не являются универсальными для всего человечества.
Совершенно верно. Все дело лишь в знаке, который заложен в тебе, а следовательно и к какому полюсу тебя потащит. Наша совесть это ответная рекция высшей нервной системы человека на несоответствие совершаемых им действий и заложенных в него морально-этических норм, их разность, так сказать. К сожалению, эти самые морально-этические нормы, вещь весьма условная и для разных людей (и групп людей) совершенно разная, поэтому и ответная реакция на один и тот же поступок будет тоже неодинаковая, т.е. разница может быть как со знаком "-", так и со знаком "+". И там где я, к примеру, почувствую жгучий стыд, другой ощутит прилив дикой гордости. Полярность у нас будет разная...
Листает дед фотоальбом про войну. Вдруг дети в голос:
- Дед, чтоже ты фрицам честь отдаешь! Да еще по фашистски!
- Дело было так. Пришли немцы в деревню. Всеее, все разбежались как крысы!
Остался один я. Они говорят в рупор:
- Вихади, руский швайн, сичас ваши дама жечь будим!
А я тут выхожу навстречу смело и говорю:
- Минуточку!!!
Два дюжих орка подтолкнули к командиру связанного человека.
-Я не шпион! Я... перебежчик.
-Чё?
-Ну, предатель. Я плохой, понимаете?
-Нет. Объяснись.
-Ну, плохой я, плохой. Злой. Сволочь я. Всегда старался, как хуже. Я к вам хочу. Чтобы вместе! Чтобы заодно! Я вообще с детства мечтал о приходе сил Зла и Тьмы... ну вот вы и пришли. Можно к вам присоединиться? В борьбе против светлых?
Командир орков скривился и отвернул рыло в сторону.
-Кто-нибудь, растолкуйте популярно этому идиоту, что он обратился не по адресу, потому что мы и есть силы Добра, и наше дело правое. Ну и посадите его на кол, что ли.