Отзыв о "Трудно быть богом"

m.facebook.com — Вероятно, Герман ждал, когда помрут все авторы. Креаклы будут в восторге от фильма #ТББ
Новости, Медиа | Babr 20:31 20.11.2013
28 комментариев | 55 за, 2 против |
#1 | 20:33 20.11.2013 | Кому: Всем
А оно действительно монотонно и мучительно - густое, мерзлое пространство, в котором постоянно происходит то, от чего всю жизнь учился отводить взгляд. Скучное, как ссущий на забор пьянчуга. Телесная мерзость, унылая, как ссора в комунальной квартире. Повешенных обливают рыбьими помоями, чтобы мухи быстрее выедали глаза у трупов. Сморкание в руку. Испражнения. Кому-то буднично вспарывают живот. Но это не шокирует. Не удивляет. Не пугает. Только монотонность, мерзость, отвращение, скука. Сопереживание - на нуле. Вовлеченность - на минус два.
#2 | 20:52 20.11.2013 | Кому: Всем
И это лучший фильм Ярмольника? Фильм, где минутами в кадре ослиный ***? Этот "фильм" "элита" ждала 15 лет?
Да, нынче модно снимать ср***е ж**ы! Даже Никита свет Михалков в мэйстриме!
P.S. Ермольник, или Ярмольник?
#3 | 20:54 20.11.2013 | Кому: Babr
> И это лучший фильм Ермольника? Фильм, где минутами в кадре ослиный ***?

Ну, так мастер снялся у мастера. Это я про ослиный ***

p.s. А я вообще-то фильм ждал. Потом устал ждать. Потом прочел первые отзывы и зарекся. Прямо-таки закодировался от пития просмотра Германа и Ярмольника.

p.p.s. Ярмольник.
#4 | 21:58 20.11.2013 | Кому: Kazuba
Камрад, поделись, что там было ждать? Книжонка то слабенькая... в 13 лет да, понравилось. Вообще фантастику в детстве очень уважал. По случаю начал перечитывать лет в 25, дальше 25% текста уже не осилил.

Были у АБС хорошие книги, но ТББ к ним ИМХО не отностится.
#5 | 22:14 20.11.2013 | Кому: AlexSL
> Камрад, поделись, что там было ждать?

Герман снимает Стругацких!!! Как не ждать?! А чтобы было понятнее, вот тебе история.
Мама моя - человек с высшим образованием, педагог, потом - зам.редактора в газете и руководитель маленького издательства, когда режет помидоры на салат, декламирует стихи Блока и Брюсова ))) И вот я в середине 90-х обнаруживаю у нее кучу книг Сидни мать его Шелдона и прочих любовных романистов. Спрашиваю, мол, откуда, зачем? Она отвечает: "На работе все читают и взахлеб со слезами обсуждают. Я должна оставаться в теме и иметь возможность мотивировать, что это дешевая беллетристика и никакого обсуждения не достойна. А для этого нужно прочитать". Вот и я по тому же принципу.
#6 | 22:19 20.11.2013 | Кому: Kazuba
А! Тогда понятно) ТНБ в помощь! Если осилишь просмотр - ждем рецензию. Лично я смотреть такое, даже скаченное, не готов. Слаб. Опасаюсь за душевное здоровье.

Судя по изложенному в отчете после просмотра, там мало что от книги осталось. Светлый коммунистический Мир Полудня никак не отображен в данной фильме. Кромешному аду надо что то противопоставить. Гражданин Герман, живущий в кромешном аду собственного восприятия окружающей действительности, токмо его и излил на всепрощающую пленку. Показал мерзость человеческую из которой исхода нет в принципе.
#7 | 22:26 20.11.2013 | Кому: AlexSL
> Гражданин Герман, живущий в кромешном аду собственного восприятия окружающей действительности

Все чаще складывается мнение, что Ломброзо и сторонники физиогномики категорически правы
[censored]
#8 | 22:40 20.11.2013 | Кому: Kazuba
Да внешность, кроме демонстративной запущенности и не мытой головы, нареканий не вызывает. Дядька как дядька. Такое случается, когда человек по жизни в своём кайфе прибывает.

Но тут то до кайфа далеко. Как он, прожить и не спиться на глухую, умудрился при том, что всё вокруг говно и все вокруг уроды, сие мне не постижимо.
#9 | 01:56 21.11.2013 | Кому: AlexSL
> Но тут то до кайфа далеко. Как он, прожить и не спиться на глухую, умудрился при том, что всё вокруг говно и все вокруг уроды, сие мне не постижимо.

Может быть он как раз и упивался темой "всё вокруг говно", кайфовал от осознания, что всё вокруг дерьмище полное.

З.Ы.
Если будет возможность посмотреть фильм на халяву, то обязательно посмотрю. Я в отличие от Германа окружающий мир считаю не говном, а балаганом. Так что и над фильмом от души похахалюсь.
#10 | 02:35 21.11.2013 | Кому: Всем
кто может скиньте текст сюда. морда на работе недоступна.

ЗЫ
Любит наш народ, всякое говно... (с) Ленинград
#11 | 02:55 21.11.2013 | Кому: zdk
> кто может скиньте текст сюда. морда на работе недоступна.

Опыт просмотра фильма Германа "Трудно быть богом".

Когда по красной ковровой дорожке прошли все, кто должен был пройти и перед экраном начали зачитывать в два голоса отзыв о фильме Умберто Эко, сосед по креслу, сухонький итальянский старичок в очках, спросил, не русская ли я. В ответ на утвердительное восклицание он живо осведомился, готова ли я высидеть три с лишним часа показа.

Только в этот момент я сообразила, что, возможно, погорячилась. Погорячилась вытащить на премьеру знакомых и друзей - фильмы Германа не просты даже для подготовленных зрителей, не говоря уже о тех, кто вырос и живет в совершенно другой культуре, говорит на другом языке и никогда не читал Стругацких. "Марко" - я зашептала знакомому через кресло - "не убивай меня, он трехчасовой". Марко в ответ мужественно отшутился тем, что выдержал просмотр "Броненосца "Потемкин" и ему не привыкать.

Тем временем на сцене переводчик выкарабкивался из lost in translation, а я вспоминала статьи, интервью и отзывы о фильме. За последний год их было достаточно, но в каждом была некая недоговоренность, обитающая на периферии текста. И за тридцать секунд до того, как погас свет, я ее сформулировала. Смущение перешло в ужас. Во всех отзывах не было никакой конкретики. Были общие фразы о вкладе, величии, месте и времени, была тяжелая история создания, были отдельные похвалы актерам или съемочной группе - но не было смысла. Словно некий заговор молчания заставлял обходить самое важное: получилось ли кино в итоге?

На первых же кадрах - длительный и детальный акт использования нужника, чей-то зад через прорезь дыры, и размазывание подобранного с земли (грязи? не-грязи?) по лицам в кадре подумала - не об этом ли молчали?

***

Следующие двадцать минут были совершенно идентичными. Грязь. Герой просыпается под столом с гниющими остатками еды и пальцем достает насекомое из стакана, прежде чем выпить (к счастью, не пьет). Снова мерзость, требуха, парша, все скользко от месива - на улице от дерьма и грязи, внутри помещений - от крови, грязи и того же дерьма. Кого-то долго и подробно топят в нужнике. Аскетичный германовский звук, при котором недослышиваешь часть слов, с полным отсутствием музыкального сопровождения . Долгие проходы камеры с постоянным ужасом на втором плане. Нарочитая небрежность плана нулевого, когда в камеру то и дело попадают чужие руки или предметы. Полное отсутствие любой динамики - визуальной или сюжетной. Все мутно и муторно: персонажи каждые три минуты или плюют друг другу в лицо или размазывают по этому же лицу очередную органическую грязь. Периодически в кадре всплывают отсылки к христианской иконографике - пьяный Румата задом наперед на осле пытается въехать в городские ворота и забрасывает свежим ослиным дерьмом поющих под стеной монахов. Ноги Руматы в воде, эту воду пьют. Разговоры о боге. Рыбы и прочая символика. Привычно отмечаю эти отсылки, но они не акцентированы и совершенно не выделяются из монотонного ритма повествования.

А оно действительно монотонно и мучительно - густое, мерзлое пространство, в котором постоянно происходит то, от чего всю жизнь учился отводить взгляд. Скучное, как ссущий на забор пьянчуга. Телесная мерзость, унылая, как ссора в комунальной квартире. Повешенных обливают рыбьими помоями, чтобы мухи быстрее выедали глаза у трупов. Сморкание в руку. Испражнения. Кому-то буднично вспарывают живот. Но это не шокирует. Не удивляет. Не пугает. Только монотонность, мерзость, отвращение, скука. Сопереживание - на нуле. Вовлеченность - на минус два.

Действия нет, как такового, нет добра и зла, нет эмоционального контраста, нет вектора движения - только скучные, неприятные люди, совершающие бессмысленные действия с грязью во всех ее проявлениях. Нет, это не "Сало" Пазолини. Это даже не по мотивам книги и не по духу ее - сюжет и герои Стругацких здесь относительно декоративны. Недоуменная тоска. Скука и грязь. Зачем я смотрю на все это?

На двадцать пятой минуте, после долгого неподвижного кадра (ослиный хуй крупным планом) Марко ломается и уходит. Уходит старичок в очках. За ними следом начинают выходить другие - кто-то то тихо и пригибаясь, кто-то громко и не скрывая недоумения. Я сижу и думаю о том, что хочу курить и что это желание, возможно - мой повод к бегству. Мне очень скучно и ощутимо неприятно. И тогда я выхожу из зала.

***

На лестничном пролете у выхода из партера мужчина в черном пытается узнать у девушек-хостесс, где можно покурить. "Пойдем вместе" - говорю я - "это далеко от зала". Спутник оказывается Юрием Викторовичем Клименко, оператором - и я тщательно подбираю слова, чтобы не высказать свою растерянность. Пока курим, я болтаю глупости (что-то незатейливое о погоде и Риме), потом признаюсь, что мне тяжело. Что я не понимаю. "Подождите" - отвечает он - " оно потом затянет". И мы возвращаемся в зал.

Следующие полчаса я думаю о Сткогольмском синдроме применительно к аду. Что ад в христианской традиции - вовсе не место яркого шока и резких болезненных переживаний. Это не шоу, где у страха есть тщательно рассчитанный драйв, а у сил зла - отчетливая маркировка.

Тут Герман очень точен - ад есть монотонность отвратительного. Его бесконечная, ровная, беспросветная длительность. Боль не царапины, но затяжной мигрени.

В какой-то момент, отчаявшись, я решаю продираться через чуждую эстетику и неблизкий мне, германовский язык. О, нечасто я старалась понять так внимательно, с таким усилием то, что мне чуждо, на одной только вере в идею.

Для начала, пришлось отречься от багажа ожиданий. От поиска контраста. От мысли, что за ужасом должен быть скрыт особый смысл. Что у зла есть цель. Что ад не бывает просто так - а только затем, чтобы оттенить желание рая.

Пришлось отказаться от позиции "развлекаемого зрелищем" и стать соучастником акта насилия над собой. Активным, полноправным участником.

***
Три с лишним часа - это правильный хронометраж. В сферическом мире без прокатных ограничений фильм можно было сделать еще длиннее. (да-да, претензии Ницше к Вагнеру по поводу длительности "Кольца Нибелунгов").

Трех часов достаточно, чтобы отследить собственное привыкание. Болевой порог повышается. Ужас чуть менее ужасен. Грязь чуть более привычна. За три часа реципиент повторяет крохотную часть пути героя. Привыкает к депривации цвета, звука, смысла, эстетичности. К нехватке красоты.

Чем станешь ты, когда у тебя отберут направление, верх и низ, оставив только - унылые нужники и скучные трупы в блестках рыбьей чешуи? Бесконечное колесо серости, вращающееся без всякой цели и смысла. Без катарсиса, без победы и поражения, без логического конца.

В этом аду не заметна разница между прогрессорами и аборигенами. Нет даже торжества резни, устроенного Руматой. Есть лишь первый покойник -темнота - и вид на припорошенные снежком горы трупов. И когда кажется, что вот сейчас будет конец - конца не наступает. Картинка длится еще с десяток минут. В аду вообще не бывает конца.

Когда включили свет и раздались аплодисменты, я обнаружила, что весь мой ряд давно опустел и никого, кроме меня, не осталось.

***

Можно представить это так: три с половиной часа зритель смотрит на других людей, копошащихся в грязи - на жалких, скучных, грязных, неумных, злых. Мучающих друг друга и убивающих от скуки. Он пытается понять их, пожалеть, разозлиться или посочувствовать - но это плохо выходит. Возможно, в этот момент он пытается стать тем, кем быть трудно.
Я попробовала им быть. Мне - не понравилось.

***

По большому счету - это вовсе не фильм (как "Квадрат" Малевича не является живописью, а 4,33 Кейджа - музыкой в привычном смысле слов). Это визуальная медитация-размышление на определенную тему. Больше, чем кино, хотя использует его язык.

Более того - рано или поздно о нем непременно напишут в стиле "а король-то голый", предьявив фильму формальные требования жанра, которыми он не обладает. И это будет хороший знак. "Трудно быть богом" - гениальное (в самом прямом и конкретном смысле) произведение искусства, использующее язык кинематографа для того, чтобы говорить о вещах, находящихся вне его семантического поля и целей.

Произведение, которое заставляет реципиента отправиться на исследование внутренних "серых земель" - тех самых, к которым часто обращаются философия и психиатрия, но крайне редко - искусство.
И в этом - несоответствие, выдавившее прочь из зала почти половину зрителей (и выдавившее бы и меня, если бы не случайная встреча)

Более того - пережив достаточно тяжелый и интенсивный опыт просмотра, я не решусь порекомендовать его без необходимости. Никто не ходит к зубному врачу ради удовольствия и развлечения.
#12 | 03:09 21.11.2013 | Кому: Kazuba
спасибо. одна эмоция крутится в башке: ДЕРЬМО!!! считаю что режисера и сценариста надо не в рудники, а сразу прибить. потом кремировать и прах развеять по ветру. ЭТО не должно было увидеть свет.
#13 | 04:17 21.11.2013 | Кому: Всем
У Германа-старшего Румата ходит грустный по грязищу и говнищу в внеземном средневековье, у Германа-младшего по такой же грязище Байконура ходит Гагарин в "Бумажном солдате". Творцы мля..
#14 | 04:50 21.11.2013 | Кому: zdk
Больше и больше возникает желание посмотреть фильм.
mik16
интеллектуал »
#15 | 05:45 21.11.2013 | Кому: Всем
Вотт и спрашивается, зачем Герман так долго мучил свою жопу??? Лучше б сразу прибил свои яйца к мостовой...
#16 | 06:32 21.11.2013 | Кому: Babr
> Этот "фильм" "элита" ждала 15 лет?

Елиту вот такой вот ослиный хер и интересует. Ничего удивительного.
#17 | 06:37 21.11.2013 | Кому: Всем
А ведь Герман мог бы и про Сталинград фильм снимать.
Еще более правдивый, реалистичный и неприукраашеный чем ТББ.
Так что Федин фильм еще и не так плох, по сравнению с тем, что мог сделать великий мастер изображения грязи, говен, жоп и кишок А. Герман.
#18 | 07:09 21.11.2013 | Кому: mik16
> Вотт и спрашивается, зачем Герман так долго мучил свою жопу???

Он не столько свою жопу мучал, сколько жопы съёмочной группы и чешских каскадёров.
Отличная познавательная ссылка тут пробегала, удивлён, что набрала так мало плюсов -[censored]
Описание съёмочного процесса глазами непосредственного участника. Адский ад, содом и гоморра.

По прочтении у меня возникло ощущение, что участники съёмок не пришибли Германа исключительно из гуманизма, ну и некоторые - из личного уважения.
#19 | 07:19 21.11.2013 | Кому: Всем
Странно, столько отзывов про то, что дерьмо это дерьмо и ни одного возмущения, что полтора десятка лет это дерьмовое дерьмо финансировалось из госбюджета,
и именно за деньги налогоплательщиков этим дерьмом пытаются накормить этих самых налогоплательщиков!

Я вот чего подумал, раз все эти "труднобытьбогомгеографглобуспропилбумажныйсодатипры" делаются на налоги граждан,
то вполне законно тогда, что граждане пытаются прильнуть к искусству бесплатно, посредством торрентов, они ведь уже заплатили за кино-то!
#20 | 07:28 21.11.2013 | Кому: Tedbul
> А ведь Герман мог бы и про Сталинград фильм снимать.

Вот умеешь ты, камрад, во всем найти положительную сторону!
#21 | 07:35 21.11.2013 | Кому: Сибирский Кошак
> Описание съёмочного процесса глазами непосредственного участника. Адский ад, содом и гоморра.

Шо характерно, американский слабенький кинематограф не может себе позволить такого творческого процесса.
А российский - ничего, тянет десятилетний съемочный процесс!
#22 | 07:45 21.11.2013 | Кому: Fraypower
> ни одного возмущения, что полтора десятка лет это дерьмовое дерьмо финансировалось из госбюджета

Нецелевое расходование денег налогоплательщиков давно стало обыденностью. Возмущаться этим уже даже не смешно, с такой наглостью родное государство грабит своих граждан, демонстративно выбрасывая потом награбленное на ветер. Поэтому и возмущение уходит в другую плоскость: ну ладно украли, ну ладно разбазаривали не понять на что полтора десятка лет, но хоть снять-то что-то путное в результате почему не смогли?
#23 | 08:28 21.11.2013 | Кому: Всем
Ну когда же Евген запилит обзор!!! [ждет]
#24 | 09:05 21.11.2013 | Кому: Толян
> Поэтому и возмущение уходит в другую плоскость: ну ладно украли, ну ладно разбазаривали не понять на что полтора десятка лет, но хоть снять-то что-то путное в результате почему не смогли?

Это всё очевидно. Именно поэтому предлагаю за кино и не платить.
#25 | 14:47 21.11.2013 | Кому: Kazuba
> Никто не ходит к зубному врачу ради удовольствия и развлечения.

Те, кто снимал фильм - как к нему покадрово относятся, интересно?
#26 | 15:46 21.11.2013 | Кому: Всем
Наши тварцы никак не поймут, что трудно быть богом, когда на самом деле человек в душе - малолетний далбаеб, которого хватает лишь на то, чтобы люто презирать и ненавидеть быдло. Когда человек мечтает изменить весь мир, но начать с себя - ему не позволяет религия. И никакие супер-технологии и мега-цивилизации не помогут, если человек в душе - мудачок обыкновенный.
Вот почему - трудно. А не потому, что по колено в говне, прости господи. Хотя, не спорю - снимать говно, кишки и чешую технологически проще и дешевле.
#27 | 19:49 21.11.2013 | Кому: inner_s
> Ну когда же Евген запилит обзор!!! [ждет]

пожалейте Женю, хуй с ним, с обзором!
#28 | 08:01 03.12.2013 | Кому: Всем
> Наши тварцы никак не поймут, что трудно быть богом, когда на самом деле человек в душе - малолетний далбаеб

Тебе-то быть богом легко, немалолетний.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.