Сербия закончилась
odnako.org в воскресенье, средь бела дня, - выборы были еще в самом разгаре и ситуация висела на волоске, поскольку соперников разделяли считанные доли процента, - пресс-служба Евросоюза опубликовала официальное сообщение о… победе оппозиционера Томислава Николича. С красивым поздравлением в его адрес.
И совершенно потрясающий «казус с поздравлением» в этом меня окончательно убедил, заставив притормозить Пегаса аж на два дня. Если кто не в курсе или забыл, напоминаю: в воскресенье, средь бела дня, - выборы были еще в самом разгаре и ситуация висела на волоске, поскольку соперников разделяли считанные доли процента, - пресс-служба Евросоюза опубликовала официальное сообщение о… победе оппозиционера Томислава Николича. С красивым поздравлением в его адрес.
По сути, это был повод для жесточайшего скандала, с визгом и битьем посуды, но – не случилось. Борис Тадич, считавшийся фаворитом Запада, скромно промолчал, а брюссельские господа тотчас отозвали сообщение, устами неназванного клерка пояснив, что, дескать, «поскольку до окончания голосования оставалось несколько часов, мы просто не могли иметь данных о победе Николича, следовательно, имела место техническая ошибка». Дополнительно было указано, что «всегда заранее готовятся несколько вариантов поздравлений, и в случае с сербскими выборами просто произошел досадный сбой», а тот факт, что «сбилось» именно в пользу Николича, а не Тадича, объяснили, как «простое совпадение».
И никак иначе.
А затем участки закрылись, и вскоре было объявлено о победе Николича. С минимальным преимуществом, вполне позволявшим международным наблюдателям заявить о «наличии сомнений», дав основания аутсайдеру, который, что не секрет, крайне честолюбив, протестовать.
Ан нет.
Международные наблюдатели, на прошлых выборах «зарубившие» Николича, «не заметив» явных подтасовок со стороны Тадича, на сей раз заявили, что выборы прошли без нарушений, а сам Тадич тотчас поздравил победителя, сообщив, что это была справедливая и заслуженная победа, и я желаю ему удачи», и призвав своего преемника «сохранить стратегическую ориентацию Сербии на Евросоюз».
То есть, по факту, отказаться от всего, за что голосовали его избиратели, поскольку де «Изменение ориентации стало бы трагической ошибкой для Сербии. Речь идет о сохранении мира и дальнейшем экономическом развитии».
Более четко заявить о том, что Косово таки надо будет сдать, а перед Брюсселем и далее стоять по стойке «смирно», было просто невозможно. И ответ Николича не замедлил: в первом же выступлении избранный президент пообещал, что «Сербия не сойдет со пути в Европу, и вообще, вопрос этих выборов был не о том, кто поведет Сербию к ЕС, а о том, кто решит экономические проблемы, созданные Демократической партией».
После чего, ровно через две-три минуты, Ивица Дачич, главный социалист Сербии и главный союзник Тадича в деле «слияния с Европой», заявил, что победа Николича «не повлияет на достигнутую ранее договоренность демократов и социалистов о формировании парламентского большинства», а сам он «не претендует на пост премьер-министра в будущем правительстве». Которым, при таком раскладе, естественным образом станет «главный евроинтегратор».
Одним словом, как бы ни пытались сейчас западные политологи подать сюжет в том виде, что «исход выборов поразителен, непредсказуем, как землетрясение и может повлиять как на перспективу вступления Сербии в ЕС, так и на будущее Косова», на это можно не обращать внимания.
Сербия закончилась, забудьте.