В "Фобос-Грунт" не предусмотрено управление им на орбите

ru-universe.livejournal.com — Интересный поворот! "Особенностью организации взаимодействия с космическим аппаратом на околоземном участке является практическая невозможность обеспечения двусторонней связи с аппаратом, в первую очередь, на опорной орбите".
Новости, Политика | Бользен 20:56 13.11.2011
25 комментариев | 71 за, 0 против |
#1 | 21:09 13.11.2011 | Кому: Всем
Боюсь, что у него вообще не был предусмотрен полёт в сторону Марса.
#2 | 21:16 13.11.2011 | Кому: ATAMAH
> Боюсь, что у него вообще не был предусмотрен полёт в сторону Марса.

Сталина на них нет! А Бастрыкина они не боятся :(
#3 | 21:24 13.11.2011 | Кому: Всем
Прощай, "Фобос-грунт"
Не жалею, не зову, не плачу, сердце позабыло прежний бунт. Тает в небе, пламенем охвачен, межпланетный модуль "Фобос-грунт". На орбите, солнцем опаленный, он глядит, прищурясь, свысока, как ржавеют золотые клены, купола церквей и облака. Промелькнут осенней гулкой ранью под иллюминатором его города, наполненные сранью, хутора, где нету ничего, промелькнут болота, плоскогорья, трактора, лежащие вверх дном, частные коттеджи на приморье и Байкал, наполненный говном.

Запестрит в ландшафте цвет мышиный воинских частей, колоний, зон, промелькнут мигалками машины, где играет "Радио Шансон", промелькнут товарные вагоны, пустыри, посевы анаши, мудаки в наколках и погонах, чурки, бизнесмены, алкаши, поплывет внизу благоговейный и такой родной калейдоскоп: школьники с бутылками портвейна, задранными вверх, как телескоп. Видит модуль, сверху пролетая, милый край березовый, родной — рынки с дребеденью из Китая и текстиль турецкий привозной. Промелькнет Кавказ и чукчи в чумах, Волга и сибирские края, быдло в тренировочных костюмах, бабы с чемоданами тряпья, Байконур, нахмуренные лица промелькнут на несколько секунд... Так страна березового ситца провожает модуль "Фобос-грунт".

В телескопы наблюдает НАСА твой полет в космическую тишь — после наших запусков ГЛОНАССа их уже ничем не удивишь. Дух бродяжий! Ты летишь над миром! Ты покинул свой родимый дом — без бумажки, выданной ОВИРом, без отметки в паспорте своем. Пролетишь фанерой над Парижем, вытянув антенки и штыри. Тихо серебрятся пассатижи, сборщиком забытые внутри. Ты летишь, отчаянно питая где-то в схемах у себя внутри батарейкой, сделанной в Китае, лампочку, отлитую в НИИ. Безусловно, все мы в мире тленны, но особо тленен этот лак, эти провода и эти клеммы, связанные скотчем кое-как. Пара чьих-то брошенных окурков, спичек отсыревший коробок, мелкая заезженная шкурка — та, которой начищали бок...

Отстрели последнюю ракету. Отдели последнюю ступень. Главное — страну покинуть эту, а на Марс лететь, конечно, лень. Ни к чему тебе далекий Фобос, ни к чему тебе багряный Марс, под тобой теперь огромный глобус — приземляйся, только не у нас. Здесь в краях у нас такая мода, так слегка устали на пути, что любой не слишком глупый модуль норовит сорваться и уйти. Я теперь скупее стал в прогнозах, я провалы чую за версту. Хочется пойти обнять березы, с горечью сморкаясь в бересту. Не жалею, не зову, не плачу, сердце тронул холодок потерь. С модулем не может быть иначе, если так во всем у нас теперь. Что творится на другой планете, на ее космической оси, мы прочтем бесплатно в интернете где-нибудь на сайте Би-би-си.

Среди буйных нанотехнологий, среди всех космических задач расцвели кудряво микроблоги и каналы телепередач. Полетят никчемные химеры, словно с белых яблонь пестицид. Ах, какие были полимеры! Как мы их просрали, просто стыд. "Фобос-грунт", лети, ты нам не нужен, мы привыкли верить в чудеса. Даже если мы ложимся в лужу — нам она как божия роса. Заржавеешь, модуль, долетишь ли — все равно мы первые во всем: первыми когда-то в космос вышли, первыми из космоса уйдем.

Леонид Каганов (це)
#4 | 22:19 13.11.2011 | Кому: ATAMAH
> Боюсь, что у него вообще не был предусмотрен полёт в сторону Марса.

[с надеждой, умирающей последней] А может его запустили, чтоб он американцам что-нибудь показывал этакое, раз только они его видят.
#5 | 07:56 14.11.2011 | Кому: Всем
> Это удобнее читать всё-таки в[censored]

Так пишет автор, форматировать у меня рука не поднялась.
#6 | 08:12 14.11.2011 | Кому: Всем
Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было
#7 | 08:33 14.11.2011 | Кому: PtiZza
> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было

Проблема ФГ не в разгонном блоке, а в разворованном бюджете разработки.
#8 | 09:10 14.11.2011 | Кому: PtiZza
> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было

Разработчики положились на работу автоматики. Видимо это было обосновано более пухлыми ассигнованиями - в ущерб простоте, и, как следствие - надежности системы.
#9 | 11:15 14.11.2011 | Кому: ATAMAH
>> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было
>
> Проблема ФГ не в разгонном блоке, а в разворованном бюджете разработки.

Сам придумал или кто подсказал? К примеру когда в СССР трижды падала Н-1 это как? воровали или все таки сложно сделать было?
#10 | 11:15 14.11.2011 | Кому: Бользен
>> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было
>
> Разработчики положились на работу автоматики. Видимо это было обосновано более пухлыми ассигнованиями - в ущерб простоте, и, как следствие - надежности системы.

а конкретней? там должен был лететь чукча и переключать все вручную? В лучше случае надо было сделать резервирование для управления на опорной орбите, остально на хрен не нужно, метода проверенная годами для запуска на тот же геостационар
#11 | 11:37 14.11.2011 | Кому: PtiZza
>>> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было
>>
>> Проблема ФГ не в разгонном блоке, а в разворованном бюджете разработки.
>
> Сам придумал или кто подсказал? К примеру когда в СССР трижды падала Н-1 это как? воровали или все таки сложно сделать было?

Подсказали причастные люди.
#12 | 11:54 14.11.2011 | Кому: ATAMAH
>> Сам придумал или кто подсказал? К примеру когда в СССР трижды падала Н-1 это как? воровали или все таки сложно сделать было?
>
> Подсказали причастные люди.

Ясно, причастные к чему? разворовыванию? и в чем выразилось конкретно разворовывание они не сообщили? То есть я правильно понимаю, что бюджет уменьшился и купили дешевле детали для сборки или каким - то иным способом навредили?

ЗЫ: то, что там спиздили что-то я ни секунды не сомневаюсь, просто тупо интересно послушать "причастных"
#13 | 12:10 14.11.2011 | Кому: Всем
Новизна космического аппарата «Фобос-Грунт», с учётом того что мы двадцать лет ничего не делали, даже свыше 90 процентов. И мы понимаем, что это риск, но мы понимаем и другое: если мы не запустим его в этом году, то в 2013 году этот аппарат уже бесполезно запускать, а если мы начнём новый изготавливать, то мы уйдём в 2016 год и дальше. Вот почему появились замечания? Мы вели целый ряд новых испытаний этого аппарата. У нас есть кое-какой запас ЗИП, некоторые части делались в двух, в трёх экземплярах. И вот с помощью этих программ мы как раз и выбираем то, что надо поменять на земле. Я ещё раз говорю, это очень рискованное дело, но, как инженер, работающий всю жизнь в этой области, я скажу, что это оправданный риск, мы понимаем, на что мы идём. По-другому, к сожалению, нельзя, это сложная техника. В. Поповкин

А это для тех, кто удивляется тому, что нам помогали американцы (кстати их NORAD только дал подтверждение на обнаружение нашими средствами РКО потерянного аппарата):

Дорогие коллеги!

Нам нужна ваша поддержка по проекту «Фобос-Грунт», потому что:

Запланировано два включения двигательной установки «Фобос-Грунт» для перевода космического аппарата на межпланетную траекторию к Марсу. Но, к сожалению, в обоих случаях функционирование двигателя космического аппарата невидимо для российских наземных измерительных пунктов. Планируется записать на борту данные о работе системы во время включения двигательной установки, и при достижении зоны видимости наземных измерительных пунктов в России передать эти данные на землю. Однако это не настолько удобный подход, особенно в случае некоторого отклонения от номинального режима, включая отказ. Поэтому есть идея наблюдать за работой двигательной установки с помощью оптических приборов, то есть телескопов, принимая в расчёт положение космического аппарата в теневой части орбиты во время работы двигательной установки, а также яркость реактивной струи (ракетное топливо — несимметричный гидразин и азотный тетраоксид, расходуемые со скоростью 6 кг/с). Такой подход при достаточно быстрой передаче результатов наблюдений может позволить подтвердить сам факт функционирования двигательной установки и дать более надёжный прогноз положения космического аппарата при входе в зону видимости российских наземных измерительных пунктов.

Большое спасибо за ваше сотрудничество!
#14 | 12:26 14.11.2011 | Кому: PtiZza
> Ясно, причастные к чему? разворовыванию?

К разработке.

> и в чем выразилось конкретно разворовывание они не сообщили?


Деньги спиздили, разработкой отдельных модулей занимались десятки мелких шараг, которые никакого отношения к разработке КА до этого не имели. Руководитель одной такой шараги ухватил заказ на разработку одного из спектрометров и хотел ещё взяться за манипулятор. Но более опытные коллеги посоветовали вообще не соваться в это дело, т.к. деньги давно попилены и делать всё придётся практически за свой счёт.

> То есть я правильно понимаю, что бюджет уменьшился и купили дешевле детали для сборки или каким - то иным способом навредили?


Детали по сравнению с ценой проектирования стоят копейки. Сильно сэкономили именно на нём. Разработкой занималась не те люди.

> ЗЫ: то, что там спиздили что-то я ни секунды не сомневаюсь, просто тупо интересно послушать "причастных"


Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.

Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.
#15 | 13:21 14.11.2011 | Кому: ATAMAH
> Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.
>
> Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.

Ясно, надо НПО Лавочкина вывести в леса, там пилить несколько сложнее, судя по опыту ООО ИСС
#16 | 14:31 14.11.2011 | Кому: Всем
Не мой пост.



В 90ые и начале “нулевых” финансирования на “Фобос-Грунт” практически не выделялось. Многие решения закладывались из желания сэкономить. Потом (последние два года), деньги пошли, но многие вещи менять было поздно.
Переносить миссию дальше нельзя – закончится ресурс различных узлов.
Решили пускать…
Аналогия – спортсмена не кормили две недели, потом пару раз накормили сытным обедом и выставили бежать марафон, а он возьми и споткнись на первом метре. Интересно, почему?

----------

Связаться с аппаратом не получилось.
Последняя полученная телеметрия с АМС – до сбоя. После сбоя телеметрию принять так и не удалось.
Российские, европейские и американские станции оптического наблюдения подтвердили (чисто визуально – посмотрели), что аппарат находится в режиме солнечной ориентации, и по-видимому поддерживает её иногда работая двигателями.
Основная радиолиния (X-диапазона) на ФГ рассчитана под большую дальность, как и НИПы. Никто не рассчитывал, что он останется на опорной орбите, поэтому первый сеанс должен был быть на дальности 1 миллион км. По низким же орбитам не работают наземные антенны - слишком большая угловая скорость цели, их следящие привода на такие не рассчитаны. Их пытаются расфокусировать, чтобы получить вместо узкого луча широкую диаграмму направленности.
Всю ночь с 11 на 12 пытались связаться с АМС с Байконура.
Не получилось.

---------

Стартовое окно закрывается 20-21 ноября. Если получится вернуть контроль позднее – можно запустить аппарат в режиме зонда в никуда, пусть наземка потренируется.
Планы – долбить команды непосредственного исполнения. По идее, несмотря на полностью “зависший” борт он должен их исполнить. Другое дело – попадут ли по аппарату? Достаточно ли точные орбитальные параметры – может быть сигналы уходят в пустоту? Работает ли передатчик X-диапазона в НИПе на Байконуре (его смонтировали буквально две недели назад и толком не проверили) или выдает мусор вместо команд?
Лично я ещё надеюсь на европейцев, может быть наши всё-таки согласуют всё с гебистами и передадут в ESA команды. Насколько я понял, пока европейцы только слушали “Фобос-Грунт”, но ничего на него не передавали.
Очень боюсь что завтра Роскосмос скажет – ша, хватит! И признают аппарат потерянным, несмотря на то, что можно было ещё пытаться его спасти.
#17 | 18:30 14.11.2011 | Кому: PtiZza
>>> Как заебали эти разгонные блоки, уже сколько из-за них проблем было
>>
>> Разработчики положились на работу автоматики. Видимо это было обосновано более пухлыми ассигнованиями - в ущерб простоте, и, как следствие - надежности системы.
>
> а конкретней? там должен был лететь чукча и переключать все вручную? В лучше случае надо было сделать резервирование для управления на опорной орбите, остально на хрен не нужно, метода проверенная годами для запуска на тот же геостационар

Вот тут хуила ученый какой-то типа "предупреждал" (не иначе, после того как деньги освоили и терять было уже нечего):[censored]
#18 | 03:58 15.11.2011 | Кому: PtiZza
>> Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.
>>
>> Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.
>
> Ясно, надо НПО Лавочкина вывести в леса, там пилить несколько сложнее, судя по опыту ООО ИСС

Это да, в Железногорске тоталитаризм. Например, дворники - славянской внешности.
#19 | 06:58 15.11.2011 | Кому: Ulmerer
>>> Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.
>>>
>>> Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.
>>
>> Ясно, надо НПО Лавочкина вывести в леса, там пилить несколько сложнее, судя по опыту ООО ИСС
>
> Это да, в Железногорске тоталитаризм. Например, дворники - славянской внешности.

Бывал в ваших краях, да! Не проехать не пройти, граница на замке :) Ну и вроде говорил, что с ООО ИСС работал плотно, как по подготовке КА (спирт им наливал), так и по ЛКИ нового КА (спирта не было, работалось плохо!!!)
#20 | 07:00 15.11.2011 | Кому: Бользен
> а конкретней? там должен был лететь чукча и переключать все вручную? В лучше случае надо было сделать резервирование для управления на опорной орбите, остально на хрен не нужно, метода проверенная годами для запуска на тот же геостационар
>
> Вот тут хуила ученый какой-то типа "предупреждал" (не иначе, после того как деньги освоили и терять было уже нечего):[censored]

Пуск ФГ был риском, это признавали до, жаль, что не получилось
#21 | 07:01 15.11.2011 | Кому: PtiZza
[ОАО ИСС]
#22 | 12:27 15.11.2011 | Кому: PtiZza
>>>> Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.
>>>>
>>>> Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.
>>>
>>> Ясно, надо НПО Лавочкина вывести в леса, там пилить несколько сложнее, судя по опыту ООО ИСС
>>
>> Это да, в Железногорске тоталитаризм. Например, дворники - славянской внешности.
>
> Бывал в ваших краях, да! Не проехать не пройти, граница на замке :) Ну и вроде говорил, что с ООО ИСС работал плотно, как по подготовке КА (спирт им наливал), так и по ЛКИ нового КА (спирта не было, работалось плохо!!!)

В Подгорном на испытаниях не был?
#23 | 10:35 16.11.2011 | Кому: Ulmerer
>>>>> Мне ещё в 2007 году говорили, что этот фобос-грунт никуда не полетит, а я не верил, надеялся, что наши сделают на совесть. Результат болтается на орбите.
>>>>>
>>>>> Написанное выше считать байкой, все совпадения случайны.
>>>>
>>>> Ясно, надо НПО Лавочкина вывести в леса, там пилить несколько сложнее, судя по опыту ООО ИСС
>>>
>>> Это да, в Железногорске тоталитаризм. Например, дворники - славянской внешности.
>>
>> Бывал в ваших краях, да! Не проехать не пройти, граница на замке :) Ну и вроде говорил, что с ООО ИСС работал плотно, как по подготовке КА (спирт им наливал), так и по ЛКИ нового КА (спирта не было, работалось плохо!!!)
>
> В Подгорном на испытаниях не был?

Нет, мы приезжали забирать готовое изделие, а там что?
#24 | 10:47 16.11.2011 | Кому: PtiZza
> Нет, мы приезжали забирать готовое изделие, а там что?

Испытывают ракетные двигатели. Звук - моё почтение)
#25 | 14:39 16.11.2011 | Кому: Ulmerer
>> Нет, мы приезжали забирать готовое изделие, а там что?
>
> Испытывают ракетные двигатели. Звук - моё почтение)

У меня на Тушинском машиностроительном испытывали реактивные движки для самолетов :)
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.