Опрос: "Был ли в СССР 70-80-х годов товарный дефицит?"

vott.ru — Камрады, кто застал в разумном и относительно разумном возрасте СССР 70-х и 80-х годов, прошу для разрешения спора с оппонентом ответить на вопрос: "Имел ли место в позднем СССР товарный и продуктовый дефицит товаров первой необходимости?". По возможности, отпишите свои воспоминания в комментариях с указанием географии проживания и товарно-продуктовых групп.
Новости, Общество | AndroidSav1 12:58 22.11.2015
1029 комментариев | 28 за, 15 против |
#51 | 14:57 22.11.2015 | Кому: Михаил_20
Я думаю, просто за развитием малость не поспевали. Как в песенке группы Зодиак из мульта "Остров сокровищ": "...и потребленье возрастает, а производство не растет".
Рост производства отставал от роста потребления. Тогда стали вводить административное распределение - талоны. По сути, талонные нормы были избыточны. Я эточно помню. Не съедалось всё. Многое лежало, залеживалось, выбрасывалось.
Однако то, что модель социализма нуждалась в изменении, бесспорно.
Несостоятельность не является поводом для ликвидации. Есть и санацонные процедуры. Но то, что со строной провели процедуру умышленного банкротства с последующей ликвидацией, это да.
#52 | 14:58 22.11.2015 | Кому: Всем
Остались яркие воспоминания от возраста 12-14 лет. В " Детском Мире" проблем с игрушками небыло, было очень много, машинки с управлением по проводу, самолёты для склеивания (пластмассовые). В Хозмаге всегда были крона, корунд, синяя изолента , батарейки на 4,5 вольт, леска, крючки, поплавки. Мама покупала там корзины. В Книжном было много всякого но мне интересен был моделист-конструктор, ЮТ, тех.-мол., катера и яхты. В Универмаге были пряники, конфеты и мороженое. Летом был квас по 2 и 5 копеек. Из проблем которые помню, в 88 зимой стоял с мамой в очереди за печенью, давали не больше 1кг на человека, помню ещё что давились за ножками буша. Потом как-то айву привезли в Овощной магазин, не более полукилограмма в руки. Хрень кстати полнейшая. Машин было мало. Очень запомнился случай из 89 года, дядя Петя, сосед и по совместительству сек.сот. в в/ч где служил отец был с западной украины. У него был сын Ваня. Так вот, этот Ваня как-то приехал от деда с бабкой и заявил что всез мокалей скоро порешат и повыгоняют, "...а я вас всех из автомата постреляю, тра- та-та...".
П.с. Ещё в Доме Быта продовали видемагнитофоны ( задорого) и кассеты, отец там мотоцыкл Урал с коляской купил. Это всё было в 86-89, Астраханская обл., Капустин-Яр-1, ныне Знаменск.
П.П.С. С яркой и модной одеждой точно проблемы были, мама сама шила по выкройкам из журналов.
#53 | 14:58 22.11.2015 | Кому: Всем
В конце 80-х стоял в очереди за сахаром, покупал мыло по талонам, но обделенным себя не чувствовал.
#54 | 15:02 22.11.2015 | Кому: Всем
Помню с конца семидесятых. Был дефицит. СЗФО.
sa
интеллектуал »
#55 | 15:06 22.11.2015 | Кому: vadkov
> Автомобиль - практически нереально, например родители своей очереди так и не дождались до 1991 года. Дали только дедам-ветеранам после 10 лет стояния.

При этом госцена "Волги" 15000руб, "жигули -где то 7 или 8 тысяч. И те же "жигули" клепали на заводе чуть ли не по 1000шт в день. Вопрос - сколько денег было на руках у населения?
#56 | 15:06 22.11.2015 | Кому: Ястреб
> До него всё в магазинах было.

> Машина Москвич и Жигули были у всех, у кого были на авто деньги.


> Жильё было у всех.


> Заграничные товары нужно было доставать. Это нельзя назвать дефицитом.


> Поэтому изобилие, как сейчас, не требовалось.


> Эксклюзив и сейчас не везде достать.


[Страшно воет]
#57 | 15:12 22.11.2015 | Кому: Всем
Питер, 88...90-й. Именно эти годы могу идентифицировать, вспоминая один гастроном

Полки в гастрономе, почти сплошь уставленные красиво выложенными стенами из консервов морской капусты. Больше выставить нечего.

Молоко, сметана есть, но всем не хватает - кто приходит после, ЕМНИП, 4-х, остаётся с фруктовым кефиром. За сметаной очереди. Сметана жидкая, разбавленная.

Сахар продаётся сырой. На ночь у мешка с сахаром ставят ведро с водой, привес получается приятный (для продавцов).

Картошка... Этот запах навсегда в моей памяти. Сорт один - "какая есть". Не всегда плохая, но часто гниловатая и подмороженная, всё равно возьмут.

Мой личный символ тех времён: толпа в гастрономе ждёт колбасу. Открывается дверь, грузчик в синем халате (характерное такое лицо) выкатывает трехэтажную тележку на колёсиках с колбасой. Вес тележки, я потом прикинул, килограмм триста. Толпа нехорошо напрягается. Грузчик секунду размышляет, понимает, что тележку до места ему не довести. Раскатывает тележку по полу и та едет в толпу самоходм. Толпа принимает тележку, как принимала какого-нибудь худородного царевича, обвинённого во всех бедах и скинутого с царского крыльца в толпу во время какого-нибудь соляного бунта: тележка мелко трясётся и прыгает в толпе, её содержимое рвут на части.

Колбасу варёную хватали целиком, батонами. Обнаружить дома внутри батона позеленевшие от времени полости было не то чтобы нормой, но никого не удивляло.

Сыр был в основном плавленый.

И несколько картинок:

[censored] [censored] [censored]


А вот семья моей жены в то время жила в Латвии и ничего такого не помнит. У них со снабжением было прилично.
#58 | 15:15 22.11.2015 | Кому: Ястреб
> Советские товары были рассчитаны на длительную эксплуатацию.

ага, носки на 10 лет
трусы на 20
#59 | 15:16 22.11.2015 | Кому: бывший
> то, что модель социализма нуждалась в изменении, бесспорно.

Боюсь, модель социализма была убита при Хрущёве.
#60 | 15:18 22.11.2015 | Кому: Всем
мы все жили в разном СССР. я с универа помню, мне рассказал товарищ по общаге, что например Зеленодольск относился к "московскому снабжению", как он это называл. там был[censored]
а дело было вот в чём:

Каждый населенный пункт СССР был отнесен к одной из «категорий снабжения». Всего их было четыре: особая, первая, вторая и третья. К особой и первой категориям относились Москва и Ленинград, крупные промышленные центры, а также такие союзные республики, как Литва, Латвия, Эстония и курорты союзного значения, например Кавказские Минеральные Воды. Жители этих промышленных центров имели право получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высоким нормам. Потребители особого и первого списков составляли примерно 40% от всех снабжаемых дефицитом, но получали львиную долю государственного снабжения – 70–80%. Если не считать городов-миллионников, то в среднем хуже всего продуктами питания и промышленными товарами снабжалось именно население РСФСР.
Таким образом центр «покупал» лояльность союзных республик. Тем, кто жил в небольших городах, приходилось довольствоваться весьма скудным перечнем товаров. При этом в рамках плановой распределительной экономики ситуация часто доводилась до абсурда. К примеру, в городке Юрьев-Польском Владимирской области, где провел детство автор этих строк, в советские времена работал на местном сырье крупный мясокомбинат. Однако до жителей города, по крайней мере простых смертных, продукция не доходила. Ее распределяли по другим городам области, относившимся к более высокой «категории снабжения».
Не секрет, что наиболее высокий уровень жизни в СССР был в республиках Закавказья и Прибалтики. Возьмем в качестве примера главный фетиш советской эпохи дефицита – личный автомобиль. Если в 1985 году в РСФСР уровень автомобилизации составлял 44,5 автомобиля на тысячу населения (причем в основном за счет Москвы, Ленинграда и южных областей), в Грузии этот показатель равнялся 79, а в Прибалтике – 80–110. Сегодня уровень автомобилизации составляет в среднем по России 250 автомобилей на тысячу населения, а в Грузии – 130.

[censored]

купить импорт без блата можно было в Москве - там выбрасывали импортные вещи. мои родители ездили время от времени в Москву. так у меня появились индийские джинсы... какая-то блядь Индия, тогда шила офигенные джинсы, из настоящей джинсовой ткани.
#61 | 15:20 22.11.2015 | Кому: Настоящий Индеец
Про талоны расскажу. Архангельская область. То количество еды, которое продавали по талонам, невозможно было сожрать нормальному человеку. В нашей семье хватало. Промтоваров было не так много и разнообразия не было. За импортной одёжкой и обувкой гонялись.
#62 | 15:27 22.11.2015 | Кому: Всем
я помню, достал советский цветной телевизор через тётку - она работала в магазине электроники. вывозил классически - с чёрного хода.
двухкамерный холодильник Мир стало возможно свободно купить, когда он вместо 800 рублей начал продаваться по коммерческой цене - 1800(это был где-то 1989 кажется год).

вместо мяса в обычных магазинах лежали мослы. мясо судя по всему, уходило к спекулянтам на рынок, где продавалось втридорога.
#63 | 15:29 22.11.2015 | Кому: Всем
Все зависело от места, например в 70-80х в провинциях РСФСР по сравнению с нац. окраинами (бывал в Закавказье, Туркмении, Украине и Белоруссии) вообще нихрена в магазинах не было.
Как говорили "Голодные Поволжье и Нечерноземье".
#64 | 15:31 22.11.2015 | Кому: Зри в корень
> нац. окраинами

у нас пацаны ездили в 1989 году Молдавию - там в магазинах можно было купить настоящие спортивные костюмы Адидас, и прочее барахло
#65 | 15:31 22.11.2015 | Кому: Yep
> вместо мяса в обычных магазинах лежали мослы. мясо судя по всему, уходило к спекулянтам на рынок, где продавалось втридорога.

То есть, рыночные цены при СССР являлись злом, а в современной России - благо? Чем объяснит такую избирательность в суждениях?
#66 | 15:32 22.11.2015 | Кому: Всем
на Западной Украине в 1989 году я был потрясён обилием всяких колбас и мясных продуктов - я такого у себя в Татарии не видел сроду.
#67 | 15:38 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> То есть, рыночные цены при СССР являлись злом, а в современной России - благо? Чем объяснит такую избирательность в суждениях?

конечно. потому что при СССР ты не мог заработать на определённом месте больше определённого потолка, хоть заработайся. и например ты не мог просто так взять и уехать в Москву, где покупательная способность рублей была совершенно иного качества.
а сейчас ты мало того что можешь туда свободно уехать, так и зарплата на одни и те же профессии в разных местах разная. и возможностей заработать больше. а раньше за всякие "нетрудовые доходы" была статья. у меня отец всё время где-то шабашил, так его дернули аж в местный комитет почему-то даже, как-то раз, писал объяснительную.
#68 | 15:38 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> То есть, рыночные цены при СССР являлись злом, а в современной России - благо? Чем объяснит такую избирательность в суждениях?

Что интересно, тогда по рынкам ходили наиболее состоятельные ("богатые"), а сейчас по рынкам ходят наименее состоятельные ("бедные").
#69 | 15:42 22.11.2015 | Кому: Зри в корень
> Как говорили "Голодные Поволжье и Нечерноземье".

Подтверждаю.

Например, Куйбышев (нынешнюю Самару) в 70-е - 80-е годы так и называли - "голодный город". Ситуация со снабжением была аховая. Хотя, странно, закрытый город-миллионник с огромным количеством оборонных предприятий и поди ж ты.
#70 | 15:42 22.11.2015 | Кому: VINNEY
> В военных городках мы ни в чем недостатка не испытывали

Думаю, и депутаты никакого недостатка не испытывали.
#71 | 15:46 22.11.2015 | Кому: Yep
> конечно. потому что при СССР ты не мог заработать на определённом месте больше определённого потолка

Мог, повышая свой профессиональный разряд. Рабочий мог зарабатывать больше директора предприятия, на котором работал.

> и например ты не мог просто так взять и уехать в Москву, где покупательная способность рублей была совершенно иного качества.


Проблемы снабжения.

> а сейчас ты мало того что можешь туда свободно уехать, так и зарплата на одни и те же профессии в разных местах разная. и возможностей заработать больше


И тогда можно было, обладая необходимой для желаемого региона профессией.

> а раньше за всякие "нетрудовые доходы" была статья.


Правильная статья.

В целом согласен в том, что кап.отношения доканали СССР.
#72 | 15:46 22.11.2015 | Кому: hemul
Про гречку и прочие макароны вообще никогда никаких проблем не было.
По молочке: так как я был назначен эксклюзивным поставщиком молока в семью, то в мои обязанности входило к трём часам быть как штык у дверей магазина для заправки трёхлитрового бидона. К этому времени с совхоза развозили молоко по магазинам. Хватало не всем, но коровы доятся ежедневно и придя во время и выстояв очередь молоко обязательно купишь. Сметана, творог и сливочное масло были, но не всегда, то есть опять же ограничение по производственным мощностям и удоям в конкретное время года.
Жарить на растительном масле было признаком бедности, ну, или нехваткой финансов в данное время.
#73 | 15:51 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Рабочий мог зарабатывать больше директора предприятия, на котором работал.

так это полная глупость была: именно потому, что директора ворочали миллионами, а получали копейки, они и начинали мухлевать.
и что-то я не видел ни одного рабочего, который бы жил лучше директора камаза.
#74 | 15:52 22.11.2015 | Кому: Всем
Мурманская область. Конец 80-х.
Хлеб - нужно занимать очередь в 6 утра, чтобы гарантированно хватило две буханки после открытия магазина в 8 утра. Выдавали по две в руки.
Молоко - по две бутылки, только в обмен на пустую тару. Разбил или потерял - твои проблемы.
Мясо, рыба, мука, крупа, мыло, стиральный порошок, сахар, соль, школьные тетради, алкоголь, колбаса, чай, сыр, масло, яйца - всё по талонам.
Без талонов - пионерские галстуки и пиздюли.
#75 | 15:56 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> В целом согласен в том, что кап.отношения доканали СССР.

Разве дефицит, блат, очереди, плохое распределение, спецраспределители и т.п. - признаки капиталистических отношений?
#76 | 15:57 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Правильная статья.

Лакмусовый такой комментарий. )))
#77 | 15:58 22.11.2015 | Кому: Всем
"Длинная, зеленая, колбасой пахнет. Что это?
Ответ: Электричка из Москвы"(с)
Народное творчество тех лет.
#78 | 16:04 22.11.2015 | Кому: Otger
Это где так в Мурманской области? Что-то в Мурманске такой степени ужоса не видел, а не преувеличиваете ли вы чуток, камрад?
#79 | 16:04 22.11.2015 | Кому: zampolit
Идёт дефицит в дефиците, несёт дефицит в дефиците.
Дворник в дублёнке, несёт колбасу, завёрнутую в туалетную бумагу.

Не помню, откуда.
#80 | 16:11 22.11.2015 | Кому: Всем
В конце 80-х у нас под новосибирском-на полках магазинов самообслуживания были:банки с березовым соком и консервированные ЗЕЛЕНЫЕ помидоры.и куклы сидели.и бабульки на подоконниках сидели и ждали-когда чего-нибудь выкинут.за тортами,майонезом,сервелатом,горошком-ездили в Академгородок-ученые снабжались гораздо жирнее.отец-хирургом был,в магазины заходил всегда с черного хода и с рюкзаком-если кто спросит,за картошкой ходил))обувь зарубежную можно было купить только на базаре с рук.или по распределению на заводах давали
#81 | 16:14 22.11.2015 | Кому: Yep
> так это полная глупость была: именно потому, что директора ворочали миллионами, а получали копейки, они и начинали мухлевать.

Утверждают, что разбалансирование советской экономики произошло после реформ Хрущёва-Либермана, известных как косыгинские, когда мерой эффективности предприятий вместо снижения себестоимости начали использоваться кап.показатели прибыли и учитываться капитализация передприятий. Помимо прочего, это давало массу возможностей для злоупотреблений.

> что-то я не видел ни одного рабочего, который бы жил лучше директора камаза.


Не видел, но о рабочих, получающих больше директора слышал.
#82 | 16:14 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Разве дефицит, блат, очереди, плохое распределение, спецраспределители и т.п. - признаки капиталистических отношений?

Речь шла о спекуляции.
#83 | 16:15 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Лакмусовый такой комментарий. )))

Ты за нетрудовые доходы?
#84 | 16:17 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> Идёт дефицит в дефиците, несёт дефицит в дефиците.
> Дворник в дублёнке, несёт колбасу, завёрнутую в туалетную бумагу.
>
> Не помню, откуда.

Ща нам расскажут, что это все коварные враги придумали. На самом то деле перловка и маслы были, херали жаловаться!
Malganus
надзор »
#85 | 16:18 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
>
> Разве дефицит, блат, очереди, плохое распределение, спецраспределители и т.п. - признаки капиталистических отношений?

Да. Когда вводили хозрасчет, самоокупаемость и прочую конверсию, стали производить то, что наиболее выгодно, а не то, что наиболее необходимо.
#86 | 16:20 22.11.2015 | Кому: Всем
Дмитрий Юрьевич про недостатки социализма в СССР (недостатки в части потребления):

[censored]
Malganus
надзор »
#87 | 16:20 22.11.2015 | Кому: Lady_Alia
> [подписывается на комментарии, достает попкорн]

ГМО кукуруза, пальмовое масло, усилители вкуса. Не бережешь ты себя, камрадесса!
#88 | 16:20 22.11.2015 | Кому: Зри в корень
> Это где так в Мурманской области? Что-то в Мурманске такой степени ужоса не видел, а не преувеличиваете ли вы чуток, камрад

В самом Мурманске, надо полагать, было полегче. А вот поюжнее...
#89 | 16:22 22.11.2015 | Кому: Malganus
> стали производить то, что наиболее выгодно, а не то, что наиболее необходимо.

"Наиболее выгодно" - это то, что можно быстро продать, т.е. то, что пользуется спросом у покупателей? Или что-то другое?

Что значит "наиболее необходимо"? Кому необходимо?
Malganus
надзор »
#90 | 16:23 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Или что-то другое?

Что-то другое. То, что при меньшей себестоимости приносит большую прибыль на единицу продукции.

Примитивно говоря, если десять детских колясок приносят столько же прибыли, сколько два спортивных велосипеда, то нахуя производить коляски. Если в дефиците и то и другое.
#91 | 16:24 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Ты за нетрудовые доходы?

в СССР к нетрудовым доходам подтягивали многое. могли даже шабашку подтянуть.
#92 | 16:25 22.11.2015 | Кому: jf-3k
> Ты за нетрудовые доходы?

А если я починил телевизор, поставил сруб, сложил печку, подтянул оболтуса по математике и так далее, это как, трудовые или нетрудовые доходы?
#93 | 16:25 22.11.2015 | Кому: Malganus
> Что-то другое. То, что при меньшей себестоимости приносит большую прибыль на единицу продукции.

Разве не ставились плановые задания, что и в каком объеме производить?
#94 | 16:26 22.11.2015 | Кому: Malganus
> ГМО кукуруза

Кукуруза не бывает не ГМО. Как и почти всё остальное.
#95 | 16:27 22.11.2015 | Кому: zampolit
> Ща нам расскажут, что это все коварные враги придумали.

В Лэнгли насрали.

> На самом то деле перловка и маслы были, херали жаловаться!


Жопашники жы!!
#96 | 16:27 22.11.2015 | Кому: Всем
До Горбачева - не было! Финский сервелат и американские джинсы это не товары первой необходимости.
mik16
интеллектуал »
#97 | 16:27 22.11.2015 | Кому: zampolit
> Вспомните фильм "блондинка за углом" с Миронов, так вот фильм в сценах из магазина, на мой взгляд просто документальный.
Malganus
надзор »
#98 | 16:28 22.11.2015 | Кому: AndroidSav1
> Разве не ставились плановые задания, что и в каком объеме производить?

До поры, до времени экономика была плановой. При Горбатом, ЕМНИП, всё пошло вразнос. Предприятиям поставили задачу переходить на самоокупаемость, отсюда весь этот горький катаклизм.
#99 | 16:30 22.11.2015 | Кому: maksim1968
> А если я починил телевизор, поставил сруб, сложил печку, подтянул оболтуса по математике и так далее, это как, трудовые или нетрудовые доходы?

Нетрудовые доходы - доходы, полученные не трудом.
#100 | 16:31 22.11.2015 | Кому: Malganus
> До поры, до времени экономика была плановой. При Горбатом, ЕМНИП, всё пошло вразнос.

Дефицит, блат, очереди, плохое распределение, спецраспределители и т.п. - всё это было и до Горбачёва.
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы писать комментарии.